Надзорные функции прокуратуры
и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная
деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества,
урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры
проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов
отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных
интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда,
когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника,
он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за
тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).
2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность – сравнительно новое направление в работе
органов прокуратуры. При принятии Закон РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации» 13 марта 1992 г. появилась необходимая
правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятельности
государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона
был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому
одним из направлений прокурорского надзора стал надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие.
Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-
розыскной деятельности (ОРД) предполагает, прежде всего, знание прокурорами
ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-
розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года определяет ее как вид
деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями
государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их
компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств
(статья 1 Закона).
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и
установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и
суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести
пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации (статья 2 Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности»).
Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-
розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. предусматривает, что «результаты
оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по
уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального
законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание,
проверку и оценку доказательств» (ч.2 ст.11). В отличие от ранее
действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г.,
согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности
рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (статья69 УПК
РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной
деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после
соответствующего их процессуального оформления.
Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов
и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При
этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по
всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечении
конспирации этой деятельности.
В Законе предусмотрены меры социальной и правовой защиты
должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность. Этим лицам предоставляется полная процессуальная
самостоятельность, независимость от каких-либо государственных органов и
должностных лиц. Они обязаны руководствоваться только законом и
ведомственными актами (статья 15 Закона).
В Целях соблюдения установленного Законом порядка производства
оперативно-розыскных мероприятий определены формы контроля и надзора за
этой деятельностью. Сюда относится, прежде всего, парламентский контроль,
осуществляемый соответствующими комитетами, а также контроль ведомственного
характера. На Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров
возложен надзор за соблюдением законности в этой деятельности.
При осуществлении или организации надзора прокуроры исходят из
того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод
человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий,
установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих
законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность. Сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в
предмет прокурорского надзора не входят. Решения, носящие тактический
характер (об очередности проведения оперативно-розыскных мероприятий, о
применении тех или иных специальных технических средств, круге участников и
т.д.), также не относятся к предмету прокурорского надзора в сфере
оперативно-розыскной деятельности.
Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»
позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит
законность следующих решений:
о заведении и прекращении дела оперативного учета (статья 10);
о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных
мероприятий (статьи 8, 9, 15);
о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу
дознания, следователю или в суд (статья 11);
об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проведенных на основании судебного решения (статья 5);
о рассекречивании сведений об использованных или используемых при
проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,
методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения
оперативно-розыскных мероприятий (статья 12).
Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных
мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществляется:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием
положительных результатов при розыске:
обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц,
совершивших преступления;
без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании:
на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным
делам находящимся в их производстве:
на указания прокурора
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере
деятельности.
При оперативно-розыскной деятельности ставится цель установить
неизвестных следствию лиц, совершивших преступление, а также выяснить
обстоятельства содеянного, при розыскной же деятельности речь идет об
установлении местонахождения лица, совершившего преступление. Производство
розыскных действий — прерогатива как органов дознания (статья 118 УПК), так
и органов расследования (статья 196 УПК). Лицо, производящее дознание, как
и следователь, обязано принять все зависящие от него меры к установлению
местонахождения преступника. В этих целях органы дознания и следователи
располагают целым арсеналом процессуальных средств, которые должны в полной
мере использовать. И только тогда, когда они не достигнут поставленной
цели, они вправе дать соответствующие поручения оперативно-розыскной
службе.
Следователи не могут принять на себя обязанности по производству
оперативно-розыскной деятельности, так как они не обладают необходимыми для
этого профессиональными знаниями и практическими навыками, они не
располагают технико-криминалистическими средствами, необходимыми для
проведения оперативных мероприятий.
Уполномоченные прокуроры могут требовать у руководителей
органов, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность, подлинные
оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел
оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и
их учета.
В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в
зависимости от обстоятельств это может быть рассмотрено как невыполнение
требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности.
Прокурор в этом случае при наличии оснований принимает меры для привлечения
к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.
При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите
конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении, проверок по
другим-основаниям уполномоченные прокуроры используют определенные законом
методы прокурорского надзора:
а) знакомятся с документами, содержащими сведения об основаниях,
порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
б) дают письменные указания об осуществлении по уголовным делам
оперативно-розыскных мероприятие расширении их комплекса либо требовать их
прекращения;
в) отменяют необоснованные постановления органа дознания
(следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п.
6 статьи 108 УПК РСФСР из основании оперативно-розыскных материалов;
г) направляют в суд жалобы, проверка которые относится к
исключительной компетенции судей;
д) требуют письменные объяснения от должностных лиц,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения
закона при проведения оперативно-розыскных мероприятий,
е) опротестовывают противоречащие закону приказы и указания
руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
ж) вносят представления по поводу выявленных нарушений закона
должностными лицами этих органов и требуют от руководителей отстранения их
от дальнейшего ведения оперативных разработок.
При обнаружении признаков преступления проверку проводят в
соответствии с требованиями статьи 109 УПК РФ.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995
года строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон не только
определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет
систему гарантий законности при ее осуществлении. Эта деятельность
осуществляется как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью
защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности
общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии с приказом Генерального прокурора №48 от 9
августа 1996г. “Об организации надзора за исполнением федерального закона
“Об оперативно-розыскной деятельности в РФ” руководители органов
прокуратуры должны создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения
сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных
документах. Например, при осуществлении надзора сведения о внедренных в
организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а
также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной
основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за
исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
При проведении проверок уполномоченные прокуроры обращать
внимание прежде всего:
а) на законность принимаемых решений о производстве или
прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-
розыскной деятельности;
б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и
задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость
применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб
жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у
лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для
проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение
которых разрешение дано судом;
г) на соблюдение установленных законодательством условий и
порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения
граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе
доверительных отношений.
Уполномоченные прокуроры, используют предоставленные им
полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и
юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать
своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при
наличии оснований привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке
проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующее уголовно-
процессуальное законодательство, а также проектов законов об организации
оперативно-розыскных мероприятий в системе органов общественной
безопасности РФ. Обоснованную обеспокоенность широкой общественности
вызывает стремление этих органов придать «законную» форму произволу и
всевластию органов общественной безопасности при полном отсутствии каких-
либо действенных механизмов контроля.
Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности, органы дознания должны следить за тем, чтобы эта деятельность
не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и
законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае осуществления такой
деятельности за пределами уголовного судопроизводства, прокурору необходимо
внести представление руководителю соответствующих органов внутренних дел с
предложением осуществления оперативно-розыскной деятельности в рамках
закона.
В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений
оперативно-розыскные действия могут выполнятся на протяжении всего
уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем
процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о
результатах и ходе их проведения.
На практике возникает вопрос о возможности следователя
знакомиться, и в каких пределах, с материалами оперативно-розыскной
деятельности. Некоторые следователи отвергают эту возможность, ссылаясь на
то, что это может оказать влияние на формирование у следователя
обвинительного уклона, что он впоследствии материалы и весь ход
расследования будет «подгонять» под результаты оперативно-розыскной
деятельности. Поэтому, утверждают сторонники этой позиции, следователь
должен знать только результаты оперативно-розыскной деятельности.
Было бы неправильным отвергать эту позицию. Когда следователь
знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности в полном объеме,
он вольно или невольно подпадает под их влияние и при расследовании
преступления идет в «фарватере» их результатов и выводов. Не случайно
некоторые сотрудники оперативно-розыскной службы специально предоставляют
следователям эти материалы. Такие факты установлены в Краснодарском крае,
Витебской, Иркутской областях, когда органы дознания фальсифицировали
уголовные дела, привлекая к ответственности лиц, невиновных в совершении
преступлений.[4]
Необходимо отметить, что ни Закон от 12 августа 1995 г., ни
ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел не определяют и не
предопределяют порядка использования следователем материалов и выводов, к
которым пришли оперативно-розыскные органы. Это, возможно, сделано
правильно. Надо иметь объективное критическое отношение к материалам
оперативно-розыскной деятельности, чтобы непредвзято оценить как сами
материалы, так и выводы (результаты) проведенных оперативно-розыскных
мероприятий.
Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные
акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами
оперативно-розыскной деятельности, это — прерогатива прокурора и только
прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее
нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь
следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-
розыскной деятельности.
За последние годы, когда организованная преступность приобрела
неимоверно широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы
включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных
преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад.
Их деятельность постоянно, на всех этапах раскрытия и расследования
преступления связана с выполнением следователем различного рода
процессуальных действий. Вольно или невольно деятельность оперативно-
розыскной службы слипается с выполнением следователем различного рода
процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые
положительные результаты.
Особое внимание при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности необходимо придавать сохранению тайны источника получаемой
информации, а также технических средств установления различного рода
обстоятельств. Применяя способы негласного, характера, оперативный работник
стремится сохранить в тайне сведения об источнике получаемой им информации
и тактических средствах применения для их получения.
Закон об оперативно–розыскной деятельности предусматривает
перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди
них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание
прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных
организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой
помощи) и некоторые другие.
Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются
уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за
исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности
определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об
Страницы: 1, 2, 3, 4
|