рефераты скачать

МЕНЮ


Надзорные функции прокуратуры

и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная

деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества,

урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры

проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов

отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных

интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда,

когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника,

он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за

тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).

2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность – сравнительно новое направление в работе

органов прокуратуры. При принятии Закон РФ «Об оперативно-розыскной

деятельности в Российской Федерации» 13 марта 1992 г. появилась необходимая

правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятельности

государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона

был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому

одним из направлений прокурорского надзора стал надзор за исполнением

законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,

дознание и предварительное следствие.

Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-

розыскной деятельности (ОРД) предполагает, прежде всего, знание прокурорами

ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года определяет ее как вид

деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями

государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их

компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях

защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,

обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств

(статья 1 Закона).

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление,

предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и

установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и

суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести

пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации (статья 2 Закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»).

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-

розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон «Об

оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. предусматривает, что «результаты

оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по

уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального

законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание,

проверку и оценку доказательств» (ч.2 ст.11). В отличие от ранее

действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г.,

согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности

рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (статья69 УПК

РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной

деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после

соответствующего их процессуального оформления.

Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов

и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При

этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по

всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечении

конспирации этой деятельности.

В Законе предусмотрены меры социальной и правовой защиты

должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность. Этим лицам предоставляется полная процессуальная

самостоятельность, независимость от каких-либо государственных органов и

должностных лиц. Они обязаны руководствоваться только законом и

ведомственными актами (статья 15 Закона).

В Целях соблюдения установленного Законом порядка производства

оперативно-розыскных мероприятий определены формы контроля и надзора за

этой деятельностью. Сюда относится, прежде всего, парламентский контроль,

осуществляемый соответствующими комитетами, а также контроль ведомственного

характера. На Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров

возложен надзор за соблюдением законности в этой деятельности.

При осуществлении или организации надзора прокуроры исходят из

того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод

человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий,

установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих

законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность. Сведения об организации, о тактике,

методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в

предмет прокурорского надзора не входят. Решения, носящие тактический

характер (об очередности проведения оперативно-розыскных мероприятий, о

применении тех или иных специальных технических средств, круге участников и

т.д.), также не относятся к предмету прокурорского надзора в сфере

оперативно-розыскной деятельности.

Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит

законность следующих решений:

о заведении и прекращении дела оперативного учета (статья 10);

о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных

мероприятий (статьи 8, 9, 15);

о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу

дознания, следователю или в суд (статья 11);

об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных

мероприятий, проведенных на основании судебного решения (статья 5);

о рассекречивании сведений об использованных или используемых при

проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,

методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,

внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных

сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие

на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения

оперативно-розыскных мероприятий (статья 12).

Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных

мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществляется:

а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием

положительных результатов при розыске:

обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц,

совершивших преступления;

без вести пропавших;

б) по информации о ненадлежащем реагировании:

на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным

делам находящимся в их производстве:

на указания прокурора

в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере

деятельности.

При оперативно-розыскной деятельности ставится цель установить

неизвестных следствию лиц, совершивших преступление, а также выяснить

обстоятельства содеянного, при розыскной же деятельности речь идет об

установлении местонахождения лица, совершившего преступление. Производство

розыскных действий — прерогатива как органов дознания (статья 118 УПК), так

и органов расследования (статья 196 УПК). Лицо, производящее дознание, как

и следователь, обязано принять все зависящие от него меры к установлению

местонахождения преступника. В этих целях органы дознания и следователи

располагают целым арсеналом процессуальных средств, которые должны в полной

мере использовать. И только тогда, когда они не достигнут поставленной

цели, они вправе дать соответствующие поручения оперативно-розыскной

службе.

Следователи не могут принять на себя обязанности по производству

оперативно-розыскной деятельности, так как они не обладают необходимыми для

этого профессиональными знаниями и практическими навыками, они не

располагают технико-криминалистическими средствами, необходимыми для

проведения оперативных мероприятий.

Уполномоченные прокуроры могут требовать у руководителей

органов, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность, подлинные

оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел

оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и

их учета.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в

зависимости от обстоятельств это может быть рассмотрено как невыполнение

требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности.

Прокурор в этом случае при наличии оснований принимает меры для привлечения

к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите

конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении, проверок по

другим-основаниям уполномоченные прокуроры используют определенные законом

методы прокурорского надзора:

а) знакомятся с документами, содержащими сведения об основаниях,

порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

б) дают письменные указания об осуществлении по уголовным делам

оперативно-розыскных мероприятие расширении их комплекса либо требовать их

прекращения;

в) отменяют необоснованные постановления органа дознания

(следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п.

6 статьи 108 УПК РСФСР из основании оперативно-розыскных материалов;

г) направляют в суд жалобы, проверка которые относится к

исключительной компетенции судей;

д) требуют письменные объяснения от должностных лиц,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения

закона при проведения оперативно-розыскных мероприятий,

е) опротестовывают противоречащие закону приказы и указания

руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ж) вносят представления по поводу выявленных нарушений закона

должностными лицами этих органов и требуют от руководителей отстранения их

от дальнейшего ведения оперативных разработок.

При обнаружении признаков преступления проверку проводят в

соответствии с требованиями статьи 109 УПК РФ.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995

года строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон не только

определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет

систему гарантий законности при ее осуществлении. Эта деятельность

осуществляется как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью

защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии с приказом Генерального прокурора №48 от 9

августа 1996г. “Об организации надзора за исполнением федерального закона

“Об оперативно-розыскной деятельности в РФ” руководители органов

прокуратуры должны создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения

сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных

документах. Например, при осуществлении надзора сведения о внедренных в

организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а

также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной

основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за

исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

При проведении проверок уполномоченные прокуроры обращать

внимание прежде всего:

а) на законность принимаемых решений о производстве или

прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-

розыскной деятельности;

б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и

задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость

применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб

жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у

лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для

проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение

которых разрешение дано судом;

г) на соблюдение установленных законодательством условий и

порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения

граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе

доверительных отношений.

Уполномоченные прокуроры, используют предоставленные им

полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и

юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать

своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при

наличии оснований привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

В настоящее время проводится активная работа по подготовке

проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующее уголовно-

процессуальное законодательство, а также проектов законов об организации

оперативно-розыскных мероприятий в системе органов общественной

безопасности РФ. Обоснованную обеспокоенность широкой общественности

вызывает стремление этих органов придать «законную» форму произволу и

всевластию органов общественной безопасности при полном отсутствии каких-

либо действенных механизмов контроля.

Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной

деятельности, органы дознания должны следить за тем, чтобы эта деятельность

не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и

законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае осуществления такой

деятельности за пределами уголовного судопроизводства, прокурору необходимо

внести представление руководителю соответствующих органов внутренних дел с

предложением осуществления оперативно-розыскной деятельности в рамках

закона.

В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений

оперативно-розыскные действия могут выполнятся на протяжении всего

уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем

процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о

результатах и ходе их проведения.

На практике возникает вопрос о возможности следователя

знакомиться, и в каких пределах, с материалами оперативно-розыскной

деятельности. Некоторые следователи отвергают эту возможность, ссылаясь на

то, что это может оказать влияние на формирование у следователя

обвинительного уклона, что он впоследствии материалы и весь ход

расследования будет «подгонять» под результаты оперативно-розыскной

деятельности. Поэтому, утверждают сторонники этой позиции, следователь

должен знать только результаты оперативно-розыскной деятельности.

Было бы неправильным отвергать эту позицию. Когда следователь

знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности в полном объеме,

он вольно или невольно подпадает под их влияние и при расследовании

преступления идет в «фарватере» их результатов и выводов. Не случайно

некоторые сотрудники оперативно-розыскной службы специально предоставляют

следователям эти материалы. Такие факты установлены в Краснодарском крае,

Витебской, Иркутской областях, когда органы дознания фальсифицировали

уголовные дела, привлекая к ответственности лиц, невиновных в совершении

преступлений.[4]

Необходимо отметить, что ни Закон от 12 августа 1995 г., ни

ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел не определяют и не

предопределяют порядка использования следователем материалов и выводов, к

которым пришли оперативно-розыскные органы. Это, возможно, сделано

правильно. Надо иметь объективное критическое отношение к материалам

оперативно-розыскной деятельности, чтобы непредвзято оценить как сами

материалы, так и выводы (результаты) проведенных оперативно-розыскных

мероприятий.

Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные

акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами

оперативно-розыскной деятельности, это — прерогатива прокурора и только

прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее

нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь

следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-

розыскной деятельности.

За последние годы, когда организованная преступность приобрела

неимоверно широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы

включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных

преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад.

Их деятельность постоянно, на всех этапах раскрытия и расследования

преступления связана с выполнением следователем различного рода

процессуальных действий. Вольно или невольно деятельность оперативно-

розыскной службы слипается с выполнением следователем различного рода

процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые

положительные результаты.

Особое внимание при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности необходимо придавать сохранению тайны источника получаемой

информации, а также технических средств установления различного рода

обстоятельств. Применяя способы негласного, характера, оперативный работник

стремится сохранить в тайне сведения об источнике получаемой им информации

и тактических средствах применения для их получения.

Закон об оперативно–розыскной деятельности предусматривает

перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди

них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание

прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных

организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой

помощи) и некоторые другие.

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются

уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за

исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности

определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.