Контрольная работа
и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, дает
разъяснения по вопросам судебной практики;
7. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности;
8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в
арбитражных судах;
9. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности
арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному,
материально-техническому и иным видам обеспечения;
10. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из
международных договоров РФ;
11. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией
РФ, Федеральным конституционным законом и другими федеральными
конституционными законами.
Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной
инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности
арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд
РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской
Федерации.
Основные принципы и функции права
Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права,
определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойства
права, отражающие закономерности общественного развития, потребности
данного общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных
нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятым
является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и
отраслевые. Основными (общими) принципами права являются:
1. Принцип социальной справедливости. Справедливость как многогранная,
многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах
общественной жизни. Особенность юридической справедливости
заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий,
формально-определенный характер, зачастую связана с государственным
принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости,
служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты.
Принцип справедливости имеет нормативно-оценочных характер, заложен
в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и
обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.
Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное,
предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить
справедливость в регулируемые ими общественные отношения.
Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость».
Устранение несправедливости – одно из средств утверждения
справедливости. Опережение возникновения несправедливости –
важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же
должна быть направлена деятельность государства.
2. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и
одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-
правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от
понятия равенства. Последнее является материальной основой
равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие,
поскольку не все элементы социального равенства получают
закрепление в праве. Равенство всех перед законом закреплено в
Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип
равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и
гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.
3. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые
гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед
обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то
обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в
одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле,
что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом
некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а
у другой все обязанности, то целое распалось бы».
4. Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему
воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности,
ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую
систему демократического общества, законодательство,
правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип
гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью».
Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих
мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и
действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя
защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и
стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве,
где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все
отрасли права – административное, финансовое, трудовое, гражданское
и др.
5. Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма
проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и
принуждение – методы государственного руководства обществом.
Главная задача демократического правового государства состоит в
установлении их разумного сочетания.
Основным, главным методом руководства обществом является
убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным
выражением выступают сами нормы. К важным формам убеждения
относится также правовоспитательная работа, обсуждение
законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует
управления, которое обеспечивается различными средствами, включая
принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом
государственного управления, применяемым после убеждения.
Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко
зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое
явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения,
восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение,
юридическую ответственность, санкции и т.д.
6. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. «Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее
многонациональный народ». Как многоаспектная категория, данный
принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не
только через государственные, то и через правовые институты: права,
обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.
Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они
тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственны
всей системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, в
зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов и
методов регулирования.
В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне
взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный
правовой институт, и конкретные направления правового регулирования
(воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, как
правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его
компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими
в общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции
права, адаптируя правовую систему к новым условиям.
Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:
1. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и
мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует
духовные ценности и достижения народа, человечества: права
человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные)
устои общества, социальную справедливость.
2. Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно
связанного с иными нормативными системами общества – традиционной
(обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает
воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через
отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения,
осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в
целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.
3. Функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает
воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве
средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с
другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных
действий) того или иного поведения.
4. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным
источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических
лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права –
формировать социально полезную, положительную направленность
субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источники –
законы, постановления, указы и т.д. – люди получают информацию о
социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им
достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.
Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции –
направления правового воздействия на общественные отношения, где право
реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,
юридические средства. Существуют две основные юридические функции права:
1. Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном назначении
права – регулировать общественные отношения:
1. фиксировать субъективный состав правовых отношений;
2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов),
с которыми нормы права связывают наступление тех или иных
юридических последствий;
3. формировать права и обязанности участников (субъектов)
правоотношений.
В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие
(дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта
функция права реализуется через две свои разновидности:
1. регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые
нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или
иных социальных процессов;
2. регулятивную статическую – реализует ту часть социального
назначения права, которая заключается в закреплении тех или
иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и
неизменности социально-правовых ценностей.
2. Охранительная. Ее содержание заключается в правовом воздействии,
направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих
наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и
государственно-политические сферы деятельности людей и
соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для
человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и
экономического благополучия. В основе охранительной функции права
находится главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание
охранительной функции права включает установление санкций и
составов деяний, образующих основания для юридической
ответственности.
Систематизация нормативно-правовых актов
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая
характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,
специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя
правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного
самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта
правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты общественных объединений (кооперативных,
акционерных, профессиональных и т.п.);
- совместные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
- общефедеральные;
- акты субъектов Федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения).
В зависимости от срока действия различают:
- акты неопределенно длительного действия;
- временные акты.
В зависимости от юридической силы делятся на:
- законы – это принятые в особом порядке акты законодательных
органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на
регулирование наиболее важных общественных отношений;
- подзаконные акты.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их
ведущие положение определяется следующими основными признаками:
1. Законы принимаются только законодательными (представительными)
органами государственной власти или народом в порядке референдума.
2. Законы обладают высшей юридической силой, означающей, что
содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно
противоречить законам[1]: никто не вправе отменить закон, кроме
органа, который его издал.
3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них
закрепляется общественный и государственный строй, компетенция
центральных звеньев государственного механизма, основные права и
свободы граждан и т.д.
4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные
акты, в основном, призваны детализировать и конкретизировать
нормативные установления законов.
5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленной
особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта
правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости
в системе действующего законодательства, различают:
1. Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного и
государственного строя, служат юридической базой для текущего
законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в
нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее
содержание.
2. Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение
конституционных законов, составляют текущее законодательство и
регулируют различные стороны экономической, политической и
культурной жизни страны. Особой разновидностью этих законов
являются:
1. Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся юридически
цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким
уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно
регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким
законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по
различным отраслям законодательства.
2. Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех или
иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными,
экологическими, социальными и иными причинами. Носят временный
характер.
Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации
связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам,
но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В
зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно
классифицировать на:
- указы в границах собственных полномочий;
- указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении
военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на
должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
По юридической значимости указы делятся на:
1. Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и регулирующие
разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный
характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах,
выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в
конкретной сфере общественных отношений.
2. Правоприменительные указы – указы, носящие индивидуально-разовый
характер и принимающиеся по конкретным вопросам управления (о
назначении на должность, о присвоении звания и т.д.)
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по
оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих
комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их
отличие от ненормативных указов условно и может рассматриваться
применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты
в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты
российского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует
базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы,
расчитанные на длительный период действия. Принимаемые ими акты:
1. Оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и
государственной жизни.
2. Устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов
исполнительной власти, предприятий и учреждений.
3. Вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых
актов.
В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для
осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:
1. постановления, как правило, нормативны и общеобязательны,
разрабатываются и принимаются коллегиально;
2. распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов,
принимаются и подписываются Председателем или заместителем
Страницы: 1, 2, 3
|