Конституционный суд
Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по
уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а
также выполняет свои обязанности, возложенные на него
Конституционным Судом..
Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет
судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное
руководство работой аппарата Суда, организационно
обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда.
14
Судья-секретарь наряду с выполнением обязанностей судьи осуществляет
непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно
обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;
организует ведение протокола в заседаниях Конституционного Суда;
подписывает протоколы заседаний и решения Конституционного Суда в
удостоверении их верности; организует направление решений, посланий,
представлений Конституционного Суда соответствующим государственным и
общественным органам, а так же предприятиям, учреждениям и организациям,
должностным лицам и гражданам, производит действия, необходимые для
исполнения принятых Конституционным Судом решения; организует
информационное обеспечение судей Конституционного Суда; осуществляет другие
полномочия в соответствии с Законом и Регламентом Конституционного Суда
Российской Федерации.
3.Решения Конституционного Суда РФ:виды, содержание, форма и юридическое
значение.
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты
Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.[13]
Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на
два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в
которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам)
разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого
разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях
констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие
отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к
организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.
Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о
соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в
ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же
органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с
необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по
этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями
Конституционного Суда РФ.
В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения
установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной
измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется
документом, которому дано другое название - заключение Конституционного
Суда РФ.
Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила.
Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных
или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие
участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть
допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие
протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении
того решения, которое должно быть принято, представляется возможность
выступать неограниченное количество раз и без ограничения продолжительности
выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей.
Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в
голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или
уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то
может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое
мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае
когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с
какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право
изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть
опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или
заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том
числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.
Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании.
Оглашению он не подлежит.
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в
открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его
подписания.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и
содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком
документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о
месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и
поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность
которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве
обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при
необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки
на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами,
итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем
чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли
бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.[14]
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и
вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение
Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения
другими органами или должностными лицами.[15]
В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда
"обязательны на всей территории РФ для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений
Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других.
Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные
противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные
договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд
либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт,
признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и
должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая
юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79
Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного
Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена
повторным принятием этого же акта.
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому
заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный
Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком
преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и
к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса
на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение
Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о
несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается
отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше
вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение
обвинительного процесса.
Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным
с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного
проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких
вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда,
его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей
подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании
палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении
судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о
наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.
Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного
Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их
излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по
некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое
определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это
требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается
толкование ранее принятого им решения.[16]
Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного
Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его
решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон
1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном
Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение,
либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет
ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии
закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности
специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране:
Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России
образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и
остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения.
Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного
судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные
нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений
Конституционного Суда, в текст самой Конституции России. [17]
Задача 1
Следователь должностное лицо, ведущее предварительное следствие. Его
функция – расследование уголовных дел с соблюдением требования
всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела,
выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а
также смягчающих его ответственность.
Согласно ст. 59 и 64 УПК РСФСР отвод следователя производящего дознание
предусмотрен в следующих случаях :
1. если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским
ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в
качестве эксперта, специалиста, переводчика, защитника, законного
представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского
истца или гражданского ответчика;
2. если он является родственником потерпевшего, гражданского истца,
гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого
или его законного представителя, родственником обвинителя, защитника;
3. если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что
следователь, лично, прямо или косвенно, заинтересован в этом деле.
Как видно из комментируемой статьи основания мотивировки отвода
следователю Демченко здесь отсутствуют. В то же время согласно ст. 40 ч.1
п.1 и п.2 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» ( в
ред. ФЗ от 17.11.95, 10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.) следователем может
быть только граждане Российской Федерации; лица имеющие гражданство
иностранного государства не могут находиться на службе в органах и
учреждениях прокуратуры РФ. Следовательно заявленный отвод подлежит
удовлетворению в порядке ст. 130 УПК РСФСР.
Cт.40.1 Федерального Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации”
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и
следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения
прокуратуры
1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации,
имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном
учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную
аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными
качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них
служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов,
районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут
19
назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных
образовательных учреждений.
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и
находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности
государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует
исполнению им служебных обязанностей;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры,
дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником
органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них
другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,
составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей
по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких
сведений.
Ст. 48. Кадры органов военной прокуратуры
1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской
Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на
военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи
40 настоящего Федерального закона. (п. 1 в ред. Федерального закона от
10.02.99 N 31-ФЗ)
2. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его
согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть
назначены гражданские лица.
Вышеуказанные требования для следователей различных ведомств одинаковы.
Задача 2
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы
закреплены в Основах законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993г.
Статья 2 Основ законодательства РФ «О нотариате» устанавливает
требования, которые предъявляются к лицу , претендующему на должность
нотариуса.
20
В нашем конкретном случае гр. Щербаков для занятия частной нотариальной
практикой согласно ст.2 Основ законодательства «О нотариате» - должен иметь
гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, пройти
стажировку сроком не менее 1 года ( в государственной нотариальной конторе
или у нотариуса занимающегося частной практикой ), успешно сдать
квалификационный экзамен и получить лицензию дающую право заниматься
нотариальной деятельностью.
Срок стажировки установлен не мене 1 года, но для лиц, имеющих стаж по
юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть
сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты субъекта
РФ. Но и в этом случае продолжительность стажировки не может быть менее 6
месяцев. К прохождению стажировки допускаются имеющие высшее юридическое
образование граждане РФ, обладающие необходимым уровнем подготовки. Для
определения уровня подготовки проводится экзамен.
После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают
совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим
лучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или
нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок
стажировки.
Затем лицо желающее получить лицензию на право нотариальной
деятельности сдает экзамен квалификационной комиссии, которая создается
территориальным органом юстиции с участием представителей нотариальной
палаты субъекта РФ. Ее решение может быть обжаловано в апелляционной
комиссии, которая создается при Министерстве юстиции РФ совместно с
Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальными
органами юстиции гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование,
успешно прошедшему стажировку и сдавшему квалификационный экзамен. Лицо,
сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения
комиссией, подает в орган юстиции заявление с просьбой о выдаче лицензии и
документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в размере 5-
кратного размера минимальной оплаты труда. Орган юстиции в течение месяца
после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее
выдаче. Отказ в выдаче лицензии может быть принят на основании
предоставления претендентом в органы юстиции документов не соответствующих
требованиям Основ законодательства РФ о нотариате.
Из выше изложенного следует что гр. Щербаков не сможет самостоятельно
заниматься частной нотариальной практикой.
21
Список литературы..
1.Конституция РФ.М.1993 г. Комментарий.
2.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г «О Конституционном
Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994.№13.
ст.1447
3.Закон РФ от 26 июня 1992 г «О статусе судей в Российской Федерации»//
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. !((« №30
ст.1792 .1993№17 ст.606 ; Собрание законодательства 1995№ 26 ст.2399
4.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной
системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ 1997 г.№1ст1
5 Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
органов»//Собрание законодательства РФ 1995 г. №17 ст.1455
6. Основы законодательства РФ «О нотариате». 11 февраля 1993 г.// Ведомости
Верховного Совета РФ 1993 г.№ 10ст.357.
7.Шейнин Х. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов
судебной власти// Российская юстиция 1995 г.№3
8.Овсепян Ж. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской
Федерации// Рос.юстиция 1996 г.№1
право России. М., 1995.
10. Червернин В. Три вопроса к авторам первого в России Федерального
конституционного закона // Конституц. право: восточноевроп. Обозрение.-
1994.- N 2 .- С. 29-32.
11. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994
г. // Государство и право. 1995. № 7. С.3-10.
12.Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России // РАН. Ин-т
государства и права. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1995.
13. Якубовский Дмитрий Олегович. Конституционный Суд Российской Федерации
: Государственно-правовые аспекты. - М.: ХГЦ "Велес", 1994.
14. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995.
С.448-454
15.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство
БЕК, 1995. С. 158-170.
16.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и
иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 1994. С. 115-116.
17..Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации//
Государство и право. 1996. N 1. С.41-42.
18.. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы//
Государство и право. 1994. N 1. С.133.
19. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской
Федерации: проблемы организации и деятельности //Государство и право. 1995.
N 9. С.126.
20.Федеральный закон РФ « О прокуратуре Российской Федерации» в ред ФЗ.от
17.11.95.,10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.г.
21.Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Комментарий М.//Спарк1996г.
22. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. « О мерах по
совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ»
№ 1422
-----------------------
[1] Государственное (конституционное) право. Справочник. Под ред.
В.И.Лафитского. - М., Юристъ. 1995 г. 1
[2] Закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР». М., «Юр.лит-ра»,
1989 г.
[3] Сакалавичюс Д. Бой выигран. Но выиграна ли война?: Конституционный суд
в очередной раз отменил прописку. Но Лужков сдаваться не намерен // Новое
время.- 1996.- N 16
[4] Закон РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1991, N 30, ст.1017)
[5] Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ,
касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке
конституционности КПСС и КП РСФСР / Конституцион. суд РФ. - М.: Спарк ,
1996
2
[6] Белкин А.А. Дело о президентском обращении к народу 20 марта 1993
года // Изв. вузов. Правоведение.- 1994.- N 3
[7] Указ Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от
07.10.1993 г N 1612 (Российская газета от 09.10.93)
[8] Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О
Конституционном Суде Российской Федерации» №1-фкз от 21.07.1994 г.
(Российская газета N 138-139, 23.07.94)
3
[9] Конституционный суд и международные договоры России. К вопросу о
конституционности международных договоров Российской Федерации. А.Н.
Талалаев. (Государство и право N 3, 1996 год)
4
[10] Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов
Российской Федерации . - М.: Дело, 1994.
[11] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993
г. 5
[12] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российскойц Федерации 1994
г.//Государство и право. 1995. №7. С.3-4.
9
[13] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 71
15
[14] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство
БЕК, 1995. С. 170 –174 16
[15] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 79
17
[16] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство
БЕК, 1995. С. 174.
[17] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации
1994г.// Государство и право. 1995. N 7. С. 10
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?
18
Страницы: 1, 2, 3
|