рефераты скачать

МЕНЮ


История развития прокуратуры Украины

История развития прокуратуры Украины

Донецкий Национальный Университет

Экономико-правовой факультет

на тему: «История развития прокуратуры в Украине»

Студентки 1 курса группы 0601 «Е»

Зеленской Карины.

г.Донецк-2004г.

Прокуратура в свете Конституции – Основного Закона Украины. 3

От античности к Киевской Руси 4

Во времена средневековья 5

Прокуратура российской империи. 5

Прокуратура Украины в 1917-1919 годах. 7

Прокуратура УССР 9

Прокуратура УССР послевоенного времени 12

Прокуратура независимой Украины 14

ЛИТЕРАТУРА 20

Прокуратура в свете Конституции – Основного Закона Украины.

Конституция Украины определила прокуратуру Украины как единую систему.

Изложения основных положений о прокуратуре в отдельном разделе (VІІ)

Основного Закона Украины обусловлен тем, что выполнения положенных на

органы прокуратуры функций и полномочий есть самостоятельным видом

государственной деятельности. Такой вывод подтверждают также как

специфические функции и характер деятельности прокуратуры, так и принципы

их организации, единство задач этого независимого централизованного

государственного органа.

Соответственно положениям ст. 121 Конституции на прокуратуру Украины

возложено :

• поддержание государственного обвинения в суде;

• представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях,

определенных законом;

• надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-

розыскную деятельность, дознания , досудебное следствие;

• надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных

делах, а также, при применении других мероприятий принудительного

характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

В п. 9 раздела XV Переходных положений Конституции указывается, что

прокуратура продолжает выполнять соответственно действующим законам функцию

надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного

следствия - к введению в действие законов, которые регулируют деятельность

государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и к

формированию системы досудебного следствия и введения в действие законов,

которые регулируют его функционирование .

Эти же самые функции прокуратуры определяются Законом Украины "О

прокуратуре" в редакции от 12 июля 2001 г. На прокуратуру не может

возлагаться выполнения функций, не предусмотренных Конституцией Украины и

этим Законом. Это свидетельствует о смещение приоритетов деятельности

прокуратуры в пользу защиты конституционных прав и свобод человека и

гражданина.

Статьей 122 Конституции установлено, что прокуратуру Украины возглавляет

Генеральный прокурор Украины. Он назначается на должность по согласию

Верховной Рады Украины и освобождается из должности Президентом Украины.

Верховная Рада Украины может высказать недоверие Генеральному прокурору

Украины, которая имеет следствием его отставку из должности. Определен срок

полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет.

Из приведенного вытекает , что Генеральный прокурор есть наивысшим

должностным лицом в единой системе органов прокуратуры, возглавляет ее

работу. Это предусматривает прежде всего организацию и контроль за

деятельностью подчиненных прокуратур, а также ответственность перед

государством за деятельность органов прокуратуры как единой

централизованной системы.

Определенные ст. 121 Конституции Украины и Законом Украины "О прокуратуре"

функции прокуратуры Украины имеют особые назначения и задачи , поскольку их

выполнения оказывает содействие утверждению законности в государстве,

обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также

государственных интересов.

ОТ АНТИчНОСТИ К КИЕВСКОЙ РУСИ

Зарождения первичных функций прокуратуры относится к временам Древнего

Рима. За правление императора Августа важного значения приобрела

деятельность прокураторов (от лат. procurator - управляющий,

представитель), которым поручался сбор налогов, управления небольшими

провинциями; они выполняли разнообразные хозяйственные функции. Прокураторы

назначались из всадников, а также вольноотпущенн . Из императорских

вольноотпущенн и рабов комплектовались низшие чины императорской

бюрократии, которая приобрела впоследствии исключительного значения в

государстве. Император Клавдий расширил права прокураторов, они получили

право выносить судебное решение.

В давние времена началось формирование правовой системы, а с ней и

определенных функций прокуратуры, и на территории современной Украины.

На этапе развития обычного права также на равных обычаях формировалась

надзорная функция деспотичных властителей скифского государства. Нормы

права у скифов защищали жизнь, имущество, привилегии царской семьи и

родоплеменной знати. Царь устанавливал четкий порядок использования

пастбищ, ведь нему належала верховная собственность на землю. А когда

существовала надзорная функция, то конечно, существовали и надзиратели.

В VІІ-V столетиях к н.э. скифы встретились с греческими поселенцами. В

Северном Причерноморье эллины основали свои города-государства: Ольвию,

Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др. Основными источниками права в них были

законы и решения народного собрания и советов городов, постановления

коллегий, а также местные обычаи. Законодательная инициатива належала

народному собранию , советам мост, их председателям, коллегиям, а также

своеобразным представителям современных прокуроров - номофилакам (стражам

законов), которые должны были следить за оформлением законов, поведением

людей и должностных лиц и требовали от них выполнения законов. Кроме

номофилаков, существовала коллегия юридических советников, которые также

выполняли надзорные функции.

В Х ст. начало формироваться княжеское законодательство древнерусского

государства - Киевское Движение. Еще княгиня Ольга, установив нормы и

пункты сбора дани, усилила функции надзора. Она также приняла закон,

который оберегал жизни княжеских дружинников. Уставы князей Владимира

Большого и Ярослава Мудрого внесли важные нововведения в финансовое,

семейное и криминальное право. Борьба с сторонниками старых традиций,

которые не желали подчиняться новым обычаям, строгое наказание их стали

сутью надзорных полномочий большого князя. Большое значение в формировании

правовой системы имело принятия свода великокняжеских законов, который

получил название "Русская правда". Существенная роль в "Русской правде"

отводилась нормам криминального процесса и права, хотя такого деления еще

не существовало. А поскольку этот процесс належало контролировать то,

вероятно, это было очередной шагом в развития надзорной функции. В судебной

практике Киевского Движения властвовал соревновательный процесс за

активного участие сторон, которые назывались истцами. Суд выполнял функцию

посредника, хотя иногда применялись формы сыскного процесса. Главную роль

при этом отыгрывал истец, по инициативе которого начиналось

судопроизводство. Формально именно он был обвинителем. Доказательное

значение имели внешние признаки преступления, вещевые доказательства,

собственное признание, показания "видокив" и "послухов". Решения суда

объявлялось устно, а приговор выполнялся немедленно.

Во времена средневековья

Королевский прокурор (франц. procureur от лат. procuro - забочусь,

руковожу) как государственный чиновник появляется в средневековой Франции.

Во времена правления короля Филиппа ІV Красивого в 1302 г. впервые

определяется законом положение королевских прокуроров в судах. Как

полномочное государственное учреждение прокуратура складывается в конце

XVІІ ст. Прокуроры были посредниками между судами и королевской властью и

прежде всего защищали интересы короны.

Из Франции институт прокуратуры был заимствован Англией, Германией и

другими европейскими государствами, откуда должность прокурора

перекочевывает и восточнее - к Польше и России.

По свидетельству, приведенным в выданной 1999 г. в Варшаве книге Владимира

Свербигуза "Старосветское панство", 1578 г. на сейме Вещи Посполитой были

образованы особый для Украины трибунал - Луцкий. Это был Верховный суд для

Украины, его действие распространялось на Киевское, Волынское и Брацлавське

воеводства, официальным языком признавался украинский. Следующего года в

Батурине был образован Украинский трибунал, который состоял из семы

департаментов. В начале деятельности трибунала его депутаты ежегодно

избирали прокурора (инстигатора). Надзиратели частных имений передавали

прокурору детальные сведения об исках и характере правонарушений, прокурор

присматривал за действием представления исков против суда трибунала.

Должность прокурора сохранилась в Украине и в XVІІ ст. В вышеупомянутой

книге находим, что в Украинском трибунале с гетманом, генеральным писарем,

генеральным судьей и другими высшими чинами заседал и прокурор. Кстати,

прокурор назван сразу же после гетмана.

Деятельность Украинского трибунала и, в частности, прокуроров была тесно

связана с именами кошевых атаманов, гетманов украинского казачества Ивана

Подковы, Северина Наливайка, Самойла Кошки, Петра Сагайдачного, Михаила

Дорошенко и других

Прокуратура российской империи.

Происхождение русской прокуратуры датируется временами правления Петра І,

что в 1722 г. ввел французскую модель прокуратуры как контрольного органа,

который присматривал за центральными и местными административными органами

("государев глаз"). Прокурор подчинялся непосредственно императору и обязан

был осуществлять надзорные функции - присматривал за деятельностью сената и

коллегии, "чтобы не поднималась воля его величественности". Образование

прокуратуры в России тех времен было исторической закономерностью. Старания

развиваться европейским путем побудило монарха уделять определенное

внимание законотворчеству, прежде всего в сфере государственного

управления. В то же время взяточничество и алчность при установлении нового

порядка правления в стране не только не уменьшились, но наоборот -

распространились снизу доверху. Известно, что этим порокам были подвластны

даже некоторые члены сената, которому из-за отсутствия Петра І принадлежала

вся полнота власти. Поэтому было недостаточно принять законы, которые

регламентировали деятельность государственных чиновников, установить

строгую ответственность за небрежное их выполнение, сделать более жесткие

наказания за совершение должностных преступлений и проступков. Необходим

был аппарат, который следил бы за выполнением законов и предпринимал шаги

относительно привлечения к ответственности виновных в их нарушении. С

принятием соответствующих указов прокурорский надзор начал играть заметную

роль в государственной жизни, хотя правовые средства надзора сводились к

противостоянию и напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами

законов и своих обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и

беззаконии.

В дальнейшем заметные изменения в правовом регулировании организации и

деятельности прокуратуры России, а вместе и Украины как составной части

империи, состоялись в период правления Екатерины ІІ и Александра ІІ.

В 1764 г. в связи с реформой сената расширяется институт обер-прокуроров,

которые получили право присматривать за законностью решений пяти

департаментов сената.

В частности, надзор за первым департаментом, который выполнял функции

правительства, был поручен генерал-прокурору, должность которого была

введена еще в 1722 г. Первым генерал-прокурором был назначен П. И.

Ягужинский. На местах вводились должности провинциальных прокуроров,

которые имели такие же полномочия, как и губернские прокуроры. В

соответствии с указом 1775 г. прокурорские должности были введены при

судах, а должности провинциальных прокуроров, наоборот, ликвидированы, их

функции начали выполнять уездные прокуроры и товарищи (помощники)

губернских прокуроров.

Система прокуратуры в том виде, что сложилась при Екатерине ІІ, практически

без заметных перемен просуществовала к судебным реформам второй половины XІ

ст. "Основные положения реформирования судебной части в России",

утвержденные императором 29 сентября 1862 г., предусматривали установление

при каждом суде должности прокурора и при необходимости его товарищей.

Назначения прокуроров окружных судов и их товарищей проводилось министром

юстиции (генерал-прокурором) по представлению прокурора судебной палаты.

Назначения на должность обер-прокуроров сената, прокуроров судебных палат и

их товарищей проводилось императором по представлению министра юстиции. К

обязанностям прокурора входило следить за одинаковым и точным соблюдениям

закона; проявлять и преследовать всяческие нарушения законного порядка,

требовать его восстановления; предлагать суду применение предыдущего

заключения в случаях, предусмотренных судопроизводством. На прокуроров

полагался также надзор за проведением следствия и поддержанием обвинения в

судах. Осуществления общего надзора в числе функций прокуратуры не

упоминалось.

Судебные уставы 1864 г. сделали новый шаг в регулировании прокурорской

системы. Прокуратура была лишена функции общего повсеместного надзора, к ее

компетенции входили лишь процессуальные функции. Предполагалась постепенная

ликвидация губернских прокуратур и замена их прокуратурами создаваемых

судебных округов.

Касаясь вопроса ликвидации общего надзора, было бы благоприятной привести

слова выдающегося юриста Кони А. Ф., что, кстати, определенное время

работал товарищем прокурора на территории Украины - в Суммах и Харькове.

Выступая против сужения полномочий прокуратуры во время судебной реформы

в России, он написал: "Упразднение связанных с должностью прокурора, прав

и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел следует признать большою

ошибкою... В торопливом осуществлении страстного желания поскорее

расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими

деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса...".

Указом от 27 сентября 1865 г. были заложены положения относительно

дальнейшего развития прокурорского надзора. Права и обязанности лиц

прокурорского надзора в старых дореформенных местах существенным образом

изменяются. С целью приведения судопроизводства в старых судах более или

менее в соответствие с уставом были внесены некоторые изменения в Свод

законов, так называемые "облегченные правила", которые 11 октября 1865 г.

были утверждены. В эти суды вводились элементы устности и гласности в

рассмотрении дел, прокуроры получили дополнительные полномочия.

Наиболее важные изменения полномочий прокуроров внедренные законом от 7

марта 1866 г. С этих пор начинается постепенное вытеснение основных звеньев

местной прокуратуры - губернских и уездных прокуроров и присяжных. Они

освобождаются от просмотра целого ряда постановлений губернских, городских

и уездных служебных мест. За ними остался лишь надзор за решениями

губернских правлений и полицейских управлений, отдача под суд, выполнения

административных взысканий и приговоров.

За губернскими прокурорами и уездными присяжными сохранилось еще право

входить во все служебные места, они, если считали за нужное, брали "к

своему рассмотрению" веденные там дела, требовали в любое время "внезапного

свидетельства казначейства, общественных сумм и имущества". Из числа

административных обязанностей местного прокурорского надзора к чиновникам

новой прокуратуры перешли отдельные обязанности по тюремной части и участие

в некоторых делах губернского в крестьянских делах присутствия.

Закон от 7 марта 1866 г. устанавливал, что по мере отмены должности

губернских и уездных прокуроров и присяжных, существующий надзор со стороны

должностных лиц ведомства Министерства юстиции за губернскими, городскими и

уездными учреждениями прекращается.

Этот процесс оказался затяжным и к октябрю 1917 г. сохранялось положение,

при котором в России функционировали две прокуратуры. Однако, при разном

организационном построении, принципы действия и тех и других прокуратур,

были одинаковыми: единство и централизация органов прокуратуры,

подотчетность низших прокуратур высшим, независимость прокуроров от

влияния местной администрации при принятии решений.

Прокуратура Украины в 1917-1919 годах.

Обусловленная ходом экономического и политического развития Русской империи

Февральская революция 1917 г. положила конец существованию монархии в

стране. Революция активизировала в Украине движение за территориальную

автономию, хотя Россия оставалась унитарным государством, которое

игнорировало интересы национальных регионов. В марте 1917 г. был основанный

Украинский Центральный Совет. Председателем Совета выбрали выдающегося

историка и общественного деятеля профессора М.С. Грушевского. Совет создал

7 комиссий, в том числе управления во главе с М. Ткаченко. Для

оперативного решения важнейших вопросов Центральный Совет избрал Комитет

Центрального Совета, который со временем стал называться Малым Советом. В

июне 1917 г. Центральный Совет образовал правительство - Генеральный

Секретариат, который возглавил В. Винниченко. В состав Генерального

Секретариата в соответствии с его Уставом, утвержденным Малым Советом,

входило 14 генеральных секретарей, в том числе и в делах юстиции, но к

ноябрю 1917 г. компетенция и функции Генерального Секретариата были

ограничены Временным правительством России. В ноябре на должность

Генерального секретаря по судебным делам был назначен

М. Ткаченко.

В ноябре 1917 г. ІІІ Универсалом Центрального Совета была провозглашена

Украинская Народная Республика (УНР). Создание судов и прокурорского

надзора стало одним из первоочередных задач власти. Малый Совет утвердил

предложенный Генеральным Секретариатом законопроект, соответственно

которого "суд на Украине совершается именем Украинской Народной

Республики". Секретариат судебных дел 12 декабря внес на рассмотрение

Центрального Совета законопроект об образовании к созыву Учредительного

собрания временного Генерального Суда, и через три дня он был принят

Центральным Советом. Прокуратура УНР оказалась в двойном подчинении. С

одной стороны, она действовала при Генеральном Суде и называлась -

Прокуратория Генерального Суда, а со второй - ее регламент утверждался

Секретариатом судебных дел, и он же предоставлял, одному из прокуроров

звания старшего, и поручало "руководство над прокураторией".

В начале января 1918 г. Центральный Совет постановил специальный закон "О

правительственном прокураторском уходе на Украине". Это было продолжением

начатой работы по созданию структур прокурорского надзора УНР. Прокураторы

организовывались при апелляционных и окружных судах. Возглавляли

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.