Источники права Византии
фрагменты.
В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в
хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе —
Конституция Адриана 117 года, самая поздняя — Конституция Юстиниана от 4
ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций,
включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о
дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить
существенные изменения в цитируемые законодательные положения
(редактировать, сокращать и т.д.), о чем свидетельствуют сравнения с
соответствующими текстами конституций по Кодексу Феодосия[7].
Основные особенности юстиниановского законодательства исследователи
видят в том, что в нем были осуществлены последовательный отбор законов, их
систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых
законов в новой обстановке. В литературе последних лет политика Юстиниана в
отличие от политики предшествующих императоров рассматривается как особенно
последовательная, программная, что, по-видимому было связано с нарастающим
кризисом ранневизантийского общества.
Этот подход справедлив и в отношении законодательства как одной из
сфер проявления всей политики Юстиниана. Программность в его
законодательстве проявляется в четком следовании единым установкам.
Законодательство Юстиниана неизмеримо более отражало эти установки, чем
конкретные ситуации. Но его заданность, запрограммированность важна сама по
себе как показатель системы борьбы с нарастающим кризисом, направленности
социальной политики[8].
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по
богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или
пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает
«содержащий в себе все».
По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12
декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником,
охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была
поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли
помимо видных чиновников и практиков известные профессора
константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий)
правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться
компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению
текстов классических юристов («древних юристов»), по устранению в них
противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных
изменений с учетом императорских конституций.
В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2
тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных
вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал
соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты, учитывая
масштабность использованного в них материала, были подготовлены
исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года
специальной Конституцией[9].
Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) — монументальное собрание отрывков
из сочинений прославленных римских юристов. Это — неисчерпаемый источник
самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По
словам кодификаторов, «в Дигестах, как в цитадели, было заключено все
античное право». По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал
сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение
права, т.е. систему права[10].
Центральное место в Дигестах занимают вопросы частного и публичного
права. В соответствующих разделах значительное внимание уделяется
наследованию, завещанию, регулированию семейных отношений, делам
имущественного характера, различным частноправовым сделкам. Здесь
рассматриваются также вопросы уголовного права и процесса. Кроме того,
Дигесты касаются многих проблем международного права (так называемого права
народов — jus gentium), как-то: объявления войны и заключения мира,
разделения народов и образования новых государств, статуса послов и порядка
отправления посольств, защиты прав чужеземцев, положения лиц, захваченных в
плен и возвратившихся из плена, и т.п.
Широкое распространение и законодательное оформление в Византии VI в.
получает институт пекулия. Этот институт был очень древним и основывался на
принципе: «все, что приобретено моим рабом, принадлежит мне». Юридическое
оформление теория пекулия получила в Дигестах. По определению Дигест,
пекулий — это все то, что господин не по обязанности, а по своей воле дает
рабу для ведения им самостоятельного хозяйства. Пекулий остается
собственностью господина, закон ничем не ограничивает право хозяина отнять
у раба пекулий.
В состав пекулия входило не только то, что раб получал от своего
господина, но и то, что он со временем приобретал благодаря данным ему
господином средствам[11].
Помимо чисто практических правовых вопросов, в Дигестах затрагиваются
и общие юридические принципы — определение права и правосудия, закона и
обычая и др.
Историческое значение Дигест, как памятника, состоит в том, что,
отражая изменения римского права к VI в. и состояние византийской
юриспруденции при Юстиниане, он дает возможность выявить эволюцию
общественных отношений в IV—VI вв. Научное значение Дигест в том, что они,
не столько разрушив (как полагают некоторые буржуазные гиперкритики
Дигест), сколько сохранив для последующих поколений классическое римское
право, до наших дней являются основной сокровищницей сведений о
прославленной римской юриспруденции. Практическое значение Дигест
заключалось в том, что они послужили главным источником рецепции римского
права, имевшего силу закона в некоторых странах Западной Европы в
феодальный и капиталистический период их развития[12].
Вторая часть Свода — Кодекс Юстиниана[13] представляющий собой
обширное собрание конституций римских императоров с 117 по 534 г., также
охватывает широкий круг правовых вопросов. Хронологически первым явился
первый, или старый, Кодекс. Он был издан 13 февраля 528 г. Перед комиссией
в составе 10 членов была поставлена задача свести воедино все действующие
императорские конституции, чтобы заменить три прежних кодекса —
Григорианский, Гермогенианский и Феодосия. Члены комиссии получили
исключительно широкие полномочия. Они имели право опускать вводные части,
не затрагивающие существа конституций, систематически распределять законы в
соответствующие разделы, устранять противоречия в действующих конституциях
путем изъятия более старых, лишь формально действующих, включать лишь один
из нескольких повторных законов и т. п. Законы и распоряжения, адресованные
определенным лицам, комиссия имела право объявлять имеющими всеобщее
обязательное значение.
Значительное место в нем занимает частное право несколько меньшее —
административное и уголовное. В отличие от предшествующего времени, очень
большое внимание уделяется церковным делам, определяются права церкви,
привилегии епископов и клириков, разбираются чисто теологические вопросы. В
Кодекс включены суровые постановления против еретиков, язычников, манихеев,
самаритян. Чрезвычайно важны постановления Кодекса, касающиеся рабов.
Серьезным нововведением по сравнению с римским правом классической эпохи
являются постановления, касающиеся колоната. Особо говорится в Кодексе об
источниках права и об обязанностях высших чиновников. Уже само многообразие
содержания Кодекса Юстиниана делает его первоклассным историческим
источником.
16 ноября 534 г. Юстиниан, обращаясь к Константинопольскому сенату,
распорядился о публикации измененного издания Кодекса. Согласно § 5 этой
конституции, Кодекс получил законную силу 29 декабря 534 г. В комиссии,
подготовившей второе издание этого Кодекса, участвовали Трибониан,
профессор Бейрутской школы Дорофей и три члена, принадлежавшие к числу
адвокатов: Мена, Константин и Иоанн; эти адвокаты принимали участие и в
подготовке Дигест. Задачей комиссии было включение в Кодекс новых законов,
которые вышли в свет после издания первого Кодекса. Комиссия должна была
также распределить их в соответствующие места. Она получила также право
изменения текстов, устранения повторений, противоречий, исключения всего
устарелого, замененного новыми конституциями. Этот Кодекс характеризуется
как «очищенный и обновленный».[14] Одновременно запрещалось в дальнейшем
ссылаться на старый Кодекс. Копии нового Кодекса как аутентические было
предписано разослать в провинции с таким же запрещением сокращений, как и в
отношении Институций и Дигест.
Двенадцать книг Кодекса содержат еще далеко не исчерпанные
византинистами сведения о различных сторонах византийского гражданского,
процессуального, уголовного и государственно-административного права. В
отличие от Дигест Кодекс дает богатейший материал для суждения о степени
самостоятельности византийской юридической мысли по отношению к
унаследованным ею суждениям классических юристов.
Элементарное руководство по римскому праву — Институции Юстиниана,
включенные в Свод, по своей ценности как исторический источник сильно
уступают его другим частям. При всех своих достоинствах (сжатость изложения
в соединении с большим юридическим диапазоном, сохранение рациональной
основы Институций римских юристов с учетом изменений постклассического
права и законодательной реформы Юстиниана) Институции занимают в Своде
гражданского права подчиненное и весьма скромное место: они дают
сравнительно мало для изучения общественных сдвигов в IV—VI вв. Для истории
собственно классического римского и византийского права VI в. Институции
полезны также значительно меньше, чем Кодекс и Дигесты. Между тем,
благодаря указанным, достоинствам именно Институции получили широкое
практическое применение как в преподавании права, так и в судебной
практике, т.к. сформулированные в них положения имели силу закона. Они
стали практическим руководством для юристов со времен Юстиниана и
оставались таковым в течение всего средневековья.
Институции занимают особое место в кодификации Юстиниана. По словам
самого Юстиниана, они были призваны служить вводным полугодичным курсом для
начинающих студентов, дабы подготовить их к дальнейшему, более углубленному
изучению римской юриспруденции по текстам Дигест. Само слово institutiones
означает по латыни «элементарные изложения», «наставления», то есть, речь
идет об учебном пособии или, попросту, учебнике по римскому праву[15].
Институции состоят из 4 книг, которые в свою очередь делятся на титулы
и параграфы. Именно в этом учебнике дано известное определение права:
«Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое.
Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание
справедливого и несправедливого». В первой книге после общей характеристики
системы римского права и его источников, даются определения различных
статусов лиц, излагаются институты семейного права. Во второй книге
рассматриваются категории вещей, права собственности и владения, узуфрукт и
сервитуты, а также завещания. Третья книга рассматривает наследование по
закону и обязательственное право, в том числе различные виды контрактов и
квази-контрактов. В четвертой книге излагаются обязательства из деликтов,
система исков, преторских интердиктов, эктраординарный судебный процесс и
государственные преступления[16].
По своему содержанию Институции охватывают те же вопросы, что и
Институции Гая. Первая книга Институций открывается введением, дающим общие
положения о праве и юстиции, естественном праве и праве народов. Она
содержит далее данные о праве лиц — свободных, рабов, о семейном праве,
браке, фамилии, опеке, попечительстве. Вторая книга посвящена рассмотрению
вопросов о разделении вещей, повинностях, узуфруктах, давности владения,
дарениях, отчуждении вещей, завещаниях, легатах, кодициллах и т. д. Третья
книга содержит сведения о наследовании без завещания, о наследовании
агнатов и когнатов, о приобретениях путем усыновления, об обязательствах и
формах их заключения. В четвертой книге излагаются данные об
обязательствах, происходящих из преступлений или как бы из преступлений, об
исках, о лицах, через которых их можно возбуждать, об обеспечении исков, о
возражениях против исков, об интердиктах, обязанностях судьи и т.д.[17]
Надо отметить, что в Институциях запрещалась чрезмерная жестокость по
отношению к рабам. Причина, по которой правительство регулировало отношения
рабов и господ заключалась в боязни восстаний рабов[18].
Институции Юстиниана очень интересны, так как позволяют представить
себе характер преподавания, который был установлен как обязательный для
обучающихся в юридических школах в VI в. Курс продолжался 5 лет, как об
этом точно указано в конституции Юстиниана. На первом курсе учащиеся
изучали Институции и Дигесты. На втором — либо раздел Дигест о судах (книги
5—11) или о вещах (книги 12—19), а также иногда книги 23, 26, 28, 30. На
третьем — оставшиеся неизученными части о судах и вещах; кроме того, книги
20—22 Дигест. На первом—третьем курсах было обязательным посещение школы.
На четвертом и пятом (присоединялись и самостоятельные занятия студентов.
На четвертом году обучения студенты работали над 4-й и 5-й частями Дигест
(книги 24, 25, 29, 31—36). На последнем курсе изучался Кодекс Юстиниана.
Основная задача реформы заключалась в том, чтобы в крут изучаемых
дисциплин вошли прежде всего источники современного законодательства или
пересмотренные и подправленные юристами VI в. тексты классических юристов.
При изучении Институций бросается в глаза стремление подчеркнуть всюду при
изложении курса то новое, что было внесено законодательством Юстиниана.
Наибольшую ценность для изучения социально-экономической и
политической жизни, а также классовой и идеологической борьбы в Византии VI
в. представляют законодательные предписания самого Юстиниана, не вошедшие в
Кодекс, — Новеллы[19]. По сравнению с Дигестами, Кодексом и Институциями
они имеют для историка притягательную силу непосредственного источника VI
в. Новеллы, в отличие от трех предшествовавших частей — Институций, Дигест
и Кодекса, — не были изданы в виде свода. Хотя Юстиниан и имел намерение
после издания второго Кодекса объединить и последующие конституции (т.е.
новеллы) в единый сборник, однако это осуществлено не было. Собрания
новелл, дошедшие до нашего времени, рассматриваются романистами как частные
сводки. Наиболее полной из них является собрание 168 новелл, которое издано
в третьем томе Корпуса Юстиниана. В состав этих новелл вошли, помимо Новелл
Юстиниана, 13 эдиктов и некоторые новеллы преемников Юстиниана — Юстина II
и Тиберия II. Новеллы, изданные на латинском языке, в собрание не вошли.
Многословный характер изложения, принятый составителями новелл, сильно
отличается от стиля предшествующих конституций. Если же подходить к
новеллам с точки зрения изучения правового развития современной им эпохи,
то самая их многословность иногда оказывает неоценимую помощь при
недостатке других сведений. Как правило, новеллы открываются подробными
введениями, в которых законодатель дает характеристику положения дел в
империи и в отдельных ее провинциях, побудивших его внести соответствующие
изменения в законодательство. Из этих введений можно извлечь немало ценных
сведений об отрицательных сторонах византийского правосудия,
злоупотреблениях, взяточничестве, несправедливостях всякого рода, идущих
вразрез с «высокими принципами правосудия и справедливости», которые
являлись, по уверениям тех же законодателей, основой византийской юстиции.
Многократные повторения и подтверждения одних и тех же постановлений
свидетельствуют также о тщетности борьбы со злоупотреблениями и
неполадками, причины которых были заложены в основах самой системы суда и
юстиции.
По своему содержанию новеллы охватывают все важнейшие области
гражданского права, не говоря уже о государственном и административном. Мы
находим в них сведения о формах документов, допускаемых по закону, о
церковной администрации, о церковных и монастырских имуществах, о церковном
праве. Новеллы касаются прав и обязанностей магистратов, армии. В них
содержатся данные о налоговом обложении, о спортулах, об уголовном праве и
уголовном процессе. Что касается гражданского права, то новеллы дают
возможность проследить дальнейшее развитие таких важнейших институтов, как
рабство, колонат, семейные отношения, брачное имущественное право и т. д.
Широко представлено в новеллах развитие вещного права, права собственности,
права на чужие вещи, в том числе гипотеки, эмфитевзиса. Обязательственное
право рассмотрено в новеллах под углом зрения таких вопросов, как источники
обязательств, формы и виды контрактов, стипуляций, эксцепций, формы
погашения обязательств, переноса их. Особое внимание в новеллах уделено
наследственному праву, наследованию по завещанию и по закону, легатам,
фидеикомиссам, дарениям на случай смерти, выморочным имуществом.
Значительное место занимают вопросы процессуального права, формы
либеллярного процесса, особые формы процесса, епископский суд и т.д.[20]
В своих Новеллах Юстиниан санкционировал законом те реальные изменения
в праве, которые родились из судебной практики. В Новеллах законодатель уже
не оглядывается назад, в глубокую, хотя и почитаемую древность Рима; они
более, чем весь Свод гражданского права, устремлены вперед, в
средневековье. Юридическая мысль здесь меньше скована канонами
классического римского права, а исходит в первую очередь из потребностей
времени. Большинство Новелл Юстиниана вводят новые юридические нормы в
области публичного и церковного, в несколько меньшей степени — частного
права.
Интересны нововведения в положении рабов, колонов, вольноотпущеников,
куриалов. Большое место в Новеллах отводится церковным делам и охране
интересов господствующей церкви. Многие Новеллы касаются реформы
государственного управления (устройство той или иной провинции, округа).
Особые Новеллы устанавливают гражданское и военное управление во вновь
завоеванных областях, в частности в Северной Африке и Италии.
Надо отметить, что законы Кодекса Феодосия и Юстиниана написаны по
латыни в соответствии с достаточно едиными нормами права и принципами
составления законодательных актов. Все это обеспечивает высокую степень
единства основной юридической терминологии, сопоставимости, а
следовательно, и более обоснованного изучения эволюции социальных
отношений, динамики структуры общества, политики государства. Все
исследователи отмечают, что ранневизантийское законодательство — это
бесценный материал для дальнейшего и более углубленного изучения
ранневизантийского общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|