рефераты скачать

МЕНЮ


Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ

кредиторов, не указанных в заявлении кредитора, о возбуждении дела о его

несостоятельности. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что Законом о

несостоятельности не установлена ответственность за неисполнение этой

обязанности. Вероятно, этот пробел законодательства будет восполнен в

процессе практического применения закона.

В определении о принятии заявления к рассмотрению арбитражным судом

указывается дата первого слушания по делу о несостоятельности должника. В

ходе подготовки дела к первому слушанию арбитражным судом производятся

следующие действия:

- рассмотрение о привлечении к участию в деле третьих лиц;

- извещение заинтересованных лиц о производстве по делу;

- истребование необходимых документов и сведений у лиц;

- проводится проверка обоснованности требований кредитора;

- решение вопроса о финансовом состоянии должника[24].

Решение вопроса о финансовом состоянии производится в процессе

применения процедуры наблюдения. На временного управляющего возложена

обязанность созвать в ходе подготовки к первому слушанию дела о

несостоятельности (банкротстве) первое собрание кредиторов. Для этого

временный управляющий определяет дату проведения первого собрания

кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов.

Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти

дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в

определении арбитражного суда о принятии к производству заявления о

признании должника банкротом. Участниками первого собрания кредиторов с

правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые

и иные уполномоченные органы:

- требования, которых в соответствии с законом признаны

установленными и направлены временному управляющему;

- размер требований, которых установлен арбитражным судом в

связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения

первого собрания кредиторов.

В соответствии с Законом, к компетенции первого собрания кредиторов

относятся:

- принятие решения о введении внешнего управления и об

обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения об обращении в арбитражный суд с

ходатайством о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства;

- определение количественного состава комитета кредиторов,

избрание его членов.

В соответствии со ст. 47 ФЗ “ О несостоятельности” установлен

трехмесячный срок для рассмотрения дела о несостоятельности, который может

быть продлен не более чем на два месяца.

В деле о несостоятельности (банкротстве) участвуют:

- должник;

- конкурсные кредиторы;

- арбитражный управляющий;

- налоговые и иные уполномоченные органы;

- прокурор в случае рассмотрения дела по его заявлению;

- государственный орган по делам о банкротстве и финансовому

оздоровлению, в случаях предусмотренных Законом[25].

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может вынести:

- решение о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства;

- решении об отказе в признании должника банкротом;

- определение о введении внешнего управления;

- определение о прекращении производства по делу[26].

Решение о признании должника несостоятельным выносится судом в случае

доказанности наличия у него признаков несостоятельности при отсутствии

ходатайства о введении внешнего управления и мирового соглашения.

Следствием признания должника несостоятельным (банкротом) является открытие

конкурсного производства.

Решение об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом)

выносится судом в случае отсутствия признаков несостоятельности,

удовлетворении заявленных требований кредиторов до принятия судом решения

или установления фиктивности банкротства. Следствием решения об отказе в

признании должника несостоятельным является прекращение процедуры

наблюдения и производства по делу.

В случае, вынесения судом определения о введении внешнего управления

и назначении внешнего управляющего. При отсутствии возможности назначить

внешнего управляющего одновременно с введением внешнего управления суд

назначает внешнего управляющего в течении одного месяца.

Определением суда, производство по делу может быть прекращено в

случаях финансового оздоровления должника или заключения мирового

соглашения.

В соответствии с вышесказанным необходимо отметить следующие.

Дело о несостоятельности рассматривается Арбитражным судом, по

заявления должника или кредитора. С момента принятия заявления о признании

должника банкротам, судом вводится наблюдение, целью которого является

выявление действительного финансового состояния должника и недопущение

недолжного распоряжения его имуществом. Для осуществления наблюдения

назначается временный управляющий. По окончании наблюдения, на основании

материалов предоставленных временным управляющим и первым собранием

кредиторов, суд выносит решение о признании должника банкротом или

определение о введении внешнего управления или определение о утверждении

мирового соглашения. По окончании внешнего управления, по результатам его

проведения суд вправе вынести решение о признании должника банкротом или

определение о утверждении мирового соглашения.

Ниже будут более подробно изложены основные принципы, цели и задачи

судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о

несостоятельности.

а) Наблюдение

Процедура наблюдения является новой для российского законодательства

о несостоятельности (банкротстве). Данная процедура вводится с момента

принятия арбитражным судом заявления о признания должника - юридического

лица несостоятельным. Суть и основной задачей данной процедуры заключается

в следующем: поскольку критерием несостоятельности является

неплатежеспособность, то необходимо выяснить имеется ли у должника

средства, имущество необходимые для расплаты со всеми кредиторами. Помимо

выяснения действительного финансового состояния должника процедура

наблюдения ставит перед собой задачу предотвращения не должного

распоряжения его имуществом. Анализ финансового состояния и защита

имущества должника осуществляется независимым субъектом - временным

управляющим. Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая

к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о

признании должника банкротом до момента, определяемого в

соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом

решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного

производства, или введения внешнего управления, или утверждения

мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом. Указанная

процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им

заявления о банкротстве, но может быть продлена не более чем на два месяца.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях

назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого

юридического лица, отсутствующего должника, организаций,

осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных

средств.

Специального внимания заслуживает норма о назначении

временного управляющего.

Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании

должника банкротом указывает о назначении временного

управляющего (наблюдателя).

При невозможности определения кандидатуры временного

управляющего при принятии заявления о признании должника

банкротом, арбитражный суд выносит отдельное определение о его

назначении не позднее десяти дней со дня принятия указанного

заявления (п. 3 ст. 41 Закона).

Кроме того, при введении процедуры наблюдения и назначения

временного управляющего арбитражный суд должен установить размер

вознаграждения временному управляющему, которое выплачивается за счет

имущества должника[27].

В определении о принятии заявления о признании должника

банкротом или в определении о назначении временного управляющего

арбитражный суд указывает установленный им размер вознаграждения

временного управляющего и об обязанности руководителя должника

выплачивать это вознаграждение за каждый месяц осуществления

управляющим своих полномочий[28].

В настоящее время у арбитражных судов возникает проблема при

определении размера вознаграждения временному управляющему. П. 1 ст. 22

Закона о банкротстве установлено, что федеральными законами и иными

правовыми актами Российской Федерации или в порядке, ими установленном,

могут быть предусмотрены минимальный и максимальный размер

вознаграждения арбитражному управляющему. Указанные законодательные

акты пока еще не приняты. Поэтому сейчас арбитражный суд до

принятия указанных законодательных и иных правовых актов не

ограничен в определении помесячного размера вознаграждения временного

управляющего. Пока же размер выплаты вознаграждения временному

управляющему в значительной степени будет определяться такими

факторами, как сложность и масштаб предстоящей работы. Указанное

вознаграждение выплачивается за счет имущества должника, если иное

не предусмотрено Законом о банкротстве или соглашением с

кредиторами. Иное предусмотрено п. 4 ст. 25 (вознаграждение

выплачивается из специального фонда) и п. 2 ст. 62 Закона о

банкротстве. Речь идет о том, что если в результате проведения

анализа финансового состояния должника временный управляющий

установит недостаточность принадлежащего должнику имущества для

покрытия судебных расходов, в том числе расходов на выплату

вознаграждения, то кредиторы обязаны определить источник покрытия

указанных расходов. В случае невозможности определения источника

выплаты судебных расходов (в частности, вознаграждения временному

управляющему) кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию

расходов.

Временный управляющий назначается судом из числа кандидатур

предложенных кредиторами. В случае, если в заявлении кредитора не

предложено кандидатуры временного управляющего, он назначается из числа

арбитражных управляющих зарегистрированных в суде, при отсутствии оных

кандидатура временного управляющего предоставляется ФСДН.

Введение наблюдения означает установку ряда для ограничений для

должника по распоряжению его имуществом.

Последствиями введения наблюдения являются[29]:

- невозможность предъявления к должнику любых имущественных

требований без уведомления временного управляющего;

- приостановление исполнения исполнительных документов по

имущественным взысканиям;

- невозможность удовлетворения требований учредителей должника

о выделении доли (пая), выкупе акций;

- по ходатайству кредитора приостановление производства по

делам, связанных с взысканием с должника денежных средств;

Для решения задач и достижения целей наблюдения временный управляющий

обязан:

- проводить анализ финансового состояния должника;

- принимать меры по сохранности имущества должника;

- определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

- устанавливать кредиторов должника и определять размеры их

требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о несостоятельности;

- созывать первое собрание кредиторов[30].

Для исполнения обязанностей временный управляющий вправе:

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования

о признании недействительными сделок, а также о применении

последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или

исполненных должником с нарушением требований, установленных

настоящим Федеральным законом;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о

принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества

должника;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об

отстранении руководителя должника от должности;

- получать любую информацию и документы, касающиеся

деятельности должника[31];

Для решения задач и достижения целей наблюдения органы управления

должника обязаны предоставлять временному управляющему по его

требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Исключительно с согласия временного управляющего органы управления

должника могут принимать решения и совершать сделки:

- связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог,

с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной

(складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с

распоряжением таким имуществом иным образом;

- связанные с распоряжением иным имуществом должника,

балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов

балансовой стоимости активов должника;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей

поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга,

а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

- связанные с участием в ассоциациях, союзах,

холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных

объединениях юридических лиц;

- о реорганизации (слиянии, присоединении,

разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии в иных

юридических лицах; о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов;

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных

ценных бумаг;

- о выходе из состава участников должника - юридического

лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[32].

Наблюдение прекращается после первого слушания дела о

несостоятельности в следующих случаях:

- введения определением суда внешнего управления имуществом

должника;

- установления судом фактической состоятельности должника;

- признании судом должника несостоятельным (банкротом);

- утверждения судом мирового соглашения[33].

В целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная

процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию

задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство

действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора

отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются

в суде. Однако, как указывалось выше, наблюдение является новеллой для

российского законодательства о несостоятельности и необходим анализ

практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в

отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к

примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих. Как

указывалось выше, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты

труда временных управляющий. Большинство указанных пробелов касаются также

и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в

соответствующих параграфах.

б) Внешнее управление

Внешнее управление - реорганизационная процедура, суть которой

состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на

основании ходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается

временным управляющим в период наблюдения. Эта предупредительная мера

применяется в том случае, если есть основания полагать, что

платежеспособность предприятия может быть восстановлена (ст.68 Закона).

Таким образом, основной целью внешнего управления является восстановление

платежеспособности должника. Для достижения основной цели внешнего

управления назначается внешний управляющий. Кандидатура внешнего

управляющего определяется собранием кредиторов. Целесообразность,

проведения внешнего управления, определяется собранием кредиторов. При

этом, из анализ практики свидетельствует, что факт возможности

восстановления платежеспособности должника должен признать суд, одного

согласия кредиторов не достаточно.

Пример: В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением

о признании его должника банкротом. Однако после первого заседания

инициатор процесса стал ходатайствовать о введении такой

процедуры, как внешнее управление имуществом должника, считая, что в

результате осуществления ряда мероприятий в рамках этой процедуры

возможно улучшение финансового положения должника и как следствие этого

восстановление его платежеспособности.

Суд отклонил ходатайство кредитора и признал должника

банкротом в связи с отсутствием реальной возможности восстановить

платежеспособность должника [34].

Максимальный срок внешнего управления составляет восемнадцать

месяцев.

В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить на

несколько этапов. Первый - предварительный, начинается с момента введения

внешнего управления и продолжается до утверждения плана внешнего

управления. На этом этапе перед внешним управляющим ставиться задача

инвентаризации имущества должника, составлении реестра требования

кредиторов, принятия решения о мерах по восстановлению платежеспособности

должника, составление плана внешнего управления. В плане может быть

предусмотрено восстановление или продажа части имущества,

перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажа части

предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых других

мер организационного и финансового характера. Второй - основной состоит в

осуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления.

Третий - заключительный состоит в составлении отчета внешнего управляющего

и расчетах с кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так,

к примеру, реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего

управления.

Как указано выше, распоряжение и управление имуществом должника в

ходе внешнего управления осуществляет внешний управляющий. Для реализации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.