рефераты скачать

МЕНЮ


Доверительное управление как гражданско-правовое обязательство

учредитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель. Две из этих

сторон (учредитель и выгодоприобретатель) могут совпадать и чаще всего в

наших условиях совпадают, но три функции, выполняемые договором, во всех

случаях сохраняются. Управляющий никогда не может совпадать ни с

учредителем, ни с выгодоприобретателем - их функции несовместимы.

Как правило, в качестве любой из трех сторон могут выступать как

физические, так и юридические лица.

Учредителем доверительного управления обычно выступает собственник

имущества (ст. 1014 ГК РФ). Чаще всего это юридическое лицо или

государство. Лицо, в хозяйственном ведении или оперативном управлении

которого находится имущество, не вправе быть учредителем доверительного

управления. Лицо, обладающее ограниченным вещным правом на имущество, не

может быть учредителем управления, так как оно не в состоянии наделить

доверительного управляющего возможностью осуществлять правомочия

собственника, поскольку само не обладает ими. Это касается, прежде всего,

унитарных предприятий и учреждений. Ведь унитарные предприятия и учреждения

сами выполняют правомочия собственника в отношении переданного им

имущества, при ином подходе они становились бы лишним звеном между

собственником имущества и реально осуществляющими его полномочия

доверительным управляющим. Юридические лица, обладающие этими правами,

подлежат предварительной ликвидации (п. 3 ст. 1013 ГК РФ).

Учредителями доверительного управления могут также стать субъекты

некоторых обязательственных и исключительных прав, например вкладчики

банков и иных кредитных организаций, управомоченные по «бездокументарным

ценным бумагам», авторы и патентообладатели, поскольку принадлежащее им

имущество в виде соответствующих прав требования или исключительных прав

также может стать объектом доверительного управления (п.1 ст.1013 ГК).

Как уже отмечалось, для некоторых случаев закон предусматривает

учреждение доверительного управления имуществом не по свободному

волеизъявлению его собственника, а по предписанию органа, наделенного

властными полномочиями (суда, органа опеки и попечительства и т.п.). Такой

орган не только реально "учреждает" доверительное управление, но и

заключает соответствующий договор. В соответствии с абзацем 2 пункта 2

статьи 1026 ГК РФ в этих случаях такому лицу, заключившему договор,

принадлежат и права учредителя управления. Однако обращение к тексту главы

53 ГК РФ приводит к выводу, что такие права (по крайней мере большинство из

них) могут принадлежать только собственнику имущества (см., например, ст.

1018, п. 2 ст. 1022, п. 3 ст. 1024 ГК РФ и т.д.). Властный орган, издавший

акт об учреждении управления, никогда не может быть и выгодоприобретателем.

Доверительным управляющим может быть как физическое, так и

юридическое лицо. Однако в обоих случаях закон устанавливает некоторые

ограничения, то есть в этой роли может выступать только профессиональный

участник имущественного оборота. Если это физическое лицо, то управляющим

может быть только индивидуальный предприниматель (исключение специально

предусмотрено законом). Если это юридическое лицо, то эту функцию может

выполнять только коммерческая организация.

Кроме того, учредителем управления может выступать Российская

Федерация в лице уполномоченных органов (имущественных фондов).

Поскольку смысл введения института доверительного управления

заключается в сужении сферы предпринимательской деятельности государства, в

осуществлении хозяйственных функций не на административной, а на

коммерческой основе, закон прямо исключает передачу имущества в

доверительное управление государственному органу или органу местного

самоуправления, так как они создаются государством (или муниципальными

образованиями) вовсе не для профессионального участия в имущественном

обороте. По той же причине закон исключает возложение доверительного

управления на унитарное предприятие, которое может быть только

государственным или муниципальным. Изъятия из этих правил устанавливаются

только законом.

По этому вопросу возникает много споров. Вот, например, администрация

Московской области оспаривала конституционность части первой пункта 1 и

пункта 2 статьи 1015 ГК РФ как нарушающую Конституцию РФ и ограничивающую в

правах Московскую область как субъекта РФ на осуществление деятельности в

качестве доверительного управляющего.

1. В запросе администрации Московской области оспаривается

конституционность части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского

кодекса Российской Федерации. Правовая позиция заявителя сводится к

следующему: в силу статьи 124 ГК Российской Федерации Российская Федерация,

субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступая в

отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с

иными их участниками - гражданами и юридическими лицами, обладают общей

гражданской правоспособностью, а потому вправе осуществлять

предпринимательскую деятельность, в том числе в качестве доверительного

управляющего; статья 1015 ГК Российской Федерации, как не указывающая в

качестве доверительного управляющего ни Российскую Федерацию, ни субъекты

Российской Федерации и прямо запрещающая государственным органам и органам

местного самоуправления выступать в таком качестве, необоснованно

ограничивает право частной собственности, закрепленное статьей 35

Конституции Российской Федерации; кроме того, запрет на осуществление

доверительного управления, установленный оспариваемыми положениями,

противоречит принципу равенства субъектов гражданского права, ограничивает

участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

государственных органов и муниципальных образований в гражданско - правовом

обороте и их возможность заниматься предпринимательской деятельностью, что

в нарушение статьи 8 Конституции Российской Федерации ограничивает право

государственной собственности.

2. Как следует из запроса, 22 июня 1996 года между Министерством

финансов Российской Федерации и администрацией Московской области был

заключен договор о доверительном управлении ценными бумагами, в

соответствии с которым администрация Московской области приняла на себя

обязательства по управлению портфелем ценных бумаг, состоящим из облигаций

внутреннего государственного валютного займа на сумму 650 миллионов

долларов США.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, полагая, что

договор, заключенный между Министерством финансов Российской Федерации и

администрацией Московской области, противоречит статье 1015 ГК Российской

Федерации, обратился в арбитражный суд с иском о признании его

недействительным. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без

изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, в иске было

отказано со ссылкой на то, что указанный договор не противоречит статье

1015 ГК Российской Федерации, поскольку эта норма не устанавливает

ограничений на передачу имущества такому доверительному управляющему, как

субъект Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассматривавший дело

по кассационной жалобе заместителя Генерального прокурора Российской

Федерации, пришел к выводу, что указанный договор противоречит статье 1015

ГК Российской Федерации, поскольку, по мнению суда, ни Московская область

как субъект Российской Федерации, ни администрация Московской области не

вправе выступать в качестве доверительного управляющего ценными бумагами.

4. По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1),

одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере

государственного и муниципального управления и предпринимательскую

деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Указанное

конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В

частности, Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года "О конкуренции

и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает

совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение

хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (пункт 2

статьи 7 в редакции от 21 мая 1995 года).

Государство не наделяется полномочиями по управлению объектами

частной собственности, - согласно Конституции Российской Федерации в

ведении Российской Федерации находятся лишь федеральная государственная

собственность и управление ею (пункт "д" статьи 71).

Конституционные нормы предопределяют специальный характер

правоспособности публично - правовых образований: Российская Федерация,

субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в

гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью,

которая в силу их публично - правовой природы не совпадает с

правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и

юридических лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от

4 декабря 1997 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета

Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и

простом векселе"). Не могут они выступать и в качестве доверительных

управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение

вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления

(статьи 1018 и 1023 ГК Российской Федерации), что противоречит публично -

правовой природе этих образований.

Из статьи 1025 ГК Российской Федерации вытекает, что передать в

доверительное управление ценные бумаги может только доверительный

управляющий, признанный профессиональным участником рынка ценных бумаг, что

должно быть подтверждено наличием у него соответствующей лицензии. По

смыслу пунктов 1 и 2 статьи 1015 ГК Российской Федерации, из круга лиц,

наделенных правом осуществлять права и обязанности доверительных

управляющих, исключены публично - правовые образования, государственные

органы и органы местного самоуправления, однако это не препятствует

владельцам частной собственности заключать договоры доверительного

управления имуществом с другими субъектами гражданского права,

профессионально занимающимися предпринимательской деятельностью.

Таким образом, запрет осуществлять права и обязанности доверительных

управляющих, установленный оспариваемыми нормами для публично - правовых

образований, государственных органов и органов местного самоуправления, не

является нарушением или ограничением конституционного права частной

собственности. Конституция Российской Федерации устанавливает пределы этого

права, границы которого в данном случае определяются рядом конституционных

положений, в частности положением о недопустимости совмещения властной

деятельности в сфере государственного и муниципального управления и

предпринимательской деятельности. Следовательно, неопределенность в вопросе

о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации часть первая

пункта 1 и пункт 2 статьи 1015 ГК Российской Федерации, отсутствует.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи

43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской

Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса администрации

Московской области как не отвечающего критерию допустимости обращений в

соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной

жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике

Конституционного Суда Российской Федерации"[7].

Статус "управляющего" является в какой-то мере двойственным. Он не

является собственником, но осуществляет правомочия собственника, притом от

своего собственного имени. Права на переданное ему имущество он защищает с

помощью вещных исков (ст. 305 ГК РФ), тех же, что и собственник. Но,

действуя от своего имени, он должен сообщить контрагентам, что выступает в

качестве управляющего, иначе он обязывается перед третьими лицами лично и

отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Имущество, передаваемое ему в управление, обособляется от его личного

имущества. Но он несет субсидиарную ответственность по обязательствам из

доверительного управления своим личным имуществом. Управляющий должен

исполнять свои обязанности лично и, кроме исключительных обстоятельств,

указанных в законе, не может передавать свои обязанности третьему лицу.

Выгодоприобретателем может быть любое лицо, как физическое, так и

юридическое. Если выгодоприобретателем является не собственник, то на

отношения с его участием распространяются нормы, установленные для договора

в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). После выражения

выгодоприобретателем как третьим лицом намерения воспользоваться своим

правом, он приобретает самостоятельное право требования. Учредитель и

управляющий не могут изменять или расторгать договор без его согласия. С

прекращением гражданской правосубъектности выгодоприобретателя (смертью

гражданина или ликвидацией юридического лица) или отказом

выгодоприобретателя от получения выгод по договору управление имуществом

прекращается.

При прекращении управления имуществом права выгодоприобретателя на

получение выгод прекращаются. Имущество, находящееся в управлении,

передается учредителю (собственнику), если договором прямо не предусмотрено

иное.

В случаях, когда учредитель и выгодоприобретатель не совпадают в

одном лице, закон дифференцирует их права (см., например, ст. 1024 ГК РФ).

Права и обязанности сторон доверительного управления

Договор доверительного управления законом построен как реальный.

Поэтому для возникновения прав и обязанностей достижения одного соглашения

недостаточно - требуется еще передача объекта управления. Если состоялось

только соглашение сторон, управляющий еще не вправе истребовать

обусловленное договором имущество у учредителя в соответствии с пунктом 3

статьи 1020 ГК РФ.

Договор имеет срочный характер, он заключается на срок, не

превышающий пяти лет, но с возможным продлением. Если ни одна из сторон не

сделала заявления о прекращении договора по истечении срока его действия,

он считается продленным на тот же срок и на прежних условиях (п. 2 ст. 1016

ГК РФ). По истечении срока договор, а соответственно и права и обязанности

сторон прекращаются. Досрочное расторжение договора по одностороннему

заявлению одной из сторон не допускается. Односторонний отказ от договора

возможен только по основаниям, предусмотренным законом, притом только с

предварительным уведомлением другой стороны (пункты 1 и 2 ст. 1024 ГК РФ).

Договор порождает чисто обязательственные отношения, четкие права и

обязанности. Никакой "доверительности" в смысле фидуциарных отношений

римского права или "права справедливости" английского права в них нет. О

доверительности можно говорить лишь в том же смысле, что и применительно к

договору поручения. Она имеет основное значение при установлении отношений,

но не при их осуществлении. Употребление этого термина в достаточной мере

условно.

Права по договору доверительного управления имеют все стороны

отношения, а обязанности - только доверительный управляющий. Но прежде о

его правах.

Основное право доверительного управляющего заключается в совершении

любых юридических и фактических действий. Все ограничения его прав должны

быть предусмотрены законом или договором (п. 2 ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника (п. 1 ст.

1029 ГК РФ). Однако эти права осуществляются в установленных пределах. Так,

распоряжение недвижимым имуществом он осуществляет лишь в случаях,

предусмотренных договором. Право же распоряжения движимостью

предполагается, но договором оно может быть исключено. Точно так же договор

может предусмотреть ограничения и порядок осуществления других правомочий,

равно как и фактических действий.

Имущество, приобретенное в результате таких действий, включается в

состав объектов доверительного управления. По тому же принципу исполняются

и возникшие обязанности. Доверительный управляющий пользуется вещно-

правовой защитой переданного ему имущества, в том числе и против

собственника (пункты 2 и 3 ст. 1020 ГК РФ).

Доверительный управляющий выступает от своего имени, но он должен

указать, что действует в этом качестве, иначе он обязывается перед третьими

лицами лично.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от

другого имущества учредителя, равно как и от имущества управляющего. Оно

отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему

ведется самостоятельный учет.

Обязанности доверительного управляющего определяются тем, что

совершаемые им действия производятся не в его собственных интересах, а в

интересах выгодоприобретателя. Должны также соблюдаться интересы учредителя

(если это разные лица), которому возвращается имущество после прекращения

доверительного управления.

Среди основных обязанностей доверительного управляющего, названных в

законе (такие обязанности могут быть определены и в договоре), нужно

назвать следующие.

Управляющему при осуществлении своей деятельности следует проявлять

должную заботливость об интересах выгодоприобретателя и учредителя. Эти

интересы вытекают из договора и могут заключаться в сохранности имущества

или его минимальном износе, в получении на базе эксплуатации этого

имущества каких-то выгод и т.п. Он обязан передавать выгодоприобретателю

все выгоды, полученные от эксплуатации имущества, и, во всяком случае,

обеспечивать уровень этих выгод, предусмотренный договором.

Управляющий осуществляет возложенные на него функции лично и может

передать их третьему лицу лишь в случаях, указанных в законе (ст. 1021 ГК

РФ).

О выполненной им работе он должен предоставлять отчет учредителю и

выгодоприобретателю (п. 4 ст. 1020 ГК РФ).

Управляющий принимает на себя указанные функции на коммерческой

основе. Он имеет свой собственный интерес, берется за осуществление

деятельности ради вознаграждения. Это вознаграждение и составляет основное

право управляющего. Договор о доверительном управлении является возмездным.

Размер вознаграждения, способы его исчисления (формы вознаграждения)

определяются договором (ст. 1016 ГК РФ), равно как сроки и порядок выплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.