Адвокатура
Адвокатура
Орловский Государственный Университет
Реферат на тему:
«Адвокатура»
Составил
студент 203 группы
юридического факультета
Колесников Александр
Орел, 1999 г.
Адвокатура - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще
всего в #M12291 841500432коллегии адвокатов#S с целью оказания юридической
помощи населению, включающую участие в различных видах #M12291
841500507судопроизводства#S в качестве #M12291 841500642защитников#S либо
представителей #M12291 841500040потерпевшего#S, истца, #M12291
841502530ответчика#S и др. лиц, отстаивающих свои интересы.
Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения
положения #M12293 20 9004937 1265885411 25204 77 1472345703 357202589
4224782998 2822 1102504357ст. 48 Конституции РФ, #Sчасть I которой гласит:
«Каждому гарантируется #M12291 841500049право#S на получение
квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных #M12291
841500600законом#S, юридическая помощь оказывается бесплатно».
В России становление профессиональной адвокатуры связано с реформами
1864 г.: рождавшийся #M12291 841500471суд присяжных#S не мог
функционировать без обеспечения профессиональной защиты, к чему частные
ходатаи и стряпчие - предшественники адвокатов - готовы не были.
Октябрьская революция 1917 г. разрушила и сложившуюся в России #M12291
841500476судебную систему#S и адвокатуру. Вплоть до утверждения первого
Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г. #M12291 841500241правовую помощь#S в
суде по гражданским и #M12291 841501677уголовным делам#S оказывали в
соответствии с #M12291 841502058декретами#S о суде - «неопороченные
граждане обоего пола», а затем - члены коллегий правозаступников,
осуществлявших функции и защиты и #M12291 841502671обвинения#S и #M12291
841500143представительства#S в гражданском судопроизводстве.
С 1922 г. адвокатура советской России, а затем Союза ССР прошла
значительный путь и в организационном формировании (создание
республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими
консультациями на местах) и в кадровом обеспечении. Постепенно
«неопороченные граждане» и иные правозащитники - энтузиасты были вытеснены
профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием.
К началу 90-х годов, с которыми мы связываем первые шаги нынешней
судебно-правовой реформы, адвокатура России представляла собой чисто
советское #M12291 841501719учреждение#S. Об этом свидетельствовала
неопределенность ее правового статуса, позволявшая предъявлять к ней
требования с учетом идеологических установок КПСС; характер поставленных
перед ней задач, особенности взаимоотношений адвокатуры с государственными
органами и #M12291 841502696общественными организациями#S.
Важнейшие #M12291 841502660нормативные акты#S об адвокатуре не дают ее
правовой характеристики как института #M12291 841501644государства#S или
общества. Сказано лишь, что задачей адвокатуры является оказание
юридической помощи гражданам и организациям и что «коллегии адвокатов
являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской
деятельностью»#S[i].
Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о #M12291
841500120правосудии#S упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в
функциональном плане: «для оказания юридической помощи гражданам и
организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в #M12291
841500603законодательстве#S о #M12291 841500508судоустройстве#S не нашла
существенного развития: указывалось лишь на участие адвоката в двух формах
судопроизводства - гражданском и уголовном - с целью оказания юридической
помощи гражданам и организациям[ii].
Таким образом, суждения об адвокатуре как #M12291
841500251автономном#S учреждении, независимой #M12291 841502696общественной
организации#S, построенной по профессиональному признаку, оказались
предметом научных дискуссий и доктринерских концепций.
Последние могли отрицать государственную ангажированность адвокатуры,
но едва ли убедительно позиции законодателя были достаточно прозрачны и
несли печать иных установок.
Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она
содействует «укреплению социалистической #M12291 841500602законности#S,
воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских
законов... соблюдению дисциплины труда...» и т. п.
Не скрывалась и руководящая роль государства: «#M12291
841502442Министерство#S юстиции РСФСР, Министерства юстиции #M12291
841500254автономных республик#S, отделы юстиции #M12291
841500800исполнительных комитетов#S краевых, областных, городских советов
#M12291 841502472народных#S #M12291 841502097депутатов#S в пределах своей
#M12291 841500910компетенции#S: контролируют соблюдение коллегиями
адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», настоящего
Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих
деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами
юридической помощи гражданам и организациям; заслушивают сообщения
председателей президиумов коллегий адвокатов о работе коллегий; издают
#M12291 841500769инструкции#S и методические рекомендации по вопросам
деятельности адвокатуры; осуществляют другие полномочия, связанные с общим
руководством адвокатурой...»[iii].
Если к тому добавить воспоминания об истории становления советской
адвокатуры, начинавшейся, как известно, с разгона ее профессионального
дореволюционного ядра, о господстве в течение десятилетий представлений об
адвокатуре, как организации, чуждой социалистическим идеалам, то нетрудно
понять основные недостатки адвокатуры России. Они суть: малочисленность
коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании
интересов доверителя и подзащитного.
Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое
соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узостью их
юрисдикционных полномочий, тенденциозностью законодательства, урезанной
гласности.
Специальные исследования последних десятилетий роли адвоката в #M12291
841501681уголовном судопроизводстве#S, показывали, что адвокаты слабо
использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-
процессуальный закон.
Отмечалась пассивность многих адвокатов при осуществлении защиты на
#M12291 841500128предварительном следствии#S и в суде, приводились
достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдывали #M12291
841502673обвиняемого#S вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего
признать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто
выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необоснованному
#M12291 841502519осуждению#S, нельзя было поставить в заслугу адвокату
(Исследования А. Бойкова, А. Киселева, Г. Саркисянца, М. Розенберг и др.).
На деятельности адвокатов в #M12291 841501681уголовном
судопроизводстве#S отрицательно сказывались, разумеется, недостатки их
процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в
#M12291 841502270доказывании#S. Не последнюю роль играла и система оплаты
труда адвокатов, ориентированная на ограниченные материальные возможности
советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого
труда.
Становление в современной России новых экономических отношений
рыночного типа коренным образом меняло требования к характеру, объему и
качеству правовых услуг. Советская адвокатура не была приспособлена для
обслуживания рыночных отношений. ее малая численность и характер привычных
полномочий отвечали условиям, когда средний #M12291 841501995гражданин#S
страны был лишен #M12291 841500378собственности#S, сфера имущественных
отношений была крайне ограниченной, господствовала социалистическая
собственность, выведенная в значительной мере из нормального товарооборота.
Ситуация резко меняется по мере продвижения к рынку. Как и во всякой
цивилизованной стране спрос в этих условиях на правовые услуги резко
возрастает. Лимит на численность адвокатуры, - кстати, придуманный Минюстом
СССР не ради вольготной жизни адвокатов, а ради устранения переливания
юридических кадров из суда, #M12291 841502431милиции#S и органов
расследования, где условия были всегда нищенскими, - становится все более
нетерпимым. Не дожидаясь реформ, на рынок правовых услуг хлынули
юридические #M12291 841501001кооперативы#S, «альтернативные коллегии
адвокатов», комплектуемые нередко из проштрафившихся, отторгнутыми #M12291
841500113правоохранительными органами#S #M12291 841501097работниками#S,
частно практикующими юристами.
История совершает неожиданные пируэты. В судебную реформу конца
прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый
статус и признание, должна была открещиваться от своих предшественников -
стряпчих и частных ходатаев - того «крапивного семени», мрачная слава
которого тяжелым бременем лежала на репутации вновь создаваемого института.
В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от
предшественников не удалось: ходатаи по #M12291 841502006гражданским
делам#S под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только
традицией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов.
Поэтому, спустя 10 лет (в 1874 г.) #M12291 841500046правительство#S
вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных
поверенных.
К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура явилась, как
видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурентов, не обремененных,
как правило, ни профессиональными традициями, не нравственными доминантами
поведения.
Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница в
ситуации, пожалуй, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке
передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и
формирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально внушалась
мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас и
нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновничьего элемента в
руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная
к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто
организационного порядка.
Спасение предрекалось в #M12291 841500200приватизации#S правовых услуг
по #M12291 841500289аналогии#S с судьбой захиревшей государственной
торговли. Имелось в виду создание системы частнопрактикующих адвокатов
путем выдачи #M12291 841501069лицензий#S. При этом до общественного
сознания не спешили доводить, что, во-первых, рынок правовых услуг сделает
их недоступными для большинства нашего нищего населения, без каких-либо
#M12291 841501568гарантий#S качества этих услуг; во-вторых, парализует
работу органов суда и #M12291 841500128предварительного следствия#S, ибо
некому будет выполнять их обязательных #M12291 841500021поручений#S по
назначению органов #M12291 841500128предварительного следствия#S и суда.
#M12291 841500581Забастовка#S в ноябре 1991 г. адвокатов Белоруссии
это убедительно доказала. Сторонники лицензионной адвокатуры эту опасность,
кажется, осознают и потому дополняют ее идеей муниципальной адвокатуры для
неимущих.
Таким образом, #M12291 841500241правовая помощь#S делится с учетом
нарастающего социального расслоения на помощь для богатых и помощь для
бедных.
В США идея частнопрактикующих адвокатов и #M12291 841500260агентов#S
по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и
традиции и своих[iv].
Еще в прошлом веке было отмечено, что частнопрактикующие адвокаты не
могут и не хотят обеспечить надлежащей защитой неплатежеспособных лиц.
Стали появляться благотворительные агентства по защите бедных.
(Источники их финансирования - сначала благотворительные #M12291
841502633пожертвования#S, а затем и местные #M12291 841501365бюджеты#S).
появилась своеобразная идеология такого рода деятельности. Создатели
бесплатной адвокатуры считали, что адвокаты, не получающие оплаты от своих
клиентов, и, значит не зависимые от них, должны руководствоваться в первую
очередь интересами не клиентов, а правосудия.
Усвоили эту идеологию и сами адвокаты. их отношения с прокурорами
стали строиться не на принципе состязательности, а на началах
сотрудничества, в том числе и в сборе разоблачительных #M12291
841502271доказательств#S.
Адвокатам оказалось выгодно убеждать клиентов в целесообразности
признать обвинение, ибо в этом случае судебное разбирательство или
упрощалось, или не проводилось совсем, а #M12291 841502453наказание#S могло
быть минимальным. Подзащитные муниципальных адвокатов в среднем в два раза
чаще признают #M12291 841501431вину#S, чем у частнопрактикующих адвокатов.
Так появилась широко известная и ныне признанная законом в США и
некоторых странах Запада торговля правосудием, именуемая «#M12291
841500330сделками#S о признании».
Впрочем, эта перспектива едва ли испугает нашего отечественного
чиновника - для него, привыкшего к телефонному праву, правосудие никогда не
было ни святыней, ни синонимом справедливости. Не испугает его и
перспектива превращения муниципального адвоката, как это произошло в США -
в защитника государственного, а не частного интереса, для этого надо
обладать определенным уровнем правовой и нравственной культуры - мы все и
всегда пеклись прежде всего о благе государства.
Но есть, однако же аргумент, способный заставить задуматься и
чиновника и депутата-популиста, - опасность дополнительного бюджетного
бремени.
Расходы только одного штата Нью-Йорк и только за один год на оплату
защиты малоимущих составляет свыше 50 долларов. #M12291
841502075Демократия#S, даже ущербная, стоит денег. Их у нас пока нет.
Что до организационных пороков нашей адвокатуры, то они есть. Но надо
видеть их истоки и устранить без разрушения самой адвокатуры.
Влияние чиновничьего элемента в адвокатуре было в свое время
обеспечено кадровой политикой нашей руководящей и направляющей силы в лице
КПСС. Насаждались руководители в адвокатуре через обкомы КПСС,
гипертрофировалось значение так называемого государственного руководства
адвокатурой о стороны органов МЮ и облсоветов.
А ведь такое вмешательство в дела адвокатуры не только противозаконно
- оно противоестественно, ибо противоречит самой идее и статусу #M12291
841502696общественной организации#S.
Ныне ситуация другая - нет партийного диктата, а отношение с МЮ РФ
постепенно приобретают нормальный, цивилизованный характер.
О монополизме коллегий адвокатов на правовые услуги и вытекающем
отсюда профессиональном застое можно говорить лишь с некоторой натяжкой,
ибо сам порядок оказания адвокатом юридической помощи, его непосредственный
контакт с клиентом и индивидуальная форма оплаты и ответственности
порождали и поддерживали в адвокатуре дух соревновательности. Это было и
остается залогом ее совершенствования.
Независимый, свободный от бюрократизма и #M12291 841501009коррупции#S
суд, ориентированный не только на репрессивные, но и на правозащитные
функции - первое условие возрождения адвокатуры в ее лучшем понимании.
Второе условие - расширение судебной юрисдикции, уже начатое правовой
реформой и укрепление правового статуса гражданина. Адвокат может
эффективно защищать интересы личности лишь при условии, что эти интересы
обеспечивает закон.
Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий #M12291
841502278должностных лиц#S и коллегиальных органов управления, закон о
печати и других #M12291 841500496средствах массовой информации#S, о
пенсиях, о частном #M12291 841500137предпринимательстве#S, недавно принятый
новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное #M12291
841502499оружие#S - оружие права.
Проводимая в стране судебная реформа уже внесла #M12291
841501437вклад#S в укрепление адвокатуры, повышение ее роли в правовой
жизни страны. Но делается это, к сожалению, недостаточно последовательно.
Вопрос об организационном построении адвокатуры на какое-то время
заслонил собой все другие вопросы ее реформирования: многим казалось, что
разрушив старые коллегии адвокатов и выпустив на рынок правовых услуг
частнопрактикующих адвокатов, адвокатские частные фирмы и конторы можно
решить и все остальные проблемы. Постепенно до общественного сознания
доходила мысль, что таким способом можно лишь устранить корпоративный
контроль за деятельностью адвокатов да взвинтить стоимость их услуг.
Общество и правоохранительная система от такой реформы положительных
#M12291 841502116дивидендов#S не получат. Этот прогноз убедительно
подтверждается примером частнопрактикующих #M12291 841502667нотариусов#S.
Тезис о необходимости создания «сильной» адвокатуры, выдвинутый в
период подготовки XIX Партконференции КПСС (1988 г.), предполагал нечто
другое. «Конференция придает важное значение роли адвокатуры как
самоуправляющейся #M12291 841501255ассоциации#S по оказанию юридической
помощи гражданам, государственным #M12291 841500138предприятиям#S и
кооперативам, представительству их интересов в суде, других государственных
органах и #M12291 841502696общественных организациях#S. Должно быть
расширено участие защитников в #M12291 841500128предварительном следствии#S
и судопроизводстве», - было записано в ее #M12291 841501149резолюциях#S
[v].
Ныне трудно судить, в какой мере эти установки могли быть реализованы
без проведения демократических преобразований в нашем обществе и
государстве. но то, что они отражали назревшие потребности и содержали
правильные ориентиры развития адвокатуры сомнения не вызывает.
Было бы несправедливо не отметить, что благие намерения подтверждались
#M12291 841501171решениями#S, имевшими огромное значение и для укрепления
роли адвокатуры и для развития и демократизации судопроизводства, прежде
всего уголовного. Уже 10 апреля 1990 года первый Президент Союза ССР (он же
и Генеральный секретарь ЦК КПСС) подпишет #M12291 9006427закон СССР «О
внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик»#S. Этот закон воплотил мечты нескольких поколений
советских ученых - юристов, отраженных в десятках монографий и диссертаций:
«Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления
Страницы: 1, 2
|