Адвокатура
Адвокатура
§ 1. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их содержание и
значение
Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в наши дни
считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48
Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую
очередь тех, которые призваны гарантировать рассмотренное выше (см. § 10
гл. IV учебника) право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту
по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставлялась
квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким
признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и
свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются
со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не
только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также
навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения
возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое
другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен
специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение.
«Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется право
на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,
предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий:
помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания,
содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа,
подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективно может
разрешить возникшую проблему, осуществлении представительства в суде или
ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных
интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и
т. д.
Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии
наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение —
адвокатура.
§ 2. Адвокатура и ее задачи
Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом
объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является
оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. В
наши дни перед.. ней официально поставлены задачи содействия охране прав и
законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению
правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе
точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам,
чести и достоинству других лиц.
Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности
адвокатуры:
дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и
письменных справок по действующему законодательству;
осуществление представительства в судах и других государственных органах
по гражданским и административным делам;
составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
участие адвокатов при производстве дознания и предварительного
следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых,
обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов,
гражданских ответчиков;
оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим
борьбу с правонарушениями;
участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.
Консультирование по вопросам применения законодательства является
важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении
действующего гражданского, семейного, трудового, административного и
уголовного законодательства. Большое место в этой работе занимают советы по
судебным делам.
Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание
предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно
осуществляется на основании договоров с юридическими консультациями, в
которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий
предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских
хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их
решений, участвует в договорных кампаниях (оформляет преддоговорные
документы и договоры), ведет претензионную работу и дела в судах, дает
консультации по правовым вопросам административно-управленческому
персоналу, рабочим и служащим и т. д.
Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма
адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один
гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без
достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает
обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений,
подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется
адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности.
В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает
широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном
рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки
законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так
и на предварительном следствии или при производстве дознания.
Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г.
в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми
адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания
подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом
они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь
свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности,
участвовать в его допросах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о
праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста лица, которое он
защищает, или продления срока такого ареста.
Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной
ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот
гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по
приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению
следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же
правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его
труд должен полностью оплачиваться за счет средств государственного
бюджета.
Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать
все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения
обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его
ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.
При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в
качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов
потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в
качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.
§ 3. Становление и эволюция российской адвокатуры
Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной
реформой
1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала
новым юридическим учреждением России.
В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов
выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были
законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде
наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их
обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их
подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в
силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым
социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях.
По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории —
присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные
объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких
корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных ор-
ганов (советов присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со
стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным
делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание
юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.
Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста,
имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в
качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного
поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например,
Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их
практической подготовленности.
Определенное распространение в это время получил институт помощников
присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое
образование, но нигде не служившие.
В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных
действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных.
Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи
должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую
должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на
общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.
Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он
принимал и увольнял .присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную
практику, распределял «бесплатные» дела среди присяжных поверенных,
урегулировал различные споры между ними и т. д. Свои решения он принимал
большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной
палатой.
6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной
адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности
частного поверенного и получения права на участие в производстве
гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было
получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе
которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.
В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал
до ноября 1917 г.
Декретом о суде № 2 предусматривалась организация коллегий правозаступников
при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы
стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета.
Право-заступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и
общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и
общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в
судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из
присутствующих на судебном заседании лиц.
Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность
правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и
защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов
коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение
бесконтрольной защиты в судах.
Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для
содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств,
касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском
процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться
коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском
процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась
заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.
Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников,
деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые государство к
ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г.
упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной
защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность
всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие
выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в
соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23
ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от
основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на
время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных
средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из
числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов
отделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-
правовой реформы 1922 — 1924 гг.
Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло
адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать
юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались
коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии
защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с
последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В
дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии
защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов
коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в
государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих
государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей
юридических наук.
Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде
обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители
предприятий, учреждений и ВЦСПС.
После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое
Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В
соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах
края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где
не было краевого (областного) деления, они организовывались в пределах
союзной республики.
Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое
образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической
работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного
года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех
лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие
стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции,
принимались ^ коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления
коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и
республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу
адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями
адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его
местные органы, которые были наделены весьма широкими полномочиями,
позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать
ими.
Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по
уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует
отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном
судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и
других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли
постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г.,
установившие особый порядок судопроизводства по делам о террористических
организациях и террористических актах, контрреволюционном вредительстве и
диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без
участия обвинения и защиты.
Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что
коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также
оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и
организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц,
занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения,
утвержденного Верховным Советом союзной республики.
Во исполнение указанного акта все союзные республики приняли свои
положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным
Советом РСФСР 25 июня 1962г.
В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение
было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон
«Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и
деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной
республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение
утверждено 20 ноября 1980 г.).
§ 4. Коллегии адвокатов и их организация
Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегий адвокатов — это
добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они
образуются на основе добровольности по заявлению группы учредителей,
состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе
соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Предложение об
образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ,
которое при согласии с предложением представляет его в Совет Министров
(Правительство) республики, в исполнительные органы края, области, города
для утверждения и -регистрации.
Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с
коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов
определяется как объединение, поскольку считалось и считается в наши дни,
что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов
наиболее удобна и демократична.
В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по
территориальному принципу. В республиках образуются республиканские
коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и областные коллегии
адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре РСФСР, —
городские коллегии адвокатов (в наши дни они созданы в Москве и Санкт-
Петербурге).
Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объединения граждан
Российской Федерации, а объединения лиц, занимающихся адвокатской
деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую
деятельность может осуществлять не каждый человек", а лишь специалист,
имеющий юридическое образование и соответствующий опыт работы.
Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов
является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе
самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и
Страницы: 1, 2
|