Реферат: Право
Реферат: Право
Дайте
определение охранительной деятельности – это
государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально
уполномочинными органами гос. путем применения юридических мер воздействия в
строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им
порядка. Правоохранительная функция: понятие и виды – это функция
проявляющаяся в деятельности всего гос. аппарата, всех его органов. Виды:
конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский
надзор; выявление и расследование
преступлений;
организационное обеспечение деятельности судов; оказание
юридической помощи и защита по уголовным делам.
Какие вопросы рассматривает дисциплина
«Правоохранительные органы РФ» - вопросы, связанные с деятельностью
судов, раскрывается понятие правосудия и его демакратических основ (принципов),
излагаются сведенья о построении судебной системы в целом, о характере
организаций и главных полномичиях всех звеньев судов общей юрисдикции, арбитражных
судов,
Конституционного Суда РФ.
Дайте классификацию правовых актов о
правоохранительных органах по их юридическому значению – высшию ступень
иерархической лестницы нормативных актов занимает Конституция РФ. Вторую
ступень занимают законы. Согласно Конституции РФ различаются фидеральные
законы, в том числе конституционные законы и законодательство субъектов РФ,
включая их конституции и уставы. Третью ступень занимают указы Президента РФ.
Они носят, как правило, подзаконный характер. Вслед за президенскими
нормативными актами необходимо выделить постановления Правительства РФ.
Судебная власть: понятие и
основные признаки
– это придоставленные специальным органам гос. (судам) полномочия по разрешению
отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и
реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного,
административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальгых
форм, дающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.
Основные признаки: 1. судебная власть –вид гос. власти; она
осуществляется государственными органами, выражает гос. волю, ее составляют
государственно-властные полномочия; 2. с.в. принадлежит только
судам –гос. органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из
людейя, способных на основе соответсвующей подготовки и своих личных качеств
осуществлять правосудие и реализовать судебную власть в иных формах; 3.
исключительность с.в.: с.в. вправе осуществлять только суды; ни
законодательные, ни исполнительные, ни инные гос. органы, должностные лица и
прочие арганизации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только
судом, присваивать себе эти полномочия; только суд может признать
человека веновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному
наказанию; 4.
независимость, сомостоятельность, обособленность: при выполнении
своих функций судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам; никто не
вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося
в их производстве; 5. процессуальный порядок деятельности: закон подробно
регулирует правила действий суда и рпинятия им решений при рассмортении
конкретных дел, он устанавливает процессуальную форму как судебных действий,
так и судебных решений; 6. осуществление полномочий путем судопроизводства: специфика суда
состоит в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры,
краеугольными из которых являются гласность, коллегиальность, участие представителей
народа в вынесении решений, равные возможности сторон, учавствующих в разбирательстве
дела, и ряда других.
Виды судопроизводства – конституционное
судопроизводство; гражданское; арбитражное; уголовное; административное.
Судебная
система:
понятие и общая характеристика. Звено судебной системы – с.с. это
совокупность всех действующих в РФ судов, построенную в соответствии с их
компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. С.с. РФ
устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О
судебной системе РФ». Она построена с учетом федерального и администратино-территориального
устройства гос. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными
полномочиями.
Дайте определение понятия «судебная
инстанция»
- считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную
судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.
В чем заключается деятельность суда,
рассматривающего дела по первой инстанции – принятие решений по существу
тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда
первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.
Как реализуется принцип законности в
деятельности правоохранительных органов –принцип законности – универсальный
правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в
многочисленных статьях Конституции РФ. Основные положения данного
принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции
РФ,
где
сказано: «Органы гос.
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы». Осуществление
законности при отправлении правосудия обеспечивается системой гарантий,
установленных процессуальным законодательством.
Что означает состезательность при
отправлении правосудия и каково ее значение –
состезатяльность как принцип правосудия означает такое постраение процедуры
осуществления данного вида гос. деятельности, которое обеспечивает при
рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных заседаниях равные
возможности участвующих в таком рассмотрении лиц по отстаиванию защищаемых ими
прав и законных интересов.
Формы участия граждан в отправлении
правосудия: виды и их
характеристика
– участие граждан в осуществлении правосудия реализуется на практике в различных
формах. К первой группе можно отнести формы участия граждан енпосредственно в
осуществлении правосудия. Ко второй группе слудут отнести опосредованные формы
участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и
судопроизводства). Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии
необходимых решений может проявляться в выполнении обязанностей народного
заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели при осуществлении
правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по уголовным и решения по
гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с профессиональным
судьей. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания)
решаются протстым большинством голосов. Избераются народные заседатель районных
судов на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием
сроком на два с половиной года. Присяжные заседатели не имеют равных и
одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. Они вправе принемать
решения по вопросу виновности или невиновности подсудимого, а также о том,
заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных
обязательны для председетельствующего судьи. Присяжных отбирают из числа
граждан РФ, достигших 25 летнего возраста и овечающих ряду других требований
установленных законом. К опасредованным формам участия граждан в деятельности
по осуществлению и обеспечению провасудия следует отнести: выполнение
функции общественного обвинителя и общественного защитника; заявления и
письма граждан рассматривают в качестве повода к возбуждению уголовного дела; в качестве
меры пресечения допускают личное и общественное поручительство; ст. 125 УПК
регламинтирует участие граждан в качестве понятых для удостверения факта,
содержания и результатов следственных действий.
Назовите основные формы судебного
контроля за деятельностью правоохранительных органов – 1. Суд наделен
правом проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержанияпод
стражой; 2. Проведение
оперативно-розыскных мероприятий, аграничивающих конституционные права граждан
на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и инных сообщений, передаваемых
по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность
жилища, допускается на основании судебного решения; 3. Предельный
срок содержаний обвиняемого под стражой (1,5 года) может быть продлен только
судьей областного, краевого и приравненных к ним судов в случае, когда
ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного
срока содержания под стражей невозможно, а также для удовлетворения ходатайства
обвиняемого или его зачитника о дополнении предварительного следствия.
Состав Высшего Арбитражного суда РФ – Пленум
Высшего Арбитражного суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного суда
РФ; судебная
коллегия по рассматрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений; судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из адмимистративных правоотношений.
Какие органы входят в состав Верховного
суда РФ
– 1. Пленум. 2. Президиум. 3. Кассационная коллегия. 4. Судебная коллегия по
гражданским делам. 5. Судебная коллегия по уголовным делам. 6. Военная
коллегия.
Каковы состав и полномочия Кассацинной
коллегии Верховного Суда РФ – состав: председатель
коллегии, 12 членов из числа судей Верховного суда РФ.
Каков состав Конституционного суда РФ – состоит из
двух полат, включающих десять и девять судей. Персональный состав палат
определяется путем жеребъевки. Предсидатель и заместитель председателя не могут
входить в состав одной и тойже палаты.
Перечислите гарантии независимости
судьи
– предусмотренной процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой
ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по
осуществлению правосудия; установленным порядком
приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи
на отставку;
нерпикосновенность судьи; системой органов судейского сообжества;
предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения,
соответствующего его высокому статусу.
Какие органы составляют систему органов
прокуратуры РФ
– Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных
округов,
субъектов
РФ, городов и
районов, военные, транспортные
пркуратуры, прокуратуры по
надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные
прокуратуры, прокуратуры
Второго управления Генеральной прокуратуры РФ, территориальные.
Каковы предмет общего надзора и
полномочия прокурора по его осуществлению – в предмет общего надзора
входит: 1. Соблюдение
конституции РФ прокуратурами и прокурорами; 2. Точным и
единообразным исполнением законов этими органами и должностными лицами; 3. Законностью
и обоснованностью правовых актов, котрорые могут быть опротестованны
прокурором, относястя: приказы, инструкции, решения, распоряжения и др.; При
осуществления общего надзора прокуроры могут использовать широкий круг
полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними
законом о пракуратуре. Прокуроры вправе безприпятственно входить на территории
и в помешении федеральных министерств и ведомств, предварительных и
исполнительных органов субьектов РФ, органов местного самоуправления, органов
военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и
материалам. Прокуроры впаве требовать от руководителей и других должностных лиц
указанных органов представления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших
вопросов;
проведение
проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им
организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих тебований,
обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять
специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.
Перечислите средства прокуроского
реагирования на нарушение закона – представление об устранении
нарушений законодательных и иных нормативных актов; протест на
противоречащий закону правовой акт; обращение в суд или арбитражный
суд с требованием о признании правового акта недействительным; постановление
об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на
основании решения несудебного органа; постановление о возбуждении
угловного дела; предостережение
о недопустимости нарушения закона.
Криминальная милиция: состав и задачи – в состав
входят подразделения: уголовного розыска; по
экономическим преступлениям; оперативно-технические;
оперативно-поисковые и др. Задачи: 1. предупреждение, пресечение и
раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно; 2. организация
и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или
суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Органы Федеральной службы безопасности – обеспечивают
безопасность личности, общества и государства в пределах предоставленных им
полномочий. Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую
централизованную систему, в которую входят: Федеральная
служба безопасности РФ; управления Федеральной службы безопасности
по отдельным регионам и субьектам РФ (территориальные органы безопасности); управление
Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных
воинских формироаниях, а так же в их органах управления (органы безопасности в
войсках).
Основные направления деятельности
Федеральной службы безопасности – являются контрразведывательная деятельность
и иные, определенные законом об органах ФСБ. Контрразведывательная деятельность
заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной
деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также
отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
Основные направления деятельности
налоговой полиции
– определяются поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они
организуют по следующим направлениям: осуществление контроля за
соблюдением нологового законодательства нологоплательщиками; осуществление
административной деятельности; проведение оперативно-разыскной
деятельности; производство
предварительного расследования.
В чем заключается правоохранительная
деятельность таможенных органов – в том, что они, являясь органами
дознания, проводят расследование по делам о преступлениях, производства по
которым отнесена к их компетенции. Стр №19 Ю-2.
Предварительное расследование: понятие и
формы
– представляет собой уригулированную уголовно-процессуальным законом правоохранительную
деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на
раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия в
деянии состава преступления, изоблечения и превлечения к уголовной
ответственности лиц, причастных к его совершению.
Следователь: понятие и
процессуальное самостоятельность – должностное лицо органов внутренних
дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и
прокуратуры, управомоченное осуществлять придварительное следствие по
уголовному делу в пределах своей компетенции. Следователь процессуально
самостоятелен, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том,
что следователь вправе давать органам дознания письменные поручения о производстве
следственных и опперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся
в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять
к своему производству дела, по которому обязательно предварительное следствие,
но которое возбужденио и расследуется органом дознания. Постановления следователя
по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями,
учреждениями, арганизациями, должностными лицами и гражданами.
Назовите основные
уголовно-процессуальные функции органов дознания – рассмотрение
и разрешение заявлений и сообщений о преступлении; дознание; досудебную
подготовку материалов в протокольной форме; производство
следственных и розыскных действий по поручениям следователей; оказание
помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
Организационное обеспечение деятельности
судов
– под ним понимаются мероприятия кадрового, финансового, материального и иного
характера, направленные на создание условий для полного и независимого
осуществления правосудия.
Основные полномочия Судебного департамента
при Верховном Суде РФ – организационно опеспечивать деятельность
верховных судов республик, краевых областных судов, судов г. Москвы и
Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных,
военных судов, а также Всеросийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять
органами и учрежениями Судебного департамента; изучать организационную
деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в
установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об
упразднении судов общей юриздикции; определять потребность судов в
кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности
судей; осущесвлять
подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать
научно обоснованную нормативную нагрузку судей и роботников аппарата судов; вести судебную
статистику, организвавать делопроизводство и работу архивов судов,
взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статисческого
отчета; принемать во
взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными
органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности
судей, а таже безопасности членов их семей; организовывать
материальное и социальное обеспечение судей,работников аппарата судов; взаимодействовать
с адвакатурой, правоохранительными и др. гос. органами по вопросам надлежащего
обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в
соответсвии с законодательством.
Назовите основные полномочия администратора
суда
– он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения
судебного департамента и во взаимодействии с ним. Полномочия: принемает меры
по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению
судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой,
правоохранительными и др. гос. органами по вопросам обеспечения деятельности
суда; принимает меры
по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников
аппарата суда; осуществляет
иные меры по обеспечению деятельности суда.
Юридическая консультация: порядок
создания и деятельности – создается президиумами коллегии для организации
работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах и др.
населенных пунктах. Юридические консультации являются основным рабочим звеном
адвакатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической
консультации и там проводят свою работу. Во главе юридической консультации стоит
заведущий. Он осуществляет предоставленны ему права на основании доверенности,
выдаваемой президиумом коллегии адвокатов. Заведующий юридической консультации,
в которой работают не более 4 адвокатов, как правило, выполняет свои
обязанности без оплаты.
|