Курсовая работа: Россия и Япония: состояние и перспективы взаимоотношений
Курсовая работа: Россия и Япония: состояние и перспективы взаимоотношений
Волго-Вятская Академия
Государственной Службы
Кафедра истории и политологии
РЕФЕРАТ
Россия и Япония:
состояние и перспективы взаимоотношений.
Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201
Каткова Ирина
Проверил: доцент, к.и.н. Давыдова Р.И.
Н. Новгород, 2001
|
|
Волго-Вятская Академия
Государственной Службы
Кафедра социологии
РЕФЕРАТ
Имидж государственного
служащего.
Выполнила: студентка 2
курса, гр. 201
Каткова Ирина
Проверил:
Н.
Новгород, 2001
Содержание:
Введение.
Современная Япония.
История российско-японских
отношений.
РФ и Япония в 90-е годы:
Тенденции развития российско-японских
отношений.
Экономическое сотрудничество
стран.
Проблема Южных Курил.
Перспективы партнерства
России и Японии.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
Современная Япония – одна из
наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является
важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни
России.
В Концепции внешней политики
России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится,
что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение
подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран».[1]
В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых
– необходимое условие развития сотрудничества.
Цель данной работы – осветить
наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития
сотрудничества стран.
Современная Япония.
После второй мировой войны
экономика Японии находилась в крайне плачевном состоянии. Однако умело
проведенная экономическая политика уже к концу 60-х годов позволила стране
встать на ноги. Сегодня Япония – одна из наиболее развитых стран. По
существующим данным, Япония с населением 120 млн. может производить товаров и
услуг всего лишь на 15 % меньше, чем США. Показательно также то, что
заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов.[2]
Япония сейчас является не только второй по экономической мощи державой мира, но
и крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров международных
организаций и программ. В последние годы Япония обеспечивает около 15 %
годового бюджета ООН. Немаловажным фактом является также то, что Япония
занимает третье место среди развитых стран по размерам национального дохода на
душу населения, составившего в 1995 году 31, 9 тыс. долларов[3].
Хотя в настоящее время исследователи приводят множество доводов, указывающих на
то, что уже прослеживаются признаки грядущего отставания Японии в своем
экономическом развитии, но, тем не менее, позитивные тенденции преобладают над
негативными.
Большинство геополитиков
относят Японию к государствам-центрам силы. Здесь следует учесть следующий
факт. Япония – асимметричная великая держава, поскольку ее экономическая мощь
не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает
возможностями для существенного увеличения военных расходов, а о растущих
политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на
место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если
существующая асимметричность будет преодолена, то это может вызвать
революционные изменения во всем мире.[4]
История российско-японских
отношений.
Русско-японские отношения
имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах
сообщил в 1697 году русский землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония,
бывшая до этого «закрытой страной», была «открыта» М. Перри для европейцев. Уже
в 1855 году был заключен первый русско-японский договор – «о мире и дружбе».
Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для
русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен
договор о «взаимной свободе торговли и мореплавания» и режиме наибольшего
благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.
Отношения между Россией и
Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году
война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за
господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения
Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния
Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года началась
вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г.
— август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело
в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о
нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
4 – 11 февраля 1945 года в
Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР),
Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции
(Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить
в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые
«северные территории».
9 августа 1945 года, три дня
спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной
бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение
которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония
приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными
державами.
После окончания войны вся
территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров
между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США,
Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками.
Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом
27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они
развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских
войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и
Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными
территориями Японии.
Оккупация Северных территорий
была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и,
следовательно, подлежала прекращению в результате территориального
урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы,
находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49
годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе,
Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше
17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским
Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к
договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда
Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская
сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР
вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую
прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны
обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении
после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема Хабомаи и Шикотана в
составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена
японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема
Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному
договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР
периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального
результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время
занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не
существует».
РФ и Япония в 90-е годы:
Тенденции развития российско-японских отношений.
Появление в 1991 году на
международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего
путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление
принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений
нашей страны с ее дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом
реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической
конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего
советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к
формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной
самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического
влияния в международных делах.
Стало очевидным, что подъем
российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать
решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве
полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ,
ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты
взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было
необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач:
эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для
социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение
дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе
Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических
реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство в
декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве
государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в
качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в
Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного
сообщества, включая Японию[5].
Однако процесс налаживания
отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское
руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских
отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало
придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное
развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному
договору.
Крупным событием на пути
налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н.
Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская
декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ,
определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а
также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию
двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было
зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового
международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а
также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и
взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на
высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских
отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в
развитии экономического сотрудничества.
Особенно широкое, динамичное
развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на
период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в
истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух
государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим
дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении
партнерства.
В Красноярске Б. Н. Ельцин и
Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений –
взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое
сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора.
Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего
отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить
мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации
Диалог между Президентом
России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их
неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд
новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.
В июле 1998 года состоялся
официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В
ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.
Активно развивающиеся
российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки
для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об
установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года
Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе
визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают
одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран
провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе
принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного
экономического сотрудничества.
1999 год для российско-японских отношений прошел под
знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи
строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались
вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает
широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества
в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного
размежевания.
В середине феврали 2000 года
министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным
визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути,
которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры
между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё.
Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.
Визит И. С. Иванова показал
устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией,
не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы
российско-японских связей по всем направлениям.[6]
3 – 5 сентября 2000 года
состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры
В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как
стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних
торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из
этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории
двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали
Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах.
Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут
дальше, к реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать,
что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства
между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и
развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
Экономическое сотрудничество
стран.
Экономическое сотрудничество
России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений
двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась
параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.
Первый важный шаг в
налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились
о создании Российско-японской межправительственной комиссии по
торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя
правительства России и министр иностранных дел Японии.
В ходе различных контактов
между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам
экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону
переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена
черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе
переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в
торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет
основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере:
поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику,
взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях
стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная
энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в
мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая
подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [Ю1] [7]
Президент России подтвердил
глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического
сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых
давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их
экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства
энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в
Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего
Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с
месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония –
Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой
через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что
экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и
развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.
3. 3. Проблема Южных Курил.
Проблема Южных Курил одна из
ключевых во взаимоотношениях России и Японии.
После поражения России в
войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России
прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина
острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в
Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они
вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН,
который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава
ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В
случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН
преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году.
Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не
имеют под собой юридической силы.[8]
Проблема Южных Курил или так
называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения
мирного договора между Россией и Японией.
Первый шаг на пути решения
проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в
ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В
Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы
основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора:
«Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего
понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого
наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности
островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что
следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора
путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов,
а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью
нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации
и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является
государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности
между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между
российской Федерацией и Японией».[9]
Значительное внимание
проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в
Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость
заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия
для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской
декларации.
Новое измерение переговоры по
мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998
года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить
переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное
предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной
позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это
предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание проблеме
мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении
созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России
Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем
уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на
каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для
продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного
размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая
углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России
и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание
правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного
договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по
совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой
министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного
договора.
Переговоры по мирному
договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в
феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на
переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение
проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не
наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться
пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным
законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила
мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком,
отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и
сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире,
дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной
работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная
активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение
двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией
зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана
устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.
Можно сказать, что в 90-х
годах Южные Курильские острова постепенно становились районом
российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение
можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях
России и Японии последнего времени.
Визит Президента России В.
Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы
провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного
договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило
значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны
было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что
оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов
обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской
стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке
поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться впечатление,
что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на
своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли
в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально
существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами,
как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны
рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь
пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских
отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и
премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную
базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных
Курил.
Хотелось бы надеяться, что в
ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с
учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном
урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора
недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в
мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла
территориальные потери».[10]
Перспективы партнерства
России и Японии.
В настоящее время созданы
благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По
сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный
нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон
переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных,
конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно
при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых,
как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала,
что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию
в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только
в процессе действительно активного развития двусторонних отношений,
осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран,
интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем
современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная
задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и
доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных
и тяжелых проблем.
Немаловажное значение для
решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных
и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными,
журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов.
Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.
В целом можно сказать, что
для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века
необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных
интересов народов двух стран.
Заключение
В последние годы отношения
между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и
взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешенный вопрос между
странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных
переговоров.
В целом можно говорить о том,
что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для
установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих
стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода
после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой
степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
Хотелось бы надеяться, что в
будущем российско-японские отношения будут двигаться в позитивном направлении,
в сторону взаимного сотрудничества, взаимовыгоды и поддержания крепких
партнерских отношений.
Список использованной
литературы:
Барциц И. Границы территории
РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11, 2000 г.
Всемирная история: Учебник
для вузов / Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М., 1997 г., стр. 369 –
378.
Гаджиев К. С. Введение в
геополитику, М., 1998 г.
Галузин М. Наши дела с
Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.
Галузин М. Размеренная
поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 г.
Концепция внешней политики
Российской Федерации // Международная жизнь, № 8 – 9, 2000 г.
Нартов Н. А. Геополитика, М.,
1999 г.
[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр. 13.
[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.,
стр.282.
[3] Лебедева И. П. Экономические достижения и уровень
жизни японцев// Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 30.
[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.,
стр.282, стр. 284.
[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная
жизнь, № 3, 2000 г., стр.90.
[6] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная
жизнь, № 3, 2000 г., стр. 89.
[7] Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с
Японией// Международная жизнь, № 10, 2000 г., стр. 75.
[8] Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г., стр. 253
[9]Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь,
№ 3, 2000 г., стр. 91 – 92.
[10] Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы.
// Власть, № 11, 2000 г., стр. 32
[Ю1]
|