рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации

Курсовая работа: Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации

Введение

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством[1]. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

Актуальность данной темы основана тем, что политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Предметом курсовой работы – правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.

Целью работы является выведение теоретических положений, характеризующих основные признаки политических прав и свобод, обозначающих их систему и внутренний состав и составляющих основу для предложений по их совершенствованию и защите.

В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:

-  сформулировать понятие политических прав и свобод граждан Российской Федерации;

-  показать место политических прав, свобод в системе конституционных прав, свобод человека и гражданина;

-  исследовать процесс становления политических прав и свобод в Российской Федерации;

-  проанализировать российское законодательство о политических правах и свободах граждан и дать характеристику видового состава политических прав, свобод;

-  исследовать механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации;

Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации и др.

При написании работы был использован широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам как и др. В работе использовались следующие источники: учебно-методическая литература таких авторов как и другие.


1 Политические права и свободы и их место в системе конституционны прав и свобод граждан Российской Федерации

Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. [2]

Права и свободы – высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством

В советском конституционном праве, под правами человека понимались «суть те же права человека, которые оформлены юридически и поставлены под охрану государства». Исследователи, основываясь на Конституции СССР отмечали: «понятия прав человека и прав личности с точки зрения государственно-правовой формы их закрепления совпадают».[3]

Современные эксперты, дают такое определение: «Права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса». [4] Соответственно конституционные права и свободы – это установленные Конституцией РФ социальные возможности личности.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («...имеет право» и т.п.) или словом «никто» («...не должен подвергаться») (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63).

Вопрос о разграничении понятий «прав» и «свобод» является дискуссионным.

Отдельные исследователи не разделяют данные понятия, или не акцентируют на этом внимание. Как подчеркивает В.Д. Карпович, соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.[5]

Между тем, различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, - «прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю».

Как отмечает В.В. Лазарев, Конституция РФ юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Иногда в литературе отмечается, что свобода - это тоже право на определенный вид свободного поведения. В действительности в различии права и свободы человека заложен глубокий смысл. Свобода - это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. … Право - это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом[6].

Конституция РФ воплотила в себе большинство норм международных норм, те же положения, которые не нашли своего закрепления в Основном законе закреплены в национальном законодательстве Российской Федерации.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) экономические, социальные и культурные; 3) политические. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер[7].

Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.

Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Располагаются они в главе 2 Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право касается определенной области жизни гражданина, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные (гражданские, частные), социальные, экономические, культурные (духовные) и политические.

Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

Особенности политических прав и свобод:

- тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

- в отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

- связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

- являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию, как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина[8].

Политические права и свободы – отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29).

В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство», данное в Законе о гражданстве РФ[9]. В России политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в не политические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Кроме того, нужно отметить что, несмотря на естественность и не отчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности.

Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам.

Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.

Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

Политические права подразумевают в первую очередь управление делами государства и осуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Они также имеют право участвовать в отправлении правосудия»[10].

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении делами государства - неотъемлемое демократическое начало в её организации.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

2 Эволюция политических прав и свобод в России

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Обращение к проблемам формирования института политических прав и свобод в России в начале XX века имеет важное значение для понимания исторических и правовых процессов, которые происходят в настоящее время в данной области правового регулирования. В настоящее время Российская Федерация проходит период укрепления властных институтов, создания принципиально новой системы регулирования отношений между политическими партиями и общественными объединениями, упорядочивания избирательной системы. В этой связи нередко высказываются мнения о чрезмерном усилении вмешательства государства в политические права граждан, необоснованном их ограничении, отступлении от демократических подходов в данной сфере. Аналогичные мнения по рассматриваемым вопросам высказывались и в начале XX века, когда государство также стремилось к укреплению своего влияния в области реализации гражданами политических прав.

Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Существование демократического общества немыслимо без формирования политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демократическом государстве политические права и свободы воспринимаются массовым общественным сознанием не как нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических ценностей.

Политические права и свободы, провозглашенные изначально в рамках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развернутый конституционно-правовой статус и утвердились сначала в качестве важнейшего института национального, а позднее и международного права. Многие современные международно-правовые документы о правах человека универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие политические права, как свобода слова и убеждении, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством. [11]

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Трагический опыт революционного развития событий в последующем, одной из причин которых явилось недовольство населения ограничительной политикой в области политических прав, показывает сложность этой проблемы, её многогранность и необходимость исследования.

17 (30) октября 1905 г., император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший свободы гражданам России. Это была первая победа революции 1905-1907 гг. Текст манифеста вошедшего в историю под названием Манифеста 17 октября 1905 г. был подготовлен А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством С. Ю. Витте.

Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый представительный орган власти с законодательными правами — Государственная Дума, . Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению... неслыханной смуты» и вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».[12]

Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905 г. стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам факт его появления оценивались самым различным образом. Одни полагали, что принятие Манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.