рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

Контрольная работа: Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"История Отечественного государства и права"

Тема: "Развитие права в годы Великой Отечественной войны и

в послевоенные годы восстановления народного хозяйства".

МОСКВА - 2009


Содержание

1. Введение

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

4. Заключение

5. Список использованной литературы


1. Введение

Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени. С другой стороны, живы еще участники и свидетели происходивших событий, ветераны Войны и Труда, которые, несмотря на широко развернувшуюся в современной России кампанию по очернению советского периода нашей истории, помнят и объективно оценивают внешне - и внутриполитические условия того времени, обусловившие общие тенденции развития правовых отношениях, о которых мы будем говорить ниже. Исходя из собственного восприятия происходивших событий они могут рассказать о них не понаслышке. И их мнение и видение вопроса в большинстве своем разительно отличается от навязываемых нам телеэкраном и СМИ выводов и оценок. В значительной степени опровергаются расхожие исторические мифы о кровожадности советской системы и представленными ниже выдержками из законодательства и принятых в то тяжелое время иных нормативных правовых актов (цитируются по "Хрестоматии…"). На отдельных примерах показаны аналогии "карательного" советского законодательства и норм права стран "развитой демократии".

К сожалению, следует заметить, что идеализировать правовые отношения в СССР нельзя. Но это обусловлено, на мой взгляд, не собственно действующим законодательством, а имевшими место проблемами правоприменения со стороны прежде всего судебных (и внесудебных карательных), следственных, надзорных органов, различных контролирующих инстанций и т.д. Но, говоря об этом, не следует забывать, что в любой политической системе, в условиях практически любого общественного строя мы можем наблюдать нарушения законности, волюнтаризма, кампанейщины или приспособленчества. К тому же, как образно выражается в своих трудах С.Г. Кара-Мурза, описывая проблемы правотворчества и правоприменения в периоды масштабных государственных преобразований, остается "… в стороне тот важный, но малоизученный факт, что во многих местах …. в эти моменты возникает "молекулярная" гражданская война - сведение всяческих личных и политических счетов. Такой обстановкой наиболее эффективно пользуется самая сильная и организованная часть…". Вот, например, воспоминание генерала А.В. Горбатова, касающееся его нахождения в заключении: "Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трехсот человек. Он повторял то, что мне уже случалось слышать в московской тюрьме: "Чем больше - тем лучше: скорее все разъяснится". Безусловно, говоря об этом, нельзя забывать, что всякое проявление правового произвола, юридических ошибок и злоупотреблений, как любое нарушение Закона, всегда должно быть наказано и подвергнуто общественному осуждению.

Прежде чем перейти к рассмотрению темы данной контрольной работы полагаю целесообразным вкратце остановиться на вопросе формировании и деятельности органов государственной власти и управления, их роли в реформировании правовых отношений в СССР в военное время. Данные органы, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. То же надо сказать и о республиканских органах, о местных советских учреждениях. Целям повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Перед войной его возглавил И.В. Сталин. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП (б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР в составе 7 человек. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседало раз в неделю, а при необходимости и чаще.

Оккупация части территории СССР привела к не соблюдению предусмотренных Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроков очередных выборов в Советы всех уровней, вследствие чего полномочия соответствующих Советов продлевались решениями Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов республик. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза - в 1942, 1944, и 1945 гг. На освободившейся от врага территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.

Осуществленные изменения в системе управления не могли решить всех задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления.

Первоначально в интересах организации ведения военных действий Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1941 года был создан Высший орган стратегического руководства ВС СССР в войне - Ставка Главного командования во главе с маршалом С.К. Тимошенко (председатель). Кроме него в Ставку также входили: заместитель председателя СНК Ворошилов К.Е., заместитель председателя СНК и нарком иностранных дел В.М. Молотов, секретарь ЦК ВКП (б), Председатель СНК СССР И.В. Сталин, заместитель наркома обороны, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, первый заместитель наркома обороны С.М. Буденный, нарком ВМФ, главнокомандующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов.10 июля Ставка ГК была преобразована в Ставку Верховного Командования и ее возглавил И.В. Сталин.8 августа 1941 года он был назначен Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР и Ставка была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. В нее также был введен Б.М. Шапошников.

Вместе с тем, очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления.

В этой связи уже 30 июня 1941 года совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР создается Государственный Комитет Обороны (ГКО), "Положение…" о котором опубликовано в тот же день в "Ведомостях Верховного Совета СССР". В состав ГКО вошли 5 человек (позже - 9): И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Позднее в состав ГКО были введены Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович и А.И. Микоян, а Ворошилов в ноябре 1944 г. был выведен из ГКО. Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку ВГК осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации - партийные, советские, хозяйственные, общественные - обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления, а также создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса, такие как Транспортный комитет, Совет по эвакуации, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению, Комитет по разгрузке транспортных грузов и др. ГКО выполнял свои функции в течение всего времени ведения СССР военных действий против агрессоров и выполнения союзнических обязательств. Упразднен Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. после победы над милитаристской Японией.

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

Рассмотрение вопроса собственно о праве в годы Великой отечественной войны необходимо начать с предвоенного периода, в течение которого советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. Данная работа не преследует цели осуществить жесткую отраслевую классификацию правовых новаций того времени. Поэтому, учитывая, что ряд вновь вводимых норм права имел свойство межотраслевых (в них одновременно содержались нормы уголовного, трудового, семейного, гражданского и т.д. права), их рассмотрение во 2 разделе работы будет построено в основном в хронологическом порядке.

Так, 1 сентября 1939 (в день начала 2-й Мировой войны) принимается Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности".

В условиях наращивания выпуска продукции военного назначения были выработаны меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. В частности, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР (ВС СССР) от 26 июня 1940 г. (вступил в силу с 27 июня 1940 г.)"О переходе на 8-ми часовой рабочий день и 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений", согласно которому:

для основной массы трудящихся установлена 8-часовая продолжительность рабочего дня. Для работников, занятых на производстве с шестичасовым рабочим днем (за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР) продолжительность рабочего дня увеличивалась до 7 часов;

работа во всех предприятиях и учреждениях переведена с шестидневки на семидневную неделю (воскресенье считался днем отдыха);

запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое без разрешения директора предприятия или начальника учреждения (предоставление установленных отпусков осуществлялось независимо от этих норм, по действующему законодательству). Вместе с тем, установлены обязательные основания для разрешения на уход рабочего и служащего с предприятия - неспособность рабочего или служащего по медицинским показаниям выполнять прежнюю работу без предоставления подходящей работы на данном предприятии, зачисление работника на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение. Данное ограничение не распространялось также на работающих пенсионеров по старости, желающих оставить работу;

за самовольный уход с предприятий или из учреждений предусматривалось наказание - тюремное заключение сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев, за прогул без уважительной причины - исправительно-трудовые работы по месту основной деятельности на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25% (с учетом этих норм права отменено обязательное увольнение за прогул без уважительных причин). Дела такого рода рассматривались народными судами в течение 5 дней, приговоры по ним приводились в исполнение немедленно;

введена также и уголовная ответственность для директоров предприятий и начальников учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин, а также принявших на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений.

В развитие курса на снижение себестоимости выпускаемой продукции (о чем говорилось еще 7 января 1933 года на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) по итогам первой пятилетки), экономию трудовых и материальных ресурсов при условии достаточного снабжения потребителей, Президиумом ВС СССР издан Указ от 10 августа 1940 г., которым установлено, что "… выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и выпуск … продукции с нарушением обязательных стандартов является противогосударственным преступлением, равносильным вредительству". За данное преступление для директоров, главных инженеров и начальников ОТК промышленных предприятий предусматривалось уголовное наказание в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет.

Указом Президиума ВС СССР от 10 августа 1940 г. ужесточена уголовная ответственность за мелкие кражи (независимо от размера) на производстве и за хулиганство на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах. Подобные преступления наказывались тюремным заключением сроком на один год, если по своему характеру они не влекли за собой по закону более тяжкого наказания.

Указом Президиума ВС СССР от 2 октября 1940 г. для обеспечения постоянного притока новой рабочей силы на производство и решения задач дальнейшего расширения промышленности в условиях полной ликвидации безработицы было предписано ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек из городской и колхозной молодежи. Ее подготовку по определенным производственным профессиям осуществлять в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в школах фабрично-заводского обучения. Таким образом в канун грядущей войны заблаговременно решался вопрос о восполнении трудовых ресурсов на производстве в условиях мобилизации, потерь и оставления части населения на оккупированной территории. Страна готовилась к отражению агрессии.

Глобальные практические шаги были приняты и в интересах расширения территории страны и сферы геополитического влияния, отдаления внешних границ от жизненно важных политических и промышленных центров государства, увеличения численности населения. Этот вопрос также представляет определенный интерес, так как его рассмотрение дает возможность понять, выступал ли СССР в то время в роли агрессора и каким образом происходило расширение его территории.

Так, с нападением Германии на Польшу настала возможность и необходимость вернуть области, отторгнутые от СССР после неудачной войны с Польшей в 1921 г. - Западную Украину и Западную Белоруссию.17 сентября, когда польское государство фактически перестало существовать (правительство и командование бежали из страны), советские войска вошли в Польшу и остановились на "линии Керзона" - границе 1919 г. В нынешнее время принято расхожее мнение, что СССР выступил в качестве агрессора наравне с Германией. Однако, существовавший тогда прообраз ООН - Лига Наций - обязана была организовать своих членов на отпор агрессии. Однако она Советский Союз агрессором не признала. Согласно ст.16 Устава Лиги Наций, все страны обязаны были порвать с СССР торговые и финансовые отношения. Этого никто не сделал. Как отметило германское руководство в ноте от 21 июня 1941 г., Германия разрешила СССР "большевизировать" "находящиеся в состоянии разложения области бывшего польского государства". Таким образом, по нормам действовавшего международного права Советский Союз агрессором не являлся. В октябре 1939 г. на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании были избраны Народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии, которые приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Юридическое закрепление включений Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР с воссоединениями их с Украинской и Белорусской ССР соответственно осуществлено Законами СССР от 1 и 2 ноября 1939 года.

В конце 1939 г., в обстановке начавшейся Второй мировой войны, правительства Литвы, Латвии и Эстонии заключили с СССР договоры о взаимопомощи, согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу советских войск. В качестве жеста доброй воли советское правительство передало Литве г. Вильнюс и Виленский край. Летом 1940 г. обстановка резко изменилась, военные успехи Германии побудили прибалтийские правительства переориентироваться на Берлин и начать с немцами секретные переговоры. СССР, опираясь на поддержку левых сил и массовые демонстрации в столицах, предъявил ультиматум, и правительства ушли в отставку. Были проведены выборы в парламенты, на которых победили левые блоки ("Союзы трудового народа"), получившие более 90% голосов.21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбой о вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. На основании Законов СССР от 3, 5 и 6 августа 1940 года данные просьбы были удовлетворены и Литовская, Латвийская и Эстонская ССР были приняты в состав СССР. При этом, в состав Союзной Литовской Социалистической Республики были переданы Свенцянский район и части территорий с преобладающим литовским населением Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского, Радунского районов Белорусской ССР.

На этом территориальное переустройство СССР не было закончено. В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Северной Буковине была установлена Советская власть. Хотя Северная Буковина России никогда не принадлежала, СССР добивался ее присоединения ввиду очень важного стратегического значения (по ней проходила рокадная железная дорога). Германия посоветовала румынам уступить, "намекнув", что уступка будет временной.

На основании Закона СССР от 2 августа 1940 г. "Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики" Бессарабия была объединена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье, с 12 октября 1924 г. находилось в составе Украины) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качестве Союзной Республики.

Интересным представляется тот факт, что Конституции Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии допускали, наряду с социалистическим, частный сектор хозяйства (частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом).

Вместе с тем, 15 августа 1940 года на основании Указа Президиума ВС СССР на всей территории Бессарабии с 28 июня 1940 г. признано восстановленным действие советских законов о национализации земли в соответствии с декретом "О земле" от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Земля, недра и водные ресурсы объявлены государственной собственностью.

На основании Указов Президиума ВС СССР от 6 ноября и 14 декабря 1940 года до издания общесоюзных кодифицированных законодательных актов на территории Литовской, Латвийской и Эстонской ССР было разрешено временное применение уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, трудового и семейного законодательства РСФСР, а на территории Молдавской ССР - соответствующих кодексов Украинской ССР. При этом, приговоры и решения, вынесенные судами данных республик до установления в них Советской власти, подлежали пересмотру на основании вновь вводимых норм права.

В условиях надвигающейся войны остро встал вопрос об обеспечении безопасности Ленинграда. Город, находившийся в непосредственной близости от госграницы с Финляндией, в случае начала боевых действий мог обстреливаться финской полевой артиллерией. В нынешнее время принято говорить о том, что СССР в своих интересах развязал агрессивную войну против миролюбивой Финляндии, в результате которой аннексировал часть ее территории, тем самым нарушив нормы действующего международного права. В подтверждение приводится решение Лиги Наций, которая признала СССР агрессором и, учитывая отказ Советского Союза участвовать в рассмотрении этого вопроса, исключила его из своих членов. Однако, многие забывают о следующем.

Для решения проблемы обороноспособности г. Ленинграда СССР в течение 1937-1939 г. г. предпринял ряд серьезных дипломатических шагов: финской стороне предлагалось заключить оборонительное соглашение, взять в длительную аренду часть финской территории, представляющей для СССР интерес с точки зрения организации обороны Ленинграда и обеспечения безопасности Кировской (в н. в. - Октябрьской) железной дороги, соединяющий с материком незамерзающий порт Мурманск, обмен участками территорий, при этом Советский Союз за перенос на запад границы на Карельском перешейке предлагал в 2 раза больше карельской земли, чем просил уступить Финляндию своей.

Видный английский историк Лиддел Гарт (отнюдь не "просоветски" настроенный) в 1970 году писал о "требованиях" СССР 1939 года к Финляндии: "Объективное изучение этих требований показывает, что они были составлены на рациональной основе с целью обеспечить большую безопасность русской территории, не нанося сколько-нибудь серьезного ущерба безопасности Финляндии.". Стоит также привести слова Сталина из стенограммы его переговоров 12 октября 1939 года с главой приглашенной в Москву финляндской делегации Ю.К. Паасикиви: "Мы не можем ничего поделать с географией, так же как и вы. Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придется отодвинуть от него границу". Речь шла о нарушенной в 1917 году геополитической границе. Поясню. В 1811 году - через два года после создания Великого княжества Финляндского - территория Карельского перешейка была присоединена к нему в качестве своего рода щедрого дара Александра I. После превращения в 1917 году Финляндии в суверенную страну получилось так, что граница с ней прошла не в полутораста километрах от Петербурга (как было при Петре), а почти по его предместьям. Именно поэтому объективный английский историк выразил согласие с "требованиями" 1939 года к Финляндии.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.