рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Сущность трасологической экспертизы

Мазки - являются следствием скользящего соприкосновения предметов, между которыми имелось некоторое количество крови. Форма мазков обычно неопределенная, размеры их варьируют в широких пределах, толщина слоя крови закономерно убывает по направлению движения, края большей частью нечеткие, со смазанными контурами.

Особой разновидностью мазков являются следы волочения, образующиеся при скользящем перемещении окровавленного массивного предмета: тела человека, туши животного или иного объекта, ранее соприкасавшегося с лужей крови.

Отпечатки - образуются вследствие статического контакта окровавленного предмета с ровной поверхностью, способной воспринять на себя слой крови. С большей или меньшей полнотой они отображают признаки внешнего строения следообразующего предмета путем проведения трасологической экспертизы.

Иногда отпечатки бывают, малозаметны, поэтому для их выявления необходим целеустремленный поиск с использованием хорошего освещения.

Чрезвычайно большое значение для раскрытия преступления имеют отпечатки окровавленных пальцев, ладоней и босых ног, отображающие детали строения кожных узоров, пригодные для отождествления личности.

Весьма важны отпечатки, остающиеся на кожных покровах потерпевшего и на других поверхностях от прикосновения предметов одежды преступника, увлажненных кровью.

Окровавленными объектами, оставляющими следы-отпечатки, могут быть не только различные предметы, но и сами по себе кровоточащие повреждения. Известны случаи установления личности преступников по потерянным материалам, на внутреннем слое которых остались точные отпечатки формы ран или язв, имевшихся на их теле. Такую же роль сыграли однажды отпечатки на простыне, использованной преступником для промакивания крови, выступавшей из нескольких царапин на его щеке, полученных им в борьбе при совершении преступления.


Глава 5. Следы орудий и инструментов

5.1 Следы взлома

Следы взлома могут быть образованы специально изготовленными или приспособленными для взлома орудиями. Нередко взломы осуществляются посредством различных инструментов, применяемых в быту. Наряду с этим нередко возникают следы разделения предмета на части. Таким образом, имеется два вида следов взлома: следы орудий взлома и следы излома.

Следы орудий взлома в свою очередь подразделяются на группы по механизму следообразования, обусловленному способом взлома и видом инструмента. В связи с этим различают:

1) следы давления (удара);

2) следы трения (скольжения);

3) следы резания.

Следы давления (удара) остаются при взломе преград различными тупыми предметами. Они образуются при таких способах взлома, как отжим с помощью ломика дверей или ригеля замка, вышибание дверной филенки, разбивание кирпичной стены. В результате удара или давления орудием образуется объемный след в виде вмятины, а если приложенная сила настолько велика, что орудие проходит сквозь толщу преграды, возникает пробоина, отображающая контуры инструмента.

Образованию вмятин и пробоин при взломе могут сопутствовать поверхностные следы. Эти следы возникают при небольших усилиях, прилагаемых к орудии взлома, и образуются за счет окрашивания поверхности преграды веществом, перенесенным с орудия взлома, либо за счет удаления орудием взлома красящего вещества с поверхности взломанной преграды. Такие поверхностные следы взлома называются отпечатками и отслоениями.

Следы давления (удара) - вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения - зеркально отражают внешнее строение контактной поверхности орудия взлома: форму, величину, характер рельефа и их частные особенности. Поэтому по ним возможно установить групповую принадлежность инструмента, а после его обнаружения идентифицировать орудие взлома.

Следы трения (скольжения) образуются, когда орудие взлома скользит по поверхности преграды, не углубляясь в ее толщу. Следы трения чаще всего встречаются в комбинации со следами давления при отжиме дверей, взломе навесных замков при помощи поддельных ключей и отмычек. Следы трения образуются острыми гранями применяемых для взлома ломиков, отверток, стамесок, монтировочных лопаток и других подобных им инструментов, а также ключами, отмычками и заостренными металлическими стержнями. Характер деформации зависит от того, под каким углом орудие наклонено к поверхности преграды. След скольжения может образоваться красящим веществом или грязью с орудия взлома. Такой след принято называть мазком. В следах скольжения каждая точка рельефа грани инструмента отображается в виде линии. Эти линии называются трассами. Взаимное расположение трасс и их относительная ширина зависит от того, каково было встречное положение орудия взлома при его перемещении по следо-воспринимающей поверхности. Криминалистическое значение следов скольжения, хотя они и искаженно отображают внешнее строение следо-образующего объекта, очень велико. По ширине следа можно определить ширину рабочей поверхности орудия взлома и, следовательно, установить его групповую принадлежность. После обнаружения предполагаемого орудия его можно идентифицировать. При установлении групповой принадлежности и идентификации орудий взлома по следам скольжения учитывается встречное положение инструмента при следо-образовании.

Следы резания остаются при таких способах взлома, когда в качестве орудий взлома используются режущие инструменты. Для взлома полов и дощатых стен используются топоры, взлом дверей нередко производится высверливанием и выпиливанием врезного замка, навесные замки часто взламываются путем перерезания дужки саперными ножницами или перепиливанием ее пилой-ножовкой. Применению того или иного вида инструмента соответствует определенный способ резания, имеющий специфический механизм следообразования.

Все виды резания можно подразделить на три вида:

1) простой разрез (разруб). Простой разрез или разруб заключается в том, что преграда разделяется на части при помощи клинообразных режущих инструментов. Так действуют топор, зубило, нож;

2) встречный разрез. Встречный разрез состоит в разделении предмета на части посредством двух режущих лезвий, движущихся навстречу друг другу. Такой способ резания характерен для слесарных и саперных ножниц, кусачек, бокорезов, пассатижей. Следы, образуемые ими, называются следами встречного разреза;

3) разрез с отделением мелких частиц материала (строгание, распил, сверление). Резание с отделением мелких частиц материалов преграды происходит при строгании, сверлении и распиле с использованием соответствующих инструментов. При этом образуются следы строгания, следы сверления и следы распила.

Следы строгания образуются, когда для расширения в дощатых преградах отверстия действуют ножом или другим простым режущим предметом. Возникающие при этом следы строгания отличаются от следов простого разреза лишь величиной отделяемых частиц (стружки).

Следы сверления образуются сверлами разных видов и диаметров, поэтому по ним можно установить групповую принадлежность сверла. По стенкам следа определяется направление вращения сверла и сторона сверления.

Следы распила образуются зубьями пилы. Режущие кромки зубьев оставляют следы, которые перекрываются следами от других зубьев. По следам распила возможно определить величину зубьев.

Следы перелома остаются при взломе легких досчатых преград: стен и потолков легких летних строений, сараев, оград, заборов. Следы сдвига и следы скручивания как самостоятельные следы при взломе не встречаются, а являются составными элементами следов разрыва и следов перелома.

Криминалистическое значение следов излома состоит в том, что по ним можно определить сторону, откуда был произведен взлом и установить целое по частям. Следы перелома на торцах деревянной преграды имеют рельеф в виде выступающих волокон. По следам взлома можно идентифицировать предмет, употреблявшийся для этой цели.

5.1.1 Изъятие следов взлома

Следы взлома - это в подавляющем большинстве случаев следы механического воздействия.

Изъятие следов взлома для их лабораторного исследования лучше всего производить с предметом или частью предмета, на котором они находятся. При выпиливании или вырезании части предмета необходимо стремиться к тому, чтобы на нем были изъяты все имеющиеся следы. Если это сделать невозможно, то на схеме показывают изъятые участки преграды со следами. Перед изъятием следы взлома фотографируются по правилам узловой и детальной фотосъемки. В случае невозможности изъятия следов взлома с предметом или его частью следы копируются с помощью пластической массы (силиконовой пасты, пластилина, парафина, воска и др.). В последнем случае, воизбежании искажения следа, необходимо привлечь к этому действию специалистов – трасологов.


5.2 Следы транспортных средств

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия, как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) – к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах.

К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора.

К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора. Следы пневматических шин мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие и частные признаки колеса.

Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы-отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета, который оставил следы на транспортном средстве. Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, возникают при отделении от него частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства.

Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов. Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки.

При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом линейной панорамы. Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

Криминалистическое значение следов транспортных средств может проявляться уже на этапе оперативно-розыскных мероприятий и закрепляться при проведении предварительного следствия, при реконструкции условий дорожно-транспортного происшествия.


Глава 6. Иные следы - объекты трасологического исследования

Следы животных в криминалистической практике встречаются при использовании их в преступных целях в качестве гужевого или вьючного транспорта либо в случаях, когда животные являются предметами хищения. Чаще всего объектами трасологического исследования являются следы лошади. При движении лошади ее копыта оставляют следы, по которым возможно определить направление движения, аллюр (шаг, рысь, галоп), постановку передних и задних ног, а также установить, была ли лошадь подкована и на какие ноги. По отдельным следам копыт, возможно, определить групповую принадлежность и индивидуальное тождество лошади. Копыто состоит из роговой подошвы, которая спереди ограничена роговой стенкой, а сзади роговой стрелкой. В следах копыт отображаются следующие признаки: величина и форма копыта (широкое, узкое), форма подошвы (плоская, вогнутая), форма нижнего края роговой стенки и стрелки, а также частные признаки деформации копыта.

Следы животных бывают объемными и поверхностными. Фиксируются и изымаются они так же, как следы ног человека. Следы зубов человека остаются на продуктах питания, окурках, жевательной резинке, на теле и одежде человека. Строение зубного аппарата и внешнее строение зубов индивидуально, и поэтому по следам зубов возможна идентификация личности. Характер и расположение следов укуса могут способствовать установлению обстоятельств, связанных с их образованием.

Идентификационными признаками, которые отображаются в следах зубов, являются: характер прикуса челюстей, который бывает прямым, верхним и нижним; форма и размеры челюстной дуги; относительное расположение зубов и челюстной дуги: величина зубов и расстояний между ними: отсутствие зубов: признаки заболеваний, санации и протезирования. Фиксация следов зубов на теле человека производится путем их фотографирования. Следы на продуктах питания и других предметах изымаются непосредственно с этими предметами с принятием мер, предохраняющих их от повреждения при транспортировке и хранении.

Сравнительными образцами для трасологического идентификационного исследования служат экспериментальные следы на зубопротезной массе, которые получает эксперт, производящий экспертизу, или специалист-дантист.

В конечном итоге, криминалистическое значение иных следов сводится к решению идентификационных задач и воспроизведения обстоятельств происшествия.


Глава 7. Трасологическое исследование

Трасологическое исследование начинается с момента обнаружения следов на месте происшествия. Предварительное исследование следов производится следователем. Для участия в нем рекомендуется приглашать специалиста-криминалиста. Результаты предварительного трасологического исследования позволяют сделать следователю умозаключения об особенностях механизма образования следов, выдвинуть и проверить следственные версии об обстоятельствах совершения преступления.

При фиксации следов в протоколе должно быть отражено:

1) вид обнаруженных следов;

2) расположение следов на месте происшествия относительно предметов обстановки места происшествия;

3) расположение следов на следовоспринимающем объекте;

4) взаимное расположение следов;

5) цвет, консистенция, структура, запах следообразующего вещества;

6) размеры следов и их частей (длина, ширина, глубина);

7) форма следов и их частей;

8) частные идентификационные признаки, отобразившиеся в следе.

Если по делу требуется заключение эксперта, следователь назначает трасологическую экспертизу.

Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой, могут быть объединены в следующие три группы:

1) касающиеся механизма образования следов;

2) связанные с установлением групповой принадлежности следообразующего объекта;

3) связанные с идентификацией конкретного объекта, которым был оставлен след.

Объектами трасологической экспертизы являются следы, их копии и предполагаемые следообразующие объекты. В постановлении о назначении трасологической экспертизы должно быть указано, какие объекты направлены на экспертизу, их количество, способ и время изъятия, время и условия хранения до направления на экспертизу. В распоряжение эксперта рекомендуется также представить протокол осмотра места происшествия и протокол получения образцов для сравнения, планы, схемы и фотоснимки места происшествия и следов. Убедившись в процессе экспертного осмотра в том, что объекты соответствуют описанию их в постановлении, эксперт приступает к раздельному их исследованию.

Основной задачей раздельного исследования следа является определение его пригодности для идентификации (если этот вопрос не удалось решить при экспертном осмотре объектов) и выявление отобразившегося в следе комплекса идентификационных признаков.

Оценка идентификационного значения отобразившихся признаков осуществляется с учетом классификационной характеристики и механизма образования следа.

Сравнительное исследование является основой трасологической идентификации. Оно заключается в установлении соответствия имеющихся на контактной поверхности следообразующего предмета идентификационных признаков их отображениям в следе. Сравнительное исследование возможно лишь при условии сопоставимости сравниваемых объектов, поэтому для сравнения с представленным на исследование следом должен быть взят экспериментальный след, полученный в тех же условиях, что и исследуемые.

Сравнительное исследование проводится с использованием таких технических приемов, как сопоставление, наложение и совмещение. Сравниваться при этом могут непосредственно исследуемые и экспериментальный следы, либо их оптические или фотографические изображения. Сопоставление заключается в том, что два сравниваемых объекта помещаются в одном поле зрения и идентификационные признаки в них последовательно изучаются, в том числе путем сравнения.

Наложение состоит в одновременном изучении изображений двух сравниваемых объектов, наложенных одно на другое, путем их анализа напросвет. Совмещение является основным техническим приемом для сравнения динамических следов, как поверхностных, так и объемных.

Совмещение - это расположение сравниваемых изображений таким образом, чтобы трассы экспериментального следа могли рассматриваться как продолжение трасс исследуемого следа. Результаты сравнительного исследования служат основанием для экспертного вывода о тождестве. В зависимости от количественной и качественной характеристики совпадений и различий в общих и частных признаках может быть сделан положительный или отрицательный вывод о тождестве в категорической или вероятной форме.

Весь ход и результаты трасологической экспертизы отражаются в заключение эксперта. На прилагаемой к нему фото таблице помещаются фотоснимки общего вида исследуемых объектов и снимки, иллюстрирующие совпадение идентификационных признаков.

Заключение эксперта – трасолога является важным составляющим элементом в системе доказательств по уголовному делу.


Заключение

В представленной работе мы постарались по возможности раскрыть широкое применение трасологии, идентификации и диагностики при расследовании преступлений.

Представим здесь краткие выводы из всей работы.

1) Трасология занимает одно из основных мест в системе криминалистических наук. Ее идентификационные и диагностические задачи имеют выраженный прикладной характер.

2) При изучении следов одного общежитейского опыта недостаточно, чаще всего необходимы специальные криминалистические знания, а также знания в области химии, физики, биологии, психологии и других наук.

При поиске следов применяется порой целый арсенал специальных технических средств и приемов. А при их обнаружении решается вопрос об их причинной связи с исследуемым происшествием и о пригодности для целей идентификации.

3) Реализация знаний криминалистической трасологии осуществляется в рамках трасологических исследований и трасологической экспертизы. В первом случае важное значение приобретает способность следователя или дознавателя отыскать, сохранить, изъять, зафиксировать следы или вещественные доказательства со следами. Во втором случае основная роль принадлежит специалисту – трасологу.

4) Наличие большого разнообразия, следообразующих и следовоспринимающих объектов при их выявлении и исследовании необходимо руководствоваться, прежде всего, системным подходом.

Объективные предпосылки присутствия на любом месте преступления тех или иных следов существуют всегда. Процент «нераскрытых» дел постоянно растет, и связано это не только с несовершенством системы расследования преступлений, но и с неадекватными методиками обнаружения и интерпретации трасологических объектов присутствующих на месте преступления.

5) Чрезвычайно важна криминалистическая диагностика следов в рамках оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых при раскрытии преступлений. Нередко оперативный работник остается «один на один» со следами на месте происшествия. Отсюда громадное значение приобретает специальная подготовка к криминалистической трасологии в средних специальных и высших юридических учебных заведениях, где должны прививаться не только теоретические знания, но и практические навыки работы со следами. При этом по мере появления новой техники обнаружения и исследования следов, новых методов криминалистической экспертизы знания об этих новациях должны своевременно и в плановом порядке доводиться до всех лиц, участвующих в раскрытии и расследовании преступлений.

криминалистическая трасология след экспертиза


Литература

I Нормативно-правовые источники

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. УК РФ от 12.06.1996 г. № 63-ФЗ

3. Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.В. Наумов. - М.: Юристъ, 1996

4. УПК РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

5. УПК РСФСР от 27.10.1960 г. (утратил силу)

6. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ

II Специальная литература

7. Курс криминалистики. В 3 т. / Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003

8. Белкин Р.С., Курс криминалистики. В 3 т. — М.: Юристъ, 1997

9. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. — М.: Норма, 2001

10. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филипова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2005

11. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

12. Ищенко Е.П., Топорков А.А., Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Е.П., Ищенко. М., «Инфра-М», 2005

13. Россинская Е.Р., Криминалистика: Курс лекций. — М.: Норма, 2006

14. Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М., 2001

15. Криминалистика. Коллектив авторов, под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.П.Яблокова. «Юристъ», Москва, 2005

16. Крылов И.Ф., В мире криминалистики. — 2-е науч. изд., перераб. и доп. — Л.: «ЛГУ», 1989

17. Д. Сорос, Криминалистика – «Лучшая юридическая литература», 2000

18. Криминалистика. Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юридлит, 1988

19. Зорин Г.А., Основы криминалистики. - Гродно, 1992

20. Эйсман А.А., Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. М., 1967

21. С.М. Потапов, Введение в курс криминалистики, ВЮЗИ, М., 1940

22. Осмотр места происшествия. Справочник следователя. - М.: Юридлит, 1982

23. Практикум по криминалистике / Под ред. А.Н. Васильева - Издательство Московского университета, 1976

24. Бурнашев Н.А., Володин Б.Г., Криминалистика. Сборник учебно-методических материалов. Московский центр образования Натальи Нестеровой. - М., 1994

25. Криминалистика. ВЮЗИ. М., «Юридическая литература», 1973

26. Криминалистическая экспертиза: возникновение, становление и тенденции развития. – М.: ЮИ МВД РФ, 1994

27. Справочник следователя. Практическая криминалистика: Подготовка назначение судебных экспертиз. Под ред. Н.А. Селиванова. М.,1992

28. Справочник следователя, «Юридический Центр – Пресс», СПб, 2008


[1] Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М., 2001

[2] Криминалистика: Учебник / под ред. Белкина Р.С., - М: Норма, 2001

[3] Крылов И.Ф., В мире криминалистики. – 2-е науч. изд., перераб. и доп. – Л.: (ЛГУ), 1989

[4] С.М. Потапов, Введение в курс криминалистики. М., 1940

[5] Ф.Энгельс, Диалектика, М,1946

[6] Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М.,2001

[7] Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М.,2001

[8] Зорин Г.А., Основы криминалистики. – Гродно, 1992

[9] Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М.,2001

[10] Россинская Е.Р., Криминалистика.: курс лекций. – М.,Норма,2006

[11] Курс криминалистики. В 3т. / под ред. О.Н.Коршунова и А.А. Степанова. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003

[12] Эйсман А.А., Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. М.,1967

[13] Белкин Р.С., Криминалистическая энциклопедия. М.,2001


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.