Внутренний
и внешний аспекты социально-экономических, политических и культурных реформ
стран Ближнего Востока
В
арабском мире инициирован процесс реформ, который вызван осознанием самими
арабскими государствами, а также индустриально развитыми странами того, что в
этой части мира, занимающей важное стратегическое положение и обладающей
значительными запасами энергетического сырья, социальные и экономические
проблемы нарастают и их необходимо разрешать. Углубление социальных
противоречий, рост негативных явлений в экономике, политические конфликты в
арабском мире ведут к нарушению региональной стабильности и представляют собой
реальную угрозу не только для региональной, но и глобальной безопасности.
Подход
арабских государств к реформам был сформулирован прежде всего в документах, принятых
в мае 2004 г. на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Тунисе. Арабские
государства утвердили документ, озаглавленный "Путь развития, обновления и
реформ". В нем были определены основные предпосылки проведения серьезных
изменений в арабском мире, и были намечены их основные направления. Главы
арабских государств заявили следующее: "Мы – главы арабских государств,
собравшиеся в Тунисе 23 мая 2004 г., выражая волю наших народов и их надежду на
возрождение, а также поддерживая усилия наших государств, направленные на
развитие, обновление и реформы, опираясь на ту решимость, которую проявляют
наши народы, стремящиеся и дальше следовать по пути прогресса и развития в
социально-экономической, политической, культурной областях, а также в области
образования… намерены прилагать усилия, совместно с неправительственными
организациями и всеми слоями общества, направленные на развитие и обновление
арабских обществ во всех областях"1. Декларируя необходимость
проведения реформ, арабские лидеры исходят из того, что эти перемены уже
назрели, поддержаны широкими слоями населения арабских стран, соответствуют
культурным и религиозным традициям их народов, призваны упрочить арабскую
идентичность и арабское единство. При этом было подчеркнуто, что такие реформы
соответствуют общемировым тенденциям и призваны внести свой вклад в поддержку
универсальных ценностей: толерантности, умеренности и взаимопонимания.
Реформы,
по мнению тех, кто их планирует, должны способствовать решению конфликтных
ситуаций в регионе и укреплению безопасности. Они также будут способствовать
освобождению народов региона от тех негативных явлений, которые не изжиты из-за
вековой колониальной зависимости, а также целеустремлены на укрепление
демократических тенденций и защиту прав человека в арабском мире.
Основные
положения документа изложены в тринадцати пунктах. Главное их содержание
заключается в следующем. Подтверждая готовность арабских стран к интенсификации
процесса развития в экономической, социальной и образовательной сферах, главы
государств подчеркивают, что этот путь поддержан изнутри, он соответствует
культурно-цивилизаци онным и религиозным ценностям арабских народов и будет
осуществляться в соответствии со специфическими условиями и возможностями
каждой отдельно взятой арабской страны. Лидеры арабских государств тем самым
стремились утвердить независимость своей политики, ее национальный характер, а
также давали возможность каждой из арабских стран выбрать соответствующий ее
условиям путь осуществления реформ.
Как
одно из главных направлений реформ обозначено углубление основ демократизации и
совещательности, расширение участия граждан в политической деятельности и в
процессе принятия решений, при верховенстве закона, соблюдении справедливости и
равенства всех граждан, уважении прав человека в соответствии с международными
соглашениями и договорами, а также арабскими документами о правах человека,
гарантии независимости судебных органов, укрепление роли всех слоев населения,
мужчин и женщин, и неправительственных организаций в жизни арабского отечества.
В этом пункте обращает на себя внимание попытка авторов этого документа
объединить две главные основы демократизации в арабском мире: ее традиции –
принцип совещательности и международный опыт.
В
документе особое внимание было уделено повышению роли женщины в арабском
обществе, ее участию в экономической, политической, социальной и культурной
сферах деятельности. Здесь же, в этом пункте говорилось о повышении внимания к
проблемам детства и молодежи. Тем самым была сделана попытка сохранить и
традиционную роль женщины как воспитательницы подрастающего поколения.
Реформы
в арабском мире, как это свидетельствует текст анализируемого документа, должны
иметь две основы – общемировой опыт и традиции арабского общества. Именно такой
подход к реформам является приемлемым для представителей правящего класса
арабских государств, который стремится, с одной стороны, упрочить свое
положение в мире, а с другой, опасается утратить поддержку со стороны широких
кругов арабского общества, поэтому пытается в процессе реформ сохранить некую
присущую арабскому менталитету специфику.
Большое
внимание в документе было отведено вопросам экономики. Экономические задачи
можно также подразделить на две группы. Первая из них связана с необходимостью
продолжения реформ в области экономического развития, направленных на повышение
жизненного уровня населения, ускорение темпов подъема экономики, усиление роли
частного предпринимательства в экономической жизни, а также либерализацию
торговли и выход на мировые рынки. С другой стороны, была поставлена задача
создания единого арабского рынка, развития экономической интеграции между
арабскими государствами, в том числе в области инвестиций. В то же время единое
экономическое арабское сообщество должно быть открыто для взаимодействия с
другими государствами и экономическими группировками и сотрудничать с
различными международными и региональными организациями и объединениями.
Арабские
лидеры стремятся к разработке единой арабской стратегии, направленной на
социально-экономический прогресс, а также развитие человеческих ресурсов, на
борьбу с бедностью, неграмотностью, на решение проблем по защите окружающей
среды, создание новых рабочих мест, совершенствование системы здравоохранения в
арабском мире с тем, чтобы упрочить основы власти. Для глав государств вполне
очевиден тот факт, что игнорирование экономических и социальных проблем,
нарастающих в арабских странах, радикализирует политическую обстановку,
приведет к власти силы, декларирующие социальную справедливость, но связанные в
своей практической деятельности жесткими идеологическими установками.
В
социальной области руководители арабских государств подтвердили необходимость
модернизации социальной среды, совершенствования системы образования и научной
сферы с тем, чтобы обеспечить усвоение мировых достижений в научно-технической
и технологической областях. Они призвали создать условия для того, чтобы
арабское общество отвечало духу и требованиям современной эпохи при сохранении
собственной идентичности и уважении своих собственных традиций. Опасения
возможности утраты своего лица, своей специфики ясно прослеживаются в этом
документе. Тревоги связаны прежде всего с тем, что арабские лидеры осознают
возможность оказаться под влиянием более развитых и в экономическом, и в
социальном плане стран, что может привести к размыванию идеологических основ
арабских государств и к серьезным политическим изменениям. В то же время
арабские лидеры призывают к расширению сотрудничества с мировым сообществом на
основе учета взаимных интересов и с целью подъема и процветания арабских
государств, что послужит укреплению мира, безопасности и стабильности как на
региональном, так и глобальном уровнях.
Для
обеспечения безопасности арабские государства призвали мировое сообщество
удвоить усилия, направленные на справедливое всеобъемлющее решение
арабо-израильского конфликта в соответствии с арабской мирной инициативой,
соответствующих решений ООН по созданию независимого палестинского государства
на его исконных землях со столицей в Восточном Иерусалиме и выводу израильских
войск со всех оккупированных арабских территорий к границам 4 июня 1967 г., в
том числе освобождение Голан, оккупированных у Сирии, и ферм Шаба в Ливане.
Арабские лидеры также обратились с призывом добиться справедливого разрешения
проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией ООН № 194 и
гарантировать отказ от какой-либо ассимиляции палестинцев, которая полностью
неприемлема, хотя особое положение существует в арабских странах, давших приют
палестинцам. Главы арабских стран подтвердили свою приверженность миру, что
является для них стратегическим выбором. Они потребовали от Израиля точного
исполнения всех соответствующих резолюций ООН и призвали созвать совещание ООН
с целью ликвидации в регионе Ближнего Востока, в том числе и в Израиле, оружия
массового поражения. Это должно способствовать укреплению стабильности и
безопасности в регионе, необходимых для того, чтобы направить энергию
расположенных там государств на развитие и построение более безопасного и
процветающего будущего для своих детей.
Арабские
страны выразили поддержку ОАЭ в его суверенном праве на три оккупированных
Ираном острова в Персидском заливе. В документе этот вопрос не был
детализирован. Однако, по всей вероятности, лидеры арабских государств
рассматривали его в контексте обеспечения региональной безопасности, которая
занимала одно из приоритетных мест в программах арабского сообщества,
касающихся реформ. Руководители арабских стран выразили готовность укреплять
международную законность и сотрудничество между своими странами и мировым
сообществом, направленное на борьбу с международным терроризмом, во всех его
формах и проявлениях, обращая особое внимание на искоренение причин, которые
его порождают. Они также подтвердили свою решимость вести борьбу с отмыванием
денег, наркоторговлей и организованной преступностью. В то же время для
арабских лидеров весьма существенным является вопрос о различиях между
терроризмом, направленным против гражданских лиц, и законным правом народов
оказывать сопротивление оккупации. Арабские государства осуждают
террористические акции, совершаемые против мирного населения на территории
Израиля, и считают законными акции, проводимые на оккупированных Израилем
арабских землях. Этот подход принципиален в контексте решения палестинской проблемы.
Четкое изложение позиции по проблеме терроризма имеет принципиально важное
значение для арабских лидеров, заявляющих о своей безусловной поддержке
кампании по борьбе с международным терроризмом.
Следующий
пункт документа был посвящен провозглашению приверженности ценностям
толерантности и умеренности, развитию диалога между представителями различных
конфессий и культур, искоренению ненависти во всех ее проявлениях, укреплению
солидарности и мирного сосуществования между народами и государствами, упрочению
уз дружбы и взаимопонимания в атмосфере взаимоуважения между ними.
В
заключительном пункте этого документа содержалось признание значимости той
роли, которую играют арабские общины за рубежом, представляющие собой мост
дружбы и сотрудничества между арабскими странами и государствами, оказывающими
этим общинам гостеприимство. Была поставлена задача сохранения идентичности
представителей арабских общин и их связей с исторической родиной в
сотрудничестве с принимающими их странами, политические режимы и законы которых
должны ими уважаться. Проблема арабской иммиграции очень болезненна для многих
стран Европы, где число выходцев из арабских стран неуклонно растет. Поэтому
обращение к этой теме со стороны арабских лидеров не случайно. Их постановка
этой проблемы отличается тем, что сделана попытка, с одной стороны,
противодействовать ассимиляции арабов, проживающих за границей, с другой
стороны, использовать их присутствие для укрепления отношений с теми странами,
где они проживают. Призыв к представителям арабских стран, оказавшихся за
границей, соблюдать законы страны, которая их приютила, предвосхитил бунты
иммигрантской молодежи, прежде всего арабского происхождения, которые произошли
во Франции в ноябре 2005 г.
Арабские
государства в этом документе выразили свою готовность проводить реформы в
политической, социальной и экономической областях, с опорой на собственные
традиции и с учетом своей специфики. Они уделяют большое внимание вопросу
сохранения собственной идентичности, а также подчеркивают необходимость решения
проблем арабского мира, в первую очередь палестинской проблемы и
ближневосточного урегулирования в целом.
На
саммите арабских стран в Тунисе был также принят Документ братских уз, согласия
и солидарности между главами арабских государств. В нем арабские лидеры
подтвердили приверженность Уставу ЛАГ и приняли на себя обязательства
действовать сообща во всех областях, а также приняли совместное решение о
реформировании ЛАГ.
Предложение
о принятии этого документа было выдвинуто Саудовской Аравией. Ее забота о
сохранении арабского единства вполне объяснима. Королевство переживает период
серьезных внутренних трансформаций, которые стали необходимы в свете усиления
угроз со стороны радикальных исламистов, деятельность которых направлена не
только против правящей королевской семьи, но и основ государственной системы. В
этих условиях Саудовская Аравия нуждается в поддержке со стороны арабского
сообщества, в рамках которого в последние годы она имеет значительное влияние и
престиж.
Документ
был подписан министрами иностранных дел всех арабских государств, в том числе и
министром иностранных дел Ливии, которая заявляла о своем намерении выйти из
состава ЛАГ. В "Документе братских уз…" была подтверждена
приверженность арабских стран историческим завоеваниям, которые нашли отражение
в Уставе Лиги арабских государств, утвержденном 22 марта 1945 г. "Опираясь
на нашу общую волю и принципы договора, а также приверженность тем
обязательствам, которые были зафиксированы в Уставе ЛАГ, и стремясь к
реализации принятых в ее рамках решений, мы обязуемся действовать в направлении
реализации этого договора для того, чтобы обеспечить лучшее будущее для
арабских государств и их народов"2. Арабские лидеры также взяли
на себя обязательства устранять любые противоречия, которые могут стать
причиной для их разъединения.
Основной
задачей арабского сообщества была обозначена, как и прежде, необходимость
добиться справедливого, всеобъемлющего и долговременного мирного урегулирования
в регионе. Одной из основ для обеспечения мира, который должен базироваться на
принципах справедливости, права и международной законности, была названа мирная
инициатива арабских стран, принятая на саммите арабских государств в Бейруте, в
2002 г. Она была выдвинута принцем Абдаллой, в тот период занимавшим пост
премьер-министра и наследного принца Саудовской Аравии, а в настоящее время
ставшего королем этого государства. В ней арабские лидеры заявляют о своей
готовности к развитию полномасштабных отношений с Израилем после создания
независимого Палестинского государства и установления дипломатических отношений
между Израилем и арабскими странами. Хотя в документе о согласии и солидарности
просматривается традиционный арабский подход к проблеме ближневосточного
урегулирования, тем не менее ссылка на мирную инициативу свидетельствует о том,
что арабские страны готовы к постепенному включению Израиля в региональное
сообщество, что должно стать в будущем одной из составляющих тех реформ,
которые планируют проводить арабские руководители.
Арабские
лидеры вновь выразили свою поддержку ОАЭ в их территориальном споре с Ираном в
отношении принадлежности трех островов в Персидском заливе. Они также
подтвердили свою приверженность идее арабской интеграции, достижение которой
возможно путем упрочения сотрудничества арабских государств и укрепления связей
между ними. Интеграция должна же стать средством для сохранения суверенитета,
безопасности и неприкосновенности арабских земель, а также для разрешения всех
конфликтных ситуаций между арабскими странами мирным способом, путем более
интенсивного мониторинга конфликтов, их управления и разрешения в соответствии
с решениями, принятыми в 1996 г. на прошедшем в Каире совещании глав государств
и правительств арабских стран.
Главы
арабских государств решительно поддержали продолжение комплексных реформ,
которые были начаты арабскими странами в социально-экономической, политической,
образовательной и культурной областях и направлены на достижение устойчивого
развития и упрочения духа патриотизма. Вновь лидеры попытались очертить определенные
рамки реформам в арабском мире, которые не должны разрушить его единства и
поставить под удар арабскую идентичность и присущие арабским странам
особенности. Поэтому, говоря о реформах, руководители подчеркивали, что
необходимо обеспечить свободу слова, но она должна быть ответственной, что надо
защищать права человека, но в соответствии с Арабской хартией о правах человека
(хотя в данном пункте были упомянуты и различные международные соглашения и
договоры), что необходимо усилить роль арабской женщины в строительстве нового
общества, однако эта роль должна соответствовать арабской идеологии, арабским
ценностям и культурным традициям. В то же время арабские лидеры призвали
создавать необходимые органы и содействовать экономической интеграции арабских
стран с тем, чтобы более эффективно способствовать развитию мировой экономики и
прогрессу общемировой цивилизации, отвечать на вызовы современной жизни на
основе взаимопонимания, толерантности и диалога.
Арабские
руководители признали необходимым для достижения поставленных целей осуществить
следующее: выполнить намеченные в Уставе ЛАГ задачи, предпринять
соответствующие меры, направленные на проведение единой политики; развивать
специализированные региональные арабские организации для повышения их роли в
соответствии с потребностями арабских стран. Лидеры призвали гарантировать
выполнение государствами-членами ЛАГ своих обязательств, а в случае их
невыполнения принимать меры в соответствии с Уставом ЛАГ; укреплять координацию
и сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности и обороны, а также
внешней политики, касающейся проблем, в которых заинтересованы все арабские
страны. Расплывчатый характер поставленных задач в политической сфере
компенсировался конкретными планами, которые были намечены в сфере экономики.
Арабские страны взяли на себя обязательство по созданию Большой арабской зоны
свободной торговли и арабского таможенного союза, что должно способствовать
развитию их экономической интеграции. Они предложили создать
Социально-экономический совет, который призван преодолеть все препятствия на
пути интеграции, а также определить временные рамки для ее достижения. Арабские
лидеры готовы разработать единую стратегию арабского экономического развития, а
Социально-экономический совет должен будет ее изучить, предусмотрев необходимые
инвестиции для ее реализации и наметив конкретные меры по развитию
производственных мощностей и человеческих ресурсов.
Арабские
реформы были подготовлены также средствами массовой информации арабских стран,
в которых остро критиковалось состояние арабской экономики, неразвитость
политической системы, отсталость арабского сообщества в сфере образования,
науки и культуры и распространение террористических идей. Арабская пресса
призывала к проведению реформ, "которые открыли бы арабскому сообществу
путь к реальному осознанию собственного места в мире и, в дальнейшем, к тому,
чтобы занять в нем адекватное своим возможностям положение"3.
Для
продолжения реформ в арабских странах также было решено внести соответствующие
изменения в Устав ЛАГ. Арабские лидеры считали, что укрепление организации,
объединяющей все арабские государства, является принципиально важным условием
для осуществления реформ в арабском мире. Особое внимание, уделяемое ЛАГ,
вполне объяснимо в свете тех инициатив, которые выдвигаются индустриально
развитыми странами. На совещании стран "Группы восьми" в Си-Айленде в
июне 2004 г. был принят документ "Партнерство во имя прогресса и общего
будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки".
Документ ввел в оборот новое понятие – Расширенный Ближний Восток и Северная
Африка (РБВСА). Таким образом, арабские государства стали только частью этой
новой региональной системы. В этой ситуации они опасаются утратить единство и
объединяющую их идеологию арабского национализма.
Как
уже упоминалось, в июне 2004 г. на совещании стран "Группы восьми" в
Си-Айленде был принят документ "Партнерство во имя прогресса и общего
будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки". Ему
предшествовал ряд предложений США, касающихся проведения реформ на Ближнем
Востоке. В частности, в 2002 г. появилась инициатива президента Буша о
партнерстве с Ближним Востоком, в которой говорилось о готовности США
способствовать продвижению реформ в арабском мире с помощью своих ресурсов,
опыта и убежденности в их необходимости4. Таким образом, вполне
обоснованно можно предположить, что документ, принятый "Группой восьми",
был инициирован Соединенными Штатами. Постановка вопроса о Расширенном Ближнем
Востоке также совпадает с подходом США к проведению единой политики в отношении
мусульманских стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга и
представляющих угрозу для обеспечения глобальной безопасности. В документе о
партнерстве границы региона не определены. Однако если судить по перечню стран,
которые участвуют в осуществлении тех или иных конкретных проектов, то в регион
РБВСА входят все арабские страны-члены ЛАГ, а также Афганистан, Иран, Турция и
Пакистан. Хотя положение Турции представляется двойственным: она также
нуждается в продолжении и углублении реформ, но уровень развития демократии в
этой стране выше, чем в соседних странах, кроме того, Турция как кандидат в
члены ЕС скорее выступает не как объект помощи со стороны индустриально
развитых государств, а в качестве их партнера.