рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика в Украине

Реферат: Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика в Украине

Министерство образования и науки Украины

Криворожский колледж НАУ

Реферат

По предмету: «Риторика»

На тему

«Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика

в Украине»

г. Кривой Рог 2010 г.


Демократизация и гуманизация современного украинского общества предусматривает создание равных возможностей для самореализации личности независимо от ее социального происхождения, национальности, возраста, пола.

Провозгласив себя демократическим, правовым и социальным государством, Украина тем самым взяла обязательство придерживаться требований международного содружества относительно равноправия граждан, в том числе по половому признаку, чем признала объективную необходимость в проведении гендерных изменениях, интеграции гендерной перспективы во все программы развития украинского общества на принципах свободы, равенства, справедливости и толерантности.

Но эти же идеи о равенстве полов как мы все знаем, декларировались еще со времен советской власти, а дело дальше деклараций не шло, но в шахту и на трактор женщину все-таки коммунисты посадили.

Современная же гуманизация, пришедшая в Украину вместе с крахом коммунистического режима, на котором держался СССР, предусматривает в отличие от коммунистической идеологии реальные шаги на преодоление господствующих веками стереотипов относительно социальных ролей женщины и мужчины, эмансипацию всего общества, освобождения культуры от сексистской идеологии и внедрения концепции "гендера" во все сферы общественной жизни.

В научной литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые научные труды явилися около двадцати лет тому назад), так и сложностью самого феномена.

Мы не будем вдаваться в теоретические тонкости, но отметим для всех концепций базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который означает теанатомобиологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), за которыми они определяются как мужчины или женщины.

Его следует употреблять только относительно характеристик и поведения, которые выплывают непосредственно из биологических видимых отличий между мужчинами и женщинами.

Гендер - это сложный социокультурный конструктор, который отображает отличия между мужским и женским в роли, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках.

В пределах этого подхода под гендером понимают организационную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, которая не только характеризует их общение и взаимодействие между ними, но и определяет социальные взаимоотношения в основных институциях общества.

Инициатором распространению идей гендерного равенства и справедливости в международном масштабе выступила Организации Объединеных Наций.

Гендерный мир будущего, по мнению экспертов ООН это мир, в котором женщины и мужчины будут иметь равные права и возможности на всех этапах своей жизни, где женщина должна будет возможности реализовать все стремления и мечты; мир, в котором к женщине будут относиться с уважением как к ровной, будут считать ее за наибольшую ценность, как и мужчину.

Женщина будет иметь столько же прав относительно социальных ценностей: справедливости, равенства, демократии, уважения к человеку, как и человек под которым всегда подразумевали в первую очередь мужчину.

Идеям гендерного равенства впервые была документально отображена в первой программе ООН под названием "Развитие женщин" (WID). Основные положения этой программы основывались на том, что женщины - это неиспользованный ресурс человечества, способный сделать свой решающий взнос в экономическое развитие мирового сообщества.

Идеи гендерного равенства предложенная экспертами ООН основывались не только на исследованиях современных нам политических и психологических научных разработках, но и на исследованиях молекулярно-клеточных биологов (гендерная биология) которые свидетельствуют, что на протяжении второй половины ХХ века в крови мужчин на уровне популяции уровень тестостерона неуклонно снижается, а в крови женщин – повышается.

Психоэмоциональное поведение женщин становится более агрессивным, а у мужчин все более мягким. Ученые прогнозируют, что в течение ближайшего тысячелетия гендерные различия на биологическом уровне максимально сблизятся.

Специалисты ВОЗ признают, что существуют различия в факторах, определяющих здоровье и бремя болезней у женщин и мужчин.

Так организм мужчин и женщин не идентично реагирует на лечение, прежде всего фармакологическое, требует другого баланса : белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов.

Женский организм более стоек к любым неблагоприятным факторам среды: перегреванию, переохлаждению, голоданию, инфекциям, стрессам, боли и т.п. по сравнению с мужским.

Таким образом, на большие отрезки времени через мужские организмы, как более чувствительные к неблагоприятным изменениям внешней среды, происходит передача новых, полезных для изменившихся условий признаков, а женские организмы поддерживают численность популяции на достаточном уровне.

В консерватизме биологических особенностей женщин и прогрессе свойств, передаваемых через мужчин, заложен биологический смысл выживания человеческой популяции.

Но это как бы картина в целом, в масштаба Земли, а как же обстоят дела в с гендерными проблемами в Украине? И что делается для улучшения сложившейся ситуации?

В настоящее время демографическая ситуация в Украине характеризуется уменьшением количества населения и ухудшением состояния здоровья мужского населения.

В среднем ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 11-12 лет, а женщин на 7-8 лет меньше, чем в развитых странах Европы.

Средняя продолжительность жизни мужчины в Украине на 10-12 лет меньше женской, смертность мужчин трудоспособного возраста (28-45 лет) в 4 раза выше.

Разница в продолжительности жизни женщин и мужчин связана, прежде всего, с недостаточным вниманием к охране здоровья мужчины и к профилактике негативных влияний.

Мужчины психологически более сложно переносят экономические проблемы, а именно безработицу, которая долгое время в Украине держится на уровне 8-10%, неудачное карьерное продвижение, низкую заработную плату и пр.

Существенное ухудшение экологической ситуации, включая последствия аварии на ЧАЭС, высокие темпы распространения эпидемий ВИЧ СПИДа, туберкулеза, инфекций, передаваемых половым путем, также отразилось на репродуктивном здоровье мужчин.

И это при том, что по данным отдела охраны здоровья матерей и детей Министерства здравоохранения Украины, около 50% украинских мужчин страдают от бесплодия.

Значительный вред репродуктивному здоровью приносят болезни, передаваемые половым путем. 60% пациентов с заболеваниями, которые передаются половым путем, – мужчины.

Распространение ВИЧ приводит к возрастанию уровня преждевременной смертности, инвалидности, сопутствующего инфицирования другими болезнями, в частности туберкулезом, и к уменьшению ожидаемой продолжительности жизни.

Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к физическому насилию и совершают криминальные преступления, что влияет как на психологическое, так и на физическое здоровье и сокращает продолжительность жизни, ведут рискованный способ жизни, который часто приводит к травмам, увечьям или гибели, употребляют спиртные напитки и наркотики.

Насилие над женщиной и в частности насилие в семье остается одной из серьезных проблем в Украине – 604 убийства (19% всех расследованных убийств) и 884 тяжелых телесных повреждений (18,3% всех подобных преступлений) зафиксировано только за 2005 год.

Скрытый характер насилия в семье позволяет привести только приблизительные цифры: за I полугодие 2006 года – 90 тыс. официально зарегистрированных обращений; за 9 мес. 2006 года на учете находится 85744 человека (из них 73 584 – мужчины), которые совершили насилие в семье. Наиболее распространено физическое и психологическое насилие (около 95% случаев).

Но вернемся к ООН и ее программе. В программе "Развитие женщин" WID преобладали надежды на значительные капиталовложения в систему образования, развитие профессиональной учебы рабочей силы и управленческих кадров.

Государства участники ООН возлагали надежды на то, что такая политика будет способствовать трансформации преимущественно аграрного общества в индустриальное, модернизированное.

Считалось, что и мужчины, и женщины будут иметь от этого одинаковую пользу.

Но в 1980-ые годы такие ожидания повлекли немало острых проблем, поскольку за время трансформации и модернизации женщины не получили ожидаемых результатов относительно улучшения своего статуса, а кое-где их положение стало даже хуже.

На смену программе WID ООН разработал и начал внедрять с 2000 года новую программу "Гендер и развитие" (GAD) в которой был предложен альтернативный подход к имеющимся гендерным проблемам.

В этой программе учтена ошибка, когда женские проблемы рассматривались, преимущественно учитывая биологические отличия и оставляли при этом вне поля зрения гендер, то есть социальные отношения между мужчиной и женщиной, за которых последняя часто находится в угнетаемом положении.

Первоочередным заданиям программа GAD определила необходимость изучения и улучшения гендерной структуры общества.

Главной целью новой программы является обеспечение таких условий, при которых женщина имела бы возможность заниматься планированием общественного развития и политикой гендерных изменений в обществе.

Программа "Гендер и развитие" рассматривает женщин больше как активных носителей изменений, чем как пассивных получателей помощи.

Эта программа рекомендует в первую очередь от правительств членов ООН внедрение гендерных подходов в политику и государственное управление.

В каждом обществе существуют определенные ожидания относительно поведения женщин и мужчин в сфере управления.

Например, в большинстве стран мира существует убеждение, что начальником должен быть мужчина, а секретарем - женщина. От мужчин ожидают стремления к власти и достижению высот, в то время как амбициозность среди женщин считается явлением ненормальным.

Это, в конечном итоге, влияет на деление ролей в обществе, на то, кто в нем принимает жизненно важные решения и на чью пользу они принимаются.

Такие общественные стереотипы часто влияют на статистику относительно количества женщин и мужчин на государственной службе вообще и на руководящих должностях в частности.

Особенной в этом отношении является ситуация в Украине, где среди государственных служащих 72,8% - женщины, 27,2 - мужчины; занимают руководящие должности 51,5% женщин и 48,5% мужчин.

Но, анализируя деление женщин и мужчин на руководящих должностях за категориями, наблюдаем резкое уменьшение количества женщин с ростом категории должности (с 65,2% на должностях шестой категории до 9 - первой). Среди специалистов на государственной службе также подавляющее большинство женщин (81,5%).

Такие данные свидетельствуют, что женщины в Украине не могут существенно влиять на принятие важных политических решений, а такие женщины как Ю.В. Тимошенко, Р.В. Богатырева или К.М. Ющенко не в счет.

Отсутствие гендерной сбалансированности в представительстве на высших ступенях власти содержит риск снижения качества и эффективности управленческих решений, а отсюда - риск сдерживания темпов, развития нации.

Потому одним из заданий кадровой политики в Украине есть содействие карьерному росту женщин на государственной службе.

На взгляд автора многочисленные примеры показывают, что у женщины-руководителя больше преимуществ, чем недостатков.

Вообще хороший управленец определяется не полом, а знаниями, профессиональными навыками и опытом.

Возможно, у мужчин возникают сложные чувства, когда им приходится находиться в подчинении у женщин. Но хороший руководитель в состоянии мастерски справиться с такими ситуациями.

По своей природе женщины более тонко чувствуют нюансы взаимоотношений с подчиненными и руководством, они способны предотвратить или сгладить возможные конфликты с руководством и внутри коллектива.

Женщины легче идут на контакт и, как следствие, быстрее находят подход к каждому сотруднику. Кроме того, на наш взгляд, женщина тверже отстаивает интересы коллектива, а природное обаяние помогает находить компромиссы даже в самых сложных переговорах.

Если женщина настроена на карьеру на госслужбе или в бизнесе, на реализацию собственных проектов, у нее есть цель, выходящая за рамки домашнего очага, она способна преуспеть в делах, иногда даже больше, чем мужчина. И принимающиеся сейчас в Украине изменения в гендерной политике только этому будут способствовать.

Каков же среднестатистический портрет женщины в бизнесе? Безусловно, это женщина образованная, энергичная, креативная, целеустремленная и интеллигентная.

У нее активная жизненная позиция и четкое видение своего будущего. Возвращаясь к общему вопросу гендерного равенства в Украине необходимо отметить, что внедрения гендерных подходов в государственное управление это вопрос социальной справедливости, решение которого необходимо для обеспечения равноправного и стойкого развития обоих полов путем применения наиболее результативных и эффективных методов государственного вмешательства.

В первый раз в истории независимой Украины проблема гендерного равенства нашла свое отражение в Программе деятельности Кабинета Министров Украины "Открытость. Действенность. Результативность", утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15 марта 2003 года № 344 и одобренной Верховной Радой Украины, в разделе 2.2. "Создания условий для всестороннего гармоничного развития человека" провозглашено как мету достижение гендерного равенства.

Такое внимание Правительства к проблемам, связанных с практикой формирования и реализации гендерной политики в Украине, предопределяет потребность глубоких и системных научных исследований относительно внедрения гендерных подходов в теорию и практику государственного управления.

Новизна концепции "внедрения гендерных подходов" в Украине заключается в потому, что гендерное измерение становится составляющей всех стратегически важных направлений государственной политики.

Гендерное равенство больше не рассматривается как "отдельный" вопрос и становится предметом рассмотрения во всех государственных программах и стратегических направлениях развития общества.

Кроме того, включение гендерного фактора ко всем направлениям государственной политики не изолирует женщин, а, напротив, способствует учету интересов о его пола как полноправных участников процесса развития.

Изучение позитивного мирового опыта дает возможность сделать вывод о целесообразности обеспечения в практике формирования государственной политики относительно гендерного равенства в Украине таких условий управленческой деятельности: на управленческом уровне:

Для реализации этих планов КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ 5 июля в 2006 г. № 384-р одобрил Концепцию Государственной программы гендерного равенства в украинском обществе на 2006–2010 годы

В этом документе отмечено, что «решение гендерных проблем нуждается в концептуальном определении, формировании и реализации гендерной политики как основе гендерной культуры, развития гендерной активности женщин и мужчин, адаптации к мировым условиям гендерной демократии.

В последнее время произошли заметные сдвиги в законодательном обеспечении равенства статей в Украине. Президент Украины выдал Указ от 26 июля в 2005 г. “О совершенствовании работы центральных и местных органов исполнительной власти относительно обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин”.

Верховная Рада Украины 8 сентября в 2005 г. приняла Закон Украины Об обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин”. И для этого были причины, поскольку дискриминация по признаку пола наблюдается во всех сферах жизни общества.

В органах законодательной власти женщины составляют 5,1 процента, среди руководителей центральных и местных органов исполнительной власти — 7, среди владельцев наибольших бизнесовых структур нет ни одной женщины, среди владельцев среднего и малого бизнеса — 20 процентов.

Заработная плата женщин почти на треть меньше, чем мужчин, безработных женщин значительно больше, чем безработных мужчин, пенсия женщин за прогнозами через 20–30 лет будет составлять в среднем 40–45 процентов пенсии мужчин.

В средствах массовой информации освещает стереотипное изображение женщин и мужчин, откровенная дискриминация наблюдается в объявлениях о работе, рекламных сообщениях и тому подобное

Поэтому на выполнение международного документа “Цели Развития Тысячелетия. Украина” Кабинет Министров Украины определил задания, которые должны обеспечить гендерное соотношение на уровне не меньше чем 30 до 70 того или другого пола в государственных органах и сократить наполовину разрыл в доходах женщин и мужчин.

Разработка и выполнение Программы считается наиболее оптимальным и реальным вариантом, поскольку в ней предусматриваются конкретные действия государства в направлении утверждения ровных прав женщин и мужчин, равных возможностей их реализации во всех регионах и сферах жизнедеятельности.

Пути и способы решения проблемы.

Для решения гендерной проблемы необходимо решить такие вопросы:

- формирование и реализация государственной политики обеспечения гендерного равенства в обществе; адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в сфере гендерного равенства;

- внедрение гендерно-правовой экспертизы законодательства и проектов нормативно правовых актов;

- создание государственно-правовых механизмов применения законодательства по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин; разработка и выполнение государственных целевых программ относительно обеспечения гендерного равенства;

- поддержка общественных инициатив, направленных на формирование гендерной культуры, преодоления устоявшихся стереотипов относительно роли и места женщин в обществе; осуществление контроля за соблюдением гендерного равенства во время решения кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти;

- организация научных и экспертных исследований по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;

- привлечение объединений граждан и международных общественных организаций ко всем процессам формирования гендерной политики; обеспечение гендерного подхода до формирования государственного бюджета;

- проведение информационно просветительской работы из ликвидации всех форм дискриминации по признаку пола.

Ожидаемые результаты выполнения Программы даст возможность сформировать эффективный механизм проведения гендерных преобразований, как на государственном, так и на местном уровни, а также достичь значительных изменений в направлении паритетной демократии в Украине.

Финансовое обеспечение Финансирования Программы будет осуществляться центральными и местными органами исполнительной власти за счет средств, предусмотренных им в государственном и местных бюджетах на соответствующий год, а также с использованием других источников.

На этой вселяющей увереность ноте можно было бы, и закончить, но считаю необходимым все же рассказать о реальном шаге Кабинета Министров Украины в на улучшения гендерной ституации в Украине.

А именно рассказать о ПРИКАЗЕ № 255 от 25.05.2007 Министерства труда и социальной политики УКРАИНЫ которым произведены существенные изменения в вопросе усиления социальных гарантий и социальной защиты беременных женщин и женщин, которые имеют детей.

Этим приказом утверждены мероприятия об обеспечении социальной защиты женщин во время беременности ы пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В частности предусмотрено в течении 2007 года разработать и послать в Государственную налоговую администрацию Украины предложения относительно изменений к действующему законодательству, направленных на внедрение экономического стимулирования и льгот, устранения двойного налогообложения (особенно во время уплаты единого налога) в отношении работников, принятых работодателем на время нахождения в отпуске работника в связи с беременностью и родами или отпуску для ухода за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста, и субъектов предпринимательской деятельности, которые принимают на работу беременных женщин, женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет, в том числе на условиях неполного рабочего дня или недели и гибкого графику работы.

Подготовить и подать на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект изменений к Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» относительно организации государственной службой занятости, за заявкой работодателя, учебы, переобучения или повышения квалификации женщин, которые намереваются вернуться на свое рабочее место после выхода из отпуска в связи с беременностью и родами или отпуска для ухода за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.