рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Реферат: Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство

Большинство населения в странах мира, в том числе и в Республике Беларусь, составляют граждане. Вместе с тем на их территориях проживают также (а в некоторых странах – Бельгия, Швейцария, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и др. – в довольно значительном количестве) иностранцы и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Правовой статус указанных категорий лиц определяется Конституцией, Законом от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», а также другими нормативными актами. Правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

Имеются две категории иностранных граждан и лиц без гражданства: постоянно проживающие и временно проживающие в Республике Беларусь.

Указанные лица въезжают на постоянное жительство в Республику Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы (разрешения на въезд), которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь и действительна в течение одного года со дня ее выдачи.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных. Медицинское освидетельствование иностранцев проводится по решению учреждений здравоохранения с санкции прокурора.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:

1.  если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

2.  в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;

3.  если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;

4.  если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;

5.  имеются сведения, что он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации переправы незаконных мигрантов;

6.  он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

7.  он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;

8.  он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь.

Перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, органами внутренних дел выдается вид на жительство – документ, подтверждающий их личность. Для иностранных студентов, обучающихся в Республике Беларусь, вместо вида на жительство делается отметка (ставится соответствующий штамп) в их национальных паспортах.

В целях государственного регулирования процесса иммиграции в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государственного управления по миграции может определять иммиграционную квоту. Иммиграционная квота определяется для каждого государства отдельно.

Президент Республики Беларусь вправе принимать решение о допуске в Республику Беларусь иммигрантов сверх установленной иммиграционной квоты.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:

·  находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;

·  заключили брак с гражданином Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в других предусмотренных законодательством случаях. В частности, такое право имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются:

·  сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей;

·  предпринимателями и членами их семей;

·  сотрудниками международных организаций и членами их семей;

·  работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей.

Право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, независимо от проживания на территории Республики Беларусь, имеют иностранцы:

·  являющиеся высококвалифицированными работниками, в которых нуждается Республика Беларусь;

·  обладающие исключительными способностями и талантом;

·  гарантирующие инвестирование не менее 150 000 долларов США в экономику Республики Беларусь или реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь;

·  находившиеся не менее десяти лет на службе Республики Беларусь за ее пределами.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано в случаях:

·  если иностранец умышленно представил ложные сведения о себе или скрыл обстоятельства, существенно повлиявшие на принятые решения о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

·  если это необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

·  выезда иностранца или получения им разрешения на постоянное жительство в другом государстве;

·  если брак, заключенный с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, признан судом недействительным;

·  утраты оснований, в соответствии с которыми было принято решение о получении иностранцем разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается органом внутренних дел, принявшим решение о предоставлении иностранному гражданину либо лицу без гражданства разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь по собственной инициативе или по предоставлению компетентных государственных органов.

Иммигрант, в отношении которого принято решение об аннулировании его разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке в течение одного месяца со дня ознакомления с принятым решением.

Аннулирование разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь влечет за собой аннулирование иммиграционной визы или вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

По состоянию на 1 января 2004 г. на территории Республики Беларусь постоянно проживало 114720 иностранных граждан и 13683 лиц без гражданства. В течение 2003 г. в нашей республике проживали временно 273921 иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.

Наиболее частным случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами (паспортами). Например, ребенок, родившийся на мексиканской территории от родителей австрийцев, будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому законодательству. Наиболее часто многогражданство встречается в латиноамериканских странах – Колумбии, Боливии, Аргентине, Бразилии и др.

Однако большинство государств отрицательно относятся к такому состоянию и заключают договоры о предотвращении случаев многогражданства, поскольку это может создавать сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан.

В некоторых случаях двойное гражданство осуществляется без договора между государствами, а как политическая акция. Например, все граждане еврейской национальности считаются гражданами Израиля. По прибытии в Израиль они не приобретают новое гражданство, а как бы восстанавливают утраченное. В Великобритании граждане Ирландии признаются британскими подданными в силу исторических традиций (хотя ирландцы граждан Великобритании своими гражданами не считают).

Что касается Республики Беларусь, то ее законодательство, и в частности Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», допускает для своих граждан возможность наличия у них одновременно гражданства другого государства. Вместе с тем, статьей 11 данного Закона предусмотрено, что за лицом, состоящим в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Иными словами, возможное наличие у гражданина Беларуси иного гражданства (что, согласно ранее действовавшей редакции Закона 1991 г., не допускалось) не будет являться основанием для уклонения от выполнения обязанностей или освобождения от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. В то же время граждане Республики Беларусь, имеющие многогражданство, не могут на этом основании быть ограничены в своих правах и свободах.

иностранный беженец гражданство беларусь

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо если для занятий такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республик Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, также имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях – только при получении соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан Республик Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Положения действующего законодательства относительно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Республика Беларусь в ответ может устанавливать соответственно ограничения прав и свобод в отношении граждан этого государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь. Осуществление ими своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

·  избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

·  занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь;

·  исполнять на территории Республики Беларусь всеобщую воинскую обязанность.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранным гражданам либо лицам без гражданства, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Республике Беларусь в случаях, если утратили силу основания для их дальнейшего нахождения в Республике Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства за ее пределы. Так, они:

v  могут быть выдворены:

·  если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

·  если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;

·  если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности;

v  подлежат выдворению:

·  незаконно прибывшие в Республику Беларусь и проживающие в ней, если они не привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·  в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

·  совершившие тяжкие преступления вне территории Республики Беларусь;

·  получившие уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем, об отказе о признании беженцем, об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использовавшие права обжалования решения, а также не имеющие иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь и отказывающиеся от добровольного выезда (о понятии беженцев и их правовом статусе будет рассказано ниже, в отдельном вопросе).

Решения о депортации иностранцев принимаются соответствующими органами внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь. До принятия решения о депортации органы внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь направляют соответствующему лицу уведомление, в котором указываются причины его депортации, место и время рассмотрения вопроса, а также разъясняется право иностранцев на личное присутствие при рассмотрении вопроса.  В случае неявки иностранца на слушание вопрос о депортации может быть рассмотрен в его отсутствие.

Решение о депортации может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

О депортации иностранца делается отметка в паспорте или документе, его заменяющем.

Депортированные из Республики Беларусь по истечении десяти лет со дня депортации могут повторно обратиться в соответствующие органы с просьбой о въезде в Республику Беларусь.

Соответствующие органы внутренних дел или государственной безопасности Республики Беларусь после вынесения решения о депортации иностранца принимают меры по его задержанию с санкции прокурора на срок, необходимый для депортации, если имеются основания считать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о депортации.

Иностранец, в отношении которого начата процедура депортации, может заявить о своем согласии добровольно и за свой счет покинуть пределы Республики Беларусь. Вопрос о добровольном выезде иностранца решается органами внутренних дел Республики Беларусь.

Иностранец, добровольно выезжающий из Республики Беларусь, имеет право на выбор страны, в которую он желает выехать. Не допускается добровольный выезд иностранца, если вопрос о депортации поставлен вследствие его занятия незаконной деятельностью или в связи с действиями, направленными на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, либо иными действиями, представляющими общественную опасность для Республики Беларусь.

Иностранец, добровольно выехавший за пределы Республики Беларусь, по истечении пяти лет со дня выезда может обратиться в соответствующие органы с просьбой о въезде в Республику Беларусь.

Иностранец, в отношении которого принято решение о депортации, депортируется в государство его гражданской принадлежности либо государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь.

В случае, если иностранцу угрожает преследование, не связанное с мерами уголовно-правового характера, в государстве, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь, или имеется опасение, что он может быть выслан из этого государства в государство, где ему может угрожать такое преследование, может быть принято решение о его депортации в третье государство, которое выразит согласие принять этого иностранца.

Конвоирование депортируемого иностранца осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь до пункта пропуска и прекращается после пересечения иностранцем Государственной границы Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.