Реферат: Образование древнерусского государства
Третья группа
состоит из «воев», «мужей храбрствующих». Это были воины в широком смысле
слова, набранные из народа, реликт древней поры, когда на войну шел вооруженный
народ отстаивал свою землю или завоевывающий чужую. Чем дальше в глубь, тем
большее значение имели «мужи храбрствующие», составляющие основной боевой
контингент военных сил князя. Отражая собой эпоху военной демократии, когда на
арене истории выступал вооруженный народ, они с течением времени XI – XII вв. теряли свое значение и
уступали место четко оформленным политическим и социальным группировкам –
«старшей», «передней» и «молодшей» дружине. «Мужи» - воины входили в состав
«передней» дружины или поглощались «молодшей», либо попадая в подчиненное
положение и к тем и к другим, снова сливаясь с народом. Но на заре Русского
государства они играли огромную роль и составляли едва ли не основную силу
княжеских дружин. Путь их в княжескую дружину пролегал едва ли не через
тысячную организацию. И если известная, большая часть воинов города составляла
городской «полк» во главе с тысяцким, то «волость» - земля, да и сам город
часть своих боевых сил должен был уступить князю.
Племенные
княжения не были объединены в одно целое – это произойдет лишь в период
образования Русского государства, но и в этом своем качестве они выступают как
переходная форма от союзов племен к государству, как своеобразные
протогосударства восточных славян. Без учета существование такого рода форм
предгосударственной жизни трудно представить себе истоки древнерусской
государственности, начальный период которой нельзя связывать только с событиями
второй половины IX столетия.
Племенные
княжества еще не были государствами, но таили в себе зародыши государства.
Неясные абрисы территории и истории некоторых из этих племенных княжений
выступают на страницах «Повести временных лет», новгородских летописей и
Никоновской летописи. «Повесть временных лет» отмечает, что «свое» княженье
существовало «на Полоте». Но первое население на Полоцкой земле – кривичи.
Второе крупное племенное княжение – «словени свое в Новгороде». Вряд ли центром
земли словен был Новгород. Более древними центрами края являлись Ладога, Перынь
и другие поселения близ Новгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы
политический союз словен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и
веси.
3.
Норманнская теория.
Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в
дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.
Основоположниками
норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера,
Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период
правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории"
и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении
государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит
фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения
России в неспособности к самостоятельному развитию.
Между
тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено
извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности
необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества
потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение
племенной знати, появление славянских дружин и пр.
Безусловно,
сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей
не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами
— от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенные предводители
рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции
арбитров, а порою — и гражданской власти. Вполне объяснима и понятна
последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей
показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно
спорным является "аргумент" норманнистов о том, что варяжский конунг
Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых
история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с
родственниками и дружиной" на древнешведском языке звучит так: "Рюрик
пришел с сине хус (свой род) и тру вор" (верная дружина).
В
свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную
самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов
(варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение
родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных
сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение
северорусских и южнорусских племен — (все это) характерные черты продвижения
славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь
одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового
государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот
процесс.
Вместе с тем, норманнистские
высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ
источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в
Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось.
Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим
причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на
социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру?
Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с
Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской
службы, оформлялись лишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведской
терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям
определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь —
страна несметных богатств.
Итак, с 862г. Рюрик,
согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде, один из его братьев,
Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, в Изборске. Через два года, согласно
летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие
города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на
Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.
После смерти Рюрика власть в Новгороде
захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег
предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за
купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город.
Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси
была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно
совершали походы на своего южного соседа. В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды
успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были
заключены договоры с греками.
Согласно договорам,
русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но
обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при
себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о
своем приезде. Договор с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой дани
и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его
державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.
После смерти Олега в
Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944г. был подтвержден
договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое
народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор
дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение
вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины
Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать
дань, и ты получишь много и мы».
Собрав дань и отправив
обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше
имения». Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то
перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Жена Игоря Ольга (945 –
964) жестоко отомстила древлянам за
убийство мужа. Первое посольство древлян,
предлагавшее Ольге взамен Игоря своего князя Мала, было заживо закопано в
землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу Ольги были перебиты
подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в
качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была
привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в
столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В
огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.
Жестоко отомстив
древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она
установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги
к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Во времена переполненного
событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было
расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество
вятичей, которое попало под власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил
хазаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя
торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в
затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную
реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего
сына Ярополка он посадил наместником в Киеве,
младшего Олега - в Овруче, стольном граде
завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он
послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели
отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось
консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных
княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году,
закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с
печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями
разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский
престол Владимира Святославовича в середине 978 года.
Владимир становится
верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство времен
Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в значительной мере
условное. Потому что первые ростки феодального способа производства на Руси
появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей деятельностью
он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.
Года княжения Владимира
в Киеве называют богатырской вехой в истории Киевской Руси. Тогда успешно и
быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая и
самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку
Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных
вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они
неохотно исполняли приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала
ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил наместниками своих
дружинников во многих городах Русской земли. Дальше наступил черед
обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость
кардинальных изменений в территориальной организации государства. Около 988
года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств
заменили в разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Был
навсегда сломан сепаратизм племенной верхушки. "Так Владимир овладел
волостями братьев и затем принялся собирать под свою власть и прочие земли.
Несколько лет ушло на это собирание Русского государства; в летописях
сохранились известия только о некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в
теперешнюю Галицию, которую Владимир постарался теснее связать с Киевским государством,
и на разные соседние племена. Только из известий о волостях, розданных
Владимиром своим сыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было
совершено Владимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева,
устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь и не
особенно расположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадил
своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил земли,
захваченные в последнее время соседями, и этим последним внушил должное
почтение. А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в
управление своим сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится
действительно объединенным государством. В результате реформы 988 года
значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени
в основных городах государства от имени киевского князя собирают дань,
управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие дружинники.
Все это привело к концентрации государства и укреплению его рубежей.
При Владимире в целом
завершился процесс установления государственной территории, определились его
границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской
этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и
Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на
севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и
Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная,
общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в
Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси.
С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и
приукрашивании стольного града.
Главной заботой Владимира
первой половины его княжения на Руси были постоянные набеги степных кочевников
– печенегов с юга. Князь приложил много усилий для укрепления рубежей
государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная
система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь
от печенегов.
Владимира смело можно
назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы он провел еще
и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского
законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная.
Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию.
"Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы
распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое
государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и
образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по
возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как
выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли
распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами,
прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность,
просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси имело положительное
следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию
государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской
культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские
по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых
культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело
Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными
равноправные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими
государствами.
Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в
установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, выпадает на
годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).
Развитое при Владимире
Святославовиче Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким
уже объединенным, а его власть - совсем не безграничной. В 1012 году задумал не
подчиниться ему пасынок Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове.
Владимир бросил его вместе с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго,
в тюрьму в Киеве. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и
Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский
престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал
князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать
нападение на Киев многочисленного войска степняков. В 1018 году Святополк,
который в 1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев.
Но зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам.
Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь. Решающая битва
состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.
Наверное, Ярослав понял губительные
для Руси раздоры между князьями. Поэтому он договорился с братом Мстиславом,
который княжил в Чернигове, о разделении сфер влияния в Южной Руси, а
племянника Брячеслава силой принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое
княжество. Ярослав приложил немало усилий для восстановления централизованного
государства, которое ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира
и вторжений печенегов. Он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного
брата Судислава - псковского князя, который, вероятно, стремился к
самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.
Первоочередной задачей Ярослава так
же, как и его отца Владимира, была защита родной земли от страшных врагов -
печенегов причерноморских степей. Он продолжил деятельность отца по
фортификации южных границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла.
В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими
усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны от рубежей Русской
земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени
заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских
феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот
возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков
волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у
них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая
укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов
против агрессивных ятвяжских (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению
обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на
реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против
племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построен в честь князя город
Юрьев.
У Ярослава, как и у его
предшественников, главным направлением внешней политики был южный. На
протяжении почти всего времени его княжения в Киеве русско-византийские
отношения были дружественными. Но в 1043 году вспыхнула русско-византийская
война, вызванная изменениями политического курса нового императора Константина IX Мономаха, который недружественно
повел себя с Ярославом, начал препятствовать русским купцам в Константинополе и
других городах империи. Морской поход был неудачным. Тогда Ярослав начал
создавать коалицию европейских стран против Византии. К тому же победителям
тоже требовалась помощь в борьбе против печенегов. Поэтому императору пришлось
искать пути примирения с Русью. Подписанное в 1046 году соглашение было вскоре
скреплено браком сына Ярослава Всеволода с дочкой Константина IX Марией. Киевская Русь имела живые
дипломатические отношения с Германской империей. В 1030-1031 и 1040-1043 годах
стороны обменивались посольствами. Древнерусское государство смотрело на
Германию как на лучшего из всех возможных союзника в противоборстве с
Византией, а Генрих III хотел
воспользоваться войском Руси во внешнеполитических акциях. В 1048 году король
Франции Генрих I посватался к дочке Ярослава Анне, был
заключен брак. После смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства при
малолетнем Филиппе I, хотя и
подписывала вместе с ним некоторые документы. Другая дочка Ярослава - Елизавета
стала женой норвежского короля Харальда Сурового, а еще одна - Анастасия вышла
замуж за венгерского короля Андрея I. Киевский князь был связан союзным договором с польским князем
Казимиром, за которого выдал сестру. Киевская Русь помогла Польше в войне
против объединенных сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов. Все это принесло
большой международный авторитет Древнерусскому государству.
Уделяя внимание внешней политике,
Ярослав не забыл и про внутренние дела. Князь приложил немало усилий для
основания новых городов и развития существующих, прежде всего Киева. Главным
храмом государства стал Софийский собор, построенный в 20-30 годах 11 века.
Во времена княжения Ярослава
закончилось строительство Древнерусского государства. Было окончательно сломан
местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы,
усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет
древнерусской культуры, прежде всего книжности. "В общественной жизни с
именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и
права. Сохранился, например, интересный устав его имени о том, что именно имеют
право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в
волость. Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать население от излишних
поборов княжьих чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения.
Имя же Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник
наших древнейших законов".
Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054
года в возрасте 76 лет и был погребен в мраморном саркофаге в Софийском соборе.
Его останки сохранились до наших дней. При Ярославе Владимировиче Киевская Русь
достигла зенита своего расцвета и могущественности.
III. Заключение.
Политическое могущество и военная
мощь Древнерусского государства держалась на крепком фундаменте: развитой и
богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только имели возможность
прокормить население страны, но и производили продукты потребления и сырье на
экспорт. Города, особенно большие, были заселены ремесленниками, изделия
которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения
кочевников причерноморских степей, изнурительные, почти беспрерывные
гражданские войны между князьями хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику
Руси. Слишком развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались
работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в
производстве.
Сельское хозяйство было основным в
древнерусской экономике и достигло высокого для своего времени уровня развития.
Оно опиралось на древние традиции восточных славян, которые с незапамятных
времен были земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были
жито, просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большого государства в
зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные системы
обработки грунтов. Другим важным видом сельскохозяйственной деятельности
русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов особенно развитыми
были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных зверей и птиц обеспечивала
мясом, а продажа шкурок приносила хорошие доходы. Ценный мех был одной из
главных статей древнерусского экспорта, который поставлялся во многие страны
Европы и Востока.
Значительного расширения и высокого
уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его
отраслью была металлургия, которая вместе с земледелием заложила фундамент
хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Наиболее высокого уровня
мастерства достигли русские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были
изготовление керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости.
Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность
русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего
времени ремесло было развитым, технически совершенным, разнообразным. Изделия
русских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами мирового
искусства.
Социально-экономическая,
политическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась в городах.
Преобладающее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей.
Городские рынки - торги - были одновременно главными площадями, на которых
бурлила жизнь. Древнерусские города были культурными центрами. В них
действовали школы и мастерские по написанию книг, существовали библиотеки,
писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства.
Ярким примером высокого уровня
экономического развития Древнерусского государства были внутренняя и внешняя
торговля. Жаль, что про внутреннюю торговлю известно мало. Между разными
землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал обеспечению
продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, где они не
производились. Главным направлением внешней торговли было восточное. Главными
платежными средствами внешней и внутренней торговли Руси 9-11 веков были
иностранные монеты. Несколько раз пытались ввести собственную монету. Но
чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем.
Древнерусская культура представлена
несколькими тысячами фольклорных, письменных и вещевых памятников, которые
сохранились до нашего времени. Развитие литературы и вообще письменности на
Руси было бы невозможно без просвещения, книжности и библиотек. При Софийском
соборе, других храмах и монастырях накапливались библиотеки, которые состояли
главным образом из произведений иностранных авторов, переведенных на
древнерусский язык.
В этот исторический период Киевская Русь достигла зенита своего
расцвета и могущественности, став в один ряд с главными странами средневекового
мира: Византией и Германской империей.
IV. Список использованной литературы
1. Н.М. Карамзин «История Государства
Российского»// М. 1993г.
2. Н.М. Карамзин «История Государства
Российского»// М. 2002г.
3. В.О. Ключевский «Курс русской истории»
4. Д.С. Лихачев «Повесть временных лет»
перевод
5. В.О.
Ключевский «Курс русской истории»
6.
«История России с древнейших
времен до конца XX века.»
Москва, 1996.
7.
А.Ананьев «Призвание Рюриковичей, или
тысячелетняя
загадка России»// Октябрь
2000г
- № 10 – с3-91.
8. М. Семенова «Мы
– славяне!» популярная энциклопедия //С-П.1997г.
|