Реферат: Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Реферат: Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Аннотация
Данная дипломная работа посвящена
деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения
законодательства о защите прав потребителей.
В ней рассмотрена система
федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения
законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор
работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений
законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав
потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской
области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты
прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.
Содержание:
Введение.. 4
1. Система органов государственного
управления в сфере защиты прав потребителей.. 6
1.1. Федеральные органы управления в
системе защиты прав потребителей. 6
1.2. Органы местного самоуправления в
системе защиты прав потребителей. 14
2. Работа антимонопольных органов в
сфере защиты прав потребителей 21
2.1. Контроль соблюдения
законодательства о защите прав потребителей. 21
2.2. Защита прав потребителей
антимонопольными органами в суде. 29
3. Актуальные проблемы деятельности
территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на
примере ТУ МАП по СПб) 37
3.1. Приоритетные направления работы
в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37
3.2. Проблемы контроля соблюдения
законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская
пропаганда. 43
Заключение.. 53
Список литературы: 56
Введение
Создание в России
действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач
государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике
способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка,
существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают
новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав
потребителей.
Опыт рыночного развития
российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля
в вопросах организации защиты прав потребителей.
Права потребителей
защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля
соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены
права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер
ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам
относится министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства России.
Цель данной дипломной работы определить
направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их
территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о
защите прав потребителей.
В соответствии с целью,
выдвигаются следующие задачи:
- определить роль
федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты
прав потребителей;
- проанализировать
работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть
основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения
законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
- на примере
Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по
Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
- выявить приоритетные
направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав
потребителей;
- определить основные
вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе
своей деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и
библиографии.
1. Система
органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей
Государство формирует
федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления определенного
вида государственной деятельности – проведения политики по содействию
формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и
пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и
защите прав потребителей. Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ,
содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции, недопущении и
пресечении любой деятельности, нарушающей базовые принципы (единство
экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности и
перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.)[14, с. 85-93, 144-189].
В составе федерального
антимонопольного органа образуется коллегия (в нее входят Министр МАП России,
его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и
специалисты), а также управления, отделы и департаменты (например, Юридический
департамент).
Данная организационная
структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:
1)
организационно-созидательные
2)
контрольно-предупредительные
3) репрессивные
Этими задачами являются:
1) предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции;
2) содействие
формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и
предпринимательства;
3) осуществление
государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав
потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а
также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о
естественных монополиях и о товарных биржах;
4) проведение
государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том
числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению
предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное
регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и
поддержки малого предпринимательства;
5) государственное
регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в
области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и
субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки,
услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).
Каждый орган
государственной власти, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать
в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других
органов. (Функции и полномочия МАП РФ предоставлены в Приложении 1). Поэтому
осуществление МАП России своих задач и функций также требует наделения его определенным
кругом полномочий, составляющих его компетенцию:
1) В соответствии с
основными задачами Министерство выполняет следующие функции:
· обобщает практику
применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также
законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о
государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о
естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в
Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
· дает в установленном
порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной
деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий,
поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
· рассматривает факты
нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о
государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о
естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает
соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;
· дает рекомендации
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению
мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных
рынках;
· разрабатывает и
осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
· формирует и ведет
реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю
более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области
связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное
регулирование и контроль;
· осуществляет контроль
за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской
Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих
организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении)
государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении
акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
Согласно главе 4 Закона
«О защите прав потребителей» (в послед. редакции от 30 декабря 2001 г.)
государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами
государственного управления, на которые возложена обязанность следить за
соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль
и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг[1]. К таким государственным
органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные
органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора
РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных
ресурсов РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти[23].
В соответствии со ст. 40
Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):
· осуществляют
государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
· направляет
предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений
прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении
работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но
не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании
услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе,
услуге);
· направляет материалы
о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление
соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении
действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
· направляет в органы
прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала
для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений,
связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
· вправе заключать
соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил
и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
· вправе обращать в
суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;
· только лишь
федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные
разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ,
регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются
федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных
граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и
управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют
законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.
Закон предоставляет право
федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать
штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний
о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может
достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом
РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа
(его территориального органа). В отношении порядка рассмотрения дел о наложении
штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных
предписаний действует следующий нормативно-правовой акт - Положение о порядке
рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях
законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.
Согласно ст. 42 Закона
контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы
государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей
компетенции) как:
1.федеральный орган по
стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
2.федеральный орган
санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
3.федеральный орган по
охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);
4.Другие федеральные
органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со
своей компетенцией.
Общие задачи, стоящие
перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон
предоставляет им следующие полномочия:
· осуществлять контроль
за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
· направлять
предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ,
услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг),
прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг),
прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на
которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также
требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)
при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах,
услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
· предъявлять иски в
суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае
нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный
перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых
указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в
Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.
Выше указанные органы,
контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции
устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и
осуществляют контроль за соблюдением этих требований.
П. 2 ст. 43 Закона
определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной
власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг).
Координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством
и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ
по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются
на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42
Закона).
Так, согласно закону РФ
"О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность
органов государственного управления; формирует и реализует государственную
политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет
порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении
международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если
иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок
сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной
сертификации.
Процедура реализации
Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке выдачи
предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных
требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации,
утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой
единую федеральную централизованную систему органов и учреждений,
осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Закон РСФСР "Об
охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с
изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного
экологического контроля. Должностные лица органов государственного
экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в
установленном порядке:
· посещать предприятия,
учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения,
включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;
· выдавать разрешения
на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;
· устанавливать по
согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы
выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения
окружающей природной среды;
· назначать
государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением
ее заключения;
· привлекать виновных
лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к
административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или
арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и
несущей потенциальную опасность для здоровья человека;
· принимать решения об
ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных
объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и
несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
Решения, вынесенные
органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде
или арбитражном суде.
Статьей 44 Закона
предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы
по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной
администрации и обладают следующими полномочиями:
- рассматривают жалобы
потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
- анализируют договоры,
заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для
выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
- извещают федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг)
ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и
окружающей среды;
- приостанавливают или
прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не
сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными
сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков
обязательно;
- защищают права
потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.
Органы по защите прав
потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной
администрации, которым назначается и руководитель этих органов.
Данные полномочия
реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным
законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации”[2].
МАП РФ были разработаны
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации
защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного
подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с
текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.
Органы местного
самоуправления осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по
следующим направлениям[19, с. 36-38]:
1)
формирование в
муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация
деятельности входящих в нее организаций. Подразделения по защите прав
потребителей органов местного самоуправления:
- координируют
деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам,
затрагивающим законные интересы и права потребителей;
- взаимодействуют с
органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами
по вопросам защиты прав потребителей;
- подготавливают проекты
нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав
потребителей;
- вносят руководству
органа местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты прав
потребителей;
- подготавливают
предложения о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;
- оказывают помощь
уполномоченным поселковых и сельских администраций в работе по защите прав
потребителей;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|