рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Международное право в вооружённых конфликтах

Наряду с недозволенными средствами войны международное право ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны. К ним относятся прежде всего вероломные методы. Международное право с древности не дозволяло государствам прибегать на войне к вероломству (см. гл. 2). IV Гаагская конвенция 1907 года запрещает такие вероломные методы: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить сдавшихся; объявлять, что никому не будет пощады; незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля. Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям, давая общее определение вероломства как обмана доверия относительно международно-правовой защиты, причисляет к нему симулирование намерения вести переговоры о перемирии, выхода из строя вследствие ранений или болезни, симулирование капитуляции. В то же время международное право не запрещает военные хитрости, поскольку они не обманывают доверия противной стороны относительно защиты, предоставляемой международным правом: использование маскировки, ложных операций, передвижения войск, дезинформация противника и др. (ст. 37).

К недозволенным методам ведения войны относятся далее бомбардировка каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ или строений, уничтожение или разрушение памятников культуры, храмов, госпиталей. Запрещается отдавать на разграбление города или местности, даже взятые приступом.

Международная конвенция 1977 года запретила  военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду путем преднамеренного управления природными процессами: динамики, состава или структуры Земли (включая ее  биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу)  или космического пространства (ст.  II). Недопустимо использовать в военных целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района,  изменения в элементах погоды (облаков, осадков, циклонов, штормов) и климата, в океанских течениях, в состоянии озонового слоя и ионосферы. Некоторые из этих процессов, например изменение элементов погоды, уже сейчас возможны, другие - скажем, поворот океанских течений, изменение направления ураганов, - пока не подвластны человеку, но могут стать таковыми в будущем.

Международное право запрещает варварские методы ведения войны, такие, как жестокое обращение с мирным населением, взятие и убийство заложников, применение пыток, истязаний, и т.п. Дополнительный протокол I 1977 года запрещает отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе (ст. 40). Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

Имеются определенные особенности в правилах морской войны. Они регулируются Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 годов, Гаагскими конвенциями 1907 года,  Ни-онским соглашением 1937 года и некоторыми другими. Правила касаются таких средств и методов ведения морской войны, как мины, подводные лодки, морская блокада, обращение торговых судов в военные, нейтралитет. Мины считаются  дозволенным средством морской войны, однако они не должны создавать опасности для мирного мореплавания и торговли нейтральных государств. Воюющие государства не имеют права ставить мины в водах нейтральных государств, а также в водах нейтрализованных территорий. По окончании войны воюющие должны разминировать соответствующие участки и сообщить о них другим государствам. Нарушением международного права считаются вероломные действия подводных лодок, в частности потопление торговых судов без предупреждения. Пассажиры, экипаж и судовые документы должны быть доставлены в безопасное место.

Морская блокада, т.е. преграждение военно-морскими силами воюющего государства доступа с моря судов к берегам противника, чтобы прервать его морские коммуникации, не должна применяться в отношении нейтрального побережья. В то же время торговые суда нейтральных государств, пытающиеся прорваться к блокированному побережью, подлежат потоплению либо захвату и конфискации вместе с грузом. Захваченные суда относятся к так называемым призам (наряду с захваченными торговыми судами противника), а нормы международного права, определяющие порядок и основания их захвата, составляют призовое право. Морская блокада, предпринятая агрессором, сама является актом агрессии и незаконна. Блокада законна лишь при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону или по решению Совета Безопасности ООН в качестве санкции.

В международном праве нет специальных норм, относящихся к воздушной войне. К ней применяются положения Гаагских конвенций 1907 и 1954 годов. Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов 1977 года, относящиеся к сухопутной и морской войне: запрещение бомбардировок незащищенных городов и селений, памятников культуры, сооружений и установок, содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины и дамбы) и др.

 

Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.

К жертвам войны относятся: военнопленные, раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 года и дополнительных протоколов 1977 года. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания без суда, наказание за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а так же подвергать физическому  калечению, научным или медицинским опытам. Они считаются находящимися временно во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже, чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщать только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться в работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление. Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако  частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года обязывают воюющие стороны обеспечивать медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных и ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем или красным львом. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

Под международно-правовой защитой от последствий военных действий находятся гражданское население и гражданские (невоенные) объекты. Основной нормой здесь является требование проводить различие между гражданским населением и  комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов (ст. 48 Дополнительного протокола I 1977 г.). Мирное гражданское население неприкосновенно. Оно не должно быть объектом насилий (ст. 51). При любых обстоятельствах оно имеет право на гуманное обращение и защиту от любых актов насилия, запугивания, террора и оскорблений. Оно не может быть объектом репрессалий. Не должны подвергаться нападению и уничтожению объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и т.п.).

Интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от военнопленных.

Территория одного из воюющих государств может временно попасть под оккупацию войск противника. На такую территорию распространяется режим военной оккупации. Военная оккупация является одним из видов военных операций, поэтому она не влечет за собой перехода суверенитета к оккупанту и не считается аннексией. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов и четвертой Женевской конвенцией 1949 года оккупирующая держава не пользуется неограниченной свободой действий на оккупированной территории, а несет ряд обязанностей. Она должна принять все меры для восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности населения, снабжать его продовольствием и санитарными материалами, обеспечивать сохранность культурных ценностей. Честь и семейные права и убеждения населения должны уважаться. Движимая частная собственность не может быть конфискована. В исключительных случаях оккупант вправе временно использовать только недвижимую частную собственность в военных целях. Общественная собственность (сельских общин, церквей, благотворительных и научных учреждений, сельскохозяйственных кооперативов и т.п.) приравнена в своем режиме к частной собственности. Ее конфискация и разрушение запрещаются. Конфискована может быть только государственная движимая собственность (деньги, валюта, склады оружия, средства передвижения, подвижной состав железных дорог и т.п.), а также трофеи, взятые у неприятеля на поле боя.

Оккупирующей державе запрещается: угонять и депортировать население оккупированной территории или перемещать на нее свое население, изменять гражданство детей и разлучать их с родителями, принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных силах оккупанта и выполнять работы военного характера, уничтожать или вывозить культурные ценности и т.д.

Во время второй мировой войны эти нормы международного права грубо нарушались фашистской Германией. Военные преступления имеют место и в наши дни. Российское законодательство предусматривает строгую ответственность за нарушение законов и обычаев войны.

 

Нейтралитет в войне.

Какой бы всеохватывающий характер ни носила война, в ней всегда есть невоюющие, или нейтральные, государства. В международном праве различаются: постоянно нейтральные государства, нейтральные государства в данной войне, другие невоюющие государства.

Постоянно нейтральное государство - такое, которое взяло на себя обязательство никогда не принимать участия в войне, кроме случаев самообороны от агрессии, не вступать ни в какие военные союзы (в том числе оборонительные и двусторонние договоры о взаимной помощи), не предоставлять своей территории для иностранных военных баз и других военных целей. Такое государство не вправе вступать также в политические и экономические группировки, связанные с военными блоками, обладать ядерным и другим оружием массового уничтожения. Постоянный нейтралитет действует как во время мира, так и во время войны.

Постоянно нейтральное государство является полноправным субъектом международного права. Оно, в частности, может вступать в универсальные международные организации, служащие целям всеобщего мира и безопасности, и участвовать в невоенных санкциях, предпринимаемых ими против агрессора. Различается постоянный нейтралитет признанный и гарантированный.

Примером признанного постоянного нейтралитета является нейтралитет Австрии, который был признан государствами, в том числе СССР, подписавшими в 1955 году Австрийский государственный договор, а примером гарантированного - постоянный нейтралитет Швейцарии, гарантированный в Декларации Венского конгресса 1815 года его участниками, в том числе Россией. В 1981 году нейтральным и неприсоединившимся государством провозгласила себя Мальта, а в 1989 году Декларацию о постоянном нейтралитете приняла Камбоджа.

В случае возникновения войны государства, не пожелавшие принять в ней участие, могут объявить о своем нейтралитете в специальном заявлении или декларации (провозглашенный нейтралитет). Иногда они заранее на этот случай заключают специальные договоры о нейтралитете, по которым обязываются соблюдать в отношении друг друга нейтралитет во время войны (договорный нейтралитет). Права и обязанности нейтральных государств в сухопутной войне регулируются V Гаагской конвенцией, а в морской войне — XIII Гаагской конвенцией 1907 года. В соответствии с ними территория нейтральных государств не может быть театром войны, использована воюющими в военных целях, на ней нельзя создавать учреждений по формированию и вербовке военных отрядов. Воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтралов; в случае их обнаружения нейтральное государство обязано разоружить и интернировать их до окончания войны. Любое посягательство на территорию нейтрального государства может быть отражено с помощью вооруженной силы, причем эти действия не считаются враждебными.

Нейтральные государства могут беспрепятственно вести морскую и другую торговлю с другими нейтральными и воюющими государствами. Однако нейтральное государство не имеет права предоставлять воюющим военные суда, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие военным целям. Они составляют военную контрабанду и могут быть конфискованы воюющими государствами. В морской войне корабли воюющих не должны находиться на рейдах и в территориальных водах нейтралов свыше 24 часов (за исключением того, когда они потерпели аварию или когда их выходу препятствует шторм). Недопустимы никакие военные и иные действия воюющих в воздушном пространстве нейтральных государств.

 

Окончание войны и его правовые последствия.

Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями. Государства, как правило, восстанавливают прерванные войной дипломатические, консульские и торговые отношения, снимают юридические ограничения в отношении граждан (и юридических лиц), которые в связи с войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства, устраняются другие юридические последствия, вызванные состоянием войны.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий.

Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим (по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нем срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.

Военные действия могут прекращаться также на основе капитуляции. В отличие от перемирия, которое является результатом соглашения между воюющими, при капитуляции прекращение военных действий происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть простой, или обычной, местной (отдельной крепости, района) и общей. Она может быть безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного (безоговорочная капитуляция Германии и Японии в 1945 г.).

В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Для юридического прекращения такого состояния государства прибегают к различным международно-правовым средствам и формам. Это может быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны. Так, в 1951 году Англия, Франция и США - каждая в отдельности - односторонне заявили о прекращении состояния войны с Германией. 25 января 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны между СССР и Германией. Все ограничения в отношении германских граждан, возникшие в связи с войной, были отменены.

Прекращение состояния войны может быть результатом двусторонней декларации, когда оно основано на соглашении государств. Например, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию, согласно которой между ними прекращалось состояние войны и восстанавливались "мир и добрососедские дружественные отношения", включая дипломатические и консульские отношения.

Специальной международно-правовой формой, предназначенной для прекращения состояния войны, является  мирный договор. В мирном договоре наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением мирных отношений, в том числе территориальные вопросы, судьбы довоенных договоров, вооруженных сил побежденного государства, военнопленных, возмещения ущерба (репараций), ответственности военных преступников. На основе мирных договоров в 1947 году их участниками было прекращено состояние войны с бывшими союзниками Германии - Финляндией, Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией. Последняя черта под второй мировой войной в Европе была подведена Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ 12 сентября 1990 г. Этот договор содержит большинство положений, которые обычно являются объектом мирных договоров.

 

Литература:

1.Арцибасов И.Н; Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия.  М., 1989;

2.Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М ., 1984;

3.Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М ., 1976.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.