Курсовая работа: Лизинг развитых стран
·
во-вторых,
каждая стадия лизингового цикла не является взаимоисключающей. К примеру, в
США, где данная отрасль достигла наибольшей зрелости, существуют компании,
предлагающие только схемы финансового лизинга;
·
в-третьих,
на новых рынках прохождение через все стадии развития происходит значительно
более быстрыми темпами благодаря информационному и технологическому обмену.
Таким образом,
рассмотренные закономерности в развитии рынка лизинговых услуг важны не только
для характеристики состояния и оценки перспектив внутреннего рынка отдельно
взятой страны, но при формировании стратегии проникновения отдельно взятой
лизинговой компании на рынки других стран.
Принимая во внимание
опыт лизинговой деятельности, накопленный в промышленно развитых странах,
следует достаточно быстро адаптировать правовую базу к современным реалиям. В
результате такие действия смогут обеспечить быстрый рост российской экономики в
целом и рынка лизинговых услуг в частности.
Крупнейшими в мире
лизинговыми компаниями являются две американские компании GMAC ( General Motors
Acceptance Corp ) и GE Capital с почти одинаковыми объемами лизинговых операций
в год. Однако наиболее динамично развивается GE Capital . Кроме того, по объему
активов в 49.944 млрд. долл. США GE Capital опережает все другие компании более
чем в два раза. Она не ограничивается внутренним рынком и активно завоевывает
зарубежные. Так, в 2001 году GE Capital стала первой зарубежной компанией,
проникшей в розничный финансовый бизнес Японии, приобрела полный контроль над
крупной финансовой компанией ( Ullited Merchants Finance ) в Гонг-Конге,
поставила большую партию трайлеров в Европу. Она активно завоевывает финансовые
рынки Центральной и Восточной Европы, приобретая контрольные пакеты акций
банков и финансовых компаний. В первой десятке еще три американские компании -
AT & T Capital, ВОТ Financial Corp , IBM Credit Corp.
4. Региональные аспекты
развития лизинга по континентам
лизинговый
кредитный финансовый сделка
Америка. Северная
Америка, являясь родиной современного лизинга, на протяжении всех лет занимает
первое место в мировом лизинговом бизнесе. На долю этого континента в 2008 году
приходилось 41.5% объема лизинговых операций в мире.
Около 95%
североамериканского лизингового рынка приходится на одну страну - США, что
составляет почти 40% объема мирового лизинга. В 2008 году рост объема
лизинговых операций в США составил 7% и по прогнозам. Лизинг в США является
основным инвестиционным инструментом, на долю которого, как видно из Таблицы 3,
на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.
Таблица 3 Объем
лизинговых операций по континентам (млрд. долларов США)
регион |
1997 |
2002 |
2005 |
2007 |
2009 |
Северная Америка |
36,70 |
80,70 |
125,57 |
132,40 |
157,98 |
Европа |
13,62 |
25,01 |
98,08 |
79,87 |
87,70 |
Азия |
6,20 |
25,90 |
66,24 |
81,05 |
99,35 |
Австралия |
4,04 |
3,91 |
7,16 |
4,81 |
5,81 |
Африка |
0,50 |
1,22 |
3,42 |
2,10 |
4,70 |
Южная Америка |
1,50 |
1,61 |
2,01 |
9,53 |
1,09 |
ВСЕГО |
62,56 |
138,35 |
302,48 |
309,76 |
356,63 |
На фоне США достижения
Канады и Мексики по объему лизинговых операций выглядят не так впечатляюще.
Однако это не мешает им входить в пятнадцать ведущих мировых лизинговых стран
на протяжении 1997-2009 годов. Объем лизинговых операций в этих странах
составил в 2009 году соответственно 4,63 и 3,2 млрд. долл. США.
После небольшого спада
объема лизинговых операций в Канаде в 2005 году (6%), связанного с падением
канадского доллара по отношению к американскому и большим государственным
долгом, в 2008 году объем операций вырос на 8.3%, и увеличилась доля лизинга в
инвестициях, которая в 2007 году достигла 14%.
Лизинг в Мексике был
лишен спадов и вырос в 2007 году на 18.6%, а в 2009 году - на 6.7%. Однако на
долю лизинга в инвестициях в Мексике приходится только 5%.
Лизинг также
развивается в странах Карибского бассейна (Панама, Барбадос, Коста-Рика и др.),
но объемы лизинговых операций в них невелики.
В 2009 году на долю
Южной Америки приходилось 3.1% мирового лизинга, что составляет 11.1 млрд.
долл. США. Это континент с наиболее стабильно развивающейся лизинговой
деятельностью: в 2002 году наблюдался рост на 180%, в 2005 году -47.6%, 2007 году
- 49%, 2009-18.9%. Наибольший объем лизингового рынка Южной Америки в 1997 году
наблюдался в Бразилии - 73%, которая с объемом 8,1 млрд. долл. США заняла
восьмое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран.
В Колумбии в 2009 году
наблюдался рост объема лизинговых операций на 28.7%, в Чили - 24.7%, Перу -
91.7%. Только в Венесуэле было отмечено некоторое снижение - на 11.3%.
В большинстве этих
стран на долю лизинга в инвестициях приходится значительная величина: в
Бразилии - 20%, Колумбии - 16%, Чили - 28%.
Азия. В
2009 году на долю Азии в мировом лизинговом бизнесе приходилось 27.8%,16
что на 1.7% больше, чем в 2007 году. В 2007 году Азия потеснила Европу, заняв
второе место по объему лизинговых операций.
Наибольший объем
лизинговых операций в Азии сосредоточен в Японии, где он в 2009 году достиг
73.67 млрд. долл. США или 81.7% всех сделок. Страна занимает второе место после
США по объему лизинга, несмотря на то, что только в 2008 году здесь наметился
некоторый подъем лизинговой индустрии (3.1%). Как и США, Япония на своем
континенте остается вне конкуренции по объему лизинговых операций.
Очень динамично лизинг
развивался в Гонг-Конге , Индонезии, Тайване, Сингапуре и особенно в Южной
Корее, которая вышла на пятое место в мировой классификации. В 2009 году рост
объема лизинговых операций в этой стране составил 41.4% по сравнению с 2008
годом и достиг 13.23 млрд. долл. США. Южная Корея обогнала такие развитые
страны, как Франция, Италия, Канада, а от Великобритании, которая занимает
четвертое место, ее, отделяет совсем немного - менее 200 млн. долл. США (2%).
Тринадцатое место
занимает Гонг-Конг, семнадцатое - Индонезия, двадцать пятое - Китай с объемом
лизинговых операций 3,66; 2,71 и 1,02 млрд.долл. США соответственно.
Австралия и Новая
Зеландия. После спада в австралийской лизинговой индустрии в
2008 году объем лизинговых операций вырос на 16.2%, а в 2009 году - на 26.3% по
сравнению с предыдущим годом. Это позволило Австралии подняться в 2009 году на
девятое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран с объемом 5.56
млрд. долл. США.
Лизинговая индустрия
играет важную роль в новых инвестициях, на долю которой в 2009 году приходилось
20%. Успешное развитие лизинга в Австралии во многом связано с его
государственной поддержкой.
Напротив, в Новой
Зеландии существует неблагоприятный налоговый климат в отношении средне- и
долгосрочного лизинга машин и оборудования. Поэтому в основном в Новой Зеландии
используется оперативный лизинг (главным образом лизинг автотранспортных
средств). За 2009 год Австралия и Новая Зеландия завоевали дополнительно 0.1%
мирового лизингового рынка.
Африка. Африканский
лизинговый рынок в основном представлен одной страной - Южной Африкой, на долю
которой в 2009 году приходилось более 95%. Южноафриканский лизинговый бизнес
активно развивался и переживал устойчивый рост. Известные политические события
позволили открыть южноафриканскую экономику, как для внутренних инвестиций, так
и для внешних. Финансовые южноафриканские компании расширяют лизинговые
операции у себя в стране, а также начинают приобретать или открывать лизинговые
компании за рубежом.
Другая африканская
страна - Марокко - в 2008 году занимала 44-е место среди 50 ведущих лизинговых
стран мира с объемом лизинговых операций в 210 млн. долл. США, а замыкает этот
список Мали.
Европа. Лизинговый
бизнес в Европе был подвержен сильным колебаниям. Достигнув своего пика в 1991
году, когда объем лизинговых операций составлял более 120 млрд. долл. США или
80.9 млрд. экю, в следующие года в лизинговом бизнесе произошел существенный
спад.
Лизинговый кризис
охватил почти все ведущие страны Западной Европы. Особенно сильно в 2006 году
объем лизинговых операций уменьшился во Франции - на 21.4%, Италии - 22.4%,
Испании - 43.8%, Нидерландах -13.2%, Швейцарии - 28.1%. Однако на этом
негативном фоне были страны, в которых объем лизинговых операций вырос, а в
некоторых странах и существенно: в Швеции - на 54.7%, Ирландии -22.2%, Норвегии
- 22.1%.
Виды имущества, привлекательные
для лизинга в Европе Наиболее привлекательным видом имущества,
используемым в лизинговых операциях являются легковые автомобили (38.7%), а
вместе с грузовиками на автомобильный парк приходится более 50% лизингового
инвестирования.
Второе место по объему
финансирования лизинга занимает машиностроительное и технологическое
оборудование - 24.4%. После кризиса доля этого имущества в общем объеме
лизинговых операций незначительно уменьшилась - на 0.7%. На третьем месте по
привлекательности находятся компьютеры и офисное оборудование - 13.9%, объем операций
также уменьшился. На долю крупных контрактов по лизингу воздушных, морских, речных
судов и железнодорожного подвижного состава приходится незначительная величина
- 4.2%.
Следует отметить, что
основной объем лизинговых операций приходится на финансирование малых и средних
предприятий. В Таблице 3 приведены данные о видах имущества, финансируемых
посредством лизинга, в разрезе европейских стран. Анализ этих данных позволяет
выявить страны, специализирующиеся на лизинге того или иного имущества.
Таблица 3 Виды оборудования,
используемые в лизинговых операциях в 2008 году
Лизинг
машиностроительного и технологического оборудования наиболее распространен в
Италии как по объему операций 4303 млн. евро, так и по его доле в общем объеме
лизинга - 63.2%, Испании - 1059 млн. евро или 38.6%, Франции - 2896 млн. евро
или 32.46% соответственно. Лидером по абсолютному объему лизинга этого
имущества является Великобритания -4790 млн. евро или 25.4% от общего объема. В
Германии лизинг машиностроительного и технологического оборудования не
распространен.
Среди стран с общим
объемом лизинговых операций до 2000 млн. евро лизинг машиностроительного и
технологического оборудования превалирует в Ирландии - 39%, Финляндии - 36.8%,
Греции - 45.3%, Венгрии - 30.1%.
Наибольший удельный вес
лизинга компьютеров и офисного оборудования приходится на Финляндию - 35.6%,
Бельгию - 33.7%, Нидерланды -26.2%. При этом следует иметь ввиду, что
абсолютные значения объемов лизинга в этих странах меньше, чем в странах
большой четверки (Германия, Великобритания, Франция, Италия), в которых на
лизинг данного вида имущества приходится 10-15%. Лизинг грузовиков широко
распространен в Болгарии - 71.4%, Испании - 32.1%, Франции - 26.2%, которая
находится на первом месте по абсолютным объемным показателям - 2324 млн. евро. В
большинстве стран за небольшим исключением (Италия, Нидерланды, Испания, Дания)
на первом месте стоит лизинг легковых автомобилей. Бесспорным лидером в лизинге
этого вида имущества является Германия -11326 млн. евро или 58.9% от общего
объема лизинговых операций в стране. Далее следует отметить страны, у которых
достаточно существенны абсолютные и относительные показатели. Это Швейцария -
1150 млн. евро или 65.6%, Великобритания - 7838 млн. евро или 41.6%, Швеция -
979 млн. евро или 54%, Чешская Республика - 466 млн. евро или 57%. Лизинг
судов, самолетов и подвижного железнодорожного состава практикуется
ограниченным числом стран и нашел наибольшее распространение в Нидерландах
(19.7%) и Дании (21.7%), причем, в этих странах лизинг данного вида имущества
имеет наибольший процент. Наиболее распространенным сроком лизингового
контракта в большинстве стран является срок от 2 до 5 лет - 75.6% от общего
количества новых контрактов.
Заключение
Следует отметить, что
лизинг - это сложная внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно
располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами
для хранения машин и оборудования.
В настоящее время можно
выделить две сложившиеся системы, определяющие особенности и классификацию
лизинговых операций. Англосаксонская система характерна для таких стран, как
Великобритания, США, Бельгия, Германия и базируется на понятии экономической
собственности, при этом в каждой конкретной сделке превалирует принцип
преимущества содержания над формой. С этой точки зрения содержание контракта
имеет большее значение, чем форма, в которой он был заключен. В странах же с континентальной
системой право преимущества имеет форма контракта, и основой при определении
прав и обязанностей сторон является понятие юридического собственника. Подробно
рассмотрены эти особенности лизинга, сложившиеся в США, Великобритании и
Франции. Однако существует достаточно интересная особенность, которая состоит в
том, что лизинговый бизнес на каждом рынке проходит 6 этапов развития: аренда;
простой финансовый лизинг; гибкий/креативный финансовый лизинг; оперативный
лизинг; инновационный лизинг (новые финансовые инструменты); насыщенный
(зрелый) лизинговый рынок.
Список литературы
1.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.:
Юристъ, 1996. - 368 с.
2.
Бюллетень
"Промышленный маркетинг", №3(3) сентябрь, 2003 г.
3.
Веричев Д. Банковская реформа: перспективы и прогнозы //"Финмаркет",
2002 г.
4.
Горемыкин
В.А. Лизинг // уч. "Дашков и К", Москва 2003 г.
5.
Красева
Т.А. Основы лизинга // Ростов на Дону, "Феникс", 2003 г.
6.
Комаров
В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ/ "Финансы и статистика", 2001г.
7.
Лещенко
М.И. Основы лизинга // уч. пособие, Москва, "Финансы и статистика",
2002г.
8.
Макеева
В.Г. Лизинг // уч. пособие, Москва, "Инфра-М", 2003 г.
9.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. -
М.: Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения:
Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
10.
Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения.
- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
11.
Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
Мировая экономика: Учебное
пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
12.
Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А.
Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
13.
Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения:
Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",
2003. - 528 с.
14.
Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет
облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
15.
Экономика
и жизнь // "Юрист" №17, 2003 г.
16.
www.centr-capital.ru
17.
http://www.raexpert.ru
18.
http://economi.info
|