рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Формы правления в зарубежных странах. Статус федерального канцлера ФРГ

Особая форма республики - теократическая (или клерикальная) республика, где правит духовенство.

В Иране, наиболее ярко выраженной теократической республике, подобная форма государственного правления возникла 1 апреля 1979 года в результате исламской революции и проведенного в марте 1979 года референдума о новом политическом устройстве.

В декабре того же года была принята новая конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице высшего религиозного деятеля - имама Хомейни (Сейед великий аятолла Рухолла Мусави Хомейни), после его смерти должна перейти к его преемнику (с 3 июня 1989 по настоящее время - Сейед аятолла Али Хосейни Хаменеи), а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер.

Пост Руководителя государства создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. На этот пост назначается лицо, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.

К исламским республикам относятся также Афганистан, Коморские острова, Мавритания и Пакистан.

Следует отметить, что теократия (от греческого "theokratia", буквально - "власть бога", от "theos" - бог и "kratos" - сила, власть), не являет собой феномен 20 века. В древние века она была основой правления всех развитых государств того времени (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя Богами или сыновьями Богов, в древней Греции решения принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями - жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а так же на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика, в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы, выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена - в средние века и в новое время.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Рассмотрев вопрос о двух основных формах государственного правления в зарубежных странах, необходимо отметить, что в современных условиях некоторые различия этих форм стираются, наряду с формами республики и монархии возникают смешанные, соединяющие некоторые черты и той, и другой.

Примером такого слияния может служить принцип выборности монарха в Малайзии, где главу государства выбирают на пять лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав избирательной коллегии которого входят султаны 9 штатов из 13. Обычно на пост монарха султаны штатов избираются по очереди. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления - выборную (или ротационную) монархию.

Элементы выборности существуют и в ОАЭ, которая является коллективной монархией, возглавляемой Советом эмиров. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на пять лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции главы государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе к президенту, чем к монарху абсолютной монархии. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности занятия поста главы государства в этой стране нет. Решения (в том числе законы) принимаются Высшим Советом эмиров (семь эмиров - субъектов Федерации), но эмиры двух крупнейших эмиратов (Абу-Даби и Дубай) имеют право вето.

Наряду с этим, имеет место и феномен республики с монархическими элементами. В качестве такового можно привести бывшую Югославию, в которой для первого президента страны Иосипа Броз Тито впервые в истории была введена должность пожизненного президента. В КНДР сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны (но не президентом) в 1994 г. Позднее, поправкой к Конституции 1972 года от 1998 года Ким Ир Сен объявлен "вечным президентом".

Институт пожизненного президента и особенно фактически придание этому посту наследственного характера сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

2. Особенная часть. Статус федерального канцлера ФРГ

Согласно Основному закону Германии, принятому 23 мая 1949 года, Федеральный канцлер (нем.  Bundeskanzler) является председателем федерального правительства Германии. Бундесканцлер избирается Бундестагом (парламентом Германии) по предложению федерального президента сроком на 4 года.


Бундесканцлеры Германии с 1949 года
Фамилия с по Партия
1

д-р Конрад Аденауэр

15 сентября 1949

15 октября 1963

ХДС
2

д-р Людвиг Эрхард

16 октября 1963

30 ноября1966

ХДС
3

д-р Курт Георг Кизингер

1 декабря 1966

20 октября 1969

ХДС
4

Вилли Брандт

21 октября 1969

7 мая 1974

СДПГ
5

Гельмут Шмидт

16 мая 1974

1 октября 1982

СДПГ
6

д-р Гельмут Коль

1 октября 1982

26 октября 1998

ХДС
7

Герхард Шрёдер

27 октября 1998

22 ноября 2005

СДПГ
8

д-р Ангела Меркель

22 ноября 2005

11 ноября 2009

ХДС

Избранным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст.63 Основного закона).

Только федеральный канцлер имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия. Суть его заключается в том, что, во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства (только в случае отставки канцлера правительство также уходит в отставку, что предусмотрено ст.69 Основного закона). Во-вторых, Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия главе правительства только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение о кандидатуре для избрания нового главы правительства. В ФРГ подобная процедура была полностью реализована и повлекла смену канцлера только один раз - в 1982 г.

Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера.

Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства (а без согласия Бундестага - и в состав наблюдательного совета) какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (ст.66 Основного закона).

Как уже говорилось, роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру. Особая роль канцлера в управлении государством видна и в том, что для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура (от позднелатинского "contrasignatura" - министерская скрепа, подпись) федеральным канцлером или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).

Вследствие особого положения федерального канцлера и объема его полномочий Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".

Полномочия федерального канцлера и порядок его замещения определяются регламентом 1951 г. в редакции 1987 г.


3. Заключение

Завершая данную контрольную работу, в контексте выше рассмотренного вопроса о статусе канцлера ФРГ представляется небезынтересным упомянуть материал, опубликованный в 4-м номере газеты "Дуэль" за 16 июня 2009 года под названием "Незамечаемая сенсация". В нем газета со ссылкой на издаваемый в Германии ежемесячник "Независимые новости" ("Unabhangige Nachrich-ten) сообщает следующее. В июле 2007 года в Австрии издана и сейчас находится в продаже, в том числе и по каналам Интернета, книга генерала Герда-Гельмута Комоссы "Немецкая карта. Скрытая игра секретных служб" (Gerd-Helmut Komossa. Die Deutsche Karte), в которой он поведал о том, что знал в бытность шефа армейских спецслужб ФРГ.

В частности, Комосса сообщает, что 21 мая 1949 года США подписали с временным правительством ФРГ секретный государственный договор, в котором на период до 2099 года (!) прописаны условия государственного "суверенитета" Федеративной Республики Германии. Поверженным немцам там предписаны три обязательных условия.

1. Каждый новый канцлер ФРГ обязан в обязательном порядке подписать в США так называемый канцлеракт. Что скрывается в этом сверхсекретном документе, неизвестно. Однако об этом нетрудно догадаться в контексте остальных двух условий и самого факта наличия как секретного государственного договора, так и дополнительного канцлеракта.

2. США осуществляют полный контроль за германскими средствами массовой информации - за радио и телевидением, печатными изданиями (газеты, журналы, издательства), кинопродукцией, театром, музыкой, школьными воспитательными программами, учебными планами и т.д.

3. США продолжают "хранить" весь государственный золотой запас ФРГ в американских хранилищах.

Анализируя ситуацию, аналитики "Независимых новостей" подчеркивают, что действительно все прежние канцлеры ФРГ, включая и нынешнего - Ангелу Меркель, - свой первый государственный визит осуществляли в США.


4. Список использованной литературы

1.  В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ, 2007.

2.  A. A. Мишин. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996.

3.  Сборник "Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада". Учебное пособие. Составитель В.В. Маклаков. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: БЕК, 1999.

4.  Сборник "Конституции зарубежных государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы". Ответственный редактор Н.В. Варламова. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.

5.  Сайт "Гипертекстовая информационно-справочная система по конституционному праву зарубежных стран" (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/index.html). Лекции по курсу "Конституционное право зарубежных стран" (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/vybor_lek.html). Тема № 15 "Основы конституционного права ФРГ" (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/tex15.html)

6.  Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

7.  Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

8.  Сайт "Словари и энциклопедии" (http://dic. academic.ru/)

9.  Газета "Дуэль" № 4 от 16 июня 2009 года (http://www.duel.ru/200924/? 04_1_2).


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.