Дипломная работа: Поизводство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение
Как
самостоятельное действие, осмотр допускается:
- если товары, транспортные
средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица
таможенного органа РФ в результате проведения таможенного контроля,
производства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных
действий;
- в иных случаях
– при наличии согласия владельца этих товаров, транспортных средств, документов
на них и иных предметов на проведение такого осмотра.
Как
самостоятельное процессуальное действия, осмотр проводится в присутствии
понятых. К участию в осмотре могут быть привлечены лица, привлекаемые к
ответственности за НТП, специалист, свидетель. В случае необходимости при
осмотре проводятся измерения, применяются фото и киносъемки, видеозапись,
составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются
слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов. Обязательно составление
протокола при проведении осмотра как самостоятельного процессуального действия.
К протоколу осмотра предъявляются общие требования его составления, при
несоблюдении которых возможен повторный осмотр.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ
ОПОЗНАНИЯ товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов –
это процессуальное действие, заключающееся в том, что лицу, ранее каким-либо
образом воспринимавшему определенный предмет, в группе однородных предметов
предъявляется этот предмет с целью установления индивидуального тождества или
групповой принадлежности.
Согласно ст.343
ТК РФ объектами опознания являются:
- товары;
- транспортные
средства;
- документы на
них;
- иные предметы,
- изъятые при составлении протокола о НТП, проведении таможенного обследования,
осмотра, изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов.
Опознающий
предварительно опрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал
предметы, указанные в ч.1 ст.343 ТК РФ, и о признаках, по которым он может
произвести опознание.
Предъявление для
опознания производится в присутствии понятых, о проведении опознания составляется
протокол.
ПРОВЕДЕНИЕ
РЕВИЗИИ, ПРОВЕРКИ, ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.
В случае, когда
исчерпаны другие меры для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное
значение для дела, должностное лицо таможенного органа, в производстве или на
рассмотрении которого находится дело о НТП, может назначить проведение ревизии,
проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к
ответственности за НТП.
Для проведения
проверок, ревизий и инвентаризаций по делу о НТП привлекаются специалисты, при
это должностное лицо таможенного органа, согласно ч.2 ст.345 ТК РФ,
определяет или утверждает государственный орган, предприятие, учреждение или
организацию, а также персональный состав ревизоров и специалистов, которым
поручается проведение ревизии, проверки, инвентаризации.
Решение о
проведении ревизии, проверки, инвентаризации осуществляется на основании
постановления, которое выносится начальником таможни, начальником вышестоящего
таможенного органа и их заместителями, либо руководителями структурных
подразделений, например, отдела организации таможенных расследований.
В ходе ревизии
проверяется:
- соблюдение
таможенного и валютного законодательства
- правильность
ведения операций – бухгалтерского учета, материального учета, складского
хозяйства, оперативного учета;
- имеющиеся в
деле о НТП данные о совершении нарушений таможенных правил.
Порядок
проведения и оформления результатов проведения ревизий, проверок,
инвентаризаций лиц, привлекаемых за нарушение таможенных правил, установлен
законодательством РФ. По этому вопросу приняты и действуют нормативные акты ГТК
РФ, которым руководствуются должностные лица таможенных органов. Например,
указание ГТК РФ от 24.11.93 г. № 01-12/994 "О мерах по организации
проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД".
При
необходимости проведения экспертизы должностное лицо таможенного органа
РФ выносит постановление, в котором обязательно указывает следующее:
- основания для
назначения экспертизы;
- фамилия
эксперта либо наименование таможенной лаборатории или другого соответствующего
учреждения, в которых должна быть произведена экспертиза;
- вопросы,
поставленные перед экспертом;
- материалы,
представленные в распоряжение эксперта.
В случае
недостаточной ясности или полноты экспертного заключения может быть назначена дополнительная
экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.
А в случае
необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности
назначается повторная экспертиза, получаемая другому эксперту или другим
экспертам.
По имеющимся в
юридическом отделе ЗСТУ данным – случаев назначения повторной экспертизы по
делам о НТП в регионе отмечено не было.
Для проведения
экспертизы должностное лицо таможенного органа вправе получать у лица, привлекаемого
к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или его
заместителя, у других работников предприятий, учреждений или организаций, а
также у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных
правил – образцы подписи, почерка, брать пробы и образцы товаров и иных предметов,
необходимые для проведения экспертизы.
О взятии проб и
образцов должностным лицом таможенного органа согласно ст.247 ТК РФ выносится
постановление и составляется протокол.
В необходимых
случаях взятие проб и образцов проводится с участием специалиста и (или) в
присутствии понятых.
Статьей 348 ТК
РФ определены права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных
правил, а также его адвоката и представителя при назначении экспертизы, а
именно:
- после
окончания производства по делу о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое
к ответственности за нарушение таможенных правил, а при рассмотрении такого
дела, также адвокат либо осуществляющий юридическую помощь представитель
указанного лица, вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и
с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной
либо повторной экспертизы.
Лица, названные
в части первой статьи 348 ТК РФ, также имеют право:
- заявить отвод
эксперту,
- просить о
назначении эксперта из числа указанных им лиц,
- представлять
дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта,
- присутствовать
с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на
рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, при
проведении экспертизы и давать объяснения эксперту.
В случаях
удовлетворения таких ходатайств должностное лицо таможенного органа РФ, в
производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных
правил, соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении
экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются
основания, предусмотренные частями шестой и седьмой статьи 326 ТК РФ, назначает
дополнительную или повторную экспертизу.
При отказе в удовлетворении
ходатайства должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на
рассмотрении которого находится дело о НТП, выносит мотивированное
постановление, с которым вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство, либо
мотивы такого отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания за
нарушение таможенных правил.
Общие
требования, предъявляемые к составлению протоколов при производстве конкретных
процессуальных действий, изложены в ст.349 ТК РФ. Формы протоколов и других
процессуальных документов утверждены приказом ГТК от 30.08.1994 г. № 447 «О6
утверждении форм процессуальных документов и форм Реестра по делам об
административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность
таможенных органов РФ».
В случае
необходимости установленные ГТК РФ формы могут быть заменены на произвольные
(ч.8 ст.349 ТК РФ). Однако, и протокол произвольной формы должен быть составлен
в порядке, установленном ч.3 ст.349 ТК РФ, а именно в протоколе должно быть
указано:
- его
наименование;
- место и дата производства
конкретного процессуального действия либо действия, предусмотренного ст.ст.330
и 331 ТК РФ;
- время начала и
окончания действия;
- должность,
фамилия, имя, отчество лица, составляющего протокол;
- фамилия, имя,
отчество каждого лица, участвовавшего в указанном действии или
присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес,
гражданство, владеет ли он русским языком;
- содержание
действия, последовательность его проведения;
- выявленные при
этом существенные для дела факты и обстоятельства.
В ч.4 ст.349 ТК
РФ отмечено, что если в ходе производства процессуального действия или
действия, предусмотренного ст.ст.330, 331 ТК РФ, применялись фото- и
киносъемка, видеозапись, звукозапись, использовались технические средства, то в
протоколе должно быть указано и отмечено, что перед использованием технических
средств об этом были уведомлены лица, участвовавшие в производстве указанных
действий.
Протокол
прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении, причем им должно быть разъяснено право
делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к нему.
Протокол
подписывается составившим его должностным лицом таможенного органа РФ, а также
другими лицами, которые участвовали в производстве действия или присутствовали
при его проведении.
К протоколу
прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и фонограммы,
схемы, планы, чертежи, выполненные при производстве действия.
Составленный
протокол в ряде случаев, предусмотренных ст.350 ТК РФ, подлежит обязательному
вручению под расписку лицу, в отношении которого производились процессуальные
действия, а именно:
- при
доставлении лица в таможенный орган РФ;
- при
административном задержании.
Копия протокола
процессуального действия вручается под расписку или высылается физическому
лицу, должностному лицу, руководителю или заместителю руководителя либо иным
работникам предприятия, учреждения или организации, а также лицу, занимающемуся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, у которых:
- проведено
изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов;
- наложен арест
на товары, транспортные средства и иное имущество;
- проведено
таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных
средств.
Закон
предъявляет дополнительные требования к составлению протокола опроса, которые
изложены в ст.351 ТК РФ.
Так, если
опрашиваемое лицо не хочет или не может собственноручно изложить свои
объяснения по существу дела либо если должностное лицо таможенного органа РФ, в
производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных
правил, считает это необходимым, устные объяснения опрашиваемого лица заносятся
в протокол, составляемый указанным должностным лицом. Объяснения опрашиваемого
лица заносятся в протокол от первого лица и по возможности дословно. В
необходимых случаях записываются заданные опрашиваемому лицу вопросы и его
ответы.
В протоколе
опроса свидетеля, достигшего 16-летнего возраста, делается отметка (кроме
случаев, если свидетель является супругом или близким родственником
опрашиваемого) о том, что свидетель предупрежден об административной
ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Это предупреждение
удостоверяется подписью свидетеля.
Если опрос
производился с участием переводчика или специалиста, то в протоколе
указывается, что переводчику либо специалисту разъяснены его права и
обязанности.
Если
опрашивается физическое лицо, должностное лицо или лицо, занимающееся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, либо
руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения или организации,
привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, то в протоколе
указывается, что опрашиваемому лицу разъяснены его права на отвод специалиста,
должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении
которого находится дело, и в протоколе отмечаются поступившие в связи с этим
заявления опрашиваемого лица.
По окончании
опроса опрашиваемый знакомится с содержанием протокола и своей подписью удостоверяет
правильность объяснений, изложенных им собственноручно, а также правильность
записи объяснений, данных им устно. Опрашиваемый вправе требовать дополнения
или изменения записи его устных объяснений. Такие дополнения или изменения
вносятся в протокол. Если протокол составлен на нескольких страницах,
опрашиваемый подписывает каждую страницу отдельно и протокол в целом.
Присутствующие
при опросе лица вправе знакомиться с протоколом опроса. Эти лица своей подписью
подтверждают правильность записи устных объяснений опрашиваемого, а при наличии
замечаний в отношении правильности и полноты такой записи излагают свои замечания
собственноручно.
В случае, если
опрос производится с участием переводчика, специалиста или законного
представителя физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение
таможенных правил, все эти лица подписывают протокол в целом, а переводчик
подписывает также и каждую страницу протокола опроса, если он составлен на
нескольких страницах.
Опрашиваемый,
который пользовался помощью переводчика, своей подписью в конце протокола
подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует
данным им объяснениям.
Если протокол
опроса был переведен на другой язык в письменном виде, то переведенный протокол
в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком
и опрашиваемым лицом.
Порядок
оформления должностными лицами таможенных органов в случае отказа лиц от
подписания или невозможности подписания протокола урегулирован ст.352 ТК РФ. А
именно, если лицо отказывается подписать протокол процессуального действия или
протоколы, предусмотренные ст.ст.330, 331 ТК РФ, то об этом делается отметка в
протоколе, удостоверяемая:
- подписью
должностного лица таможенного органа РФ;
- подписями
понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия.
Лицу,
отказавшемуся подписать протокол, предоставляется возможность изложить мотивы
отказа от подписания, которые заносятся в протокол либо приобщаются к нему.
Если лицо,
привлекаемое к ответственности за НТП, свидетель или другое лицо в силу
физических недостатков или по другим причинам лишено возможности подписать
протокол, то об этом делается отметка в протоколе, которая также удостоверяется
подписями:
- должностного
лица таможенного органа;
- понятых, если
они присутствовали при проведении процессуального действия.
Часть 4 ст.352
ТК РФ закрепляет дополнительное требование к протоколу опроса. Так, если лицо,
привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, или свидетель в
силу физических недостатков или по другим причинам лишены возможности подписать
протокол опроса, то приглашается постороннее лицо, не заинтересованное в исходе
дела, которое с согласия опрашиваемого лица удостоверяет своей подписью
правильность записи его объяснений.
ИЗДЕРЖКИ ПО ДЕЛУ
О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.
При производстве
и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил у таможенных органов возникают
расходы в связи с оплатой за проведение экспертиз, вызовом свидетелей,
специалистов, хранением вещественных доказательств и т.д., т.е. издержки по
делу.
Этому вопросу
посвящена глава 46 ТК РФ (ст.ст.353-355).
В соответствии
со ст.353 ТК РФ издержки по делу о НТП состоят из сумм:
- выплачиваемых
свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым;
-
израсходованных в связи с проведением ревизии, проверки и инвентаризации;
-
израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных
доказательств;
- иных расходов,
понесенных таможенным органом РФ при производстве по делу о НТП или его
рассмотрении.
Порядок выплаты
и размеры сумм, причитающиеся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам
определены законодательством РФ. Эти выплаты производят таможенные органы по
выполнении лицами, указанными в ст.354 ТК РФ, своих обязанностей.
В случае вызова
для участия в производстве по делу о НТП лица, не проживающего или не находящегося
на территории РФ, расходы возмещаются в порядке, определяемом ГТК РФ.
Согласно ст. 355
ТК РФ, издержки по делу о НТП, по общему праву, возлагаются на лицо, в
отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания. В случае, если
взыскание налагается на несколько лиц, то при вынесении постановления в нем
должно быть определено, в каком размере должны быть возмещены издержки каждым
из них.
Издержки
возмещаются за счет федерального бюджета в случаях:
1. Прекращения
производства по делу о НТП по следующим основаниям:
- отсутствие
события таможенного правонарушения;
- отсутствие
состава таможенного правонарушения;
- недостижение
физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего
возраста;
- невменяемость
физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;
- действие
физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или
необходимой обороны;
- если
правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также
лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы;
- издание акта
амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных
правил;
- отмена акта,
устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;
- истечение к
моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных
правил;
- наличие по
тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления
о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления
о прекращении дела о нарушении таможенных правил;
- смерть
физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о
нарушении таможенных правил.
2. Признания
лица несостоятельным либо в случае, если лицо объявило себя несостоятельным.
3. Издержки,
связанные с выплатой сумм переводчику.
В соответствии с
ч.5 ст.355 ТК РФ все документы, определяющие размеры издержек по делу о НТП,
должностные лица таможенных органов обязаны приобщить к делу. Считаем
целесообразным при производстве по делу о НТП составлять обобщающий
документ-реестр издержек по делу о НТП.
Практика же
показывает, что по окончании производства по делу о НТП какого-либо обобщающего
документа должностным лицом таможенного органа, ведущим производство, не
составляется. В целом же анализ дел о НТП, проводимый юридическими отделами
региона по этому вопросу, показал, что имеют место случаи, когда должностными
лицами таможенных органов в ходе производства по делам о НТП вообще не
собираются и не приобщаются сведения об издержках, возникающих в ходе
производства. Так, из 100 проанализированных юридическим отделом Омской таможни
дел ни в одном нет сведений об издержках за хранение. Не указываются суммы
издержек и в самом постановлении по делу о НТП, хотя этому вопросу посвящен п.3
этого процессуального документа.
В практике
применения таможенного законодательства в части возмещения издержек по делам о
НТП существует следующая проблема.
В соответствии с
ч.1 ст.355 ТК РФ издержки за хранение по общему правилу возлагаются на лицо, в
отношении которого вынесено постановление. Суммы издержек указываются в
постановлении и подсчитываются на день вынесения постановления. Вместе с тем,
согласно ст.327 ТК РФ вещественные доказательства должны храниться таможенными
органами до истечения сроков обжалования постановлений таможенного органа, то
есть еще в течении 20 дней, в том случае, если лицо его обжалует. В случае же
обжалования и дальнейшего рассмотрения дела вышестоящим органом или судом эти
сроки увеличиваются. Законом не определено, на кого возлагаются издержки за
хранение за указанный период и каков порядок взыскания этих издержек – не
утвержден вид процессуального документа, который должен составляться в этом
случае.
Разъяснения ГТК
РФ относительно издержек по делам о НТП № 01-13/4337 от 21.04.94 г., письмо ГТК
РФ № 06-10/13069 от 17.11.94 г. данный вопрос не затрагивают, а других
рекомендаций по этому вопросу на сегодняшний день нет.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЛА
О НТП НА РАССМОТРЕНИЕ.
Согласно ст.356
ТК РФ и инструктивного письма ГТК РФ от 18.07.95г. № 03-43/10147 "О
некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушении
таможенных правил" по окончании производства по делу о НТП должностное
лицо таможенного органа, проводившее производство по делу, составляет рапорт
по окончании производства и передает материалы дела начальнику таможенного
органа или его заместителю с соблюдением сроков, определенных статьей 356 ТК
РФ, в зависимости от субъекта правонарушения:
- в отношении
физического или должностного лица – не позднее, чем за 15 дней до истечения
срока наложения взыскания;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|