рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Поизводство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение

Как самостоятельное действие, осмотр допускается:

- если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа РФ в результате проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных действий;

- в иных случаях – при наличии согласия владельца этих товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов на проведение такого осмотра.

Как самостоятельное процессуальное действия, осмотр проводится в присутствии понятых. К участию в осмотре могут быть привлечены лица, привлекаемые к ответственности за НТП, специалист, свидетель. В случае необходимости при осмотре проводятся измерения, применяются фото и киносъемки, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов. Обязательно составление протокола при проведении осмотра как самостоятельного процессуального действия. К протоколу осмотра предъявляются общие требования его составления, при несоблюдении которых возможен повторный осмотр.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов – это процессуальное действие, заключающееся в том, что лицу, ранее каким-либо образом воспринимавшему определенный предмет, в группе однородных предметов предъявляется этот предмет с целью установления индивидуального тождества или групповой принадлежности.

Согласно ст.343 ТК РФ объектами опознания являются:

- товары;

- транспортные средства;

- документы на них;

- иные предметы, - изъятые при составлении протокола о НТП, проведении таможенного обследования, осмотра, изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов.

Опознающий предварительно опрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал предметы, указанные в ч.1 ст.343 ТК РФ, и о признаках, по которым он может произвести опознание.

Предъявление для опознания производится в присутствии понятых, о проведении опознания составляется протокол.

ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ, ПРОВЕРКИ, ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.

В случае, когда исчерпаны другие меры для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, может назначить проведение ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности за НТП.

Для проведения проверок, ревизий и инвентаризаций по делу о НТП привлекаются специалисты, при это должностное лицо таможенного органа, согласно ч.2 ст.345 ТК РФ, определяет или утверждает государственный орган, предприятие, учреждение или организацию, а также персональный состав ревизоров и специалистов, которым поручается проведение ревизии, проверки, инвентаризации.

Решение о проведении ревизии, проверки, инвентаризации осуществляется на основании постановления, которое выносится начальником таможни, начальником вышестоящего таможенного органа и их заместителями, либо руководителями структурных подразделений, например, отдела организации таможенных расследований.

В ходе ревизии проверяется:

- соблюдение таможенного и валютного законодательства

- правильность ведения операций – бухгалтерского учета, материального учета, складского хозяйства, оперативного учета;

- имеющиеся в деле о НТП данные о совершении нарушений таможенных правил.

Порядок проведения и оформления результатов проведения ревизий, проверок, инвентаризаций лиц, привлекаемых за нарушение таможенных правил, установлен законодательством РФ. По этому вопросу приняты и действуют нормативные акты ГТК РФ, которым руководствуются должностные лица таможенных органов. Например, указание ГТК РФ от 24.11.93 г. № 01-12/994 "О мерах по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД".

При необходимости проведения экспертизы должностное лицо таможенного органа РФ выносит постановление, в котором обязательно указывает следующее:

- основания для назначения экспертизы;

- фамилия эксперта либо наименование таможенной лаборатории или другого соответствующего учреждения, в которых должна быть произведена экспертиза;

- вопросы, поставленные перед экспертом;

- материалы, представленные в распоряжение эксперта.

В случае недостаточной ясности или полноты экспертного заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.

А в случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности назначается повторная экспертиза, получаемая другому эксперту или другим экспертам.

По имеющимся в юридическом отделе ЗСТУ данным – случаев назначения повторной экспертизы по делам о НТП в регионе отмечено не было.

Для проведения экспертизы должностное лицо таможенного органа вправе получать у лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или его заместителя, у других работников предприятий, учреждений или организаций, а также у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил – образцы подписи, почерка, брать пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

О взятии проб и образцов должностным лицом таможенного органа согласно ст.247 ТК РФ выносится постановление и составляется протокол.

В необходимых случаях взятие проб и образцов проводится с участием специалиста и (или) в присутствии понятых.

Статьей 348 ТК РФ определены права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, а также его адвоката и представителя при назначении экспертизы, а именно:

- после окончания производства по делу о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, а при рассмотрении такого дела, также адвокат либо осуществляющий юридическую помощь представитель указанного лица, вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

Лица, названные в части первой статьи 348 ТК РФ, также имеют право:

- заявить отвод эксперту,

- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц,

- представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта,

- присутствовать с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту.

В случаях удовлетворения таких ходатайств должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные частями шестой и седьмой статьи 326 ТК РФ, назначает дополнительную или повторную экспертизу.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, выносит мотивированное постановление, с которым вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство, либо мотивы такого отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания за нарушение таможенных правил.

Общие требования, предъявляемые к составлению протоколов при производстве конкретных процессуальных действий, изложены в ст.349 ТК РФ. Формы протоколов и других процессуальных документов утверждены приказом ГТК от 30.08.1994 г. № 447 «О6 утверждении форм процессуальных документов и форм Реестра по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов РФ».

В случае необходимости установленные ГТК РФ формы могут быть заменены на произвольные (ч.8 ст.349 ТК РФ). Однако, и протокол произвольной формы должен быть составлен в порядке, установленном ч.3 ст.349 ТК РФ, а именно в протоколе должно быть указано:

- его наименование;

- место и дата производства конкретного процессуального действия либо действия, предусмотренного ст.ст.330 и 331 ТК РФ;

- время начала и окончания действия;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, составляющего протокол;

- фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в указанном действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, владеет ли он русским языком;

- содержание действия, последовательность его проведения;

- выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства.

В ч.4 ст.349 ТК РФ отмечено, что если в ходе производства процессуального действия или действия, предусмотренного ст.ст.330, 331 ТК РФ, применялись фото- и киносъемка, видеозапись, звукозапись, использовались технические средства, то в протоколе должно быть указано и отмечено, что перед использованием технических средств об этом были уведомлены лица, участвовавшие в производстве указанных действий.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к нему.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом таможенного органа РФ, а также другими лицами, которые участвовали в производстве действия или присутствовали при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и фонограммы, схемы, планы, чертежи, выполненные при производстве действия.

Составленный протокол в ряде случаев, предусмотренных ст.350 ТК РФ, подлежит обязательному вручению под расписку лицу, в отношении которого производились процессуальные действия, а именно:

- при доставлении лица в таможенный орган РФ;

- при административном задержании.

Копия протокола процессуального действия вручается под расписку или высылается физическому лицу, должностному лицу, руководителю или заместителю руководителя либо иным работникам предприятия, учреждения или организации, а также лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, у которых:

- проведено изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов;

- наложен арест на товары, транспортные средства и иное имущество;

- проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств.

Закон предъявляет дополнительные требования к составлению протокола опроса, которые изложены в ст.351 ТК РФ.

Так, если опрашиваемое лицо не хочет или не может собственноручно изложить свои объяснения по существу дела либо если должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, считает это необходимым, устные объяснения опрашиваемого лица заносятся в протокол, составляемый указанным должностным лицом. Объяснения опрашиваемого лица заносятся в протокол от первого лица и по возможности дословно. В необходимых случаях записываются заданные опрашиваемому лицу вопросы и его ответы.

В протоколе опроса свидетеля, достигшего 16-летнего возраста, делается отметка (кроме случаев, если свидетель является супругом или близким родственником опрашиваемого) о том, что свидетель предупрежден об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Это предупреждение удостоверяется подписью свидетеля.

Если опрос производился с участием переводчика или специалиста, то в протоколе указывается, что переводчику либо специалисту разъяснены его права и обязанности.

Если опрашивается физическое лицо, должностное лицо или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, либо руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, то в протоколе указывается, что опрашиваемому лицу разъяснены его права на отвод специалиста, должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, и в протоколе отмечаются поступившие в связи с этим заявления опрашиваемого лица.

По окончании опроса опрашиваемый знакомится с содержанием протокола и своей подписью удостоверяет правильность объяснений, изложенных им собственноручно, а также правильность записи объяснений, данных им устно. Опрашиваемый вправе требовать дополнения или изменения записи его устных объяснений. Такие дополнения или изменения вносятся в протокол. Если протокол составлен на нескольких страницах, опрашиваемый подписывает каждую страницу отдельно и протокол в целом.

Присутствующие при опросе лица вправе знакомиться с протоколом опроса. Эти лица своей подписью подтверждают правильность записи устных объяснений опрашиваемого, а при наличии замечаний в отношении правильности и полноты такой записи излагают свои замечания собственноручно.

В случае, если опрос производится с участием переводчика, специалиста или законного представителя физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, все эти лица подписывают протокол в целом, а переводчик подписывает также и каждую страницу протокола опроса, если он составлен на нескольких страницах.

Опрашиваемый, который пользовался помощью переводчика, своей подписью в конце протокола подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует данным им объяснениям.

Если протокол опроса был переведен на другой язык в письменном виде, то переведенный протокол в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком и опрашиваемым лицом.

Порядок оформления должностными лицами таможенных органов в случае отказа лиц от подписания или невозможности подписания протокола урегулирован ст.352 ТК РФ. А именно, если лицо отказывается подписать протокол процессуального действия или протоколы, предусмотренные ст.ст.330, 331 ТК РФ, то об этом делается отметка в протоколе, удостоверяемая:

- подписью должностного лица таможенного органа РФ;

- подписями понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, предоставляется возможность изложить мотивы отказа от подписания, которые заносятся в протокол либо приобщаются к нему.

Если лицо, привлекаемое к ответственности за НТП, свидетель или другое лицо в силу физических недостатков или по другим причинам лишено возможности подписать протокол, то об этом делается отметка в протоколе, которая также удостоверяется подписями:

- должностного лица таможенного органа;

- понятых, если они присутствовали при  проведении процессуального действия.

Часть 4 ст.352 ТК РФ закрепляет дополнительное требование к протоколу опроса. Так, если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, или свидетель в силу физических недостатков или по другим причинам лишены возможности подписать протокол опроса, то приглашается постороннее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое с согласия опрашиваемого лица удостоверяет своей подписью правильность записи его объяснений.

ИЗДЕРЖКИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.

При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил у таможенных органов возникают расходы в связи с оплатой за проведение экспертиз, вызовом свидетелей, специалистов, хранением вещественных доказательств и т.д., т.е. издержки по делу.

Этому вопросу посвящена глава 46 ТК РФ (ст.ст.353-355).

В соответствии со ст.353 ТК РФ издержки по делу о НТП состоят из сумм:

- выплачиваемых свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым;

- израсходованных в связи с проведением ревизии, проверки и инвентаризации;

- израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств;

- иных расходов, понесенных таможенным органом РФ при производстве по делу о НТП или его рассмотрении.

Порядок выплаты и размеры сумм, причитающиеся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам определены законодательством РФ. Эти выплаты производят таможенные органы по выполнении лицами, указанными в ст.354 ТК РФ, своих обязанностей.

В случае вызова для участия в производстве по делу о НТП лица, не проживающего или не находящегося на территории РФ, расходы возмещаются в порядке, определяемом ГТК РФ.

Согласно ст. 355 ТК РФ, издержки по делу о НТП, по общему праву, возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания. В случае, если взыскание налагается на несколько лиц, то при вынесении постановления в нем должно быть определено, в каком размере должны быть возмещены издержки каждым из них.

Издержки возмещаются за счет федерального бюджета в случаях:

1. Прекращения производства по делу о НТП по следующим основаниям:

- отсутствие события таможенного правонарушения;

- отсутствие состава таможенного правонарушения;

- недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста;

- невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;

- действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

- если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы;

- издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил;

- отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;

- истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил;

- наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил;

- смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.

2. Признания лица несостоятельным либо в случае, если лицо объявило себя несостоятельным.

3. Издержки, связанные с выплатой сумм переводчику.

В соответствии с ч.5 ст.355 ТК РФ все документы, определяющие размеры издержек по делу о НТП, должностные лица таможенных органов обязаны приобщить к делу. Считаем целесообразным при производстве по делу о НТП составлять обобщающий документ-реестр издержек по делу о НТП.

Практика же показывает, что по окончании производства по делу о НТП какого-либо обобщающего документа должностным лицом таможенного органа, ведущим производство, не составляется. В целом же анализ дел о НТП, проводимый юридическими отделами региона по этому вопросу, показал, что имеют место случаи, когда должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делам о НТП вообще не собираются и не приобщаются сведения об издержках, возникающих в ходе производства. Так, из 100 проанализированных юридическим отделом Омской таможни дел ни в одном нет сведений об издержках за хранение. Не указываются суммы издержек и в самом постановлении по делу о НТП, хотя этому вопросу посвящен п.3 этого процессуального документа.

В практике применения таможенного законодательства в части возмещения издержек по делам о НТП существует следующая проблема.

В соответствии с ч.1 ст.355 ТК РФ издержки за хранение по общему правилу возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление. Суммы издержек указываются в постановлении и подсчитываются на день вынесения постановления. Вместе с тем, согласно ст.327 ТК РФ вещественные доказательства должны храниться таможенными органами до истечения сроков обжалования постановлений таможенного органа, то есть еще в течении 20 дней, в том случае, если лицо его обжалует. В случае же обжалования и дальнейшего рассмотрения дела вышестоящим органом или судом эти сроки увеличиваются. Законом не определено, на кого возлагаются издержки за хранение за указанный период и каков порядок взыскания этих издержек – не утвержден вид процессуального документа, который должен составляться в этом случае.

Разъяснения ГТК РФ относительно издержек по делам о НТП № 01-13/4337 от 21.04.94 г., письмо ГТК РФ № 06-10/13069 от 17.11.94 г. данный вопрос не затрагивают, а других рекомендаций по этому вопросу на сегодняшний день нет.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЛА О НТП НА РАССМОТРЕНИЕ.

Согласно ст.356 ТК РФ и инструктивного письма ГТК РФ от 18.07.95г. № 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил" по окончании производства по делу о НТП должностное лицо таможенного органа, проводившее производство по делу, составляет рапорт по окончании производства и передает материалы дела начальнику таможенного органа или его заместителю с соблюдением сроков, определенных статьей 356 ТК РФ, в зависимости от субъекта правонарушения:

- в отношении физического или должностного лица – не позднее, чем за 15 дней до истечения срока наложения взыскания;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.