теория цвета у Гумилева
горестный, траурно-чёрный, царственно-синий)..
§5. Частеречная принадлежность цветообозначений
Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва
является их частеречная принадлежность. По своей частеречной принадлежности
слова со значением цвета разнообразны: прилагательные (421),
существительные (90), глаголы (32).
Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в
краткой форме, 5 - в сравнительной степени и 1 - в превосходной.
Принимая во внимание словообразовательный критерий, отмечаем, что
наиболее характерны для поэзии Гумилёва прилагательные с суффиксом
неполноты качества -оват- (10), реже употребляются прилагательные с
суффиксом -ист- (9) и только один раз с уменьшительно-ласкательным
суффиксом -еньк-. Из общего количества глагольных форм 18 цветообозначений
употреблены в форме причастия и 2 в форме деепричастия.
§6. Имплицитные цветообозначения
В поэзии Гумилёва употребляются слова, имплицитно выражающие цветовое
значение. Это значение проявляется в контексте стихотворения:
1. Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь:
Пусть халат мой залит свежей кровью… (Орёл Синдбада).[3]
2. Часто названия флористических объектов заключают в себе имплицитные
цветовые значения:
В узких вазах томленье умирающих лилий…(Однажды вечером);
И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами…
(Сонет);
Она вплетает простодушно В венок степные васильки…(Дева Солнца);
3. Природные объекты: Они вспоминали холодное небо и дюны…(Варвары);
4. Имплицитное цветовое значение может заключаться в сравнении: Вот
Евримах, низкорослый и тучный, Бледен… бледнее он мраморных
стен…(Возвращение);
5. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы: И когда
пылает запад, и когда горит восток…(Волшебные скрипки).
Более ярко имплицитные цветовые значения проявляются с другими, явными
или имплицитными цветообозначениями: На горном снеге алеют розы…(На мотивы
Грига);
В твоём гербе - невинность лилий, В моём - багряные цветы…(Поединок).
В поэзии Гумилёва присутствуют слова, которые обычно не имеют
определенного цветового значения, но в контексте стихотворений их
приобретают. Например, эмалевый: «Эмаль - непрозрачная цветная стекловидная
масса, которой покрывают поверхность металлических изделий» - СОШ, 789. В
поэзии Гумилёва эта лексема получает в контексте произведений
дополнительное значение оттенка цвета, близкого к голубому, так как
используется всегда при описании неба или моря: Кто знает мрак души
людской, Её восторги и печали? Она эмалью голубой От нас сокрытые
скрижали…(Осеняя песня); В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я
думал…); Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).
Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их
функционирования
Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для
изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким
образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с
помощью цветообозначений.
Исследовав поле цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва, мы выделили
основные тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью
цветообозначений. В соответствии с классификацией В.Г.Кульпиной [Кульпина
2001, 81-441], мы распределили цветообозначения по следующим тематическим
зонам:
1. Цветообозначение природных объектов:
1. цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов;
2. цветообозначение небосклона и небесных объектов;
3. цветообозначение метеорологических объектов;
4. цветообозначение времени суток;
5. цветообозначение элементов ландшафта;
6. цветообозначение минералов;
7. цветовые характеристики флористических объектов растительного мира;
8. цветообозначение сообществ растений и их составных частей;
9. цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц,
насекомых, рыб).
2. Социолингвистическое измерение цвета:
1. антропологические цветовые характеристики;
2. мир артефактов и их цветообозначение;
3. цветообозначение реалий религиозного мира;
4. цветообозначение отвлечённых понятий.
1. Цветообозначение природных объектов
1. Цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов
В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в
зависимости от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот
или иной цвет или оттенок.
Цветовые характеристики моря.
Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим
идеалом, а в художественной литературе на русском языке синее море - это
прототипический цветовой образ моря.
Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и
его оттенками:
голубой - Голубые моря нескончаемых встреч…(После победы); Веер самых
розовых тучек На морской голубой ковёр…(На берегу моря); синий - А море
синей пеленой Легло вокруг, как мощь и слава…(Ода дАнунцио); бирюзовый - Но
весел в море бирюзовом С латинским парусом челнок…(На море); эмалевый - Как
эмаль, сверкает море…(Неаполь).
Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой
погоды, выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и
пустынным…(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей…(Больной).
Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения
красный, но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море
Пред ним свои расстелет багрецы…(Паломник).
Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах
голубых…(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей…(Канцоны).
Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя или
голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как веселы в
пламенном Тибре галеры…(Блудный сын). Это цветообозначение в сочетании с
собственным наименованием реки - свидетельство интереса поэта к
путешествиям, к экзотике.
Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный
(реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей…(Рощи пальм и
заросли алоэ…).
Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от
амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных
волнах…(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в
семантику оттенок трагичности.
Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных объектов
- особенность поэзии Гумилёва: По изгибам зелёных зыбей…(Капитаны); И стали
тихие заводи Синими и благоуханными…(Заводи); В зелёном драконьем
болоте…(Какая странная нега…).
Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения воды: Налево -
зелёные воды Евфрата…(Сон Адама).
2. Цветообозначение небосклона и небесных объектов
Небо в русском языке прежде всего синее или голубое. Обратимся к языку
поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его
оттенки: голубой - Когда безрадостные бури Царили в небе голубом…(Дева
Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В гирлянды неба голубого…(Осенняя
песня); Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и
заросли алоэ…); Но восторг мой прожёг голубой небосклон…(Рощи пальм и
заросли алоэ); синий - Небес далёких синева…(Осенняя песня); Небосклон
безоблачен и синь…(Открытие Америки); Полетел на белые утёсы, В синем небе
описав дугу…(Открытие Америки); лазурный - Я пел и солнцу, и лазури…(Дева
Солнца); Пред ней рассыпались в лазури Степных закатов багрецы…(Дева
Солнца); эмалевый - В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я
думал…).
В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного,
жёлтого цветов: розовый - На небе розовом стыда…(Анакреонтическая песенка);
Как розов за портиком край небосклона…(Блудный сын); жёлтый, алый - В небе
жёлтом, в небе алом…(Оборванец).
Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой,
используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и
заросли алоэ…); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой
небосклон…(Отравленный).
Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное,
реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение:
Золотисто-огненное солнце…(Пещера сна).
Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой
характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На небе
сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна, как смертельная
рана…(Грёза ночная и тёмная).
Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью поэзии Гумилёва
является употребление цветообозначения кровавый: И смотрит месяц
кровавый…(Рим).
Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва -
это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой
Осенней неги поцелуй…(Осенняя песня).
Особенностью поэзии Гумилёва является использование
цветообозначений для характеристики кометы. Издавна комета считалась
предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть
может, как родился он, на небе Кровавая растаяла комета…(Портрет мужчины);
И медленно рея багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета…(Сон
Адама).
Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на
ступени алтаря последний алый луч бросает…(Осенняя песня); Когда зелёный
луч, последний на закате…(Разговор).
Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание
подобных явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт
при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом
является красный и его оттенки: алый - И краски алого заката…(Дева Солнца);
Краски алого заката Гасли в сумрачном лесу…(Сказка о королях); багряный - И
багряные закаты…(Неаполь); электрический - Как живые говорили С
электрическим закатом…(Сада-Якко); розовый - И девственный холод зари
розоватой…(Сон Адама); В час, когда, как знамя в небе дымно-розовая
заря…(Жизнь); Смотрю на тающую глыбу, На отблеск розовых зарниц…(Маркиз де
Карабас).
3. Цветообозначение метеорологических явлений
Снег - прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает цветовую
характеристику серебряный: Снега серебряных вершин…(Старина).
Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва - серебряный: Застывают в
серебряных льдах мастодонты…(Современность).
Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую
характеристику чёрный, но у Гумилёва - рыжий. Лексема смерч используется
редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч
пред ним закрутился…(Сон Адама).
Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой
погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь);
Да тучи сизые да чёрные…(Старина); Но домчусь к родному краю С грозовою
сизой тучею…(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые тучи - особенность
поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой…(Канцоны); Грозовой иль золотистою
Будь же тучей среди туч…(Сказка о королях); Веер самых розовых тучек…(На
берегу моря).
Облака в русском языке чаще всего белые, редко - алые: И пляски белых
облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день
уплывёт из глаз…(Смерть).
Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в
русском языке характеристики: кровавый - Очи окутал кровавый
туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам
прорезывала путь…(Смерть); розовый - Взоры в розовых туманах…(Носорог).
Данные характеристики являются исключением и относятся к человеку или
животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые туманы…(Гиена);
Белобрысые туманы…(Неаполь).
Цветовые характеристики тьмы, света, тени
Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны:
Лиловые тени скользят по лугам…(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от
воздушно-белой тени…(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит
Дамаянти…(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый…(Сказка о
королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным…(Осенняя
песня); Был странен серый полумрак…(Ужас); И голубая полумгла Вокруг, как
бабочка, порхает…(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как
свет воздушно-белый…(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны
белые отсветы дня…(Отравленный); Рычит в огне багряных светов Явление
природы…(Ода д Аннунцио).
4. Цветообозначение времени суток
В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва
вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся
сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был
голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости
мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные
ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня -
особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи
дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца).
5. Цветообозначение элементов ландшафта
Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого
утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На
белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея).
Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой
довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской
равнины…(Пиза).
Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески
седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие
бурые каменья…(Больной).
Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым:
Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт…(Возвращение
Одиссея).
Даль - отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно
голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из
розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти
Анненского).
Цветообозначение стран: Оно - колокольчик фарфоровый в Жёлтом Китае…(Я
верил, я думал); Как в золотом Багдаде…(Паломник); И русский флаг над Белой
Хивой…(Туркестанские генералы).
6. Цветообозначение минералов
Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва.
Камни - целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека,
оказывались в центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их
ключевой характеристикой: немало названий минералов образовалось от
названий терминов цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов
послужил базой для образования цветообозначений (сапфировый).
Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его
экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его
поэзии: рубин - И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И
рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты
- Гранатов алых для манжет…(Рондалла); коралл - На смуглой шее нить
коралла…(Открытие Америки); янтарь, жемчуг - Янтари и жемчуга…(Невеста
льва); И янтарь всегда висел на шее…(Озеро Чад). Мы считаем правомерным
учет драгоценных камней как таковых, так как они не просто имплицитно
содержат цветовое значение, но и выявляют его в названии.
Цветообозначение золота. Золото - благородный металл жёлтого цвета.
Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва.
Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта:
Хранившие золото в тёмном порту…(Капитаны); Червонное золото… Так золото
манит и радует взгляд…(Сон Адама); Но в золоте тайные силы таятся… Вокруг
него сверкает злато…(Дева Солнца); Сыплется в узорное окно золото и пурпур
повечерий…(Открытие Америки).
7. Цветообозначение растительного мира
Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)
Цветовая характеристика - непременный атрибут цветка, один из
главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую
нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие
характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа.
Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов,
функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт
чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый
цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня);
Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём
гербе - невинность лилий, В моём - багряные цветы…(Поединок); Но любовь
разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я
протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью);
Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд
меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно
любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов
прихотливый наряд…(Осень).
Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии.
Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии - голубые
(хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности
романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы - Здесь розы краснее, чем
пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На
пол, горячий от луча, Бросая пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая,
пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют
розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой
броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых
роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы);
Странная белая роза… Ты - лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня
же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии - Но я вплету
в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в
панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду
голубую…(Сонет); сирень - Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый
чиновник).
8. Цветообозначение сообществ растений и их составных частей
Ботанические сообщества - леса, сады, луга, поля, травы и т.д.
Лес - обычно зелёный, чёрный, осенью - золотой. У Гумилёва лес
голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых,
весёлых чащах…(Осенняя песня).
Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне
традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар).
Страницы: 1, 2, 3
|