рефераты скачать

МЕНЮ


теория цвета у Гумилева

горестный, траурно-чёрный, царственно-синий)..

§5. Частеречная принадлежность цветообозначений

Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва

является их частеречная принадлежность. По своей частеречной принадлежности

слова со значением цвета разнообразны: прилагательные (421),

существительные (90), глаголы (32).

Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в

краткой форме, 5 - в сравнительной степени и 1 - в превосходной.

Принимая во внимание словообразовательный критерий, отмечаем, что

наиболее характерны для поэзии Гумилёва прилагательные с суффиксом

неполноты качества -оват- (10), реже употребляются прилагательные с

суффиксом -ист- (9) и только один раз с уменьшительно-ласкательным

суффиксом -еньк-. Из общего количества глагольных форм 18 цветообозначений

употреблены в форме причастия и 2 в форме деепричастия.

§6. Имплицитные цветообозначения

В поэзии Гумилёва употребляются слова, имплицитно выражающие цветовое

значение. Это значение проявляется в контексте стихотворения:

1. Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь:

Пусть халат мой залит свежей кровью… (Орёл Синдбада).[3]

2. Часто названия флористических объектов заключают в себе имплицитные

цветовые значения:

В узких вазах томленье умирающих лилий…(Однажды вечером);

И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами…

(Сонет);

Она вплетает простодушно В венок степные васильки…(Дева Солнца);

3. Природные объекты: Они вспоминали холодное небо и дюны…(Варвары);

4. Имплицитное цветовое значение может заключаться в сравнении: Вот

Евримах, низкорослый и тучный, Бледен… бледнее он мраморных

стен…(Возвращение);

5. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы: И когда

пылает запад, и когда горит восток…(Волшебные скрипки).

Более ярко имплицитные цветовые значения проявляются с другими, явными

или имплицитными цветообозначениями: На горном снеге алеют розы…(На мотивы

Грига);

В твоём гербе - невинность лилий, В моём - багряные цветы…(Поединок).

В поэзии Гумилёва присутствуют слова, которые обычно не имеют

определенного цветового значения, но в контексте стихотворений их

приобретают. Например, эмалевый: «Эмаль - непрозрачная цветная стекловидная

масса, которой покрывают поверхность металлических изделий» - СОШ, 789. В

поэзии Гумилёва эта лексема получает в контексте произведений

дополнительное значение оттенка цвета, близкого к голубому, так как

используется всегда при описании неба или моря: Кто знает мрак души

людской, Её восторги и печали? Она эмалью голубой От нас сокрытые

скрижали…(Осеняя песня); В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я

думал…); Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).

Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их

функционирования

Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для

изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким

образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с

помощью цветообозначений.

Исследовав поле цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва, мы выделили

основные тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью

цветообозначений. В соответствии с классификацией В.Г.Кульпиной [Кульпина

2001, 81-441], мы распределили цветообозначения по следующим тематическим

зонам:

1. Цветообозначение природных объектов:

1. цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов;

2. цветообозначение небосклона и небесных объектов;

3. цветообозначение метеорологических объектов;

4. цветообозначение времени суток;

5. цветообозначение элементов ландшафта;

6. цветообозначение минералов;

7. цветовые характеристики флористических объектов растительного мира;

8. цветообозначение сообществ растений и их составных частей;

9. цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц,

насекомых, рыб).

2. Социолингвистическое измерение цвета:

1. антропологические цветовые характеристики;

2. мир артефактов и их цветообозначение;

3. цветообозначение реалий религиозного мира;

4. цветообозначение отвлечённых понятий.

1. Цветообозначение природных объектов

1. Цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов

В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в

зависимости от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот

или иной цвет или оттенок.

Цветовые характеристики моря.

Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим

идеалом, а в художественной литературе на русском языке синее море - это

прототипический цветовой образ моря.

Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и

его оттенками:

голубой - Голубые моря нескончаемых встреч…(После победы); Веер самых

розовых тучек На морской голубой ковёр…(На берегу моря); синий - А море

синей пеленой Легло вокруг, как мощь и слава…(Ода дАнунцио); бирюзовый - Но

весел в море бирюзовом С латинским парусом челнок…(На море); эмалевый - Как

эмаль, сверкает море…(Неаполь).

Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой

погоды, выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и

пустынным…(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей…(Больной).

Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения

красный, но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море

Пред ним свои расстелет багрецы…(Паломник).

Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах

голубых…(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей…(Канцоны).

Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя или

голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как веселы в

пламенном Тибре галеры…(Блудный сын). Это цветообозначение в сочетании с

собственным наименованием реки - свидетельство интереса поэта к

путешествиям, к экзотике.

Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный

(реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей…(Рощи пальм и

заросли алоэ…).

Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от

амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных

волнах…(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в

семантику оттенок трагичности.

Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных объектов

- особенность поэзии Гумилёва: По изгибам зелёных зыбей…(Капитаны); И стали

тихие заводи Синими и благоуханными…(Заводи); В зелёном драконьем

болоте…(Какая странная нега…).

Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения воды: Налево -

зелёные воды Евфрата…(Сон Адама).

2. Цветообозначение небосклона и небесных объектов

Небо в русском языке прежде всего синее или голубое. Обратимся к языку

поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его

оттенки: голубой - Когда безрадостные бури Царили в небе голубом…(Дева

Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В гирлянды неба голубого…(Осенняя

песня); Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и

заросли алоэ…); Но восторг мой прожёг голубой небосклон…(Рощи пальм и

заросли алоэ); синий - Небес далёких синева…(Осенняя песня); Небосклон

безоблачен и синь…(Открытие Америки); Полетел на белые утёсы, В синем небе

описав дугу…(Открытие Америки); лазурный - Я пел и солнцу, и лазури…(Дева

Солнца); Пред ней рассыпались в лазури Степных закатов багрецы…(Дева

Солнца); эмалевый - В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я

думал…).

В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного,

жёлтого цветов: розовый - На небе розовом стыда…(Анакреонтическая песенка);

Как розов за портиком край небосклона…(Блудный сын); жёлтый, алый - В небе

жёлтом, в небе алом…(Оборванец).

Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой,

используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и

заросли алоэ…); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой

небосклон…(Отравленный).

Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное,

реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение:

Золотисто-огненное солнце…(Пещера сна).

Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой

характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На небе

сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна, как смертельная

рана…(Грёза ночная и тёмная).

Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью поэзии Гумилёва

является употребление цветообозначения кровавый: И смотрит месяц

кровавый…(Рим).

Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва -

это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой

Осенней неги поцелуй…(Осенняя песня).

Особенностью поэзии Гумилёва является использование

цветообозначений для характеристики кометы. Издавна комета считалась

предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть

может, как родился он, на небе Кровавая растаяла комета…(Портрет мужчины);

И медленно рея багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета…(Сон

Адама).

Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на

ступени алтаря последний алый луч бросает…(Осенняя песня); Когда зелёный

луч, последний на закате…(Разговор).

Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание

подобных явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт

при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом

является красный и его оттенки: алый - И краски алого заката…(Дева Солнца);

Краски алого заката Гасли в сумрачном лесу…(Сказка о королях); багряный - И

багряные закаты…(Неаполь); электрический - Как живые говорили С

электрическим закатом…(Сада-Якко); розовый - И девственный холод зари

розоватой…(Сон Адама); В час, когда, как знамя в небе дымно-розовая

заря…(Жизнь); Смотрю на тающую глыбу, На отблеск розовых зарниц…(Маркиз де

Карабас).

3. Цветообозначение метеорологических явлений

Снег - прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает цветовую

характеристику серебряный: Снега серебряных вершин…(Старина).

Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва - серебряный: Застывают в

серебряных льдах мастодонты…(Современность).

Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую

характеристику чёрный, но у Гумилёва - рыжий. Лексема смерч используется

редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч

пред ним закрутился…(Сон Адама).

Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой

погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь);

Да тучи сизые да чёрные…(Старина); Но домчусь к родному краю С грозовою

сизой тучею…(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые тучи - особенность

поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой…(Канцоны); Грозовой иль золотистою

Будь же тучей среди туч…(Сказка о королях); Веер самых розовых тучек…(На

берегу моря).

Облака в русском языке чаще всего белые, редко - алые: И пляски белых

облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день

уплывёт из глаз…(Смерть).

Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в

русском языке характеристики: кровавый - Очи окутал кровавый

туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам

прорезывала путь…(Смерть); розовый - Взоры в розовых туманах…(Носорог).

Данные характеристики являются исключением и относятся к человеку или

животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые туманы…(Гиена);

Белобрысые туманы…(Неаполь).

Цветовые характеристики тьмы, света, тени

Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны:

Лиловые тени скользят по лугам…(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от

воздушно-белой тени…(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит

Дамаянти…(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый…(Сказка о

королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным…(Осенняя

песня); Был странен серый полумрак…(Ужас); И голубая полумгла Вокруг, как

бабочка, порхает…(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как

свет воздушно-белый…(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны

белые отсветы дня…(Отравленный); Рычит в огне багряных светов Явление

природы…(Ода д Аннунцио).

4. Цветообозначение времени суток

В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва

вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся

сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был

голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости

мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные

ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня -

особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи

дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца).

5. Цветообозначение элементов ландшафта

Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого

утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На

белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея).

Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой

довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской

равнины…(Пиза).

Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески

седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие

бурые каменья…(Больной).

Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым:

Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт…(Возвращение

Одиссея).

Даль - отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно

голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из

розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти

Анненского).

Цветообозначение стран: Оно - колокольчик фарфоровый в Жёлтом Китае…(Я

верил, я думал); Как в золотом Багдаде…(Паломник); И русский флаг над Белой

Хивой…(Туркестанские генералы).

6. Цветообозначение минералов

Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва.

Камни - целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека,

оказывались в центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их

ключевой характеристикой: немало названий минералов образовалось от

названий терминов цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов

послужил базой для образования цветообозначений (сапфировый).

Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его

экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его

поэзии: рубин - И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И

рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты

- Гранатов алых для манжет…(Рондалла); коралл - На смуглой шее нить

коралла…(Открытие Америки); янтарь, жемчуг - Янтари и жемчуга…(Невеста

льва); И янтарь всегда висел на шее…(Озеро Чад). Мы считаем правомерным

учет драгоценных камней как таковых, так как они не просто имплицитно

содержат цветовое значение, но и выявляют его в названии.

Цветообозначение золота. Золото - благородный металл жёлтого цвета.

Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва.

Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта:

Хранившие золото в тёмном порту…(Капитаны); Червонное золото… Так золото

манит и радует взгляд…(Сон Адама); Но в золоте тайные силы таятся… Вокруг

него сверкает злато…(Дева Солнца); Сыплется в узорное окно золото и пурпур

повечерий…(Открытие Америки).

7. Цветообозначение растительного мира

Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)

Цветовая характеристика - непременный атрибут цветка, один из

главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую

нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие

характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа.

Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов,

функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт

чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый

цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня);

Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём

гербе - невинность лилий, В моём - багряные цветы…(Поединок); Но любовь

разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я

протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью);

Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд

меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно

любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов

прихотливый наряд…(Осень).

Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии.

Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии - голубые

(хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности

романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы - Здесь розы краснее, чем

пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На

пол, горячий от луча, Бросая пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая,

пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют

розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой

броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых

роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы);

Странная белая роза… Ты - лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня

же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии - Но я вплету

в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в

панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду

голубую…(Сонет); сирень - Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый

чиновник).

8. Цветообозначение сообществ растений и их составных частей

Ботанические сообщества - леса, сады, луга, поля, травы и т.д.

Лес - обычно зелёный, чёрный, осенью - золотой. У Гумилёва лес

голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых,

весёлых чащах…(Осенняя песня).

Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне

традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.