рефераты скачать

МЕНЮ


Словосочетания с одной и более необходимыми связями

полностью относится и к субстантивным. В частности, и здесь можно выделить

такие разновидности:

а) словосочетания, которые могут употребляться только как трехсловные,

так как главное слово зависимого словосочетания без пояснительного

семантически неполноценно;

б) словосочетания, наряду с которыми возможны и простые, двусловные

сочетания.

К этой же группе примыкают сложные субстантивные словосочетания такого

типа, как: солдат с винтовкой в руках, скатерть в пятнах по краям и т.д.

Сложные словосочетания с такой же структурой обнаруживаются и в

системе глагольных. Таковы, например: Танки горели голубым пламенем среди

белых ромашек; быстрыми шагами она шла к дому.

Характерные особенности второй рассмотренной нами группы сложных

словосочетаний заключаются в следующем:

1) В качестве зависимого компонента, распространяющего стержневое

слово, здесь выступает не отдельное слово, а простое словосочетание. Не

теряя своего семантического номинативного единства, оно в целом дополняет в

каком-либо отношении распространяемое им стержневое слово и вместе с

последним выражает хотя и более сложное, но единое значение:

кудрявый [от мелкого кустарника],

достойных [лучшей участи].

2. При этом зависимое слово в распространяющем простом словосочетании

грамматически и по смыслу связано с главным словом только этого простого

словосочетания. Лишь через него в его составе связывается оно с главным

словом всего сложного словосочетания. Этим, в частности, сложные

словосочетания второй группы отличаются от сложных словосочетаний первой

группы, в которых оба зависимых слова не будут связаны друг с другом,

грамматически зависят от главного слова распространяемого простого

словосочетания.

3. В связи с этим, в отличие от сложных словосочетаний первой группы,

в сложных словосочетаниях второй группы варианты к группировке составляющих

их компонентов исключены.

4. Вместе с тем, как и словосочетания первой группы сложные

словосочетания второй группы по существу своему всегда парны в том смысле,

что в основе их построения всегда лежит модель простого двусловного

словосочетания.

К третьей группе относятся сложные словосочетания с такой структурой:

стержневое слово плюс два (или три) зависимых слова, не связанных друг с

другом и не образующих словосочетания. Таковы некоторые глаголы

приставочного образования, «в самой грамматической структуре» которых

бывает заложена «способность распространения сразу двумя существительными»,

например: вложить патрон в ружье. Сюда же относятся некоторые субстантивные

словосочетания, например: превращение пустыни в сад и т.д.

Нетрудно заметить, что и в третьей группе в основе построения лежит

модель простого двусловного словосочетания.

До сих пор шла речь о сложных словосочетаниях, состоящих из трех слов.

В таких словосочетаниях наиболее четко выступают структурные особенности

сложного словосочетания. Конечно, наряду с трехсловными встречаются сложные

словосочетания с четырьмя, пятью и больше полнозначными словами.

Даже при самом большом усложнении словосочетания способы сцепления

составляющих его элементов сохраняются: в основе построения лежат различные

типы сложных словосочетаний, а в конечном счете – модели двусловных,

простых словосочетаний.

2.2. Взгляд Н.Ю. Шведовой

Н.Ю. Шведова словосочетания делит на простые, сложные и

комбинированные.

Простое словосочетание образуется на основе:

1) одиночной связи;

2) двойной или тройной сильной связи и

3) такого соединения сильной и слабой связи, при котором слабая

связь осуществляется только при наличии сильной связи. Именно эти случаи

могут быть названы сложными словосочетаниями, а те, которые В.В. Виноградов

и Н.Н. Прокопович называли сложными словосочетаниями, являются сетями,

цепочками, сочетаниями словосочетаний, а не отдельными словосочетаниями.

Соответственно, по мнению Н.Ю. Шведовой, простые словосочетания могут быть

двучленными (читать книгу, новый дом), трехчленными (дать книгу ученику,

спасти жизнь бойцу) и четырехчленными (перевести книгу с русского на

хинди). Простое словосочетание является минимальной конструкцией на уровне

словосочетаний. На основе этой минимальной конструкции образуются

конструкции усложненного типа – сложные и комбинированные словосочетания.

Сложное словосочетание образуется на основе двух и более разных

связей, исходящих от одного стержневого слова, например: увлеченно читать

книгу (увлеченно читать и читать книгу).

Комбинированное словосочетание образуется на основе связей, исходящих

от разных стержневых слов; зависимое слово в таком словосочетании

одновременно является стержневым словом какого-то простого (или сложного)

словосочетания, например: увлеченно читать интересную книгу (увлеченно

читать, читать книгу, интересная книга).

В зависимости от того, какое слово в словосочетании является

стержневым, все простые (и сложные) словосочетания делятся на глагольные

(стержневое слово – глагол), субстантивные (имя существительное),

адъективные (прилагательное или порядковое числительное) и наречные

(наречие).

Словосочетание имеет свое собственное значение: это значение равно

отношению, которое возникает между знаменательными словами, соединившимися

на основе того или другого вида подчинительной связи.

Классификация словосочетаний по значениям проводится внутри простых

словосочетаний; ни в сложных, ни в комбинированных словосочетаниях нет

единого значения: в них представлена сумма значений соединившихся простых

словосочетаний.

Для подавляющегося большинства слов возможно абсолютивное (пишет,

сочиняет, умеет писать) и неабсолютивное (пишет письма) употребление. При

абсолютивном употреблении позиция зависимой формы при данном слове остается

незанятой; при неабсолютивном употреблении позиция зависимой формы при

данном слове занята грамматически подчиненной ему словоформой. В тех

случаях, когда категориальными свойствами слова в случае его

неабсолютивного употребления предопределено регулярное обязательное

появление при нем определенной зависимой словоформы и, соответственно,

возникновение определенного вида синтаксических отношений, между таким

словом и подчиненной ему словоформой возникает сильная связь. В тех

случаях, когда появление такой зависимой словоформы не предопределено как

регулярное в случае неабсолютивного употребления главенствующего слова,

возникает слабая связь. Сильная связь: зависимое слово обязательно,

необходимо, его нельзя вычеркнуть. Слабая связь: зависимое слово

необязательно, может отсутствовать, его можно легко выбросить, устранить,

вычеркнуть.

На основе характера связи и формальных средств выражения зависимости

все подчинительные связи делятся на согласование, управление и примыкание.

Изучая «Грамматику русского литературного языка», мы заметили, что

Н.Ю. Шведова иногда сама себе противоречит. Говоря о том, что к простым

словосочетаниям относятся такие, которые образуются на основе двойной или

тройной сильной связи и такого соединения сильной и слабой связи, при

котором слабая связь осуществляется только при наличии сильной связи, она

приводит примеры таких словосочетаний в параграфе о сложных

словосочетаниях, например: тереться боком о забор, оставить товар за

покупателем, дважды повторить приказание, снова велеть сыну ехать, ехать от

Москвы до Ленинграда, ждать от полуночи до утра, ходить от дома к пруду,

легко перевести книгу с русского на немецкий.

Н.Ю. Шведова относит к простым такие словосочетания, которые мы будем

рассматривать как сложные с необходимой связью, например: отдать книгу

ученику, снабдить экспедицию снаряжением, допустить студента к экзамену,

вбить гвоздь в стенку, велеть ученику читать, научить сына плавать, спасти

жизнь бойцу, сходить отцу за папиросами, упасть на шею другу.

В отличие от В.В. Виноградова Н.Ю. Шведова дает такое определение

словосочетанию: «Словосочетание – это синтаксическая единица, образующаяся

соединением двух или более знаменательных слов (слова и словоформы) на

основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления или

примыкания – и тех отношений, которые порождаются этой связью».1

2.3. Взгляд А.С. Попова

А.С. Попов говорит, что слова, входящие в предложение, образуют цепь,

сочетаются между собой в определенной последовательности.

Цепь связанных слов можно расчленить на простейшие сочетания, которые

мы назовем звеньями. Звено – это наименьшее сочетание знаменательных слов в

составе предложения, организованное на основе свободных синтаксических

отношений.

Свободные синтаксические отношения противопоставляются несвободным,

которые наблюдаются во фразеологизмах и синтаксически неразложимых

сочетаниях. В составе звена на месте знаменательного слова могут

употребляться фразеологизмы или синтаксически неразложимые сочетания.

Назовем эти элементы звена членами.

Выделим три вида звеньев в составе предложения: словосочетание, ряд и

группу.

Каждое звено соотносится с определенным типом связи слов.

Типы связи – это общие принципы грамматических отношений между членами

предложения – как с точки зрения значения, так и с точки зрения внешнего

проявления этого значения.

Выделим три типа связей слов: подчинение, сочинение и параллелизм.

Словосочетание возникает на основе подчинительной связи, ряд –

сочинительной, группа – параллельной.

Словосочетание – это замкнутое двучленное звено, состоящее из

господствующего и зависимого члена. Показатель отношения имеется только при

одном, зависимом, члене словосочетания. Зависимый член обязательно

нуждается в господствующем, так как обусловлен им, определяется им.

Потребность господствующего члена в зависимом может быть обязательной в том

случае, когда пропуск зависимого члена разрушает целостность конструкции

или создает ее смысловую недостаточность. Но эти обязательные связи –

разного качества.

В предложении Прозрачная вода цвета зеленоватой лазури лежала внизу

(Паустовский) выделяются следующие словосочетания: вода лежала, прозрачная

вода, вода цвета, цвета лазури, зеленоватой лазури, лежала внизу. В

словосочетании вода цвета зависимый член семантически нуждается в другом

зависимом члене – лазури. Несколько иного типа потребность наблюдается в

тех случаях, когда переходный глагол нуждается в прямом дополнении: копать

колодец, решить задачу, построить дом.

Связь слов в словосочетании может быть осложнена обособлением, которое

ослабляет или видоизменяет эту связь, экспрессивно выделяя определенный

член: Травкин, занятый своими мыслями, вышел из дома… (Казакевич). В этом

предложении обособление наслаивается на связь, имеющуюся между словами

Травкин и занятый.

Подчинение отражает неравенство, зависимость разных реалий. Но это

значение неравенства выражается особым способом, в зависимом члене, в его

форме.

Согласно изложенной точке зрения, словосочетание нельзя считать

«соотносительным со словом сложным наименованием» (В.В. Виноградов).

Словосочетание рождается и живет в предложении, является звеном в цепи слов

в составе предложения.

Словосочетания можно расчленять на группы по разным основаниям. Можно

учитывать виды подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.

Можно учитывать роль словосочетания в организации предложения и характер

синтаксических отношений; в этом случае следует выделять предикативные и

непредикативные словосочетания. Учитывая закономерности построения

словосочетаний, тот факт, что на организацию словосочетания влияют

«сочетательные» возможности частей речи, их валентность, можно делить

словосочетания по морфологической природе господствующего члена. В

предикативных словосочетаниях указанный фактор играет второстепенную роль,

а потому данная классификация удобна лишь для непредикативных

словосочетаний.

Словосочетания можно подразделять по степени и характеру их членимости

– нечленимости. В этом отношении можно выделить, во-первых,

фразеологические и нефразеологические словосочетания (вывести на чистую

воду и вывести из комнаты); во-вторых, синтаксически неразложимые и

синтаксически разложимые словосочетания (два мальчика, один из учеников и

книга товарища, человек роста); в-третьих, синсемантические (т.е.

недостаточные сами по себе, выступающие обязательно совместно с другими

словосочетаниями) и автосемантические (т.е. достаточные сами по себе) –

девушка с глазами, человек роста и девушка с родинкой, человек дисциплины.

Фразеологические и синтаксические неразложимые словосочетания

выступают в качестве членов, элементов свободного словосочетания.

Имеются своеобразные словосочетания, в которых один член в свою

очередь является словосочетанием, причем свободным: (мать пришла) усталая,

(Симонов уходит) сконфуженным, (не видел товарища) плачущим.

Ряд – это незамкнутое звено; в принципе оно может состоять из

неограниченного количества членов, объединяемых на основе равноправия,

которое обычно подчеркивается одинаковой подчинительной связью каждого из

них с каким-либо общим членом. Каждый член ряда связан по двум

направлениям: с другим членом того же ряда и общим для всех подчиняющим или

подчиненным членом. В ряде нет господствующего и зависимого члена.

Показатели связи располагаются между членами ряда, не локализуясь в каком-

либо одном из них, как при подчинении. Ряд организуется с помощью

сочинительных союзов и перечислительной интонации.

Интонация – обязательное средство, союзы – необязательное, но более

рельефное, определенное. В соответствии с этим ряды можно разделить на

союзные и бессоюзные.

Важный признак ряда – его незамкнутость. Но имеются и замкнутые ряды,

т.е. ряды, состоящие из определенного числа членов (обычно двух) и

неспособные пополняться новыми членами. Таковы ряды, образованные двойными

союзами как… так и, не только… но и, насколько… настолько, хотя и… но; …от

повторения же снижалась как свежесть, так и степень воздействия (Л.

Леонов); Запах кофе распространяли не только фелюги, но и мелкая галька на

берегу (К. Паустовский).

Замкнутыми бывают обычно ряды, организуемые с помощью противительных

союзов а, но. Очень слабое замыкание может осуществляться союзом и: …вся

деревня провожала его в голубых, зеленых, желтых, красных и синих рубашках,

кофтах и платках (В. Каверин).

Однако замыкание при сочинении отличается от замыкания при подчинении:

при сочинении нет господствующего и зависимого члена.

Члены ряда обозначают разные реалии, равные в каком-либо отношении.

Сочинительная связь не взаимодействует с обособлением.

Ряды входят в состав словосочетаний. Целостность ряда бывает иногда

более отчетливой. Об этом могут сигнализировать слова подчинения, связанные

с рядом (Здесь стояли стол и две скамейки… Э. Казакевич), вынесение

предлога, который относится к каждому из членов ряда (Роса серебрилась по

мокрым, пахучим, густым цветам и травам. И. Бунин).

Ряды можно формировать по разным основаниям. Ряды бывают союзные и

бессоюзные, замкнутые и незамкнутые. Союзные ряды по видам сочинительной

связи делятся на соединительные, противительные, разделительные. Наконец,

ряды можно разделить на абсолютные и относительные. Члены абсолютных рядов

обнаруживают полное синтаксическое равенство, относительные ряды – лишь

частичное равенство членов, зависящее от условий контекста или ситуации.

Относительные ряды – это контекстно-ситуативные ряды: …он об этом никогда и

никому не сказал… (Ю. Либединский); …пахло и снегом и из пекарен (И.

Бунин). Группа образуется на основе параллельной связи. Оба эти понятия

(группа и параллелизм) не являются традиционными, общепринятыми. Термин

«параллельная связь» встречается у Д.Н. Овсянико-Куликовского и

Н.Н. Дурново. А.М. Пешковский отмечал своеобразие явлений, относимых нами к

группе, но считал, что в них проявляется сочинительная связь.

Мы находим, что группу образуют следующие явления традиционного

синтаксиса:

1) сочетание приложения и определяемого слова (к концу второго года

жизни «у лося-бычка вырастают раздвоенные рога, или вилки». С.

Огнев);

2) сочетание ряда и обобщающего слова (хлеб, лен, клевер, горох –

все горело. Ю. Казаков);

3) сочетание обстоятельственных членов, в котором легко развиваются

отношения уточнения (далеко за туманными кустами на луговой стороне

горел костер. К. Паустовский);

4) сочетание уточняемого и уточняющего членов (отсюда, с высоты,

ярко белевшие домики казались беспорядочно рассыпанной по траве

речной галькой. М. Шолохов);

5) сочетание двух согласованных определений, из которых одно

уточняет другое, - по сведениям некоторых учебников, один из

случаев однородных определений (внешней механической памятью Чехов

не отличался. А. Куприн).

Члены группы по-разному обозначают одну и ту же реалию. В таких

случаях, как утес-великан, мальчик-брюнет, мы имеем не обозначение предмета

и признака его, а двоякое обозначение одного и того же предмета, причем так

называемыми приложениями предмет часто обозначается по его признаку

(старуха, красавец, весельчак).

Члены группы в одних своих признаках подобны членам словосочетания, в

других – членам ряда. Члены группы по своей форме не зависят друг от друга.

Их форма определяется одинаковым подчинительным отношением к третьему

члену. Поэтому каждый из членов группы может быть удален из предложения при

сохранении его структурной целостности. Если же мы удалим в словосочетании

господствующий член, структура предложения нарушится, обнаружится

неполнота.

В форме членов группы не обнаруживается их связь. Неверно говорить о

согласовании существительного с другими существительными, так как

грамматические категории существительного являются «отраженными», как это

наблюдается при типичном согласовании (ср.: черный хлеб, весна пришла и

девочка-подросток, старуха-мать).

Группа представляет собою незамкнутое звено (В Митаве жил Калиостро и

блистала красавица авантюристка герцогиня Кингстон… К. Паустовский).

В группе отсутствует интонация перечисления, характерная для ряда. Но

члены группы объединяются, как и члены ряда интонацией, а порою и союзами.

А.М. Пешковский отмечал, что для группы характерно цельное произношение в

один прием, ритмическое объединение, ритмическое согласование. В группе

употребляются особые союзы: то есть, или, а именно, как-то и др.

В группе, как и в словосочетании, возможно обособление (Легкий туман,

предвестник осени, стлался над озером. Э. Казакевич). Анализ традиционных

случаев обособления как будто показывает, что оно наблюдается при

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.