Ложь в речи
Ложь в речи
ВВЕДЕНИЕ
Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении
человека имеет довольно давнюю историю, потому что в основе этого испытания
лежит твердо установленный и давно известный факт, что наше телесное
состояние связано очень тесно и прямо с душевными переживаниями.
В древней Индии, например, когда проводился допрос подозреваемых лиц,
их просили одновременно с ответом на поставленный вопрос ударять в гонг.
Было замечено, что когда вопрос вызывал затруднение, внутреннее
замешательство тем, что тема для подозреваемого является слишком значимой,
то на этот вопрос он не мог ответить "запросто", совершенно искренне, что и
приводило к сбоям в ударе в гонг.
В древнем Китае подозреваемым давали сухую рисовую муку, просили ее
прожевать в разговоре с ними; если человек был не в состоянии это сделать,
его осуждали, считая это попыткой сокрытия правды.
Примеры показывают, что действительно, если мы встревожены,
обеспокоены, возбуждены, нам страшно, то у нас появляется эмоциональное
напряжение. Это эмоциональное напряжение проявляется в различного рода
физиологических показателях: учащается или снижается частота пульса,
изменяется ритм дыхания, изменяется статическая проводимость кожи,
изменяется температура тела, изменяется характер биотоков мозга.
Измерение этих физиологических показателей лежит в основе работы
полиграфа, часто называемого в средствах массовой информации "детектором
лжи". В настоящее время проверка на полиграфе является, пожалуй, одним из
самых надежных, известных и широко распространенных методов выявления
обмана. Сам аппарат, разумеется, не определяет, врет человек или нет. Этот
многоканальный прибор только регистрирует некоторые физиологические реакции
обследуемого при его интервьюировании. В зависимости от величины изменений
этих показателей выносится заключение, сказал человек правду, отвечая на
определенные вопросы, или солгал.
В настоящее время полиграф достаточно широко используется в
деловой практике для проверки поступающих на работу и служащих компании. В
целом точность проверок на полиграфе составляет около 95%.
Помимо специфических физиологических реакций, обман выражается и в
иных особенностях невербального поведения. Давно известно, что когда
человек лжет, он избегает смотреть прямо в глаза своему собеседнику. По
этому признаку на картинах старых мастеров, сюжетом которых является Тайная
Вечеря, можно легко определить Иуду: его взгляд обычно направлен в сторону
от Христа. О человеке, к которому не испытывают доверия, нередко говорят,
что "у него глаза бегают". Для характеристики умелого лжеца у русского
народа есть несколько поговорок: "врет, не кашляет", "врет, не
поперхнется", "врет и не краснеет", "врет, людей не видит". В хорошо
подготовленной и тщательно спланированной беседе вероятность обнаружения
обмана достаточно велика и приближается к 90%.
Однако полиграфом можно пользоваться не в любой ситуации (например, в
ходе деловых переговоров), а что касается особенностей невербального
поведения, то их гораздо проще контролировать, чем собственно вербальное
поведение. Ведь в речи находят отражение и физиологические показатели, и
психологические. Следовательно, искать ложь нужно, прежде всего, в речи.
Надо заметить, в психолингвистике этой проблеме до сих пор уделялось мало
внимания. В данной работе мы планируем дать обзор работ, связанных с этой
темой, раскрыть основные механизмы речи, на которые мы будем опираться в
дальнейших исследованиях, а также наметить направления исследований в этой
области.
Прежде всего, необходимо определить, что же мы будем понимать под
словом «ложь» в наших исследованиях. Ясно, что чисто лексическое значение,
данное Ожеговым (намеренное искажение истины, неправда), здесь не совсем
подойдет. Поэтому уместнее воспользоваться определением, данным О.
Липманном и Л. Адамом в работе «Речь в криминалистике и судебной
психологии», впервые сделавшим попытку рассмотреть это явление в речи:
Ложь – волевое деяние, направленное на результат.
При этом эти авторы исключают фантазирование, т.наз. «условную ложь».
И так, ложь – это деяние, деятельность. В связи с этим возникает
вопрос, что же такое деятельность вообще и речевая деятельность в
частности? В связи с этим обратимся к работе Т.М. Дридзе «Язык и социальная
психология».
Деятельность – осознанная, мотивированная и целенаправленная
социально регламентированная активность, опосредствующая все связи человека
его естественным (природным) и искусственным (социокультурным) окружением.
В деятельности человек не только приспосабливается к среде, но и
видоизменяет ее, преобразует естественную среду в искусственную, формирует
свое социальное и культурное пространство.
Неосознанная же активность – поведение – это проявляемые вовне
образцы и стереотипы действий, усвоенные индивидом либо на основании опыта
собственной деятельности, либо в качестве подражания общеизвестным или
чужим образцам и стереотипам действий.
Существенным различительным признаком деятельности и поведения
является уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов
действия и акта поведения.
Общение – это коммуникативно-познавательный процесс, располагающий
собственным движущим механизмом. Структура коммуникативно-познавательного
процесса формируется по существу структурой действий порождения и
интерпретации текстов (сообщений). Сменяя друг друга, эти действия (или
подвиды текстовой деятельности) образуют не прерывающийся никогда
континуум.
Текстовая деятельность может быть внутренней – интеллектуально
мыслительной (осмысление, переживание, оценка), сопровождающейся
соответствующим результатом (возможной формой фиксации или изменения в
сфере сознания) и внешней – материально-практической (выступающей в виде
чтения, слушания, написания, говорения). Предметом текстовой деятельности
является коммуникативная интенция общающегося, то есть не смысловая
информация вообще, а смысловая информация, цементируемая замыслом,
коммуникативно-познавательным намерением.
При обращении к анализу текста в составе механизма общения
формируются лингвистические признаки текста, использованные в нем
лингвистические конструкции обретают вторичное значение по отношению к
присутствующим в нем структурам «замешанной» на чувственных образах и
эмоциях интеллектуально-мыслительной деятельности. Порождение текста, как и
его интерпретация – решение прежде всего эмоциональной и мыслительной
задачи, а уже потом – лингвистический, так как во всякой деятельности
замысел предшествует конкретным операциям и выбору средств по их
осуществлению. Текст сам по себе оказывается функциональной системой, в
рамках которой лингвистические конструкции используются для реализации
определенных коммуникативно-познавательных задач и могут варьироваться
сообразно этим задачам.
Деятельность общения актуализируется в текстовой деятельности – в
действиях порождения и интерпретации текстов. При этом речь идет отнюдь не
о фиксации некоторых отрезков речевого потока, запечатленных на том или
ином материальном носителе, но об определенном способе организации
коммуникативно-познавательных программ. Понимаемый таким образом текст –
порождение коммуникативно-познавательной деятельности, ее образование и
продукт – в «круговороте» этой деятельности превращающийся в объект.
Текстовая деятельность может рассматриваться как самостоятельная
деятельность с собственной сверхзадачей и непосредственной целью, как
деятельность с самостоятельным мотивом, предметом и продуктом.
Текст как целостная коммуникативная единица – некая система
коммуникативных элементов, функционально (для данной конкретной цели)
объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру
общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией).
Природа текстовой деятельности не столько абстрактно-логическая,
сколько интуитивная (чувственно-образная), независимо от характера текста и
формы воплощения замысла автором.
В ходе порождения текста авторский замысел обретает более четкие
формы, кристаллизуется, приобретает очертания видимой содержательной цели
данного конкретного текста. Стремясь к достижению своей цели и к реализации
определенного коммуникативного намерения, автор подчиняет этому как предмет
описания, тему, так и целую серию приемов, реализуемых средствами языка.
Замыслом оказывается то, для чего и ради чего предпринимает автор названные
усилия. Соответственно замысел может быть реализован не на одном, а на
множестве предметов и средства его воплощения могут быть самыми различными.
Характер коммуникативного намерения может быть достаточно сложным,
рассчитанным на дальнюю перспективу (сверхзадача) или на решение частного
вопроса в рамках этой перспективы (непосредственная содержательная цель
данного текста). В основе иерархии коммуникативных программ,
непосредственно реализуемых в тексте, в свою очередь, лежит дихотомия
основного и второстепенного коммуникативных намерений. Непосредственная
содержательная цель сообщения ставится автором как наиболее экономичный, с
его точки зрения, способ реализации сверхзадачи. Последняя же вытекает из
проблемной ситуации, которая в том или ином виде также, как правило,
находит свое отражение в тексте.
Более конкретно речевая деятельность рассматривается в работе А.А.
Леонтьева «Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания».
Речевое действие – частный случай действия внутри акта деятельности.
Речевое действие характеризуется:
А) Собственной целью или задачей (промежуточной по отношению к
деятельности в целом и подчиненной цели деятельности)
Б) Вообще определяется структурой деятельности в целом и в особенности
теми действиями, которые предшествовали ему внутри акта деятельности.
В) Имеет определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием
тех его характеристик, которые связаны со структурой деятельностного акта
и являются общими для многих однотипных актов деятельности и тех
конкретных условий и обстоятельств, в которых это действие
осуществляется.
Обстановка накладывает ограничения на выбор действия:
А) то, что не зависит от деятельности, а лишь пассивно участвует в выборе
способа осуществления речевого действия;
Б) то, что связано с предшествующими действиями в рамках акта
деятельности, что создано этими действиями
В связи с этим, у говорящего складывается «модель прошедшего-настоящего»
- образ результата, модель будущего. В основе вероятностного
прогнозирования лежит опыт: человек выбирает то, что раньше приводило к
успеху, он имеет определенную «речевую интенцию», знает, что ему предстоит
сказать и какой эффект это, по-видимому, даст.
В условиях, когда мы не имеем представимой модели последующих действий
(например, не знаем потенциальной реакции собеседника), характер действий
меняется:
1. Вместо единичного исхода мы имеем несколько равновероятных исходов,
для каждого из которых надо по-новому программировать действия. Но за
раз мы можем спрограммировать только один вариант действий, поэтому
может происходить нащупывание правильно пути в ходе ориентационного
поведения. Но такое нащупывание возможно лишь в том случае, если на
него есть время. Если нет, то типичный случай – перестройка речевого
действия на ходу, иногда просто отказ от одного из вариантов, уже
начавшегося осуществляться и выбор и осуществление с самого начала
другого варианта.
2. Отсутствие четкой модели последующих действий вызывает процесс
осознания действия.
Функционирование же речи в процессе коммуникации исследовала Т.Н.Ушакова
(«Речь человека в общении»).
Коммуникативный аспект текста
Можно проследить глубокое проникновение речевых коммуникативных форм в
различные сферы жизни современного человека. Особенно существенны они для
детей: в большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей
среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме
похвалы, наказания, ласки регулирует и его субъективное состояние
Существование мощного пласта коммуникативных речевых проявлений в
жизни цивилизованного общества заставляет поставить вопросы: какое место в
науке занимает их исследование и насколько хорошо мы умеем пользоваться ими
в практике? Коммуникативный аспект речи исследован с научной точки зрения
крайне мало. Что касается практического функционирования речи в общении, то
люди пользуются им повсеместно.
Тенденция все более широкого исследования проблем речевой коммуникации
отчетливо проявилась в последнее время в расширении предмета традиционных
дисциплин, в дифференциации ряда новых специальных направлений. Так,
устойчивый интерес современной лингвистики к семантической проблематике
привел к пересмотру идущего еще от Ф. де Соссюра представления о тексте как
абстрактном объекте, оторванном от условий порождения и человеческой
деятельности.
Осознание решающей роли социального контекста в интерпретации
сообщения и реагировании на него послужило толчком к широкому изучению
прагматической функции языка — речи. Основные понятия теоретической
прагматики как раздела семиотики выделены на основе учета одной стороны
коммуникации — процесса понимания, восприятия речи. В дальнейшем в сферу
исследований включен и другой аспект — прагматические возможности языка с
точки зрения реализации типовых социальных целей и коммуникативных задач.
Речь как поступок, имеющий целевое назначение, привлекла к себе в 60-е годы
внимание лингвистов, развивших так называемую теорию речевых актов (Л.
Остин, Дж. Серль, П. Стросон, П. Грейс и др). В рамках указанного
направления считается, что реализуемая в речи цель является базисным
понятием, вокруг которого группируются другие формы употребления языка.
Описываются различные виды , целенаправленных речевых актов, предложены их
классификации.
Теория речевых актов и более общее направление лингвистической
прагматики, обращаясь к целостному речевому акту в целостной речевой
ситуации, делают шаг вперед но сравнению с традиционной лингвистикой, с ее
ориентацией лишь на языковую систему. Нельзя вместе с тем не заметить, что
аспект речевого общения, взаимодействия людей в акте коммуникации
высвечивается здесь лишь в самом общем плане. Ощущается необходимость более
полно описать коммуникативный аспект речи, т. е. выявить основные
выражаемые в общении позиции людей и используемые для их выражения
средства.
Речь и структура коммуникации
Обращаясь к упоминавшимся исследованиям разговорной речи, мы используем
накопленный лингвистами материал, чтобы охарактеризовать особенности
речевого взаимодействия партнеров в ситуации непринужденного общения. В
этой разработке тема приобретает общий разворот и рассматривается в плане
взаимодействия средств и условий общения. При анализе коммуникативного
аспекта речи важно учитывать общие тенденции речевого поведения в тех или
иных условиях, а также тот арсенал средств, который существует для их
выражения. Возникает необходимость понять, какие из выявляемых при анализе
непринужденной речи особенностей имеют общий характер, какие — привнесены
индивидуальностью говорящего.
Традиционная лингвистика знала, по существу, только письменную речь.
Устная речь специально не изучалась и описывалась в виде модификации
стандартного (кодифицированного) языка. Лишь в середине 60-х годов в связи
с определенной переориентацией науки, развитием социо-, прагма- и
психолингвк-стических исследований активизировался интерес к изучению ее
специфики. Анализ записей живой, звучащей в естественных условиях речи
выявил такое своеобразие, что заставил говорить о существовании особой
языковой формации — самодостаточной
системы, функционирующей в русском литературном языке и получившей название
разговорной речи (РР). Попытка разграничить сферы использования РР и
кодифицированного литературного языка (КЛЯ) столкнулась с немалыми
сложностями. Оказалось, что не любая устная речь строится по типу
разговорной, существуют ситуации, в которых речь, имея кодифицированную
основу, обнаруживает сходство с РР, черты обеих систем могут в разной
степени совмещаться, а в некоторых случаях их репрезентируют реплики разных
партнеров. Очевидно выбор того или иного варианта языка регулируется целым
рядом пересекающихся разнокачественных параметров, среди которых и форма, и
функция, и тематика сообщения, и характер взаимоотношений участников
коммуникации и др. Хотя споры об иерархии этих признаков не утихают,
становясь на позиции одной из сформировавшихся в этой связи школ, можно
считать, что детерминантами РР выступают: непринужденность речевого акта,
его неподготовленность, непосредственное участие в нем партнеров. На
строение РР влияет степень связанности речи с ситуацией, общность
апперцепционной базы (наличие общего житейского опыта, общих
предварительных сведений), число партнеров общения и частота смены ролей
говорящий — слушающий, размещение их относительно друг друга, частотность
ситуации и многое другое.
Приведенные материалы раскрывают объективные условия разговорной
коммуникации, перейдем теперь к характеристике ее психологических
особенностей.
РР используется в условиях непосредственного контакта говорящих.
Непосредственное общение, как генетически исходное, оказывается и наиболее
полным в смысле проявления психологических характеристик.
Форма общения обусловливает многие важные особенности разговорной
коммуникации, и в первую очередь особое соотношение между отправителем
сообщения и адресатом. Они конкретны и индивидуальны. Это резко отличает
разговорную коммуникацию от кодифицированной, основная задача которой —
опосредованная передача информации множеству лиц, а оба контрагента
соответственно в значительной мере обезличены. Адресат РР всегда
присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и говорящий.
Ориентация на определенного партнера вызывает стремление приобщить
сообщаемое его предметно-экспрессивному миру, потенциальным знаниям,
желаниям. Говорящий имеет возможность установить, что, собственно, адресату
известно, и учитывает именно это, а не только то, что знает каждый. Он как
бы пробивает дорогу в мир слушателя, действует на его, слушателя,
апперцептивном фоне, стремится оказать на него влияние. Позиция партнера
непрерывно рефлексируется, переосмысляется, на нее реагируют, ее
предвосхищают и оценивают.
Неструктурированность, диффузность, невоспроизводимость — эти отличающие
семантику устной речи черты проявляются в различных ее сферах с разной
полнотой. Наиболее ярко выражены они в PP. Возможность непрерывно
контролировать взаимопонимание приводит к тому, что из двух часто
Страницы: 1, 2
|