рефераты скачать

МЕНЮ


Изучение имени прилагательного в младших классах

создавать свой текст.

Необходимо подчеркнуть, что обучение связной речи проводится на каждом

уроке. Прежде всего второклассники учатся правильному восприятию текста.

Этим объясняется тот факт, что многие упражнения начинаются с заданий:

«Прочитайте», «Объясните, почему текст так называется» или «О чём говорится

в тексте?». Правильное восприятие текста является основой сознательного

выполнения всех других заданий.

В целях активизации познавательной деятельности учащимися теоретический

материал чаще всего «подаётся» в учебнике как результат задачи, которую

предлагалось выполнить , как вывод, полученный в ходе наблюдений над речью.

Чтобы эту задачу можно было решить более успешно, задания в упражнениях

разделены на ряд операций, которые учащиеся последовательно должны

выполнить. После ознакомления с содержанием предлагается найти в тексте

слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, то есть

проанализировать или вторая часть заданий носит конструктивный характер:

нужно заменить данные имени прилагательного на слова с противоположным

значением, поставить имя прилагательное в форму множественного числа,

вставить имя прилагательное в текст, заменить сочетание имени

существительного с предлогом на имя прилагательное, подобрать к данным или

выписанным из словаря именам существительным подходящие по смыслу имена

прилагательные, составить предложения, употребить имена прилагательные.

Третья часть задания в большинстве упражнений требует сравнения,

четвёртая – элементарного обобщения.

Для того, чтобы заинтересовать учеников изучении материала и

организовать их поисковую деятельность, учебник содержит вопросы для

размышлений.

Вопросы определяют цель урока, его учебную задачу. Постановка вопросов

перед изучением нового материала делает урок целенаправленным. Ответ –

обобщение представлен в учебнике в виде сведений

Чтобы подготовить учащихся к осознанию имени прилагательного как части

речи, уже в 1 классе уделяется внимание умению детей подмечать и правильно

называть разнообразные признаки предмета.

Распознавание между собой слов, ответов на вопросы какой? какая? какое?

по сути связано с пониманием рода имени существительного и синтаксической

зависимости имени прилагательного от имени существительного. Род имен

существительного и имени прилагательного изучается в 3 классе. Поэтому

практически руководствуясь лексическим значением слова, ставить нужный

вопрос к прилагательному (арбуз какой? сладкий, яблоко какое? сладкое,

вишня какая? сладкая).

Чтобы второклассники не допускали ошибок в родительных окончаниях имени

прилагательного, методисты рекомендуют предупреждать учащихся, какие буквы

следует писать на конце слова.

Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:

- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие

признаки предметов;

- характеризовать предметы с разных сторон;

- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков

(составлять пары имени прилагательного с противоположными

значениями);

- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и

слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к

имени прилагательному в единственном и множественном числе).

Формированию и развитию этих умений способствуют задания к упражнениям.

Мы представим их в форме таблицы:

|№ |задание |№ упр. |количество |

|1 |распространить предложения прилагательными |№ 361 |1 |

|2 |составлять предложения по вопросам |№ 362 |1 |

|3 |подобрать подходящие по смыслу имена |№ 364 |1 |

| |прилагательные к одному и нескольким предметам | | |

|4 |составить текст |№ 366 |1 |

|5 |составить письмо |№ 372 |1 |

|6 |составить устный рассказ |№ 373 |1 |

|7 |подобрать к данным именам прилагательным слова |№ 367, 368 |2 |

| |с противоположным смыслом | | |

|8 |письменно ответить на вопросы |№ 370 |1 |

Третий класс представляет собой важный этап в системе языкового

образования и речевого развития младших школьников. Центральное место на

уроке русского языка отводится изучению таких основных речевых единиц, как

слово, предложение, текст. На третьем году обучения осуществляется

формирование синтаксических, морфологических (имён прилагательных),

словообразующих понятий. Процесс усвоения понятий является одновременно

процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения

анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал, применять его

в речевой практике.

Каждая единица языка и речи изучается со стороны произношения,

лексического значения, грамматических особенностей, состава или структуры.

Основная целевая установка в изучении языкового материала остаётся

коммуникативной, каждая языковая единица изучается для того, чтобы

повышался уровень речевого общения учащихся, возросла возможность

грамматически правильного и стилистически точного выражения своих мыслей.

Изучение нового материала в третьем классе начинается с синтаксиса, что

создаёт благоприятные условия для реализаций речевой направленности

обучения языку в течение всего учебного года. Этой же направленностью

обусловлено изучение текста (также на протяжении всего учебного года): на

каждом уроке имеет место работа с текстом в устной или письменной форме.

Значительное место занимает изучение частей речи. Морфологический

материал изучается на базе синтаксического. В программу изучения имени

прилагательного, как и других частей речи, включается лексикологический

материал: наблюдение над лексическими значениями слова, многозначностью

слов, синонимами, антонимами (без терминов).

Предметом постоянных наблюдений является также употребление слов в

прямом и переносном значении. Развивается умение производить лексический

анализ текста (в частности, обращать внимание на точное употребление имени

прилагательного в тексте в соответствии с авторским замыслом). Наряду с

лексическим, уделяется внимание грамматическому значению и грамматическим

формам имени прилагательного, а также его роли в предложении.

Раздел «Свободная речь» включает материал по речеведению: работу над

текстом (восприятие чужого и создание собственного) и основы культуры речи,

речевой этики.

В третьем классе продолжается работа по тем трём направлениям, которые

отмечались применительно ко второму году обучения.

1) обогащение и уточнение словаря учащегося,

2) овладение предложением,

3) овладение текстом (его восприятие, воспроизведение, создание

собственных высказываний).

Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит

прежде всего в процессе усвоения частей речи. Ряд упражнений содержит

задания по лексическому анализу текста. Например, предлагается объяснить,

какая разница по смыслу меду словами, почему слово, употреблённое автором,

наиболее уместно в этом тексте.

В третьем классе согласно программе углубляется представление учащихся

о тексте.

Даже если текст предлагается для списывания с определённым

грамматическим или орфографическим заданием, всё равно ученику необходимо

правильно понять его содержание, структуру и художественные особенности.

Поэтому практически каждое упражнение начинается с задания прочитать

текст, а задание многих упражнений предлагает ответить на вопросы,

определить тему текста, озаглавить его или объяснить смысл заголовка и т.п.

Изучение темы «имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие

задачи:

1) развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить

имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

2) развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и

письменной речи;

3) расширение знаний школьников об окружающей действительности;

развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки

предметов;

4) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение

показателей, характерных для имени прилагательного как части речи

(обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая?

какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего

бывает второстепенным и поясняет имя существительное);

5) углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких

и противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом

слов, их ролью в речи;

6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения

составлять такой текст;

7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и

формирование навыков правописания родительных окончаний имени

прилагательного;

8) развитие умения определять число имени прилагательного;

9) формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных

и существительных.

Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения

имён прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по

лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного

связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к

пониманию этой связи.

Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного

учащиеся познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя

прилагательное обозначает признак предмета (не признак как нечто

самостоятельное, а признак определяемого предмета; этим имя прилагательное

отличается от существительных, которые обозначают качество безотносительно

к предмету – смелость, доброта).

Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от

существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является

грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за

изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа

имени существительного.

Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени

прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами,

ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.

В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических

упражнений, воспитывающих внимательное отношение к слову, точному

употреблению его в речи.

Нельзя не отметить стремление автора учебника воспитать у школьников

интерес к урокам с помощью игровых моментов (например, Почемучка, задающий

вопросы, отвечая на которые, дети самостоятельно делают необходимые выводы

о сущности того или иного языкового явления. Так, на стр. 176 Почемучка

спрашивает: «С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?»).

|№ |задание |№ упр. |количество |

|1 |распознать имена прилагательные в тексте |№ 469-471, |4 |

| | |473 | |

|2 |сравнить имена прилагательные, противоположные |№ 477-481 |5 |

| |по смыслу | | |

|3 |закреплить знания об именах прилагательных, |№ 482-485 |4 |

| |близких по смыслу | | |

|4 |ознакомить учеников с особенностями |№ 486-489 |9 |

| |текста-описания | | |

|5 |закрепить навыки правописания родовых окончаний|№ 490-503 |13 |

| |имён прилагательных формируются и закрепляются | | |

|6 |Определить род имён прилагательных |№ 492-493 |2 |

|7 |Изменить имена прилагательные по родам |№ 494 |1 |

|8 |Подобрать к именам существительным подходящие |№ 497 |1 |

| |по смыслу имена прилагательные | | |

|9 |Образовать имя прилагательное от имени |№ 499 |1 |

| |существительного, дописать родовые окончания | | |

|10 |Ответить письменно на вопросы |№ 503, 505 |2 |

|11 |Распознавать число имени прилагательного и |№ 506-510, |7 |

| |правильно писать окончания |512, 517 | |

|12 |Развивать связную речь |№ 515, 518 | |

Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на

развитие у учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в

предложении.

Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено

взятое автором слово, - одно из условий развития у школьников умения

осознанно употреблять слова в речи.

В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и

переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление

слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой

передаче мысли.

В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для

работы над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают

определённое место и включают свободные диктаты, изложения разных видов

(полные и сжатые, зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также

сочинение по картине, наблюдениям, и др.

Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-

классниками следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:

1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи

(обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение

по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён

существительных);

2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и

письменной речи;

3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён

прилагательных в единственном и множественном числе;

4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний

прилагательных;

5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на

словосочетание.

Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и

правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка

правописания падежных окончаний имён прилагательных составляют

следующие знания и умения:

- умение установить связь слов в предложении и найти

существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить

словосочетание),

- знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

- знание падежных окончаний,

- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и

сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в

вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование

умениями в определённой последовательности:

1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать

вопрос.

2. Определить род, число, падеж имени существительного.

3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.

4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.

В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед

именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р.,

Ранним утром мы вышли в поход.)

Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и

противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку

прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем

прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении

имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж

сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу,

и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным.

У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный,

творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж

сопоставляют с творительным

Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён

прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие

окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде, отвечающими

на вопрос какой?

В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и

прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном

смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа.

Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными

текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в

художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений,

специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11,

12, 13, 14 пункты в таблице)

|№ |задание |№ упр. |Кол-во |

|1 |распознать имена прилагательные в тексте и |№ 268-269 |2 |

| |определить их роль в речи | | |

|2 |распространить текст подходящими по смыслу |№ 270, 327, 334 |3 |

| |прилагательными | | |

|3 |определить род |№ 271, 273-276 |5 |

|4 |просклонять имена прилагательные |№ 279, 284, 313, |7 |

| | |335, 342, 350, | |

| | |362 | |

|5 |определить падеж употреблённых в тексте имён |№ 280-281, 283, |32 |

| |прилагательных |285, 287, | |

| | |289-290, 292, | |

| | |301, 314, 316, | |

| | |318, 320-321, | |

| | |329, 333, | |

| | |336-337, 340, | |

| | |344, 336-346 | |

|6 |выписать сочетания имён существительных с |№ 295, 306, 343, |4 |

| |именами прилагательными в определённом падеже |351 | |

| |из текста или из ряда других словосочетаний | | |

|7 |Дописать пропущенные в тексте окончания имён |№ 298, 300, 303, |12 |

| |прилагательных |308-309, 322, | |

| | |324, 330, 357, | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.