Реферат: Всемирная Торговая Организация и Россия
Современный этап
переговоров по присоединению России к ВТО
В 1993 г. Россия обратилась с
официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и
торговле (ГАТТ) и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа,
преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации в РГ
по присоединению Российской Федерации к ВТО. Мандат РГ состоит в изучении
торгового режима и выработке условий участия России в ВТО.
Переговорный процесс по
присоединению России начался в 1995г. На первом этапе его основное содержание
составляло рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ экономического
механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия
нормам ВТО.
После представления в 1998г.
первоначальных российских предложений по тарифным уступкам в области товаров и
предложений по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на
двустороннем уровне с заинтересованными членами РГ по доступу на рынки товаров.
В 1999г. странам-членам ВТО была передана первая редакция перечня специфических
обязательств по услугам и список изъятий из режима наибольшего
благоприятствования (РНБ). С 2000г. переговоры стали носить полномасштабный
характер, т.е. по всем аспектам присоединения России к ВТО.
На данном этапе в состав РГ по
присоединению России к ВТО (Председатель РГ с декабря 2003 г. – Постпред
Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 67 стран-членов (ЕС как один), при
этом в переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50
стран, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров должны
быть подписаны соответствующие Протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам
переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве на многостороннем уровне: по
системным вопросам - официальные и неофициальные заседания РГ, по сельскому
хозяйству – плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных
стран-членов РГ. На двустороннем уровне проходят переговоры по доступу на рынки,
а также по ряду системных вопросов.
В рамках процесса присоединения
переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям, а их основой являются
документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией
по вопросам ВТО и Правительством Российской Федерации:
1. Переговоры по тарифным
вопросам, основным предметом которых является определение максимального
уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит
право применять после присоединения к ВТО по всей Товарной номенклатуре
внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД) (более 11 тыс. позиций). Последняя
серия переговоров 22 странами прошла в октябре с.г. в Женеве. В настоящее время
российская делегация согласовала свыше 80 % тарифных позиций. Среди проблемных
сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства,
мебель, авиатехника, автомобили. С восемью странами переговоры завершены.
2. Переговоры по
сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают
обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора в
рамках “желтой” корзины и уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные
товары и продовольствие. Рассмотрение данных вопросов проходит в формате
плюрилатеральных (многосторонних) консультаций (в т.ч. в октябре с.г.) с
участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской
группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции) и ряда развивающихся государств.
Данные переговоры носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по согласованию
уровня разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства
и права на применение экспортных субсидий значительно расходятся. В октябре
2003г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, в
т.ч. новые предложения по агрегированному показателю поддержки (АПП).
3. Переговоры по доступу на рынок
услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков
услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 11 странами-членами РГ
состоялась в октябре 2003г. Переговорный процесс на данном этапе сфокусирован
на "чувствительных" секторах (финансовые, телекоммуникационные и
транспортные услуги), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес
для ведущих стран ВТО.
Двусторонние переговоры показали
также, что существуют расхождения с партнерами в отношении т.н. горизонтального
регулирования торговли услугами. В 2002 - 2003гг. (в т.ч. в апреле 2003 г.) был
проведен ряд многосторонних консультаций по специальным аспектам такого
регулирования в России (естественные монополии, субсидии, приграничные
территории, культурное наследие, антимонопольное регулирование, ЗАТО, услуги
общего пользования). Также в октябре 2003 г. прошли встречи по обсуждению
списка изъятий из РНБ и регулированию в отдельных секторах услуг.
4. Переговоры по системным вопросам,
посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области
законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как
участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ. Это -
финальный документ переговоров, в котором наряду с Протоколом о присоединении
будет изложен пакет прав и обязательств, которые Россия примет на себя по
итогам переговоров (в отдельных документах фиксируются обязательства по тарифным
уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также
обязательства в сфере торговли услугами). Запросные требования стран ВТО в этой
сфере в целом можно разделить на три части:
1. Несоответствие российского
законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основные
озабоченности стран-членов ВТО касаются применения ряда положений действующего
законодательства в области таможенного регулирования, излишние требования,
предъявляемые к импортным товарам в сфере нетарифных мер, а также в области
применения санитарных и фитосанитарных мер (СФС), системы субсидирования
промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения
всех положений ВТО в данных сферах с момента присоединения. Это – “стандартные”
требования ко всем странам-соискателям.
2. Применение Россией некоторых
элементов регулирования в сфере ВЭД, в принципе разрешенных ВТО, что может быть
обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в Докладе РГ
(“переговорные” требования).
3. Запросы отдельных стран-членов
РГ, явно выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО
(требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по
правительственным закупкам, гражданской авиатехнике, унификация внутренних и
внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин и т.д.
Весной 2002 г. на 14-ом и 15-ом
заседании РГ прошло обсуждение первого проекта Доклада Рабочей группы по
присоединению России к ВТО. Этот документ, подготовленный Секретариатом ВТО,
аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению
торгового режима России и его совместимости с нормами ВТО. За эти годы
российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200
аналитических документов, более 1000 и нормативно-правовых актов на английском
языке.
В декабре 2002 г. состоялось 16-е
заседание РГ, на котором было начато рассмотрение второй редакции проекта
Доклада. По итогам этой сессии, в которой принял участие заместитель
Председателя Правительства России А.Л.Кудрин, было принято решение об
интенсификации переговорного процесса. В марте-апреле 2003г. состоялись 17,
18 и 19 официальные заседания РГ, посвященные обсуждению второй редакции
проекта Доклада. По сложившейся практике они сопровождались многосторонними
встречами по сельскому хозяйству, энергетике, тарифным квотам на мясо, услугам,
ТБТ\СФС, а также серией двусторонних переговоров по тарифам и услугам.
8-10 июля 2003г. прошло 20-е
официальное заседание РГ, где был согласован порядок дальнейшей работы по
третьей редакции проекта Доклада. В этот же период состоялись многосторонние
консультации по валютному регулированию и телекоммуникациям, а также
двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг, ряду системных
вопросов. 21 августа состоялись неофициальные консультации Председателя РГ
с заинтересованными странами-членами ВТО по формату проведения следующей РГ. В
этот же период прошли двусторонние переговоры по тарифам и услугам.
В сентябре-октябре 2003г. состоялись
серии двусторонних переговоров с ключевыми партнерами России (ЕС, Китай, Япония
и США) в столицах соответствующих государств. В Брюсселе 7 октября прошла
очередная встреча Министра Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами, в ходе
которой обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. 16
октября в Москве состоялись встречи П.Лами с М.М.Касьяновым и Г.О.Грефом.
28-30 октября 2003г.прошло 21-е
заседание РГ, на котором были рассмотрены 9 обновленных разделов проекта
Доклада РГ и итоги законотворческой работы в России. В этот же период прошли
многосторонние консультации по телекоммуникациям и банковским услугам, тарифным
квотам, изъятиям из РНБ в торговле услугами и сельскому хозяйству. Также были
проведены серии двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, а
также системным вопросам. Следующее заседание РГ запланировано на конец
января-начало февраля 2004 года.
На саммите ЕС-Россия 6 ноября в Риме
на высшем уровне была обсуждена проблематика ВТО. В конце ноября в Вашингтоне
состоялись полномасштабные переговоры с делегацией США, а в начале декабря в
Москве – с делегацией Комиссии Европейского Сообщества (КЕС).
16 декабря 2003г. в Женеве прошли
неофициальные консультации стран-членов РГ, на которых был определен формат
проведения 22-го заседания РГ в начале февраля 2004г. Параллельно состоялся
очередной раунд переговоров по доступу на рынки товаров и услуг. На
январь-февраль с.г. также запланирована серия переговоров с ведущими партнерами
России.
2-6 февраля 2004 г. состоялось 22-е заседание РГ, где были
обсуждены и в основном одобрены 10 обновленных разделов проекта Доклада, а
также итоги законотворческой работы в России на предмет адаптации нормам и
правилам ВТО. Прошли многосторонние консультации по новой редакции Таможенного
кодекса, сельскому хозяйству и тарифным квотам. Параллельно состоялся очередной
раунд двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также
ряду системных вопросов.
5 марта прошли консультации Председателя РГ с членами ВТО,
где было принято решение о проведении 23-го заседания РГ в период с
29.03 по 02.04.2004г. На данном заседании РГ были рассмотрены и в основном
согласованы 10 обновленных разделов проекта Доклада, а также прошли
консультации по сельскому хозяйству и тарифным квотам. Состоялись двусторонние
встречи по доступу на рынки товаров и услуг, системным вопросам.
Следующее 24-е заседание РГ запланировано на 15-16 июля
2004 г. В ходе предварительных консультаций Председателя РГ с
заинтересованными членами РГ, которые прошли 21 июня 2004 г., российская сторона
передала обновленные тексты по 13 разделам доклада, которые будут обсуждаться
на этом заседании. Было также решено провести ряд двусторонних и многосторонних
консультаций по этим разделам в период с 28 июня по 2 июля 2004 г.
Планируется, что третья редакция доклада Рабочей группы будет
подготовлена к осени 2004 г.
В апреле и мае 2004 г. состоялась серия переговоров с
делегацией Комиссии Европейских сообществ (КЕС), а также встречи Министра
экономического развития и торговли Г.О. Грефа и Комиссара ЕС П. Лами, на
которых обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров.
Накануне саммита Россия –ЕС (21 мая 2004 г.) в Москве прошел очередной раунд
переговоров с делегацией ЕС, на котором был согласованы формулировки Протокола
о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг.
Протокол был подписан на саммите Россия – ЕС Г.О. Грефом и П. Лами.
В апреле 2004 г. в Москве прошли встречи с делегациями США и
Норвегии. В мае 2004 г. состоялась встреча Г.Грефа с Торговым представителем
США Р.Зелликом.
В апреле с.г. принято решение о создании Правительственной
Комиссии по вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР, которую возглавил
Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков. Основной функцией
этой комиссии должна стать координация процесса присоединения и выработка
переговорной позиции российской стороны. В настоящее время формируется новый
состав Комиссии и готовится положение о ее работе.
Координация процесса
присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по
вопросам ВТО. В ее состав входят представители всех ветвей государственной
власти и общественных организаций. Руководителем Российской правительственной
делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен заместитель Министра
экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.
В марте 2003г. прошло 13-ое
заседание Комиссии по ВТО, где были рассмотрены вопросы о состоянии и основных
задачах по продвижению переговорного процесса, приняты решения о продолжении
работы по приведению российского законодательства и ведомственных нормативных
актов в соответствие с нормами и правилами ВТО. Также проблемы присоединения
были рассмотрены Советом Безопасности. 16 июля проведена Коллегия Министерства
по итогам переговорного процесса по присоединению к ВТО.
22 июля 2003г. состоялось заседание
Правительства Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса “О
результатах очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО и
перспективах переговорного процесса”. С конца июля Рабочая группа Государственного
Совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО ведет
подготовку Доклада с участием регионов для его рассмотрения на заседании
Госсовета.
Ключевым элементом внутренней работы
является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и
правилами ВТО.
С 2000 года в Государственной
думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству работает
Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным
инвестициям с целью выяснения мнений органов, общественных организаций, научных
и деловых кругов в этой сфере с учетом требований ВТО, а также координации
законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО.
Распоряжением Правительства России
от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения от 21.06.02 г. № 832) был
утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации
в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда
законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации
нормативной правовой базы положениям ВТО. В их числе – новая редакция
Таможенного кодекса, проекты новых законов “О валютном регулировании и валютном
контроле”, “Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к
законам по производству и обороту алкоголя, а также ряду других проблем.
В настоящее время эти законопроекты
находятся на рассмотрении в Государственной Думе. К концу 2002 г. были приняты
законы из этого перечня: “О техническом регулировании”, пакет законов в области
охраны прав интеллектуальной собственности и т.д.. В мае с.г. принята новая
редакция Таможенного Кодекса.
Проводится экспертиза регионального
законодательства и ведомственных актов на предмет их соответствия нормам ВТО,
разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие вопросы,
вытекающие из присоединения России к ВТО.
На регулярной основе проходят
консультации российской делегации с представителями государств-членов ЕврАзЭС
и ряда стран СНГ, в ходе которых обсуждается проблематика их присоединения к
ВТО. На заседаниях Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне Глав государств
13 мая 2002 г. и 26 апреля с.г. приняты решения о направлениях
совершенствования взаимодействия стран ЕврАзЭС на переговорах по присоединению
к ВТО.
В 2003г. в рамках работы Группы
экспертов высокого уровня по формирования Единого экономического
пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины, был проведен
сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по
присоединению к ВТО. Эти результаты будут использованы для согласования
переговорной позиции как в рамках работы по ЕЭП, так и при координации процесса
присоединения к ВТО заинтересованных сторон.
В 2000-2003 гг. Минэкономразвития
провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с
различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями
товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским
союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и
другими объединениями деловых кругов, представителями научных и общественных
организаций.
В итоге только за 2002-2003 гг.
проведено свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы
российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 30
субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов
Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.
За последние два года при участии
научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований,
посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к
ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства
Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий
присоединения и совершенствованию взаимодействия с ВТО с целью наиболее
эффективного использования преимуществ членства в этой организации.
В ноябре 2001 г. в столице Катара
Дохе состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в которой
участвовала российская делегация. По итогам этого высшего форума ВТО начался
новый раунд многосторонних торговых переговоров (МТП), которые на данном этапе
затрагивают следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки
(промышленных) товаров, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС), правила ВТО (применение положений Соглашений в части антидемпинга,
субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров,
взаимосвязь торговли и экологии.
Эти переговоры открыты для всех
членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая Россию.
Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО.
Практически все направления МТП могут затронуть текущие и долгосрочные интересы
России, а также ее положение в международной торговой системе после
присоединения к ВТО.
10-14 сентября с.г. прошла пятая
Министерская конференция ВТО в Канкуне (Мексика), на которой предполагалось
подвести промежуточные итоги этого раунда и принять решения о дальнейшем
развитии МТП. Однако достичь консенсуса по указанным вопросам не удалось из-за
принципиальных разногласий между различными группами стран. В работе форума
приняла участие российская делегация, которая провела более 30 двусторонних
встреч с партнерами по вопросам присоединения.
В результате интенсификации
переговорного процесса в 2003-2004 г. Российская делегация вышла на завершающую
стадию присоединения, когда предстоит решать наиболее сложные и проблемные
вопросы. Россия не намерена присоединяться к ВТО на любых условиях.
Потенциальные обязательства по всем параметрам присоединения (тарифы,
обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные
вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике и перспективах ее
развития, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при
сохранении адекватной конкурентной среды.
|