рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Всемирная Торговая Организация и Россия

Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО

В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО. Мандат РГ состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России начался в 1995г. На первом этапе его основное содержание составляло рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998г. первоначальных российских предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне с заинтересованными членами РГ по доступу на рынки товаров. В 1999г. странам-членам ВТО была передана первая редакция перечня специфических обязательств по услугам и список изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). С 2000г. переговоры стали носить полномасштабный характер, т.е. по всем аспектам присоединения России к ВТО.

На данном этапе в состав РГ по присоединению России к ВТО (Председатель РГ с декабря 2003 г. – Постпред Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров должны быть подписаны соответствующие Протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве на многостороннем уровне: по системным вопросам - официальные и неофициальные заседания РГ, по сельскому хозяйству – плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов РГ. На двустороннем уровне проходят переговоры по доступу на рынки, а также по ряду системных вопросов.

В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством Российской Федерации:

1. Переговоры по тарифным вопросам, основным предметом которых является определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО по всей Товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД) (более 11 тыс. позиций). Последняя серия переговоров 22 странами прошла в октябре с.г. в Женеве. В настоящее время российская делегация согласовала свыше 80 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, мебель, авиатехника, автомобили. С восемью странами переговоры завершены.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора в рамках “желтой” корзины и уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение данных вопросов проходит в формате плюрилатеральных (многосторонних) консультаций (в т.ч. в октябре с.г.) с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции) и ряда развивающихся государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства и права на применение экспортных субсидий значительно расходятся. В октябре 2003г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, в т.ч. новые предложения по агрегированному показателю поддержки (АПП).

3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 11 странами-членами РГ состоялась в октябре 2003г. Переговорный процесс на данном этапе сфокусирован на "чувствительных" секторах (финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран ВТО.

Двусторонние переговоры показали также, что существуют расхождения с партнерами в отношении т.н. горизонтального регулирования торговли услугами. В 2002 - 2003гг. (в т.ч. в апреле 2003 г.) был проведен ряд многосторонних консультаций по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные монополии, субсидии, приграничные территории, культурное наследие, антимонопольное регулирование, ЗАТО, услуги общего пользования). Также в октябре 2003 г. прошли встречи по обсуждению списка изъятий из РНБ и регулированию в отдельных секторах услуг.

4. Переговоры по системным вопросам, посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ. Это - финальный документ переговоров, в котором наряду с Протоколом о присоединении будет изложен пакет прав и обязательств, которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах фиксируются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами). Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:

1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО касаются применения ряда положений действующего законодательства в области таможенного регулирования, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере нетарифных мер, а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер (СФС), системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех положений ВТО в данных сферах с момента присоединения. Это – “стандартные” требования ко всем странам-соискателям.

2. Применение Россией некоторых элементов регулирования в сфере ВЭД, в принципе разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в Докладе РГ (“переговорные” требования).

3. Запросы отдельных стран-членов РГ, явно выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам, гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин и т.д.

Весной 2002 г. на 14-ом и 15-ом заседании РГ прошло обсуждение первого проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Этот документ, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и его совместимости с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 и нормативно-правовых актов на английском языке.

В декабре 2002 г. состоялось 16-е заседание РГ, на котором было начато рассмотрение второй редакции проекта Доклада. По итогам этой сессии, в которой принял участие заместитель Председателя Правительства России А.Л.Кудрин, было принято решение об интенсификации переговорного процесса. В марте-апреле 2003г. состоялись 17, 18 и 19 официальные заседания РГ, посвященные обсуждению второй редакции проекта Доклада. По сложившейся практике они сопровождались многосторонними встречами по сельскому хозяйству, энергетике, тарифным квотам на мясо, услугам, ТБТ\СФС, а также серией двусторонних переговоров по тарифам и услугам.

8-10 июля 2003г. прошло 20-е официальное заседание РГ, где был согласован порядок дальнейшей работы по третьей редакции проекта Доклада. В этот же период состоялись многосторонние консультации по валютному регулированию и телекоммуникациям, а также двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг, ряду системных вопросов. 21 августа состоялись неофициальные консультации Председателя РГ с заинтересованными странами-членами ВТО по формату проведения следующей РГ. В этот же период прошли двусторонние переговоры по тарифам и услугам.

В сентябре-октябре 2003г. состоялись серии двусторонних переговоров с ключевыми партнерами России (ЕС, Китай, Япония и США) в столицах соответствующих государств. В Брюсселе 7 октября прошла очередная встреча Министра Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами, в ходе которой обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. 16 октября в Москве состоялись встречи П.Лами с М.М.Касьяновым и Г.О.Грефом.

28-30 октября 2003г.прошло 21-е заседание РГ, на котором были рассмотрены 9 обновленных разделов проекта Доклада РГ и итоги законотворческой работы в России. В этот же период прошли многосторонние консультации по телекоммуникациям и банковским услугам, тарифным квотам, изъятиям из РНБ в торговле услугами и сельскому хозяйству. Также были проведены серии двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, а также системным вопросам. Следующее заседание РГ запланировано на конец января-начало февраля 2004 года.

На саммите ЕС-Россия 6 ноября в Риме на высшем уровне была обсуждена проблематика ВТО. В конце ноября в Вашингтоне состоялись полномасштабные переговоры с делегацией США, а в начале декабря в Москве – с делегацией Комиссии Европейского Сообщества (КЕС).

16 декабря 2003г. в Женеве прошли неофициальные консультации стран-членов РГ, на которых был определен формат проведения 22-го заседания РГ в начале февраля 2004г. Параллельно состоялся очередной раунд переговоров по доступу на рынки товаров и услуг. На январь-февраль с.г. также запланирована серия переговоров с ведущими партнерами России.

2-6 февраля 2004 г. состоялось 22-е заседание РГ, где были обсуждены и в основном одобрены 10 обновленных разделов проекта Доклада, а также итоги законотворческой работы в России на предмет адаптации нормам и правилам ВТО. Прошли многосторонние консультации по новой редакции Таможенного кодекса, сельскому хозяйству и тарифным квотам. Параллельно состоялся очередной раунд двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также ряду системных вопросов.

5 марта прошли консультации Председателя РГ с членами ВТО, где было принято решение о проведении 23-го заседания РГ в период с 29.03 по 02.04.2004г. На данном заседании РГ были рассмотрены и в основном согласованы 10 обновленных разделов проекта Доклада, а также прошли консультации по сельскому хозяйству и тарифным квотам. Состоялись двусторонние встречи по доступу на рынки товаров и услуг, системным вопросам.

Следующее 24-е заседание РГ запланировано на 15-16 июля 2004 г. В ходе предварительных консультаций Председателя РГ с заинтересованными членами РГ, которые прошли 21 июня 2004 г., российская сторона передала обновленные тексты по 13 разделам доклада, которые будут обсуждаться на этом заседании. Было также решено провести ряд двусторонних и многосторонних консультаций по этим разделам в период с 28 июня по 2 июля 2004 г.

Планируется, что третья редакция доклада Рабочей группы будет подготовлена к осени 2004 г.

В апреле и мае 2004 г. состоялась серия переговоров с делегацией Комиссии Европейских сообществ (КЕС), а также встречи Министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа и Комиссара ЕС П. Лами, на которых обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. Накануне саммита Россия –ЕС (21 мая 2004 г.) в Москве прошел очередной раунд переговоров с делегацией ЕС, на котором был согласованы формулировки Протокола о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг. Протокол был подписан на саммите Россия – ЕС Г.О. Грефом и П. Лами.

В апреле 2004 г. в Москве прошли встречи с делегациями США и Норвегии. В мае 2004 г. состоялась встреча Г.Грефа с Торговым представителем США Р.Зелликом.

В апреле с.г. принято решение о создании Правительственной Комиссии по вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков. Основной функцией этой комиссии должна стать координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны. В настоящее время формируется новый состав Комиссии и готовится положение о ее работе.

Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. В ее состав входят представители всех ветвей государственной власти и общественных организаций. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.

В марте 2003г. прошло 13-ое заседание Комиссии по ВТО, где были рассмотрены вопросы о состоянии и основных задачах по продвижению переговорного процесса, приняты решения о продолжении работы по приведению российского законодательства и ведомственных нормативных актов в соответствие с нормами и правилами ВТО. Также проблемы присоединения были рассмотрены Советом Безопасности. 16 июля проведена Коллегия Министерства по итогам переговорного процесса по присоединению к ВТО.

22 июля 2003г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса “О результатах очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО и перспективах переговорного процесса”. С конца июля Рабочая группа Государственного Совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО ведет подготовку Доклада с участием регионов для его рассмотрения на заседании Госсовета.

Ключевым элементом внутренней работы является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года в Государственной думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения мнений органов, общественных организаций, научных и деловых кругов в этой сфере с учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО.

Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного кодекса, проекты новых законов “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к законам по производству и обороту алкоголя, а также ряду других проблем.

В настоящее время эти законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной Думе. К концу 2002 г. были приняты законы из этого перечня: “О техническом регулировании”, пакет законов в области охраны прав интеллектуальной собственности и т.д.. В мае с.г. принята новая редакция Таможенного Кодекса.

Проводится экспертиза регионального законодательства и ведомственных актов на предмет их соответствия нормам ВТО, разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие вопросы, вытекающие из присоединения России к ВТО.

На регулярной основе проходят консультации российской делегации с представителями государств-членов ЕврАзЭС и ряда стран СНГ, в ходе которых обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседаниях Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне Глав государств 13 мая 2002 г. и 26 апреля с.г. приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО.

В 2003г. в рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины, был проведен сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Эти результаты будут использованы для согласования переговорной позиции как в рамках работы по ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованных сторон.

В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями деловых кругов, представителями научных и общественных организаций.

В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.

За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий присоединения и совершенствованию взаимодействия с ВТО с целью наиболее эффективного использования преимуществ членства в этой организации.

В ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в которой участвовала российская делегация. По итогам этого высшего форума ВТО начался новый раунд многосторонних торговых переговоров (МТП), которые на данном этапе затрагивают следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки (промышленных) товаров, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), правила ВТО (применение положений Соглашений в части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров, взаимосвязь торговли и экологии.

Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все направления МТП могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после присоединения к ВТО.

10-14 сентября с.г. прошла пятая Министерская конференция ВТО в Канкуне (Мексика), на которой предполагалось подвести промежуточные итоги этого раунда и принять решения о дальнейшем развитии МТП. Однако достичь консенсуса по указанным вопросам не удалось из-за принципиальных разногласий между различными группами стран. В работе форума приняла участие российская делегация, которая провела более 30 двусторонних встреч с партнерами по вопросам присоединения.

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2004 г. Российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, когда предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Россия не намерена присоединяться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам присоединения (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике и перспективах ее развития, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.