Дипломная работа: Род несклоняемых существительных и методика их изучения
o
В некоторых случаях род зависит от того, какое родовое понятие
подразумевается: Мали присоединилось к резолюции (государство) – Мали могла
рассчитывать на помощь соседних стран (страна).
·
По родовому понятию определяется также род несклоняемых названий
органов печати: «Таймс» опубликовала (газета) – «Фигаро» опубликовал (журнал).
·
В отношении русских несклоняемых слов существуют следующие
правила:
o
субстантивированные несклоняемые существительные относятся к среднему
роду: вежливое «здравствуйте», решительное нет, светлое завтра
o
сложносокращенные слова (аббревиатуры), такие как МГУ или роно,
если слово не склоняется, определяют свой грамматический по роду ведущего слова
составного наименования: Кировский роно, знаменитый МГУ.
1.3
Методические предпосылки изучения несклоняемых существительных
Существительные
в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В 1 классе происходит знакомство со
словами, обозначающими предметы; во 2 классе – рассматривается общее понятие о существительных,
род, изменение по числам; в 3 классе – склонение существительных; правописание
падежных окончаний; в 4 классе – одушевленные и неодушевленные, собственные и
нарицательные, три склонения имен существительных; множественное число имен существительных;
в 5 классе изучают разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, существительные
общего рода, словообразование имен существительных, правописание суффиксов имен
существительных; в 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа
изучения существительных построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе:
разносклоняемые существительные, существительные общего рода; правописание
безударных падежных окончаний; правописание некоторых суффиксов: – ик-, – ек-, –
ск–; – о – после шипящих в суффиксах; не с именами существительными; глагольное
управление предложное и беспредложное. В речевом развитии ребенка имена существительные
появляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место: 40% всего
числа словоупотреблений в 1 классе; 36% – в 3 классе; 30–32% в 6–9 классах.
Основные тенденции использования имен существительных в речи учащихся: быстрый
рост употребления существительных с абстрактным значением; рост использования
имен существительных в формах косвенных падежей; уменьшение числа и почти
полное исчезновение к старшим классам имен существительных с суффиксами оценки.
На уроках по
изучению несклоняемых имен существительных учитель ставит следующие цели:
·
формировать
представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить
правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
·
развивать
орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные
компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями,
справочниками);
·
развитие логического мышления, умения анализировать;
·
делать выводы, применять знания на практике;
·
развитие устной и письменной речи;
·
воспитание творческого воображения;
·
воспитывать доброе
отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Для
достижения вышеуказанных целей учитель может использовать различные
традиционные методы: лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы,
дидактические игры, диспуты, устный и письменный опрос и т.д.; а также и
нетрадиционные, инновационные педагогические технологии: «Мозговая атака», стратегия «ВЕЕР»,
Пинбоард, дебаты, Брейн-ринги, Брейншторминги, Таблицы ЗХУ, Диаграммы Венна, Таблицы
Эйлера и др.,
в результате использования которых, безусловно, повышается интерес к русскому
языку, обогащается словарный запас учащихся, проявляется творческая активность
и желание в решении языковых проблем.
Также учитель
может использовать различное оборудование: словари, распечатанные
тексты, компьютер,
проектор, слайды,
справочник, учебный словарь «Несклоняемые
существительные», энциклопедию
«Что такое? Кто такой?», альбом, иллюстрации и т.д.
На уроках
русского при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаем
работу по следующей таблице:
РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
|
Средний род
|
Мужской род
|
Женский род
|
Все неодушевленные
существительные
|
Все одушевленные
существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола
|
Существительные,
обозначающие лиц женского пола, а также самок животных
|
хобби (увлечение)
ралли (соревнование)
киви (плод)
|
гризли (медведь),
какаду (попугай), рефери
(спортивный судья),
маэстро (наставник, учитель).
|
добрая леди,
заботливая фру Хансен.
|
Исключение: существительные кофе,
пенальти являются словами мужского рода;
существительные авеню
(улица),
салями (колбаса), кольраби
(капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.
|
|
|
Учитель
объясняет, что род несклоняемых существительных
иноязычного происхождения определяется
следующим образом:
·
Слова,
обозначающие неодушевленные предметы,
относятся к среднему роду (шерстяное кашне).
Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий:
русский синоним, род слова, обозначающего родовое понятие и др. В таких случаях
существительное употребляется как двуродовое. Например: эсперанто – ср.
и м.р. под влиянием родового понятия – язык. Исключение – кофе – мужской
род (черный кофе)
(В настоящее время в разговорной речи у этого существительного наблюдаются
колебания в роде, что уже отмечено некоторыми пособиями по культуре речи.)
·
Существительные,
обозначающие лиц женского пола,
относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый
рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже,
инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).
·
Существительные,
обозначающие животных, птиц и другие одушевленные
предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу
животного (забавный пони),
кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (Шимпанзе кормила детеныша).
Слово колибри
является двуродовым под влиянием слова птица (В
современном разговорном языке это слово все чаще употребляется в женском роде (крошечная колибри).
То же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь).
·
Род
существительных, обозначающих географические
названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров
и т.п. (Капри привлекал
туристов – остров).
·
По
родовому наименованию определяется и род названий органов печати
(«Дейли Уоркер» писала
– газета).
Род русских имен существительных.
·
Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).
·
Сложносокращенные слова (аббревиатуры), образованные
посредством соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой
род по роду ведущего слова
составного наименования (МГУ объявил прием – университет).
Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила
– международная шахматная организация).
Иноязычные
нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам
следующим образом:
К
мужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро,
портье); 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони,
фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др.
К
женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).
К
среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто,
кашне, декольте, депо, метро).
Несклоняемые
существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и
птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду,
шимпанзе, пони).
Если
по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование
осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони
сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода.
Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила
детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком.
Существительное
цеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женский
род). Например: Цеце укусила туриста.
В
случае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено,
целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японское
трёхстишие) – ср. р., такку (японское пятистишие) – ж.р., су (монета) – ср. р.,
фламенко (танец) – ср. р., табу (запрет) – ср. р. Некоторые несклоняемые
существительные зафиксированы только словарями новых слов. Например: суши (японское
блюдо) – ср. р., таро (карты) – мн. ч. (род не определяется).
Род
несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и
журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река),
Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро),
«Юманите» (газета).
Род
несклоняемых сложносокращённых слов в большинстве случаев определяется по роду
стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет – м.р.), МФА
(академия – ж.р.).
Из
вышеуказанных теоретических данных по определению рода несклоняемых
существительных в учебнике даны следующие определения:
К среднему
роду
относятся все неодушевленные существительные: хобби (увлечение), ралли
(соревнование), киви (плод). Исключение: существительные кофе,
пенальти являются словами мужского рода; существительные авеню
(улица), салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие
являются словами женского рода.
К мужскому
роду
относятся все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского
пола: гризли (медведь), какаду (попугай), рефери (спортивный
судья), маэстро (наставник, учитель).
К женскому
роду
относятся существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок
животных: добрая леди, заботливая фру Хансен.
2. Система
работы по изучению темы «несклоняемые имена существительные»
2.1
Календарно-тематическое планирование
Как уже было
сказано в 1.3. части работы, существительные в курсе русского языка – одна из
важнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинают
уже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5
классе. В 5 классе на изучение тем по имени существительному дается 34 часа. В
6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительных
построена ступенчато.
Авторы
учебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193)
предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемых
имен существительных», например:
·
на
карте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдите
несклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их;
·
определите
род несклоняемых существительных, допишите окончания прилагательных и др.
Также, на наш
взгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой
«Для тех, кто хочет знать больше»:
·
В
Англии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн и
фрау, во Франции – мадемуазель и мадам, в Швеции – фрёкен и фрау.
·
Иноязычные
фамилии,
оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются,
например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона.
Такие же
существительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: с
миссис Джонсон, о миссис Ким, у миссис Буш.
Иноязычные фамилии,
оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, о
мадам Долли.
Мы предложили
бы грамматический материал представить в форме таблицы. Также, на наш взгляд,
было бы целесообразным добавить задания по работе с различными видами словарей.
На уроках
русского языка и на внеклассных занятиях при изучении темы «Несклоняемые имена существительные»
мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии.
Ниже мы
приводим примерное календарно-тематическое планирование в 5 классе.
2.2
Конспекты уроков по изучению несклоняемых существительных
Урок
1: «несклоняемые существительные»
Цели
и задачи:
·
определение рода несклоняемых существительных;
·
развитие логического мышления, умения анализировать;
·
делать выводы, применять знания на практике;
·
развитие устной и письменной речи;
·
воспитание творческого воображения.
Оборудование:
·
словари,
·
распечатанные тексты,
·
компьютер, проектор.
Ход
урока
1. Постановка учебной
проблемы.
Формулирование темы урока.
– Все ли имена существительные
склоняются? (предположения учащихся)
2. Решение проблемы.
1) Прочитать
песенку.
Как-то
рано поутру
С
другом сели мы в метру
И
поехали в метре
Фильм
смотреть о кенгуре.
Вот
сидим мы с ним в кине
Без
пальта и без кашне,
А
вернее, я и ты
Без
кашны и без пальты.
Любит
кины детвора,
Если
в кинах кенгура,
Ходит
– бродит по шоссу,
Носит
в сумке шимпанзу.
Кенгуру
в кафу зашёл,
Занял
там свободный стол
И
сидит за доминой
С
шимпанзой и какадой.
Вдруг
огромный обезьян
Стал
играть на фортепьян.
Тут
и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал
на всю киню.
Интересное
кино.
Жаль,
что кончилось оно.
В
гардероб пора бежать –
Будут
польта выдавать.
2) – Что вас удивило, рассмешило?
–
Оправданно ли автор использует рифму?
(Это
песенка про то, как не надо говорить.)
–
Просклоняйте слово метро.
– Что заметили? (У слова
метро не изменилась никакая часть.)
– Как бы вы назвали такие
слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму,
называются несклоняемыми.)
3) Работа
по учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака,
выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).
3. Развитие учебно-языковых
знаний.
1) Что объединяет имена существительные? На какие
группы можно разделить слова?
Кенгуру,
кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари,
Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.
Запись
слов по группам.
Чтение
сведений о несклоняемых сложносокращённых словах.
2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые,
в другой – несклоняемые.
Эскимо,
кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе,
печенье, реле, мелколесье, раздолье.
Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических
значений слов фойе, реле.
4. Проблемный вопрос.
Устно
составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть варианты
окончаний).
5. Решение проблемы.
1) Наблюдение. Как согласуются глаголы
и прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
Московский
ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.
Сравнить
свой вывод с выводами в учебнике.
2) Закрепление.
3) Составить и записать словосочетания, в которых данные
несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде.
(Словари).
Какао,
пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.
4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра
(повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).
6. Подведение итогов. (Работа над устной
научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: «Что я знаю о несклоняемых
существительных?».
7.
Домашнее задание.
1. Упр. 416. (заполнить таблицу).
2. Задание творческим группам:
Создать
станицу журнала «Несклоняемые существительные» Иллюстрировать примерами,
рисунками.
1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони,
шимпанзе, какаду и др.).
2 группа. Слова, обозначающие
географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).
3 группа. Слова, обозначающие фамилии.
Урок 2: «несклоняемые
имена существительные»
Цели:
1.
Формировать
представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить
правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
2. Развивать
орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные
компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями,
справочниками);
3. Воспитывать
доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование:
компьютер,
проектор, аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова),
«Если добрый ты – это хорошо…», толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
У.:
Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли
гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
II.
Минутка чистописания.
У.:
Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись
ко мне добротой,
И
болезни смоет волной,
И
печаль обойдёт стороной,
Озарится
душа красотой…
–
Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта
– это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и
бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не
ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других
людей счастливыми.
У.:
Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово
«доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим».
– Ребята, откройте
тетради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово
«доброта»? (д)
Учитель
показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся
прописывают у себя в тетради)
Страницы: 1, 2, 3
|