Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива
каталитической) топлива.
Таблица 2 — Характеристики дизельных топлив с различными
низкотемпературными свойствами* [3]
|Показатели |Фракции, °С |
Низкотемпературные свойства дизельных топлив с депрессорными
присадками спецификациями всех стран оцениваются по ГОСТ 305-82 для
топлива без депрессора низкотемпературные свойства регламентируют по tЗ и
tП. Разность не должна превышать 10 °С.
5. Смазывающие (противоизносные)
Топлива являются смазочным материалом для движущихся деталей
топливной аппаратуры быстроходных дизелей, пар трения плунжерных
топливных насосов, запорных игл, штифтов и других деталей.
Смазывающие свойства топлив значительно хуже, чем у масел, так как и
вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ (ПАВ) в топливах
меньше, чем их содержание в маслах. Противоизносные свойства топлив
улучшаются с увеличением содержания ПАВ, вязкости и температуры
выкипания.
В связи с ужесточением требований к качеству дизельных топлив по
содержанию серы и переходом на выработку экологически чистых топлив,
гидроочистку их проводят в жестких условиях. При этом из дизельных топлив
удаляются соединения, содержащие серу, кислород и азот, что негативно
влияет на их смазывающую способность. Наиболее реальным способом
улучшения смазывающих свойств дизельного топлива является применение
противоизносных присадок.
1.6 Химическая стабильность.
Химическая стабильность дизельного топлива — способность
противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Эта
проблема возникла с углублением переработки нефти и вовлечением в состав
товарного дизельного топлива среднедистиллятных фракций вторичной
переработки нефти, таких, как легкого газойля каталитического крекинга,
висбрекинга, коксования. Последние обогащены ненасыщенными
углеводородами, включая диолефины и дициклоолефины, а также содержат
значительное количество сернистых, азотистых и смолистых соединений.
Наличие гетероатомных соединений, особенно в сочетании с ненасыщенными
углеводородами, способствует их окислительной полимеризации и
поликонденсации, тем самым влияя на образование смол и осадков. Самыми
сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и
сернистые соединения.
Химическая стабильность оценивается по количеству образовавшегося в
топливе осадка (мг/100 мл) по ASTM D 2274. Легкий газойль каталитического
крекинга (ЛГКК) по химической стабильности существенно уступает
прямогонным или гидроочищенным дистиллятным фракциям: [3]
Содержание ЛГКК 43/107 в топливе, %. 0 10 20 30
40 100 Норма
Осадок, мг/100 мл 1,2 5,5 7,2
8,9 10,3 21,5 < 0,2
7. Коррозионная агрессивность
Стандартами на дизельные топлива регламентируются следующие
показатели качества, характеризующие их коррозионную агрессивность:
содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода,
водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке.
Современная технология получения дизельных топлив практически
исключает возможность присутствия в них элементной серы и сероводорода в
количествах, вызывающих коррозионное воздействие на металлы. Отсутствие
эле-
ментной серы и сероводорода надежно контролируется испытанием на медной
пластинке. Топливо выдерживает эти испытания, если содержание свободной
серы не выше 0,0015 %, сероводорода не более 0,0003 %.
Общее содержание серы мало характеризует коррозионную агрессивность
топлива по отношению к металлам. При увеличении содержания серы с 0,18 до
1,0 %, но незначительном повышении содержания меркаптановой серы с 0,005
до 0,009 %, коррозионная агрессивность топлива почти не изменяется.
Большое влияние на коррозионную агрессивность дизельных топлив
оказывает глубина их гидроочистки, так как при этом вместе с сернистыми и
ароматическими соединениями удаляются поверхностно-активные вещества, в
результате чего ухудшаются защитные свойства топлив. Удаление
поверхностно-активных веществ приводит к снижению способности топлива
вытеснять влагу с поверхности металлов и образовывать защитную пленку.
Коррозионная агрессивность дизельных топлив, в основном, зависит от
содержания меркаптановой серы. Так, повышение содержания меркаптановой
серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию более чем в 2
раза.
Коррозионная активность меркаптановой серы в дизельном топливе
существенно зависит от присутствия в нем свободной воды и растворенного
кислорода, которые ускоряют процесс образования меркаптидов.
Прямогонные дизельные топлива обладают более высокими защитными
свойствами по сравнению с гидроочищенными. Сравнительно низкими защитными
свойствами обладает газойль каталитического крекинга.
Защитные свойства мало зависят от фракционного состава. Зимнее и
летнее топлива, полученные по одинаковой технологии, обладают примерно
одинаковым защитными свойствами.
Причиной повышенной коррозии и износа является присутствие в топливе
металлов. [3]
Содержание металлов в дизельных топливах (х10-4 %), полученных на
различных предприятиях:
| |Л |3 |А |
|Цетановое число, не менее |45 |45 |45 |
|Фракционный состав: | | | |
|50 % перегоняется при температуре, °С, не|280 |280 |255 |
|выше | | | |
|90 % перегоняется при температуре (конец | | | |
|перегонки), | | | |
|°С, не выше |360 |340 |330 |
|Кинематическая вязкость при 20 °С, ммг/с |3,0-6,0|1,8-5,0 |1,5-4,0|
|Температура застывания, °С, не выше, для | | | |
|климатической | | | |
|зоны: | | | |
|умеренной |-10 |-35 |- |
|холодной |- |-45 |-55 |
|Температура помутнения, °С, не выше, для | | | |
|климатической | | | |
|зоны: | | | |
|умеренной |-5 |-25 |- |
|холодной |- |-35 |- |
|Температура вспышки в закрытом тигле, °С,| | | |
|не ниже: | | | |
|для тепловозных и судовых дизелей и |62 |40 |35 |
|пазовых турбин | | | |
|для дизелей общего назначения |40 |35 |30 |
|Массовая доля серы, %, не более, в | | | |
|топливе: | | | |
|Вида I |0,20 |0,20 |0,20 |
|вида II |0,50 |0,50 |0,40 |
|Массовая доля меркаптановой серы, %, не |0,01 |0,01 |0,01 |
|более | | | |
|Содержание фактических смол, мг/100 см3 |40 |30 |30 |
|топлива, | | | |
|не более | | | |
|Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не |5 |5 |5 |
|более | | | |
|Йодное число, г I2/100 г топлива, не |6 |6 |6 |
|более | | | |
|Зольность, %, не более |0,01 |0,01 |0,01 |
|Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не |0,20 |0,30 |0,30 |
|более | | | |
|Коэффициент фильтруемости, не более |3 |3 |3 |
|Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |840 |830 |
|Примечание. Для топлив марок Л, 3, А: содержание сероводорода, |
|водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — |
|отсутствие, испытание на медной пластинке— выдерживают. |
Таблица 4 — Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-
110-94)
|Показатели |Норма для марок |
| |ДЛЭ |ДЭЗ |
|Дизельный индекс, не менее |53 |53 |
|Фракционный состав: перегоняется при |280 |280 |
|температуре, °С, не выше: |340 |330 |
|50% |360 |360 |
|90% | | |
|96% | | |
|Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |3,0-6,0 |2,7-6,0|
|Температура, °С: |-10 |-35 |
|застывания, не выше |-5 |-25 |
|предельной фильтруемое, не выше |65 |60 |
|вспышки в закрытом тигле, не ниже | | |
|Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | | |
|вида I |0,2 |0,2 |
|вида II |0,3 |- |
|Испытание на медной пластинке |Выдерживает |
|Кислотность, мгКОН/100 см3 топлива, не более |3,0 |3,0 |
|Зольность, %, не более |0.01 |0,01 |
|Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |0,2 |0,2 |
|Цвет, ед. ЦНТ, не более |2,0 |2,0 |
|Содержание механических примесей |Отсутствие |
|Прозрачность при температуре 10 °С |Прозрачно |
|Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |845 |
3. Присадки к современным дизельным топливам.
Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г.
вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889— 81.
Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5 °С. Добавка
сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры
фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет
использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при
температуре до -15 °С. [3]
Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и
-45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим
условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное
топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное — с предельной
температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельное топливо ДАп-
35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное — с
предельной температурой фильтруемости -45 °С). [3]
Таблица 5 — Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными
присадками
|Показатели |Нормы для марок |
| |ДЗп |ДЗП-15/-25|ДАП-35/-4|
| | | |5 |
| |ТУ |ТУ 38.401-58-36-92 |
| |38.101889 | |
| | | |
| |-81 | |
|Цетановое число, не менее |45 |45 |40 |
|Фракционный состав: | | | |
|перегоняется при температуре, °С, не | | | |
|выше: | | | |
|50% |280 |280 |280 |
|90% (конец перегонки) |360 |360 |340 |
|Кинематическая вязкость для дизелей |3,0-6,0 |1,8-6,0 |1,5-5,0 |
|общего | | | |
|назначения при 20 °С, мм7с | | | |
|Температура, °С, не выше: | | | |
|застывания |-30 |-35 |-55 |
|помутнения |-5 |-15 |-35 |
|предельной фильтруемое |-15 |-25 |-45 |
|Температура вспышки в закрытом тигле, °С,| | | |
|не ниже: | | | |
|для дизелей общего назначения |40 |40 |35 |
|для тепловозных и судовых дизелей |62 |35 |30 |
|Массовая доля серы, %, не более, в | | | |
|топливе: | | | |
|вида I |0,2 |0,2 |0,2 |
|вида II |0,5 |0,5 |0,4 |
|Массовая доля меркаптановой серы, %, не |0,01 |0,01 |0,01 |
|более | | | |
|Концентрация фактических смол, мг/100 см3|40 |- |- |
|базового | | | |
|топлива, не более | | | |
|Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не |5 |5 |5 |
|более | | | |
|Йодное число, г у 100 г топлива, не более|6 |5 |5 |
|Зольность, %, не более |0,01 |0,01 |0,01 |
|Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не |0,3 |0,2 |0,2 |
|более | | | |
|Коэффициент фильтруемое, не более: | | | |
|для базового топлива |2,0 |- |- |
|для топлива с присадкой |3,0 |3,0 |3,0 |
|Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |860 |840 |
|Цвет, ед. ЦНТ, не более |2,0 |2,0 |2,0 |
|Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых|
|кислот |
|и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной |
|пластинке — выдерживают. |
4. Улучшение смазочных свойств дизельных топлив
Топлива в дизельных двигателях являются смазочным материалом для
движущихся деталей топливной аппаратуры, трущихся пар плунжерных
топливных насосов. В связи с этим они должны обладать хорошими
противоизносными свойствами. Оценку противоизносных свойств дизельных
топлив проводили в результате измерения износа плунжеров полноразмерной
топливной аппаратуры после проведения длительных испытаний. Так,
установлено, что при снижении содержания серы в дизельном топливе с 1,0
до 0,03% уменьшается износ плунжеров в 2 раза, при этом особенно сильно
влияют на износ меркаптаны. По аналогии с топливами для реактивных
двигателей можно было полагать, что кроме сернистых соединений на
противоизносные свойства дизельных топлив может влиять вязкость,
кислотность и присутствие воды.
5. Современные и перспективные требования к дизельным топливам
В таблице 6 приведены требования к качеству дизельных топлив по стандарту
EN 590. Приведена тенденция снижения серы, увеличения ЦЧ с 1993 по 2000
гг.
Таблица 6 — Требования к качеству дизельных топлив по EN 590
|Показатели |EN590 |
| |1993-1996 |1996-1999 |Действующий|
| |гг. |гг. |с 2000 г. |
|Массовая доля серы, %, |0,5 |0,3 |0,035 |
|не более | | | |
|Цетановое число, не |45 |49 |51 |
|менее | | | |
|Плотность при 1 5°С, |820-860 |820-860 |820-845 |
|кг/м' | | | |
|Кинематическая вязкость |2,0-4,5 |2,0-4,5 |2,0-4,0 |
|при 40°С, мм2/с | | | |
|Фракционный состав: 95% |370 |370 |360 |
|перегоняется до, °С | | | |
|Содержание |Не норм. |Не норм. |II |
|полициклических | | | |
|ароматических | | | |
|углеводородов, %, не | | | |
|более | | | |
|Смазывающая способность,|Не норм. |Не норм. |460 |
|мкм, не более | | | |
|Окислительная |Не норм. |Не норм. |25 |
|стабильность, г/м3, не | | | |
|более | | | |
Таблица 7 — Требования к качеству дизельного топлива за рубежом
|Регион |США |Калифор|Европейский Союз |Швеци|Катег|
| | |ния | |я |ория |
| | |(Техас)| | |IV |
| | |минимум |максимум |
|1. Цетановое число | |51,0 |- |
|2. Цетановый индекс | |46,0 |- |
|3. Плотность при 150 °С |кг/м3 |820 |845 |
|4. Полициклические ароматические |% масс. | |11 |
|углеводороды | | | |
|5. Содержание серы |мг/кг |- |350 |
|6. Температура вспышки |°С |Выше 55 |- |
|7. Коксовый остаток (10%-го | | | |
|остатка разгонки) | | | |
| |% масс. | |0 30 |
|8. Зольность |% масс. |- |0,01 |
|9. Содержание воды |мг/кг |- |200 |
|10. Общее загрязнение. |мг/кг |- |24 |
|11. Коррозионная агрессивность |Оценка |Класс 1 |
|меди (3 ч при 50°С) | | |
|12. Окислительная стабильность |г/м3 |- |25 |
|13. Смазывающая способность, | | | |
|скорректированный диаметр пятна |мкм |- |460 |
|износа (WS 1,4) при 60 °С | | | |
|14. Вязкость при 40 °С |мм2/с |2,00 |4,50 |
|15. Фракционный состав |%об. | | |
|% об. перегоняется до 250 °С | | |75—80 °С),
для котельных топлив — в открытом тигле (90—100 °С); эти нормы
обеспечивают безопасную работу судовых энергетических и котельных
установок. Разница между температурами вспышки в открытом и закрытом
тиглях составляет примерно 30 °С: [3]
Температура вспышки, °С: Мазут марки 40 Мазут марки 100
в открытом тигле 92 120
в закрытом тигле 61 93
Содержание воды, механических примесей и зольность. Эти компоненты
являются нежелательными составляющими котельных топлив, так как
присутствие их ухудшает экономические показатели работы котельного
агрегата, увеличивает коррозию хвостовых поверхностей его нагрева. При
использовании обводненного котельного топлива в судовых энергетических
установках в результате попадания глобул воды на поверхности трения
деталей, прецизионных пар и нарушение таким образом условий смазывающей
способности топлива возможно зависание плунжеров или форсуночных игл. Как
правило, вода образует с котельным топливом очень стойкие эмульсии.
Большая стойкость эмульсий обусловлена высокой вязкостью мазута и
наличием в нем поверхностно-активных асфальтено-смолистых стабилизаторов.
С повышением температуры эмульсии разрушаются вследствие уменьшения
поверхностного натяжения и вязкости.
В то же время наличие воды, равномерно распределенной по всему
объему, оказывает положительное влияние на эксплуатационные свойства
топлив. Испарение мелкодисперсных частиц воды происходит мгновенно в виде
«микровзрыва», процесс сгорания протекает плавно и с достаточной
полнотой, что приводит к снижению удельного расхода топлива и дымности
отработавших газов. Равномерное распределение и образование воды в виде
мелкодисперсных частиц обеспечивается с помощью специальных устройств:
кавитаторов, смесителей.
Механические примеси засоряют фильтры и форсунки, нарушая процесс
распыливания топлива. Установлены требования к содержанию механических
примесей: для мазута марки 40 — не более 0,5 %, марки 100 — не более 1,0
%. Фактически топочные мазуты вырабатывают с более низким содержанием
механических примесей — до 0,2 % и лишь на отдельных
нефтеперерабатывающих предприятиях эти значения приближаются к
установленным по ГОСТ 10585-75.
Таблица 13 — Состав золы остаточных топлив. [3]
|Топливо |Содержание |Содержание в золе, % |
| |в топливе, % | |
|1 |Вязкость при 20°С, не более: | | |
| |- условная, °ВУ |2,0 |ГОСТ 6258 |
| |- соответствующая ей кинематическая, |11,4 |ГОСТ 33 |
| |мм2/с | | |
|2 |Цетановое число, не менее |40 |ГОСТ 3122 |
|3 |Температура вспышки, определяемая в |62 |ГОСТ 6356 или |
| |закрытом тигле, °С, не ниже | |ASTM Д 93 |
|4 |Температура застывания, °С, |Минус 10 |ГОСТ 20287 |
|5 |Массовая доля серы, %, не более | |ГОСТ I9I2I или |
| |I вид |0,5 |ГОСТ Р 50442 или |
| |II вид |1,0 |ASTM Д 12 66 или |
| |III вид |1,5 |ASTM Д 4294 |
|6 |Массовая доля меркаптановой серы, %,|0,025 |ГОСТ 17323 |
| |не более | | |
|7 |Содержание воды |Следы |ГОСТ 2477 |
|8 |Коксуемость, % не более |0,2 |ГОСТ 19932 или |
| | | |ASTV Д 189 |
|9 |Содержание механические примесей, %,|0,02 |ГОСТ 6370 |
| |не более | | |
|10|Зольность, %, не более |0,01 |ГОСТ 1461 или |
| | | |ASTM Д 482 |
|11| Содержание водорастворимых кислот и |отсутствие|ГОСТ 6307 |
| |щелочей | | |
Судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567-87 — это
среднедистиллятное топливо, в отличие от моторного ДТ и судового
высоковязкого топлива, получаемых смешением остаточных и
среднедистиллятных фракций. Предназначено для применения в судовых
энергетических установках вместо дизельного топлива. Компонентами
маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные
атмосферные и вакуумные дистилляты, продукты вторичного происхождения —
легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга,
коксования.
Таблица 15 — Характеристики моторного топлива для среднеоборотных и
малооборотных дизелей (ГОСТ 1667-68)
|Показатели |Марка топлива |
| |ДТ |ДМ |
|Плотность при 20 °С, г/см3, не более |0,930 |0,970 |
|Фракционный состав: |15 |15 |
|до 250 °С перегоняется, %, не более | | |
|Вязкость при 50 °С: |36 |130 |
|кинематическая, мм2/с, не более |2,95 |17,4 |
|соответствующая ей условная, °ВУ, не более | | |
|Коксуемость, %, не более |3,0 |9,0 |
|Зольность, % не более |0,04 |0,06 |
|Массовая доля серы, %, не более: |0,5 |2,0 |
|в малосернистом топливе |1,5 |2,0 |
|в сернистом топливе | | |
|Массовая доля, %, не более: |0,05 |0,1 |
|механических примесей |0,5 |0,5 |
|воды |0,015 |0,01 |
|ванадия | | |
|Температура, °С: |65 |85 |
|вспышки в закрытом тигле, не ниже |-5 |10 |
|застывания, не выше | | |
|Примечание. Для марок ДТ и ДМ содержание сероводорода, |
|водорастворимых кислот и щелочей— отсутствие. |
Таблица 16 — Характеристики маловязкого судового топлива (ТУ 38.101567-
87)
|Показатели |Значение |
|Вязкость: |2,0 |
|условная при 20 'С, 'ВУ, не более |11,4 |
|соответствующая ей кинематическая, мм2/с, не более|40 |
| |62 |
|Цетановое число, не менее |-10 |
|Температура, °'С: |1,5 |
|вспышки в закрытом тигле °С, не ниже |0,025 |
|застывания, не выше |Следы |
|Массовая доля, %, не более: |0,02 |
|серы |0,2 |
|меркаптановой серы |0,01 |
|воды |Отсутствие |
|механических примесей |890 |
|Коксуемость, %, не более |20 |
|Зольность, %, не более | |
|Содержание водорастворимых кислот и щелочей | |
|Плотность при 20 °С, г/м3, не более | |
|Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | |
4. Ассортимент, качество и состав тяжелых видов моторных топлив
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585—75 предусматривает выпуск
четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости
классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как
среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную
вязкость (ответствующих марок мазутов при 50 °С. В зависимости от
содержания серы топочные мазуты подразделяют на низкосернистые — до 0,5
%, малосернистые — от 0,5 % до 1,0 %, сернистые — от 1,0 до 2,0 % и
высоко-сернистые от 2,0 до 3,5 %. [3]
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки
нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С
добавляют 8—15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные
фракции не добавляют.
Таблица 17 — Характеристики мазутов (ГОСТ 10585-75)
|Показатели | Марка |
| |топлива |
| |Ф-5 |Ф-12 |40 |100 |
|Вязкость при 50 °С, не более: | | | | |
|условная, °ВУ |5,0 |12,0 |- |- |
|соответствующая ей |36,2 |89,0 |- |- |
|кинематическая, мм2/с | | | | |
|Вязкость при 80 °С, не более: | | | | |
|условная, °ВУ |- |- |8,0 |16,0 |
|соответствующая ей |- |- |59,0 |118,0 |
|кинематическая, мм2/с | | | | |
|Динамическая вязкость при 0 °С,|2,7 |- |- |- |
|Па-с, не более | | | | |
|Зольность, %, не более, для | | | | |
|мазута: | | | | |
|малозольного |- |- |0,04 |0,05 |
|зольного |0,05 |0,10 |0,12 |0,14 |
|Массовая доля, %, не более: | | | | |
|механических примесей |0,10 |0,12 |0,5 |1,0 |
|воды |0,3 |0,3 |1,0 |1,0 |
|Массовая доля серы, %, не | | | | |
|более, для мазута: | | | | |
|низкосернистого |- |- |0,5 |0,5 |
|малосернистого |- |0,6 |1,0 |1,0 |
|сернистого |2,0 | |2,0 |2,0 |
|высокосернистого |- |- |3,5 |3,5 |
|Коксуемость, %, не более |6,0 |- |- |- |
|Температура вспышки, °С, не | | | | |
|ниже: | | | | |
|в закрытом тигле |80 |90 |- |- |
|' в открытом тигле |- |- |90 |110 |
|Температура застывания, °С, не |-5 |-8 |10; 25*|25; 42*|
|выше | | | | |
|Теплота сгорания (низшая) в | | | | |
|пересчете | | | | |
|на сухое топливо (не | | | | |
|браковочная), кДж/кг, | | | | |
|не менее, для мазута: | | | | |
|низкосернистого, малосернистого|41454 |41454 |40740 |40530 |
|и сернистого | | | | |
|высокосернистого |- |- |39900 |39000 |
|Плотность при 20 °С, кг/м3, не |955 |960 |- |- |
|более | | | | |
|* Для мазута из высокопарафинистых нефтей |
|Примечание. Для всех марок топлива содержание водорастворимых |
|кислот и щелочей, сероводорода — отсутствие. |
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в
судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами
марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью,
содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой
температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением
продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60—70 % мазута
прямогонного и 30—40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной
присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-
газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля
каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12
вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки
нефти. Основными отличиями мазута ф-12 от Ф-5 являются более жесткие
требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие
требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ).
Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает
технологическое экспортное топливо по ТУ 38. 001361—87. Это топливо
изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти и поставляют на
экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый
по ГОСТ Р 50837.1-95 — Р 50837.8-95. Конкретно метод определения
прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку. [3]
Таблица 18 — Характеристики технологического экспортного топлива
|Показатели |Марка топлива |
| |Э-2 |Э-3 |Э-4 |Э-5 |
|Плотность при 20 °С, кг/ма, |920 |930 |965 |965 |
|не более | | | | |
|Вязкость: | | | | |
|условная при 80 °С, °ВУ, не |2,0 |3,0 |4,0 |5,0 |
|более | | | | |
|соответствующая ей | | | | |
|кинематическая, мм2/с, при 50| | | | |
|°С, не более | | | | |
| |30 |70 |- |- |
|Зольность, %, не более |0,02 |0,05 |0,1 |0,1 |
|Массовая доля серы, %, не | | | | |
|более | | | | |
|I вида |0,5 |0,5 |- |- |
|II вида |1,0 |1,0 |- |- |
|III вида |- |- |2,0 |2,0 |
|IV вида |- |- |2,5 |2,5 |
|Массовая доля, %, не более: | | | | |
|механических примесей |0,05 |0,05 |0,2 |0,2 |
|воды | | |0,5 | |
|ванадия |0,001 |0,002 |0,012 |0,020 |
|Температура, 'С: | | | | |
|застывания, не выше |15 |15 |15 |15 |
|вспышки в закрытом тигле, не |65 |65 |75 |75 |
|ниже | | | | |
|Теплота сгорания низшая, |40402 |40402 |40402 |40402 |
|кДж/кг, не менее | | | | |
Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов
топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667—68, судовое маловязкое
топливо по ТУ 38.101567—87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ
38.1011314-90.
Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 по вязкости приближается к
флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты,
обеспечивающие качество топлива.
Литература
1. Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы
испытаний нефтяных топлив. М, Химия, 1984.- 200 с.; ил.
2. Кондрашева Н.К., Ахметов А.Ф. Судовые топлива. Уфа: Гилем, 2001.
143с.
3. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и
применение: Т 581 Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А.
Бнатов и др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. -
М.: Издательский центр "Техинформ", 1999.-596 с.: ил.
4. Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина. Современные дизельные
топлива и присадки к ним — М.: Издательство «Техника». ООО «ТУМА
ГРУПП», 2002. — 64 с.
5. Топливо дизельное автомобильное (EN 590) ТУ 38.401-58-296-2001
6. Топливо маловязкое судовое. Технические условия ТУ 38.101567-2000
Взамен ТУ 38 101567-87
Страницы: 1, 2
|