рефераты скачать

МЕНЮ


Полимер

Полимер

Эволюция государственного и политического строя.

Правление иператора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных

преобразований российского общества. Интересы политического и исторического

развития страны потребовали коренным образом изменить основные

идеологические установки самодержавной системы. «Прежняя система отжила

свой век»,— констатировал официальный идеолог, историк М.П. Погодин. П.А.

Валуев в своем дневнике отмечал: «Озлобление против порядков до 1855 года

беспредельное и всеобщее». После Крымской войны столкновение традиционных

николаевских порядков и новых требований ставило Россию перед

необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но в

силу особенностей исторического развития, государственного и общественного

устройства России радикальные преобразования могли осуществляться лишь при

содействии самодержца. Когда Александр II в феврале 1855 г. вступил на

российский престол, ничто не предвещало в нем реформатора. В отличие от

своего отца, он получил приличествующее наследнику трона образование и

воспитание. Его учителями были В.А. Жуковский, составивший для него учебную

программу, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин. Воспитатели отмечали в нем

доброжелательность, общительность, неплохие способности к наукам, но вместе

с тем как недостаток — склонность отступать перед трудностями. Александр II

стал императором в 36 лет, вполне сложившимся человеком, имея опыт

государственной деятельности.

Прошел год после вступления Александра II на престол, при чем он,

убедившись в нежизнеспособности николаевской систем выступил перед

московским дворянством со знаменитой речью (30 марта 1856 г.): «Лучше

отменить крепостное право сверху нежели дожидаться того времени, когда оно

само собою начнет отменяться снизу». Отмена крепостного права стала

центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем

последовали реформы местного управления, системы судопроизва,реорганизация

армии, реформа финансов, народного просвещения цензуры и др.

Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь

Константин Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел П.А.

Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр народного просвещения А. В.

Головин, публицисты К.Д.Кавелин, М.Н. Катков, известные ученые

К.П.Победоносцев, Н.Х.Брунге, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др. Курс

Александра II и его единомышленников постоянно наталкивался на

противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранявшей

значительное политическое влияние при дворе. Лагерь противников реформ

возглавляли начальник III отделения Собственной е.и.в. канцелярии граф П.А.

Шувалов и министр юстиции граф В.Н. Панин.[1]

Отмена крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы.

Вскоре после окончания Крымской войны, в конце 1857 г., был создан

секретный комитет для выработки плана постепенного освобождения крестьян.

Усиление крестьянского движения заставило правительство ускорить обсуждение

проектов реформы. Были созданы губернские комитеты, в которых участвовали

только дворяне. Крестьянство от обсуждения проектов освобождения

устранялось.Планы дворян объединяло стремление оставить помещичьи земли

неприкосновенными, законсервировать все права и привилегии помещиков и

сохранить за ними возможность эксплуатировать крестьян. Некоторые

разногласия, возникшие среди дворян, были, но существу, «...борьбой внутри

господствующих классов... исключительно из-за меры и формы уступок».

При обсуждении сложились различные группировки дворян. Реакционные

помещики предложили освободить крестьян совсем без земли. Либеральные

дворяне предлагали наделить крестьян землей за соответствующий выкуп.

Помещики различных географических районов России по-разному представляли

размеры крестьянских наделов.

Помещики черноземных районов, где земля была плодородной, нуждались в

рабочих руках и хотели сохранить экономическую зависимость крестьян.

Поэтому они предлагали освободить крестьян с очень маленьким наделом по

высокой цене за десятину земли. Это заставило бы крестьян или арендовать

землю у помещика, или батрачить на него за лишний клочок земли. В

нечерноземной полосе земля не имела такой ценности; местные дворяне

соглашались наделить крестьян землей за повышенный выкуп.

При обсуждении проектов сначала в губернских комитетах, затем в Главном

комитете по крестьянскому делу и в Государственном совете крепостники

сделали все, что могли, для максимального ограждения своих интересов.

«Великая реформа», как ее называли многие современники, «...была

крепостнической реформой и не могла быть иной ибо ее проводили

крепостники».

Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. 19 февраля 1861 г. царь

Александр II подписал два основных документа о проведении реформы: Манифест

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных

сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Высочайше утвержденные его

императорским величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной

зависимости». Оба документа были буквально «вырваны» у правительства

усилившейся классовой борьбой крестьянства. Однако царизм постарался скрыть

вынужденность уступок. Правительство объявило реформу добровольным

самопожертвованием дворянства.

Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. касались трех основных

вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок

совершения выкупной сделки. Манифест провозглашал юридическую свободу

каждого крестьянина и «даровал» им некоторые общегражданские права.

Крестьянин мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки,

предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом. Крестьянин мог

без специального разрешения помещика вступить в брак, поступать на службу и

в учебные заведения, переходить в сословие мещан и купцов.

Получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием.

Они являлись единственным классом, который платил подушную подать, нес

рекрутскую повинность, подвергался телесным наказаниям. Во взаимоотношениях

с помещиком и государством крестьяне были связаны круговой порукой.

Сохранялись крестьянская община и общинное землевладение. Помещику

вменялось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Таким

образом, освобождение крестьян было неполным. Царское правительство

постаралось сделать все возможное для сохранения в деревне остатков

крепостничества, укрепления привилегий дворянства.

Наделы.

Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянским миром

(общиной) регламентировали «Положения» и уставные грамоты . Помещики

сохранили право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем

они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой

надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед

правительством».

Для удовлетворения требований всех категорий дворянства Россия была

разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из

них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший —

больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше

которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах

заключалась «добровольная» сделка между помещиком и крестьянами.

В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению,

вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли

дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.

Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму

земли в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждали в пользу помещика. Так

образовались отрезки земли, отобранные у крестьян и переданные помещикам по

реформе 1861 г. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40%

земли, в нечерноземной — 10 %. В целом же по стране крестьяне получили на

20 % земли меньше, чем у них было до реформы.

В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было

совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства.

Реформа 1861 г. обрекала крестьян на малоземелье, способствовала

дальнейшему разорению и обнищанию русской деревни.

Выкуп.

Крестьяне подверглись грабежу не только при определении размеров надела,

но и при назначении цены за землю. Рыночная стоимость всей полученной

крестьянами земли составляла 544 млн. руб. Но крестьяне должны были

заплатить гораздо больше. Стоимость земли повсеместно повышалась. Выкупная

сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк и дающему 6 % дохода в

год, равных прежнему оброку крепостных крестьян. Фактически крестьяне

должны были заплатить 867 млн. руб., т. е. в 1,5 раза больше рыночной

стоимости земли.

Поскольку у крестьян не было суммы, необходимой для выкупа земли, и для

того чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно, государство

предоставило крестьянам ссуду в размере 80 % стоимости надела. Остальные 20

% крестьянин платил помещику сам. В течение 49 лет крестьяне должны были

возвратить ссуду государству с начислением 6 % годовых. К 1907 г., когда

крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже

выплатили государству около 2 млрд. руб., т. е. в 4 раза больше рыночной

стоимости земли в 1861 г. «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим

грабежом, рядом насилий и сплошным надругательством».

Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личную

свободу, за волю. Крестьянин становился свободным только после выплаты 20 %

стоимости надела. До этого он оставался «временнообязанным» помещику, т. е.

должен был выполнять все прежние повинности. Однако новые повинности и

поборы помещик вводить не мог. Через 20 лет еще 15 % крестьян оставались

временнообязанными, так как у них не было денег для совершения выкупной

сделки. В 1881 г. был издан закон о ликвидации с 1883 г. временнообязанного

состояния — все крестьяне должны были выкупить надел.

Правительство понимало, что в ответ на грабеж вновь вспыхнет

крестьянское движение. Недаром обнародование Манифесте и «Положений» было

отложено до 5 марта 1861 г., а в столицу стянуты войска. После публикации

этих документов во многих губерниях (Казанской, Пензенской и др. )

пронеслись слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю. Поднялась волна

крестьянских выступлений. Так, в 1861 г. их было более тысячи, в 1862 г.—

400, в 1863 г.— 386. Для их подавления царизм неоднократно использовал

войска. Только после этого правительство сочло возможным провести реформу

среди государственных и удельных крестьян и начало «освобождать» крестьян в

национальных районах (на Кавказе, например, у крестьян отрезали 40 % земли,

а повинности в пользу помещика удвоились). отмена крепостного права в

национальных окраинах сопровождалась еще большим грабежом крестьян, чем в

центре.[2]

Судебная реформа 1864 г.

Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные

исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной.

Существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян; специальные

коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и

административные органы - губернские правления, органы полиции и др. Закон

не устанавливал для судей образовательного ценза и в судах первой инстанции

малограмотные судьи составляли большинство членов.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых

дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные

административные учреждения; следствие и исполнение приговора

предоставлялось органам полиции, которая, кроме того, могла принимать на

себя и судебные функции по "маловажным" делам. По словам А.Ф.Кони,

"следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не -

только фундамент, но в сущности единственный .материал для суждения о

деле", так суд получая дело, знакомился с ним по материалам, подготовленным

полицией.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся еще в 50-х годах,

особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К

началу 1861 года на рассмотрение Государственного совета было представлено

14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной

системьги судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение

устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы

составили 74 тома.

20 ноября 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты:

Утверждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав

гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми

судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным

относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. У общим -

окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским

и по уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на

несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и по

уголовным делам) департаменты Сената.

Реформа судебной системы провозгласила новые принципы правосудия -

отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство

всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

выборность (мировых судей и присяжных заседателей). В Государственном

совете подчеркивалось, что "...при соединении администрации и суда в одних

руках не представляет ручательства в там, что каждая из двух областей

административная и судебная, будет держаться в ее естественных пределах. По

сим причинам решения административных властей по делам судебным всегда

внушают к себе недоверие и всякое наказание назначенное без суда,

представляется произволом власти, возбуждает ропот". Вместе с тем, при

создании новых судов в "Учреждении судебных установлений" в Приложении к

ст. 2 говорилось: "Судебная власть духовных, военных, коммерческих,

крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями", т.е.

ссхловная юстиция фактически сохранялась.

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты

(судебных следователей и присяжных заседателей) и реорганизована

деятельность старых изменились функции прокуратуры. В этом же документе ст.

7 регламентировала суд присяжных заседателей для определения в уголовных

делах вины или невиновности подсудимых. Но политические преступления при

этом были изъяты из подсудности суда присяжных. Соединенные департаменты

Государственного совета пришли к выводу, "что предоставить присяжным,

избранным обществом, разрешение вопроса о преступности или непреступности

учений и действий, превратно толкуемых и неверно понимаемых многими, иногда

даже добросовестны-ми членами общества, значило бы оставить государство,

общество и власть без всякой защиты". Функциями прокуратуры стали;

поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и за

местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-

прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в

судебных палатах и окружных судах - должности прокурора и товарищей

прокуроров. Все прокуроры назначались царем по представлению министра

юстиции.

Формирование принципов сосгязательноста в судебном процессе потребовало

создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных).

Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по

разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать

частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет

присяжных поверенных. Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма

общественному Движению. Правительство вплоть до отмены крепостного права

отрицательно относилось к учреждению в России адвокатуры по западному

образцу. Институт присяжных поверенных создавался в качество особой

корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящих в состав суда и

пользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон четко

регламентировал условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным Они

фактически совпадали с требованиями, которые предъявлялись к судьям. Статьи

367-378 определяли правовую природу Света присяжных поверенных. Этот орган

совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под

контролем судебной палаты, Совет осуществлял наблюдение за точным

исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими

законов, "установленных правил и всего прочего... сообразно с пользой их

доверителей".

Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: им были

подсудны "дела о менее важных преступлениях и проститутках", для которых

предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х

месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 годи, денежные взыскания

на сумму свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой па мировых судей

возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму

до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500

рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на

владение.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя

и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена

общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд

присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за

собой маказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех

или некоторых особенных прав и преимуществ".

В ходе разработки этого института возникла дилемма: какой системы

придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные

в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: "Совершил ли подсудимый

данное преступление?", во втором -"Виновен ли подсудимый?" Российская

практика пошла по второму пути.

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте

преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы

разрешались присяжными лишь в случае, если суд единогласно признает, что

"решением присяжных, осужден невинный". В этом случае он выносил

постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных,

решение которых было окончательным. При окружных судах учреждался институт

следователей, осуществлявших предварительное расследование преступлений под

надзором прокуратуры на закрепленных за ними участках.

Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции.

Кандидаты на должность должны были соответствовать определенному цензу:

иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных

органах (не менее 3-х лет). Во главе окружного суда стол председатель, во

главе отделений - товарищи председателя.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.