рефераты скачать

МЕНЮ


Задачи кадрового отбора и технологии их реализации

Задачи кадрового отбора и технологии их реализации

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАДАЧИ КАДРОВОГО ОТБОРА

И ТЕХНОЛОГИИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

(КУРСОВАЯ РАБОТА).

Выполнила студентка 4 курса ,

вечернего отделения, факультета ГиМУ, группы 44-В

Кузьмина Ася Александровна.

Научный руководитель

Старший преподаватель кафедры

Управления Персоналом и

Кадровой политики

Кудрявцева Е.И.

Санкт-Петербург

2001

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.-------------------------------------------------------------

----------------- 3.

Глава 1.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА КАДРОВ.---------------4.

Глава 2.

ПОНЯТИЕ ОТБОРА, И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.---------------------8.

1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.--------------------------------

----- 12.

2. МЕСТО ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.-

--------------------------------------------------------------------

--------------- 14.

Глава 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ КАДРОВ.--------

------------------------------------------------------------ 17.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ.--------------------------------

--------- 18.

2.КРИТЕРИИ ОТБОРА.----------------------------------------------------

--------------------------- 19.

3. ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ КАДРОВОГО ПОПОЛНЕНИЯ.--------------------------

- 20.

Глава 4

ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА.----------------------------------------------------

---------22.

1.КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ОТБОРА.---------------------------------------------

------------------25.

2.АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.---------------------------------

------26.

3. МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ.-------------------------------------------------

-----------------------26.

4.СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА.-----------------------------------

--------- 29.

Глава 5

ПОТЕРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ОШИБОК ПРИ ОТБОРЕ.------------------- 33.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.----------------------------------------------------------

------------- 34.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.---------------------------------------------------

-------- 36.

ВЕДЕНИЕ.

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации

неизбежно связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров

является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди

обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в

распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее

экономические показатели и конкурентоспособность.

Персонал является мотором любой организации. Часто руководитель

основное внимание обращает на финансовые, производственные вопросы, вопросы

материально-технического обеспечения или сбыта готовой продукции, не уделяя

достаточного внимания людям, которые обеспечивают работу организации по

всем этим направлениям.

Ошибки при отборе кадров – особенно когда речь идет о руководящих

кадрах – слишком дорого обходятся организации. Потери организации от

ошибочных решений, аварий, брака – это только часть тех расходов, которые

приходится нести в результате неудовлетворительной работы по отбору новых

кадров.

Поиск и отбор персонала традиционно рассматривается как функция

кадровых служб. Однако эффективный процесс отбора требует участия в нем

руководителей всех подразделений, для которых набираются сотрудники.

Руководители всех уровней должны осознавать значение поиска и отбора

кадров, уметь оценивать эффективность используемых при этом технологий.

От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала,

в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в

достижение целей организации и качество производимой продукции или

предоставляемых услуг.

Рассматривая функцию отбора персонала, как исключительную обязанность

кадровых служб, необходимо отметить, что функционирование данной службы

обусловлено обязательным выполнением ряда основных функций:

V Поиск и отбор кадров;

V Мотивация персонала;

V Кадровое планирование;

V Формирование кадровой культуры;

V Обучение персонала .

Но, и это глупо отрицать, самые важные задачи стоят перед кадровой

службой в области поиска и отбора кадров.

В наше время разработано множество надежных и эффективных технологий

отбора персонала. Современный уровень развития науки позволяет использовать

самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные

многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.

В данной работе речь пойдет именно об этих технологиях и системах

отбора персонала, их достоинствах и недостатках, в рамках решения основных

задач в области поиска и отбора персонала.

Глава 1.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА КАДРОВ.

Сегодня ценность «человеческих ресурсов» признается всеми. Но так

было не всегда. Формирование целостной системы поиска и отбора персонала

имеет долгую и сложную историю.

Весь период становления системы подбора кадров можно условно

разделить на три основные этапа[1]:

V Донаучный;

V Классический;

V Современный.

Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период

формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке ( Шумера,

Египет, Аркада).

Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную

касту государственных служащих. В эту школу был строжайший,

целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности,

физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на

зачисление в эту школу.

К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в

Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора

чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на

службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные

заслуги, качество ума и интеллект.

Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета

Др. Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов

достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились

и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды

древнегреческих мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в

истории попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для

того или иного рода деятельности. В средние века известно также не мало

примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, но все это

были лишь попытки создать целостную систему отбора персонала. В донаучный

период сформировались отдельные элементы, части этой системы, но более-

менее законченную целостность она обрела позже.

Начало классическому этапу положила великая индустриальная революция

XVIII -ХIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма.

Замена малопроизводительного ручного труда властью пара и машин повлекла за

собой изменения условий работы, общественных форм разделения труда и т.д.

Новый тип служащего, босс, руководитель, который теперь не обязательно

является собственником, как это было в прошлом, становится могучим

посредником в новой фабричной системе. Со всеми этими изменениями растет

разрыв между рабочими и собственниками, хозяевами. Возникла острая

необходимость в отдельной структуре организации, которая могла бы стать

связующим звеном между противоборствующими сторонами.

И такие структуры (отделы, службы), призванные заниматься вопросами

персонала, вскоре появились.

Точной даты возникновения первого департамента не зафиксировано, но к

концу XIX - началу XX века крупные предприятия уже имели в своей структуре

специальные кадровые службы. Первые администраторы по персоналу именовались

секретарями по благосостоянию. Их функция состояла в посредничестве между

администрацией и рабочим; другими словами, они должны были говорить с

рабочими на понятном для них языке, а затем давать рекомендации управляющим

по поводу того, что нужно делать, чтобы добиться от рабочих наилучших

результатов. Кадровая проблема в то время решалась незатейливо: лучших

работников просто переманивали с другого предприятия денежными посулами и

всевозможными привилегиями.

Первым, кто решил научно обосновать проблему отбора кадров, были

американский ученый Парсонс и известный немецкий психолог Мюнстерберг.

Но кардинальные изменения в системе отбора персонала стали возможны

только к 20-м годам двадцатого века. В эти годы широко распространяется

учение Тейлора о научной организации труда. В сфере кадровой политики

Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора

персонала, а также оценке деятельности руководителя соответственно

занимаемой должности. Наиболее развитые державы (США. Германия, Франция и

т. д.) использовали систему Тейлора, а также активно разрабатывали свои

собственные системы отбора кадров.

Во многих американских компаниях образовывались «отделы установки

личного состава», целями которых были привлечение рабочей силы, отбор,

начальная установка, выдвижение, воспитание и обучение, здоровье рабочих,

техника безопасности и санитарии, улучшение быта, методы изучения

персонала.

Германское правительство повсеместно привлекало психологов к подбору

в армию и на предприятия. В начале 1920-х годов в Германии был проведен

глобальный опрос руководителей фирм. Цель опроса - выявления критериев

детального описания конкретных профессий. Для облегчения и систематизации

получаемых от руководителей фирм и рабочих ответов, Институтом Прикладной

Психологии в Берлине была разработана анкета, содержащая 151 вопрос. На

основании тысяч ответов на эти вопросы, со стороны представителей различных

профессий удалось создать ряд «профессиональных психограмм» (напр.,

машиниста, наборщика, вагоновожатого, конторщика, телефонистки и т.д.) в

виде со6рания карточек (картотеки) в алфавитном порядке профессий[2].

Россия также активно использовала открытия психотехники. Большая

часть промышленных предприятий начала пользоваться методиками работы с

персоналом, разработанными в недрах одной из девяти лабораторий ЦИТа.

Современный этап. Переломным моментом в работе кадровых служб -

перенос опыта отбора кадров из промышленности во все сферы экономики -

можно считать создание в конце 1950-х - начале 1960-х гг. «теории качеств»

(первоначально разрабатывалась для управленцев). Представители этого

направления шли по пути поиска необходимых для лидера личностных качеств,

таких как «энергичность», «воля», «решительность», «оперативность» и т.д. В

разных исследованиях фигурировало множество качеств, необходимых, с точки

зрения исследователей, для успешного выполнения управленческих функций.

Среди них такие как умение предвидеть, быстрая реакция, выдержка, терпение,

способность привлекать внимание, такт, но прежде всего энергия, ум и

характер.

Наиболее слабой и уязвимой стороной новой теории стала ее основная

идея, согласно которой управляющий должен обладать всеми добродетелями и ни

одним пороком. К. Бирд, обобщив 20 исследований, указал 79 качеств

необходимых для лидера. В те годы исследования на эту тему росли как грибы,

и часто доходило до абсурда, когда результаты одних исследований

противоречили результатам других. Как считал Олпорт, из 17 000 определений,

используемых в английском языке для описания индивидуума, почти каждое

может быть использовано для характеристики лидера. Через несколько лет

С.Джиб сделал вывод о том, что многочисленные исследования симптомо-

комплексов лидерства не состоятельны ввиду того, что разнообразные ситуации

требуют проявления различных, часто противоположных качеств от человека,

призванного управлять. Ошибкой являлось так же то, что эти списки

представляли собой набор прилагательных или существительных которыми

фактически подменялись искомые качества. Чем длиннее оказывался перечень,

тем менее надежным оказывался итоговый результат оценки. К тому же

отсутствовала процедура перевода первичных оценок в стандартизированные

статистические[3].

«Теория качеств» представляла собой первую попытку решения проблемы

индивидуального различия людей в целях их отбора для управляющей работы.

Она носила утопический характер и не могла служить основой в процессе

профессионального отбора управляющих. Несмотря на это, теория послужила

отправным толчком для создания последующих, гораздо более эффективных,

систем отбора персонала.

В Советской России в 1960-х гг. нашего столетия также начался новый

виток развития систем отбора персонала. Этот процесс связан с появлением и

бурным ростом заводской (прикладной) социологии. Ее создавали главным

образом академические социологи. Во всяком случае, так было на первом

этапе. Первоначально заводская социология получила статус в службах

социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок трудились

социологи, психологи и экономисты. Позже возникли службы (бюро, сектора,

отделы и лаборатории) при отраслях, регионах, городах.

Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и

начало 80-х годов. К этому времени возникли самостоятельные школы и

направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи,

Минсудпром) сложилась разветвленная система заводских служб.

К концу 80-х годов, в связи с глобальным реформированием российского

общества, заводские службы стали исчезать. Их функции в области подбора

персонала перешли к новым отделам кадров и рекрутинговым агентствам[4].

В настоящее время большая часть современных и эффективных систем

поиска и отбора (оценка, аттестация) персонала разрабатываются и

применяются специализированными фирмами: кадровыми центрами и

рекрутинговыми агентствами ( и это справедливо не только для России, но и

для всего мира).

Глава 2.

ПОНЯТИЕ ОТБОРА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Отбор персонала — это серия мероприятий и действий, осуществляемых

предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или

лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.[5]

Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не

только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия. В ее

эффективности заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия,

так и конкретные индивиды.

Влияние работы на людей велико. Это не только степень их

экономического благосостояния, но и социальный статус, взаимоотношения и

удовлетворенность жизнью в целом. Стремясь к гармоничному соотношению

человеческих способностей и требований предприятия, рыночное общество, с

одной стороны, исходит из соображения: в какой степени процедура отбора

такого соответствия обеспечить не может, в такой мере страдает

производительность. С другой стороны, общество обеспокоено тем, что при

любой степени владения профессиональными знаниями и навыками наиболее часто

при найме могут «неквалифицированными» оказаться кандидаты, имеющие «не

тот» пол, «не тот» возраст и «не ту» расу или национальность.

В связи с этим на отбор персонала оказывают влияние прежде всего

факторы внешнего окружения. В их спектре законодательство государства,

регламентирующее вопросы защищенности граждан от дискриминации при найме на

работу; влияние рынков труда, поскольку процессы отбора различаются из-за

их емкости и характеристик: при большом количестве претендентов организация-

работодатель устанавливает более высокие и разнообразные требования к ним.

Шанс принятия неверного решения, по оценке специалистов, уменьшается

пропорционально величине кандидатов, владеющих «емкой» квалификацией.

Высокие требования, в свою очередь, снижают число потенциальных

претендентов и, следовательно, сокращают расходы организации на процедуру

отбора. Нехватка работников требуемых профессий на рынке означает небольшое

число претендентов на вакантные места и влечет заниженные требования к

квалификации.

При поиске и отборе кадров важно придерживаться нескольких принципов,

которые не только позволят выбрать лучших кандидатов на заполнение

имеющихся вакансий, но и будут способствовать их более легкому вхождению в

организацию и быстрому выходу на уровень рабочих показателей, отвечающих

установленным требованиям.

В различных источниках встречается достаточно большое количество

принципов рационального отбора персонала организации. Приведем некоторые из

них:

1. Невозможность действенного отбора претендентов без знания

требований к вакантной должности. Отсюда исходит необходимость, во-первых,

определения набора знаний и профессиональных навыков для занимающего

открытую для найма позицию и формирования личностных требований к нему, во-

вторых, выявления того способа поведения и действия кандидата в рабочей

группе, к которой предполагается его прикомандировать.

2. Отбор претендентов не всегда должен проходить относительно жестких

требований, которые выставляет вакантная должность. Из этого следует, что

на практике наиболее пригодный кандидат - это не всегда абсолютная копия

сформированного предприятием его желаемого портрета, поэтому отбор

необходимо проводить с позиций лишь относительного сходства характеристик.

Многие должности описываются «усредненными требованиями» и поэтому

предполагают «только в среднем способных сотрудников».

3. Необходимость избегать сознательных и несознательных субъективных

влияний на отбор претендентов, например, протекции или предубеждений.

Несознательные предубеждения по отношению к кандидату чаще всего являются

следствием так называемых «перенесенных заблуждений» оценщика. К ним

относятся:

V «эффект раздутой двери», который основывается на том, что

оценщик склонен к переоценке ярко выраженных особенностей

нанимаемого;

V «эхо прошедшего», возникающее вследствие того, что оценщик

проецирует определенные позитивные или негативные воспоминания о

знакомом человеке (схожие фамилия или имя, выговор и др.) на

нанимаемого, и в соответствии с ними выносит ему оценку;

V образование типичных ошибочных мнений и толкований, согласно

которым, единичные физиогномические особенности (например,

высокий или низкий лоб) расцениваются как гарантированные

признаки определенных способностей или свойств характера.

Любой из этих видов заблуждений может привести к авансированной

симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим фальсифицировать

объективный отбор кандидатов.[6]

4. Необходимость принятия во внимание не только уровня

профессиональной компетентности кандидатов, но и то, как они будут

вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация

потеряет больше, чем найдет, если наймет на работу квалифицированного

кандидата, но не способного установить хорошие взаимоотношения с коллегами

по работе, с клиентами и руководителями.[7]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.