рефераты скачать

МЕНЮ


Управление экономической активностью молодежи

Управление экономической активностью молодежи

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра менеджмента

НАУЧНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему

«Управление экономической активностью молодежи»

Выполнили студентки

дневной формы обучения

специальности менеджмент организации

специализации управление миграционными процессами

_________ Т.Р. Аракелова

_________ М.М. Жукова

Преподаватель

_____________________ __________ О.Н. Александрова

(ученая степень, звание)

Москва - 2003

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………..….……3

1.Существует ли необходимость управления экономической активностью

молодежи?……………………………………………………………………………4

1.1.Понятие экономической активности…………………….………………..……4

1.2.Характерные особенности социальной группы «молодежь»…….....…..…….5

1.3.Содержание проблемы………………………………. …..……………….…….8

2.Динамика экономической активности молодежи. Состояние рынка труда

молодежи………………………………………………………………………….….9

3.Возможные пути повышения экономической активности молодежи……..….14

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...27

Приложение №1…………………………………………………………………….28

Приложение №2…………………………………………………………………….29

Введение

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях

структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально

новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и

болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу

специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно

подготовленной к современным реалиям рынка труда. При первичном выходе на

рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей

профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на

рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-

психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на

коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом

вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой

реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер,

обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости

молодёжи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к

современной экономической системе общества. Государство и общество не

должны пассивно ожидать самонастройки молодёжного рынка труда: требуется

обоснованная политика регулирования молодёжной занятости и достижения его

эффективного уровня.

1. Существует ли необходимость управления экономической активностью

молодежи?

1. Понятие экономической активности

Для того чтобы понять, как управлять экономической активностью молодежи

необходимо сначала дать определение понятиям «экономическая активность»,

«экономически активное население», «экономически неактивное население» и

др.

При исследовании занятости населения каждый опрашиваемый в возрасте 15-

72 классифицируется как занятый, безработный или экономически неактивный.

Обратимся к понятиям и определениям, разработанным Госкомстатом России с

учетом рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ) и национальных

особенностей России.

Занятое население (занятые экономической деятельностью) - лица, которые

в рассматриваемый период выполняли работу хотя бы один час в неделю по

найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для

получения прибыли или семейного дохода; временно отсутствовали на работе;

выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработные - лица в возрасте, установленном для измерения

экономической активности населения, которые в рассматриваемый период

(обследуемую неделю) удовлетворяли одновременно следующим критериям: не

имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в течение

четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые

способы; были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве

безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к

ней.

Экономически активное население – лица, которые в рассматриваемый

период считаются занятыми или безработными, то есть лица, способные

участвовать в производстве материальных ценностей.

Существует еще одно определение экономически активного населения, как

часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и

услуг.

Экономически неактивное население - лица, которые в рассматриваемый

период не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными.

Экономически неактивное население включает:

- учащихся и студентов, слушателей и курсантов дневных отделений

(включая дневные аспирантуры и докторантуры)

- лиц, получающих пенсии по всем основаниям

- лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом а детьми, больными

родственниками и т. д.

- лиц, прекративших поиск работы, исчерпав все возможности ее получения,

но желающих и способных работать

- других лиц, которым нет необходимости работать независимо от источника

дохода.

Уровень экономической активности населения - удельный вес численности

экономически активного населения в общей численности населения,

рассчитанный в процентах.

Экономически активное население составляет опору любой страны, и

соответственно положение молодежи и ее экономическая активность являются

основными показателями последующего развития государства.

2. Характерные особенности современной молодежи

Понятие «молодежь» определяется не только по возрастным границам. Оно

имеет ряд особенностей, которые отличают эту социально-демографическую

группу от остальных. Среди факторов социологического определения «молодежь»

можно выделить следующие:

- возрастные границы и социально-психологические особенности;

- специфика социального статуса, социально-культурное поведение;

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в

индивидуализации.

С точки зрения возрастных особенностей, к молодежи относят лиц от 16 до

29 лет. Молодежь по возрастным границам делится на три группы: подростковая

группа (16-18 лет), молодежь в возрасте 18-24 лет и молодые люди в

возрасте 25-29 лет.

Подростковая группа представляет в основном учащихся средних школ и

профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую

деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части

населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них

стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда,

пополняя ряды безработных.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди,

завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они

являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не

имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого

менее конкурентоспособны.

В возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый

“шок от реальности”, связанный с тем, что их идеальные представления о

будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной

обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодёжные

программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять

существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. Именно на этот же

возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся

вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный

выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и

профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют

собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к

предлагаемой работе. [3]

Молодежь по своему общественному положению - социальная группа, активно

выражающая свое отношение и участвующая в определении содержания

общественной действительности. В экономике, например, молодежь имеет особый

смысл. Это социальная группа, которая пробует на себе ту или иную

общественную потребность, тот или иной новый товар. Не случайно мода

ориентирована именно на молодежь, на тех, кто способен экспериментировать с

устоявшимися общественными традициями. Когда молодое поколение освоит новый

экономический продукт, становится возможным запуск товара в массовое

производство. [14]

Еще одной особенностью, отличающей молодежь как социальную группу,

являются ее ценностные ориентиры. Образ жизни современной российской

молодежи имеет преимущественно пассивный характер. Наиболее частые виды

проведения досуга для почти трех четвертей молодых людей - просмотр

телепередач и встречи с друзьями и приятелями; две трети увлекаются

прослушиванием музыкальных записей и просмотром видео. Активные формы

проведения свободного времени занимают весьма небольшое место в жизни

молодых людей: часто бывают из них в театрах и на концертах 17% и никогда

их не посещают 33%; в музеи и на выставки часто ходят 10%, а никогда - 46%,

что свидетельствует о резком снижении культурной активности молодежи.

Заметно сузилась сфера самодеятельного творчества молодежи. Художественным

и техническим творчеством регулярно занимаются 13% опрошенных студентов.

Несколько большую значимость имеет такой вид проведения свободного

времени, как посещение баров и дискотек: 27% молодых людей часто посещают

эти заведения, причем активнее здесь представители младшей возрастной

группы (31%). Своеобразный вид отдыха, - "ничегонеделание" предпочитают 39%

опрошенных, однако, 21% - никогда не проводят так свое свободное время.

Общественная деятельность также не занимает значительного места в

образе жизни нашей молодежи. Много внимания этому уделяют 18% молодых

людей, а 60% практически никогда этого не делают.

Тем не менее, прежде всего, главным для молодежи, является желание

реализовать свои способности (21,4%), а затем уже стремление стать богатым

(16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Отсюда можно видеть, что в

качестве инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что

в жизни важнее”, молодежь выбирает в первую очередь саморазвитие личности,

а затем уже материальную обеспеченность. Т.е. молодежь стремится занять

достойное место в обществе не за счет обогащения, а за счет саморазвития и

самореализации, за счет становления высокого социально-профессионального

статуса. [15]

И все же многие социологи и общественные деятели считают, что общий

вывод ученых НИЦ при Институте Молодежи, сделанный еще в 1993 году,

остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по

основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего".

Это выражается, прежде всего:

. в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению

общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса

в целом. С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше,

чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет

уменьшилось на три миллиона человек. Демографическая ситуация

осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и

самоубийств, в том числе среди молодежи;

. в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее

поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В

среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно

здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные

отклонения;

. в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи.

Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный

образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся:

инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие

заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть

социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут

ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи;

. в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом

развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых

людей в составе безработных остается высокой.

. в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для

общества профессий. [1]

3. Содержание проблемы

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда

обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди

составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое

главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности

зависит последующее развитие страны. Молодежь уже сегодня во многом

определяет политические, экономические и социальные структуры общества.

Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на

рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность

перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях,

средствах массовой информации, правительственных документах.

Так, например, практически все работодатели негативно оценивают такие

качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и

построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения,

излишняя эмоциональность, то есть всё то, что свидетельствует о социальной

незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в

данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов

представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без

исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния

стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи

на рынке труда. [10]

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками

молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда

обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и

занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в

определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в

России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге

образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого

человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии

(специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по

которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя

из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате

анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему

моменту стала широко доступной в большинстве городов страны.

Еще одной серьезной проблемой является падение престижа

производительного труда для значительной части молодых людей. Вследствие

этого для молодежи стал характерен социальный пессимизм, они не верят в

возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в

соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят

полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры

часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в

профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не

содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью,

направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.

Существующие комитеты по делам молодежи на местах, а так же различные

структуры на федеральном уровне не могут справиться с проблемой высокой

безработицы и падением экономической активности среди молодежи.

Ведомственные проекты в области молодежной политики либо носят несистемный,

"точечный" характер, либо, имея в целом благие намерения, реализуют лишь

некоторую политическую миссию. Так, организация молодежного досуга

проводится властями разных уровней не для реализации потребностей самой

молодежи, а для подчеркивания позитивного имиджа того или иного

политического лидера (главы местной администрации, губернатора и пр.). Есть

даже молодежно-политические объединения, названные именем губернатора.

Действительно же действующих молодежных организаций, реализующих те или

иные инициативы, по оценкам разных экспертов, менее 20%. Строительные

отряды, создаваемые в летний период, также выполняют лишь превентивные

функции, являя попытку властей снизить количество детских правонарушений.

Они не направлены на собственно молодежные инициативы, определяющие

содержание проектной деятельности и обеспечивающие самореализацию личности.

Традиционная стратегия молодежной политики носит скорее характер борьбы с

негативными проявлениями в молодежной среде, нежели является способом

развития того позитивного, что есть у молодого поколения. [11]

1. Динамика экономической активности молодежи

Состояние рынка труда молодежи

Осенью 1998 года Международной ассоциацией студентов, изучающих

экономику и управление (AIESEC), среди 300 старшекурсников российских вузов

было проведено исследование с целью выяснить, где намереваются работать

лучшие молодые умы России по окончании учебного заведения. Несмотря на

кризис и достаточно тяжелое экономическое положение в стране, многие

студенты по-прежнему рассчитывали найти себе рабочее место с зарплатой в

несколько сот долларов, по специальности, с социальными гарантиями. Между

тем, на рынке труда молодые люди ориентируются чаще всего слабо. Доходит до

анекдотичных ситуаций: примерно 5% молодых людей по окончании вузов

собираются устроиться в несуществующие российские компании и банки.

До 17 августа 1998 года найти работу в иностранной компании хотел

каждый третий студент. После кризиса сильно возросло число «патриотов» и

желающих трудиться в государствах, где экономическое положение стабильно

(например, в США мечтают работать на 15% больше молодых россиян, чем

раньше).

В середине 90-х годов среднестатистический студент рассчитывал на

начальную заработную плату в размере 458 долларов и надеялся на увеличение

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.