Процедура банкротства предприятия
Процедура банкротства предприятия
Процедура банкротства предприятия
Содержание работы:
Введение. 3
Глава 1. Система банкротсва в России. 18
Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22
2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22
2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий. 28
Глава 3. Конкурсное производство. 31
3.1. Порядок осуществления. 31
3.2. Ликвидация предприятия. 42
Заключение. 52
Список литературы: 58
Приложения. 62
Введение.
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение
и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и
потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры
производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу
субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных
и государственных организаций), осуществляется посредством национального
рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От
характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее
предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба
предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных
предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного
развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов
производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что
характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как
стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это
может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной
экономике.
Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих
профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию
экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью
продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что
квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния
требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности
предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также
нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в
особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех
стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что
до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.
Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при
этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и
тормозящими его.
Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность
возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она
заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на
всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически
определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм
малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от
1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого
массива американских фирм.
Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике.
Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в
переходной экономике можно считать следующие:
. нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие,
одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная
и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;
. механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом
форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета
национальных особенностей страны и условий переходного периода;
. сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как
следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая
тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и
т.п.;
. высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым
оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее
сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);
. прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий
криминальных структур, рэкета;
. слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций
цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;
. возникновение предпринимательских структур не только путем создания
совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших
предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь
следует признать наиболее значимым и характерным);
. большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий
(среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых
средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых
спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);
. высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц
(отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции
регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).
Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно
и для отдельных типов (форм) предприятий.
Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике
свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и
стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных
предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не
столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько
потребностями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и
средств у значительной части населения.
В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие
большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО).
Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования
предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой
товарищества с юридическим статусом.
Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто
размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения
экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за
подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления
государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета
акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного
рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное
финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной
экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что
деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения
корпоративных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы
разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого
механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей
руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким
доходам руководителей.
Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд
особенностей на функционирование различных типов предприятий.
Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В условиях плановой
экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными
органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и
др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное
значение имели централизованное материально-техническое снабжение
предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и
потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование,
мягкие бюджетные ограничения.
Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера
взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании
экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-
конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с
другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами,
сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений
предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы
государственного патернализма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при
отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной
инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду
с новыми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований)
сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых
элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование,
списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных
контактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих
структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими
предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция
сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных отношений,
большая роль личностных (иногда корыстных) связей между руководителями
предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования
предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом
происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведения.
Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями
по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы,
сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более
рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых
ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из
особых условий переходной экономики.
Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями,
выступают неразвитость рыночной инфраструктуры (товаропроводящей,
информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики,
медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных
решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое положение многих
предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.
В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в
снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйственные связи партнеров
в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях
экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при
бартере и т.п.); отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от
прежних технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения
профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров
становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики,
неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления
хозяйственных связей, частую смену контрагентов.
Существенными факторами, влияющими на материально-техническое снабжение
предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря
связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего
СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части
поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-
поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна
посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость
ассортимента многих видов отечественной продукции материально-технического
назначения и т.п.
Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной,
так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в
1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий),
сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди
активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства
сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в
развитие предприятий-поставщиков (2%).
Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений
происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие
предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных
связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).
Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике
предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать
потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских
предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних
хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий
в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности
выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость
рыночной инфраструктуры.
Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные
меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного
обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях
сдерживание роста цен на свою продукцию, 45% — изменение ассортимента
выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% —
активную рекламу, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на
зарубежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не
было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбытовой политики
предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и
реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой,
однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия,
изменения его профиля.
Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных
операций, поставок в счет будущих платежей (фактически необеспеченных
коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)
Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переходной экономики
является проблема просроченной финансовой задолженности предприятий.
Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не
чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного
периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах,
остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными
явлениями переходной экономики.
Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных
отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее
структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также
задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю
занимала взаимная задолженность предприятий (задолженность поставщикам в
структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий, несмотря на
ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%).
Таким образом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено
кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры
("неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема
продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в
7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем
неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем
денежной массы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28%
к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).
Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:
. трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в
условиях резкого перехода от системы государственного патернализма,
мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий
на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;
. либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на
сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой
продукции;
. кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его
вызывающие;
. жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны,
решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной
массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО,
валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным
ресурсам;
. разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация
банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции,
перераспределение средств в пользу финансового сектора;
. некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав
собственности;
. низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных
решений.
Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной
формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим
условиям и экономической политике, хотя в "объективизации" указанного
явления заинтересована та часть директорского корпуса, банкиров,
чиновников, посредников, которая реализует в этом свои корыстные интересы.
Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют
обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой
инфляции — недостаток собственных средств предприятий.
Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных
последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более
углубляет его. В числе этих последствий:
. негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте
порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и
финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;
. ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их
инвестиционной деятельности (обновление основного капитала,
реструктуризация производства и т.п.);
. усиление бартеризации хозяйственных отношений;
. заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или
"квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);
. сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие,
обострение бюджетного кризиса;
. усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных
злоупотреблений.
Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как
общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства.
Среди них:
. корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее
разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между
предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;
. более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|