рефераты скачать

МЕНЮ


Процедура банкротства предприятия

Процедура банкротства предприятия

Процедура банкротства предприятия

Содержание работы:

Введение. 3

Глава 1. Система банкротсва в России. 18

Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22

2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22

2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий. 28

Глава 3. Конкурсное производство. 31

3.1. Порядок осуществления. 31

3.2. Ликвидация предприятия. 42

Заключение. 52

Список литературы: 58

Приложения. 62

Введение.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение

и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и

потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры

производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу

субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных

и государственных организаций), осуществляется посредством национального

рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От

характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее

предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба

предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных

предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного

развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов

производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что

характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как

стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это

может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной

экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих

профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию

экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью

продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что

квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния

требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности

предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также

нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в

особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех

стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что

до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при

этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и

тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность

возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она

заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на

всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически

определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм

малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от

1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого

массива американских фирм.

Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике.

Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в

переходной экономике можно считать следующие:

. нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие,

одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная

и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;

. механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом

форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета

национальных особенностей страны и условий переходного периода;

. сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как

следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая

тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и

т.п.;

. высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым

оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее

сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);

. прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий

криминальных структур, рэкета;

. слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций

цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;

. возникновение предпринимательских структур не только путем создания

совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших

предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь

следует признать наиболее значимым и характерным);

. большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий

(среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых

средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых

спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);

. высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц

(отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции

регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).

Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно

и для отдельных типов (форм) предприятий.

Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике

свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и

стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных

предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не

столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько

потребностями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и

средств у значительной части населения.

В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие

большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО).

Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования

предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой

товарищества с юридическим статусом.

Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто

размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения

экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за

подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления

государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета

акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного

рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное

финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной

экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что

деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения

корпоративных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы

разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого

механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей

руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким

доходам руководителей.

Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд

особенностей на функционирование различных типов предприятий.

Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В условиях плановой

экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными

органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и

др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное

значение имели централизованное материально-техническое снабжение

предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и

потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование,

мягкие бюджетные ограничения.

Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера

взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании

экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-

конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с

другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами,

сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.

Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений

предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы

государственного патернализма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при

отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной

инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду

с новыми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований)

сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых

элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование,

списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных

контактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих

структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими

предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция

сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных отношений,

большая роль личностных (иногда корыстных) связей между руководителями

предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования

предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом

происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведения.

Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями

по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы,

сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более

рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых

ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из

особых условий переходной экономики.

Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями,

выступают неразвитость рыночной инфраструктуры (товаропроводящей,

информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики,

медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных

решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое положение многих

предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.

В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в

снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйственные связи партнеров

в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях

экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при

бартере и т.п.); отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от

прежних технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения

профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров

становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики,

неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления

хозяйственных связей, частую смену контрагентов.

Существенными факторами, влияющими на материально-техническое снабжение

предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря

связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего

СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части

поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-

поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна

посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость

ассортимента многих видов отечественной продукции материально-технического

назначения и т.п.

Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной,

так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в

1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий),

сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди

активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства

сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в

развитие предприятий-поставщиков (2%).

Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений

происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие

предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных

связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).

Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике

предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать

потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских

предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних

хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий

в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности

выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость

рыночной инфраструктуры.

Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные

меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного

обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях

сдерживание роста цен на свою продукцию, 45% — изменение ассортимента

выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% —

активную рекламу, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на

зарубежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не

было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбытовой политики

предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и

реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой,

однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия,

изменения его профиля.

Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных

операций, поставок в счет будущих платежей (фактически необеспеченных

коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)

Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переходной экономики

является проблема просроченной финансовой задолженности предприятий.

Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не

чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного

периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах,

остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными

явлениями переходной экономики.

Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных

отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее

структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также

задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю

занимала взаимная задолженность предприятий (задолженность поставщикам в

структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий, несмотря на

ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%).

Таким образом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено

кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры

("неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема

продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в

7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем

неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем

денежной массы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28%

к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).

Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:

. трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в

условиях резкого перехода от системы государственного патернализма,

мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий

на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;

. либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на

сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой

продукции;

. кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его

вызывающие;

. жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны,

решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной

массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО,

валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным

ресурсам;

. разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация

банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции,

перераспределение средств в пользу финансового сектора;

. некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав

собственности;

. низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных

решений.

Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной

формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим

условиям и экономической политике, хотя в "объективизации" указанного

явления заинтересована та часть директорского корпуса, банкиров,

чиновников, посредников, которая реализует в этом свои корыстные интересы.

Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют

обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой

инфляции — недостаток собственных средств предприятий.

Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных

последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более

углубляет его. В числе этих последствий:

. негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте

порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и

финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;

. ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их

инвестиционной деятельности (обновление основного капитала,

реструктуризация производства и т.п.);

. усиление бартеризации хозяйственных отношений;

. заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или

"квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);

. сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие,

обострение бюджетного кризиса;

. усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных

злоупотреблений.

Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как

общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства.

Среди них:

. корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее

разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между

предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;

. более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.