Приватизация промышленных предприятий
структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и
региональные структуры предпринимательства.
Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть
обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых
элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских
контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате
количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых
предприятий, товариществ, банков, бирж).
Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих
стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское
хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного
рынка ценных бумаг.
На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление
инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов
приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства
оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем
организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов
должно стать целевое финансирование технического перевооружения
производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились
условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в
регионах.
Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них
использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще
проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.
Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут
реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных
обществ.
Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является
приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков
в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных
участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не
только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению
данного процесса в регионах.
Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по
следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа
предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации
приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся
государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль
должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних
предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).
Заключение.
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое
явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного
сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического
обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на
ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели
потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются
политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации
должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к
реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с
различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы,
как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и
торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых
условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо
всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где
в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме
того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились
на различных этапах экономического и политического развития, что
существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в
качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования
государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;
3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:
многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента
государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти
характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,
трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных
изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,
что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как
макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования производственной деятельности
государственных предприятий в условиях административно-командной экономики
обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм
рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.
Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом
от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,
но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать
элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с
другой, - инструментом государственного регулирования долговременного
характера. Непосредственными целями приватизации являются:
. формирование слоя мелких и средних собственников;
. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
. перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической
эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не
выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать
развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование
(с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества
по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп
арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)
являются: приоритет политических целей процесса, введение системы
приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с
восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента
государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь
общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада
(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения государственного имущества среди
негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных
предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции
большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),
малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное
развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих
как государственных, так и не государственных структур (холдингов,
финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное
распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы:
ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества,
пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода
к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий
приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых
комплексов, малых и средних предприятий.
Список литературы:
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные
источники.
1.1. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР».
1.2. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации».
1.3. Федеральный Закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности
(банкротстве)» - М.: Статус, 1998.
1.4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации
в г. Москве»
1.5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие
системы приватизационных чеков в РФ».
1.6. «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества за
1994 г.
2. Монографии, статьи.
2.7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
2.8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М.,
1991.
2.9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.
2.10. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России М.:
Республика, 1999.
2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М.: Экономика, 1994.
2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.
2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его
распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.
2.14. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы - М.:
1994.
2.15. Стигну Д. Экономика государственного сектора, М., 1997.
2.16. Теория переходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В.
Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.
2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М.: 1994.
2.18. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В.
- М. Моск. ун-т, 1995.
2.19. Экономика. Под ред. Булатова А.С. - М., 1994.
2.20. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997.
3. Зарубежные издания на иностранных языках.
4. Периодические издания.
Вопросы экономики. 1994 – 1996.
Журнал Коммерсант. 1995 – 1997.
Российский экономический журнал. 1996 – 1998.
Свободная мысль. 1995 – 1999.
Экономика и жизнь. 1994 – 1999.
Приложения
Приложение № 1
Размеры предприятия и условия приватизации.
|Категория предприятия |Условия |
|МЕЛКИЕ |
|Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее |Приватизация без корпоратизации |
|1 млн.руб. | |
|СРЕДНИЕ |
|От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов |Добровольная корпоратизация |
|от 1 до 50 млн.руб. | |
|КРУПНЫЕ |
|Более тысячи работников или стоимость основных фондов |Обязательная корпоратизация |
|более 50 млн.руб. | |
Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1994.
Приложение № 2
Доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий (на 1996
г.)
|Отрасль |% |
|Целлюлозно-бумажная промышленность |20 |
|Металлургия |15 |
|Телекоммуникации |38 |
|Машиностроение |55 |
|Нефте- и газодобыча |42 |
Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1997.
Приложение № 3
Основные показатели приватизации в России.
|Показатели |1.01.93 |1.01.94 |1.01.95 |1.01.96 |
|Госпредприятия на самостоятельном балансе(ед.) |04998 |56635 |26846 |0778 |
|Подано заявок на приватизацию (ед.) |02330 |25492 |43968 |47795 |
|Реализовано заявок(ед.) |6815 |8577 |12625 |18797 |
|Продажная цена собственности(млрд. руб.) |7 |52 |867 |510 |
|Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском |376 |4073 |4048 |7040 |
|акций в продажу (ед.) | | | | |
|Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |13868 |14978 |12806 |12198 |
Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]
Приложение № 4
Предприятия и организации по отраслям экономики. (на 1 января: тыс.)
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Всего |1245 |1946 |2250 |2505 |2727 |2901 |
|в том числе: | | | | | | |
|Промышленность |212 |289 |310 |324 |339 |352 |
|Сельское хозяйство |121 |287 |335 |339 |338 |332 |
|лесное хозяйство |4.6 |4.2 |4.2 |4.1 |4.1 |4.1 |
|Строительство |164 |235 |259 |273 |287 |298 |
|Транспорт |36.0 |47.5 |53.1 |62.7 |60.1 |67.4 |
|Связь | | | | |11.1 |12.1 |
|торговля и общественное питание |302 |525 |640 |746 |852 |935 |
|оптовая торговля продукцией производственно |25.4 |31.8 |33.9 |36.9 |39.4 |41.1 |
|технического назначения | | | | | | |
|Информационно-вычислительное обслуживание |7.6 |9.5 |10.0 |10.9 |11.8 |12.6 |
|операции с недвижимым имуществом |2.3 |4.8 |7.3 |9.6 |12.3 |15.7 |
|общая коммерческая деятельность по обеспечению |39.9 |58.2 |66.7 |77.4 |88.0 |97.8 |
|функционирования рынка | | | | | | |
|геология и разведка недр.геодезическая и |2.7 |3.8 |4.2 |4.5 |4.8 |5.1 |
|гидрометеорологическая службы | | | | | | |
|жилищно-коммунальное хозяйство |13.2 |23.5 |34.3 |38.0 |40.3 |44.3 |
|Непроизводственные виды бытового обслуживания |12.6 |17.7 |18.7 |19.5 |20.8 |22.0 |
|населения здравоохранение. | | | | | | |
|Образование |33.3 |44.3 |57.5 |70.0 |83.5 |96.7 |
|культура и искусство |26.8 |33.5 |37.3 |40.2 |43.9 |47.8 |
|наука и научное обслуживание |72.2 |911 |96.8 |100.5 |103.9 |105.7 |
|Финансы кредит страхование пенсионное обеспечение |21.9 |36.6 |43.6 |47.7 |50.9 |52.4 |
|Управление |61.0 |72.4 |78.8 |83.0 |85.2 |85.7 |
|Общественные объединения |18.3 |41.1 |57.2 |105.3 |129.0 |144.6 |
Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]
Приложение № 5
Распределение предприятий и организаций по формам собственности. (на 1
января 2000г.)
| |Число предприятий и организаций, тыс. |В процентах к итогу |
| |1996 |1997 |1998 |1999 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Всего |2250 |2505 |2727 |2901 |100 |100 |100 |100 |
|В том числе по формам | | | | | | | | |
|собственности | | | | | | | | |
|Государственная |322 |233 |143 |148 |14.3 |9.3 |5.4 |5.1 |
|Муниципальная |198 |184 |178 |183 |8.8 |7.4 |6.5 |8.3 |
|Обшественные обьединения |95 |130 |158 |183 |4.2 |5.2 |5.8 |6.3 |
|Частная |1426 |1731 |2014 |2147 |63.4 |69.1 |73.9 |74.0 |
|Прочие |209 |227 |235 |240 |9.3 |8.0 |8.6 |8.3 |
Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]
Приложение № 6
Структура приватизированных предприятий по отдельным отраслям экономики
(в %)
| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|Приватизированные предприятия (объекты) |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|В том числе: | | | | | | |
|Промышленности |28.1 |26.9 |20.8 |17.3 |13.3 |10.8 |
|из нее | | | | | | |
|Промышленности стротоительных материалов |2.0 |2.0 |1.3 |1.2 |0.8 |0.7 |
|Легкой промышленнести |8.2 |5.2 |4.7 |3.8 |2.6 |1.9 |
|Пищевой промышленности |5.0 |4.2 |2.5 |2.5 |2.4 |1.8 |
|Ивого хозяйства |5 |3.0 |1.9 |2.2 |1.8 |2.3 |
|Строительства |9.2 |11.0 |9.3 |10.2 |6.8 |4.9 |
|Автомобильного хозяйства |3.2 |3.8 |1.9 |2.1 |0.8 |0.8 |
Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|