рефераты скачать

МЕНЮ


Приватизация промышленных предприятий

структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и

региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть

обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых

элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских

контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате

количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых

предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих

стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское

хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного

рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление

инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов

приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства

оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем

организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов

должно стать целевое финансирование технического перевооружения

производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились

условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в

регионах.

Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных

уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них

использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще

проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут

реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных

обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является

приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков

в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных

участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не

только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению

данного процесса в регионах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по

следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа

предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.

Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.

Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации

приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся

государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль

должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних

предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Заключение.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного

сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического

обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются

политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации

должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к

реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с

различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы,

как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и

торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых

условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо

всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где

в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме

того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились

на различных этапах экономического и политического развития, что

существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной

Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в

качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования

государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;

3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:

многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы

приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента

государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти

характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,

трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных

изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,

что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как

макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость

постоянного внерыночного согласования производственной деятельности

государственных предприятий в условиях административно-командной экономики

обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм

рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом

от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,

но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать

элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с

другой, - инструментом государственного регулирования долговременного

характера. Непосредственными целями приватизации являются:

. формирование слоя мелких и средних собственников;

. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности;

. перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической

эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не

выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать

развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование

(с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества

по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп

арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)

являются: приоритет политических целей процесса, введение системы

приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно

формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;

аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с

восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента

государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь

общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада

(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,

индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом

быстрого перераспределения государственного имущества среди

негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных

предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции

большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),

малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное

развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих

как государственных, так и не государственных структур (холдингов,

финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное

распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы:

ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества,

пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода

к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий

приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых

комплексов, малых и средних предприятий.

Список литературы:

1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные

источники.

1.1. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и

муниципальных предприятий в РСФСР».

1.2. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации

государственного имущества и об основах приватизации муниципального

имущества в Российской Федерации».

1.3. Федеральный Закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности

(банкротстве)» - М.: Статус, 1998.

1.4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации

в г. Москве»

1.5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие

системы приватизационных чеков в РФ».

1.6. «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества за

1994 г.

2. Монографии, статьи.

2.7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.

2.8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М.,

1991.

2.9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

2.10. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России М.:

Республика, 1999.

2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М.: Экономика, 1994.

2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.

2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его

распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.

2.14. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы - М.:

1994.

2.15. Стигну Д. Экономика государственного сектора, М., 1997.

2.16. Теория переходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В.

Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.

2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М.: 1994.

2.18. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В.

- М. Моск. ун-т, 1995.

2.19. Экономика. Под ред. Булатова А.С. - М., 1994.

2.20. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997.

3. Зарубежные издания на иностранных языках.

4. Периодические издания.

Вопросы экономики. 1994 – 1996.

Журнал Коммерсант. 1995 – 1997.

Российский экономический журнал. 1996 – 1998.

Свободная мысль. 1995 – 1999.

Экономика и жизнь. 1994 – 1999.

Приложения

Приложение № 1

Размеры предприятия и условия приватизации.

|Категория предприятия |Условия |

|МЕЛКИЕ |

|Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее |Приватизация без корпоратизации |

|1 млн.руб. | |

|СРЕДНИЕ |

|От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов |Добровольная корпоратизация |

|от 1 до 50 млн.руб. | |

|КРУПНЫЕ |

|Более тысячи работников или стоимость основных фондов |Обязательная корпоратизация |

|более 50 млн.руб. | |

Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1994.

Приложение № 2

Доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий (на 1996

г.)

|Отрасль |% |

|Целлюлозно-бумажная промышленность |20 |

|Металлургия |15 |

|Телекоммуникации |38 |

|Машиностроение |55 |

|Нефте- и газодобыча |42 |

Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1997.

Приложение № 3

Основные показатели приватизации в России.

|Показатели |1.01.93 |1.01.94 |1.01.95 |1.01.96 |

|Госпредприятия на самостоятельном балансе(ед.) |04998 |56635 |26846 |0778 |

|Подано заявок на приватизацию (ед.) |02330 |25492 |43968 |47795 |

|Реализовано заявок(ед.) |6815 |8577 |12625 |18797 |

|Продажная цена собственности(млрд. руб.) |7 |52 |867 |510 |

|Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском |376 |4073 |4048 |7040 |

|акций в продажу (ед.) | | | | |

|Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |13868 |14978 |12806 |12198 |

Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]

Приложение № 4

Предприятия и организации по отраслям экономики. (на 1 января: тыс.)

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Всего |1245 |1946 |2250 |2505 |2727 |2901 |

|в том числе: | | | | | | |

|Промышленность |212 |289 |310 |324 |339 |352 |

|Сельское хозяйство |121 |287 |335 |339 |338 |332 |

|лесное хозяйство |4.6 |4.2 |4.2 |4.1 |4.1 |4.1 |

|Строительство |164 |235 |259 |273 |287 |298 |

|Транспорт |36.0 |47.5 |53.1 |62.7 |60.1 |67.4 |

|Связь | | | | |11.1 |12.1 |

|торговля и общественное питание |302 |525 |640 |746 |852 |935 |

|оптовая торговля продукцией производственно |25.4 |31.8 |33.9 |36.9 |39.4 |41.1 |

|технического назначения | | | | | | |

|Информационно-вычислительное обслуживание |7.6 |9.5 |10.0 |10.9 |11.8 |12.6 |

|операции с недвижимым имуществом |2.3 |4.8 |7.3 |9.6 |12.3 |15.7 |

|общая коммерческая деятельность по обеспечению |39.9 |58.2 |66.7 |77.4 |88.0 |97.8 |

|функционирования рынка | | | | | | |

|геология и разведка недр.геодезическая и |2.7 |3.8 |4.2 |4.5 |4.8 |5.1 |

|гидрометеорологическая службы | | | | | | |

|жилищно-коммунальное хозяйство |13.2 |23.5 |34.3 |38.0 |40.3 |44.3 |

|Непроизводственные виды бытового обслуживания |12.6 |17.7 |18.7 |19.5 |20.8 |22.0 |

|населения здравоохранение. | | | | | | |

|Образование |33.3 |44.3 |57.5 |70.0 |83.5 |96.7 |

|культура и искусство |26.8 |33.5 |37.3 |40.2 |43.9 |47.8 |

|наука и научное обслуживание |72.2 |911 |96.8 |100.5 |103.9 |105.7 |

|Финансы кредит страхование пенсионное обеспечение |21.9 |36.6 |43.6 |47.7 |50.9 |52.4 |

|Управление |61.0 |72.4 |78.8 |83.0 |85.2 |85.7 |

|Общественные объединения |18.3 |41.1 |57.2 |105.3 |129.0 |144.6 |

Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]

Приложение № 5

Распределение предприятий и организаций по формам собственности. (на 1

января 2000г.)

| |Число предприятий и организаций, тыс. |В процентах к итогу |

| |1996 |1997 |1998 |1999 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Всего |2250 |2505 |2727 |2901 |100 |100 |100 |100 |

|В том числе по формам | | | | | | | | |

|собственности | | | | | | | | |

|Государственная |322 |233 |143 |148 |14.3 |9.3 |5.4 |5.1 |

|Муниципальная |198 |184 |178 |183 |8.8 |7.4 |6.5 |8.3 |

|Обшественные обьединения |95 |130 |158 |183 |4.2 |5.2 |5.8 |6.3 |

|Частная |1426 |1731 |2014 |2147 |63.4 |69.1 |73.9 |74.0 |

|Прочие |209 |227 |235 |240 |9.3 |8.0 |8.6 |8.3 |

Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]

Приложение № 6

Структура приватизированных предприятий по отдельным отраслям экономики

(в %)

| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Приватизированные предприятия (объекты) |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|В том числе: | | | | | | |

|Промышленности |28.1 |26.9 |20.8 |17.3 |13.3 |10.8 |

|из нее | | | | | | |

|Промышленности стротоительных материалов |2.0 |2.0 |1.3 |1.2 |0.8 |0.7 |

|Легкой промышленнести |8.2 |5.2 |4.7 |3.8 |2.6 |1.9 |

|Пищевой промышленности |5.0 |4.2 |2.5 |2.5 |2.4 |1.8 |

|Ивого хозяйства |5 |3.0 |1.9 |2.2 |1.8 |2.3 |

|Строительства |9.2 |11.0 |9.3 |10.2 |6.8 |4.9 |

|Автомобильного хозяйства |3.2 |3.8 |1.9 |2.1 |0.8 |0.8 |

Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.