Организация управления строительной фирмой (на примере отдела снабжения)
обеспечивает мониторинг исполнительской дисциплины.
Требования к системе управления документации. Можно
сформулировать определенные требования к современной системе управления
документации в организации.
Прежде всего, АСУД должна выполнять все задачи документационного
обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их
регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и
справочную работу по массиву документов.
Система должна быть построена на единых методологических
принципах, программно-технических и технологических решениях и в рамках
действующих организационно-правовых условий в виде отечественного
законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований.
АСУД должна обеспечить полноценное использование
(интегрирование) накопленного информационного ресурса и реализовывать
принцип однократного ввода информации и ее многократного использования как
подокументно, так и фактически. Система также должна помогать
администраторам выбирать маршруты движения документации внутри организации,
обеспечивая необходимую степень защиты информации от несанкционированного
доступа.
АСУД в современных условиях должна быть способна к расширению по
определенным компонентам (количество технических устройств и технологий,
количество документов (объем информации), количество пользователей) и уметь
адаптироваться в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей.
Актуальной остается задача организационного и кадрового
обеспечения решения многоаспектной проблемы ДОУ.
В значительной степени эта задача может быть решена путем
системы повышения квалификации специалистов и выработки соответствующих
образовательных стандартов (программ). Целесообразно создание базового
центра повышения квалификации при ВНИИДАД, а также укрепить
профессиональное объединение документоведов в секции документоведения и
делопроизводства Российского общества историков-архивистов[5].
Первостепенным является также вопрос об усилении координирующей
роли Росархива и его структур как органов, ответственных за состояние
управленческой документации, обеспечение сохранности, научного и
практического ее использования, в том числе за счет более точного
определения компетенции и полномочий Росархива по координации научно-
исследовательских работ в области ДОУ, а также иных федеральных органов
власти по отношению к упорядочиванию собственной документации; соблюдению
действующих нормативов; обеспечению своевременной передачи документов
постоянного срока хранения в государственные архивы, обеспечению
соответствующего нормативам управления документацией в учреждениях и
предприятиях своей системы.
2.1 Структура организации управления строительной фирмы.
В современной социально-экономической обстановке в условиях
поиска оптимальных путей информатизации общества и вхождения России в
мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает
решение многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления
, при помощи которого процессы документирования, организации документов и
документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер.
Приоритетными следует сегодня признать документоведческие, правовые,
экономические, организационные, кадровые и другие аспекты.
Строительные тресты и управления являются основными
производственными организациями строительного комплекса и
соответственно основными звеньями информационной цепи. К строителям
поступает основной объем информации от заказчиков, проектных организаций и
субподрядчиков, в строительных организациях формируются показатели
фактического выполнения работ, которые служат основой для финансовых
взаиморасчетов.
Упрощенная схема информационного обмена выглядит следующим образом. В
генподрядную организацию, ответственную за возведение объекта, поступает
проектно-сметная и другая техническая документация. Центральное место в ней
занимает смета, содержащая перечень работ на объекте, необходимые для их
выполнения ресурсы с нормативами использования и стоимость работ в базовых
ценах. Полученная из проектной организации смета, как правило, требует
корректировки (уточнения состава и объема работ, привязки к конкретным
условиям объекта). Такая корректировка выполняется силами специалистов
строительных организаций. В последнее время строительные
организации разрабатывают своими силами сметы на относительно простые
объекты. На основании составленных смет формируются акты выполненных работ,
заказываются и списываются материалы, составляются разнообразные плановые и
фактические сводные показатели, производится учет оплаты авансов и
выполненных работ, осуществляются взаиморасчеты с заказчиком и
соисполнителями. Следовательно, составление (корректировка) смет, их
последующая обработка и передача полученной информации в другие прикладные
программы является основой для планирования и управления производственной и
финансовой деятельностью строительной организации.
Таким образом, автоматизированная система составления смет должна
обеспечивать решение следующих основных задач: получение и корректировка
готовых смет; выпуск смет собственными силами; составление и ведение
нормативно-сметной базы данных по выполняемым работам; выпуск актов
выполненных работ с пересчетом цен в текущие.
Для решения этой задачи НТЦ "Гектор" разработал программу "Сметчик-
строитель", которая успешно эксплуатируется во многих строительных
организациях.
Программа использует индексный и ресурсный методы формирования смет с
возможностью определения стоимости работ и материалов в текущих ценах.
Основное отличие данной программы от распространенных систем
автоматизированного выпуска смет АВС-РС, АВеРС, СВС, РИК и т.п.- связь с
задачами поставок и списания материалов, календарным планированием, учетом
фактического выполнения работ, взаиморасчетами с заказчиками и
субподрядчиками. В программе реализована возможность непосредственной
загрузки смет, рассчитанных в проектных организациях в системах АВС-РС,
АРС, АВеРС, что значительно облегчает строителям последующую корректировку
смет, выпуск актов выполненных работ, индексацию стоимости работ и т.д.
Программа проста в эксплуатации и позволяет пользователю формировать
собственную нормативную базу, учитывающую специфику выполняемых работ.
Программа позволяет:
• создавать, хранить и корректировать нормативную базу
сметных расценок, используемых в данной организации; при
поставке системы обеспечивается предварительная загрузка нужными
заказчику разделами нормативной базы - московской, московской
областной, российской; в процессе составления смет эта база
может пополняться;
• формировать, рассчитывать, корректировать сметы
одноуровневой структуры (локальные сметы); возможна разбивка
смет на разделы;
• формировать объектные сметы на основании составленных
локальных смет;
• формировать акты выполненных работ за месяц на основании
составленных смет или без них (расчет по факту); выводить
остатки сметной стоимости;
• формировать ведомости потребности или списания материалов;
• учитывать стоимость материалов по договорным ценам (сверх
или вместо сметной расценки);
• использовать при расчете смет или актов выполненных работ
индексы (коэффициенты) стоимости работ по отношению к ценам 1984
г.; коэффициенты могут применяться как к работам, так и к
разделам сметы и акта; коэффициенты пересчета сметной стоимости
для Москвы, выпускаемые Моспроектом-1, могут автоматически
загружаться в программу с дискет; возможна индексация в цены
1991 г.
• распечатывать стандартные формы выходных документов -
несколько видов смет и актов выполненных работ ;
• настраиваться на различные способы расчета дополнительных
начислений (накладные расходы, плановые накопления и др. по
желанию пользователя, причем накладные расходы и плановые
накопления могут считаться по каждой работе от заработной
платы);
• загружать и обрабатывать сметы, составленные с помощью
других программ расчета смет.
2.2 Положения управления строительной организацией.
Существенным как по содержанию, так и по трудоемкости разделом
строительного проектирования является так называемое организационно-
технологическое проектирование, т.е. проектирование самого процесса
создания будущего объекта. Собственно выпуск организационно-технологической
документации ведется в два этапа.
На первом этапе создается проект организации строительства (ПОС). В
этот момент у проектировщиков-технологов еще нет полной информации об
объекте, строительной площадке, предполагаемом генеральном подрядчике
и т.д. Основу принимаемого решения составляют укрупненные нормативы, дающие
средние цифры на единицу площади, единицу объема здания. По этим данным
ведется оценка потребности в конструкциях, изделиях, материалах и др. В
состав ПОС входят:
• календарный план строительства;
• строительный генеральный план с расположением постоянных и
временных зданий, подъездных путей, инженерных сетей, складских площадок и
т.д.;
• организационно-технологические схемы с указанием технологической
последовательности работ;
• ведомость объемов строительных , монтажных и специальных
работ;
• ведомость потребности в строительных конструкциях,
материалах, изделиях с распределением по календарным периодам
строительства;
• график потребности в строительных машинах, механизмах,
кадрах строителей;
• пояснительная записка.
На втором этапе создается проект производства работ (ППР), уточняющий
ПОС по основным позициям на базе конкретных данных о строительной
площадке и подрядчике.
Разработка ПОС - это обычно прерогатива проектных организаций, а ППР
создается в генподрядных трестах и управлениях, трестах "Оргтехстрой",
проектно-конструкторских и технологических институтах[6]. ППР - это
основной документ, определяющий технологию, сроки выполнения и порядок
обеспечения ресурсами строительно -монтажных работ и содержащий
решения по организации производственных процессов по возведению частей
зданий (сооружений) с учетом конкретных условий производства работ. В ППР с
учетом конкретной специфики возведения объекта решается целый комплекс
расчетных, графических и организационных задач. Типизация этих задач в
полном объеме вряд ли возможна и соответственно невозможно автоматизировать
разработку всех разделов ППР, хотя комплекс наиболее трудоемких типовых
задач выделить можно.
С задачами формирования организационно-технологической документации
тесно смыкаются задачи инженерной подготовки производства, материально-
технического обеспечения, планирования и управления строительным
производством и подрядной строительной организацией.
Специалисты сметно-договорных, производственных отделов , групп
ППР, отделов подготовки производства, отделов снабжения и
комплектации, бухгалтерии подрядных и субподрядных строительных
организаций взаимодействуют друг с другом в процессе работы, оперируя
общими данными, что определяет интенсивность информационных потоков на всех
этапах решения производственных и управленческих задач. При этом основной
задачей комплексной компьютеризации является организация этих потоков, их
стыковка, взаимоувязка, исключение дублирования информации, обеспечение ее
непротиворечивости.
Программное обеспечение задач организационно-технологического
проектирования и управления строительным производством - это
разработки отечественных производителей. В таблице 1 приведен список
наиболее известных фирм-разработчиков ПО, специализирующихся в области
строительства, и основные направления, охватываемые их программными
продуктами.
Переменчивая экономическая и политическая среда делает современный
российский бизнес похожим на сплав по горной реке. Неожиданно изменяются
"правила игры", появляются новые препятствия - "пороги", преодоление
которых требует, безусловно, высокой мобильности, оперативности работы. Но
именно в горной реке рулевой должен обладать планом действий, ведь только
быстро меняющаяся ситуация не оставляет шансов на выживание тому, кто
просто следует за течением, не пытаясь управлять ситуацией. Каждый шанс в
такой ситуации может оказаться единственным, каждая ошибка - роковой.
Движение в таких условиях становится рваным, зигзагообразным. Рулевой
(директор) планирует движение до ближайшего препятствия, до ближайшей
преграды.
Именно поэтому, говоря о стратегическом, долгосрочном планировании, мы
всегда используем технологию и терминологию прорыва. В быстро меняющихся
условиях малейший недочет может обернуться катастрофой, а поэтому прорыв
требует даже более тщательной подготовки и планирования, чем длительное
неторопливое "путешествие в бизнес".
Сегодня выживает не тот, кто крепче стоит на ногах, а тот, кто быстрее
движется, изменяется, ищет и находит новые пути достижения успеха, тот, кто
не оставляет конкурентам не только места, но и времени для ответа. И если
Вы, "крепко стоя на ногах в своем бизнесе", не сделаете ход, то ход, а то и
не один, сделает Ваш конкурент, чем навяжет Вам свои правила игры.
Суть стратегического планирования состоит в нахождении компромисса
между потребностями предприятия, его финансовыми возможностями и
возможностями технологий оценки ситуации во внутренней и внешней среде
предприятия сегодня и в ближайшем будущем. При стратегическом планировании
нужно принять решения по трем группам вопросов:
"Куда мы идем?" Компания, без ясного представления о том, каковы ее
миссия и сфера деятельности, в чем ее цели и задачи, похожа на
неуправляемый корабль.
"Где мы?" Нужно объективно проанализировать внешнюю среду,
конкурентов, угрозы и возможности, возникающие вовне, а также собственные
сильные и слабые стороны, добиваясь соответствия между целями организации и
средствами их достижения.
"Как достичь цели?" Необходимо составить детальные планы действий и
определить размещение ресурсов.
Мы опишем два основных шага на пути определения стратегических задач
заказчика - это корпоративные семинары и внешнее консультирование.
o Оптимизация системы управления предприятия .
o Постановка системы управленческого учета и отчетности на
предприятии
Глава 3. Анализ эффективности управления на предприятии ,( на примере
снабжения).
При решении многих бизнес-задач прежде всего необходимо помочь
руководству компании определить истинные причины проблем, препятствующих
развитию компании и повышению эффективности его функционирования,
выработать рекомендации и план мероприятий по совершенствованию
деятельности компании.
Одна из основных задач диагностики - составление целостной картины
предприятия, позволяющей расставить "по местам" проблемы, определить
возможные риски потерь, неиспользуемые дополнительные ресурсы и приоритеты
в работе с проблемами предприятия.
С другой стороны, диагностика может стать первым этапом комплексного
проекта, в ходе которого клиент и консультанты определяют основные
направления дальнейшей работы.
Проведение диагностики силами специалистов фирмы может быть
неэффективно в силу неизбежной предвзятости при оценке собственной
деятельности, кроме того, процесс может существенно затянуться из-за
необходимости исполнения повседневных обязанностей.
При проведении диагностики консультанты независимых компаний тесно
взаимодействуют с менеджерами и специалистами фирмы, активно используют
накопленную специалистами фирмы информацию и их экспертные оценки,
обсуждают возникающие проблемы.
По результатам диагностики представляется отчет о сложившейся
ситуации на предприятии по следующим блокам вопросов:
o Эффективность системы управления
o Эффективность существующей организационной структуры
o Управленческий потенциал компании
o Системы маркетинга и сбыта компании
o Экономическая эффективность деятельности компании
o Систематизация и обобщение результатов анализа отдельных блоков
работ и предложения по повышению эффективности деятельности
компании в целом .
o Выработка общей схемы развития. Потенциалы роста компании.
o Прогнозная оценка устранения основных потерь организации в
стоимостном выражении.
o Утверждение целей, методов и бюджета проводимых изменений.
o Разработка Плана первоочередных мероприятий по совершенствованию
деятельности компании.
Методы работы:
o Анализ документов;
o Интервью;
o Анкетирование;
o Метод экспертных оценок (включая модификации Дельфи и
номинальной группы);
o Элементы SWOT-анализа;
o Построение матрицы проекций;
o Метод графического схемного описания процессов.
Анализ стратегической позиции компании:
o Оценка действующей стратегии по экономическим и финансовым
(количественным) показателям.
o Оценка действующей стратегии по качественным показателям
(законченность, внутренняя согласованность, обоснованность,
соответствие ситуации в отрасли).
o Оценка сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз
для нее.
o Изучение мнений ключевых менеджеров об альтернативах развития
компании.
o Определение основных элементов будущей стратегии компании.
Анализ системы маркетинга и сбыта:
o Система ценообразования;
o Система поиска и взаимодействия с покупателями
o Система продвижения и маркетинга
o Система дистрибуции
Анализ эффективности системы управления:
o Организационная структура предприятия,
o Системы и процедуры управления;
o Система распределения полномочий и ответственности между
основными подразделениями;
o Эффективность взаимодействия ключевых лиц управления;
Система принятия решений. Качество принимаемых решений (скорость,
Страницы: 1, 2, 3
|