Бизнес-план
основе предположений, оценок, расчетов) прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен
предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и
других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их
возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-
планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом
конкуренции.
Конкуренция.
В данном разделе бизнес-плана необходимо охарактеризовать внешнюю
маркетинговую среду предприятия.
Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:
1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.
2. Как обстоят их дела :
. с объектами продаж;
. с доходами;
. с внедрением новых моделей;
. с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
. много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.
3. Что собой представляет продукция конкурентов :
. основные характеристики ;
. уровень качества;
. дизайн;
. мнение покупателей.
4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах
(ориентировочно) их политика цен.
Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае
велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя
Стратегия маркетинга.
Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача
- объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего
плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего
пользования).
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.
К основным элементам плана маркетинга относятся:
1. Схема распространения товаров
через собственные фирменные магазины;
через оптовые организации.
2. Ценообразование
методика определения цен на товары;
ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.
3. Реклама
методы организации рекламы;
величина средств, необходимых для реализации рекламы.
4. Методы стимулирования продаж:
за счет расширения сбыта;
за счет новых форм привлечения покупателей.
5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических
товаров):
. методы организации службы сервиса;
. величина необходимых для этого финансовых ресурсов.
6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик,
позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в
глазах общественности
7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об
оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их
реализации.
План производства.
Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным
партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные
сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом
предприятии.
2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и
комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с
ними.
4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.
5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок
ресурсов.
6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.
Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для
крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков
непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
. откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и
комплектующих изделий;
. в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;
. как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых
для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах
получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы
(материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);
. трудовые ресурсы;
. финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения,
кредиты, ценные бумаги);
. информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства
и ее динамика на перспективу.
Организационный план.
Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской
деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа
предпринимательских действий обычно включает:
. маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с
потребителем, учет его запросов);
. осуществление производства продукции (производственное
предпринимательство);
. закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в
коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе
послепродажное. Организационные меры - неотъемлемая часть программы
действий, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана.
Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные
структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей,
а также меры по установлению специальных форм оплаты труда,
стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета,
контроля и др.
В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и
как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны
быть квалифицированные требования, где указывается:
. какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой
заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
. на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа,
совместители (внешние эксперты));
. есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по
найму такого рода профессионалов;
. в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих
сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт
работы.
Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия,
которая отражает:
. кто и чем будет заниматься;
. взаимодействие всех служб друг с другом;
. координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего
персонала и его стимулирования.
В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению
разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное
предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры
по созданию организационной основы проектов.
Юридический план.
Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации,
которую необходимо указать:
. частное владение;
. кооператив;
. государственное владение;
. совместное предприятие и так далее.
Оценка риска и страхование.
Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана
могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные
конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов,
а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ
должен состоять из двух пунктов:
Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры
по сокращению этих рисков и потерь.
Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-
планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от
покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных
колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.
Финансовый план.
Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно
сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо
считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль
методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в
данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления,
остановимся на изложении именно этой задачи.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей
работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо
подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1.Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается
завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три
года вперед с разбивкой по годам:
первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся
поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2.Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных
средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного
проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения
общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его
при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от
реализации продукции отражаются:
. первый год - помесячно
. второй год - поквартально
. третий год - в целом за 12 месяцев
3.Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться
прибыль:
. первый год - помесячно
. второй год - поквартально
. третий год - в целом за 12 месяцев
Среди анализируемых показателей выделяются:
. доходы от продаж товаров;
. издержки производства товаров;
. суммарная прибыль от продаж;
. общепроизводственные расходы (по видам);
. чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке
тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких
пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение
этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года
реализации продукции.
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной
цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-
временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то
есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение
выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой,
показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько
вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме,
утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке
финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств,
необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого
плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес-
планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической
эффективностью.
Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда
достоверны сведения о перспективах роста основных производственных
показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-
плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных
объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за
большого ассортимента выпускаемой продукции выручка от реализации может
быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции,
как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о
несостоятельности.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной
продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от
внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно
учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов
роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности
могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по
разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых
особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.
Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в
результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно
эту оценку производить в нескольких вариантах.
Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит
проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж,
а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как
правило, на 3—5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго —
поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на
первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе
показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на
основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в
целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно
осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему
продаж. Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и
требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая
модель цен. Годовая продажа —100%. В том числе: стоимость проданной
продукции — 50%, прибыль и накладные расходы — 50%. Из них: расходы на
маркетинг, торговлю — 15%, расходы на внедрение — 10%, расходы на
содержание аппарата управления — 8%, прибыль до уплаты налогов — 17%. В
финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и
общая прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем
инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники и
сроки погашения задолженности; срок окупаемости вложений; сроки начала
выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура
финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового
плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в
целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и
расходах в соответствующем плане.
В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости
товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые
на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные
затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие
затраты, затраты на маркетинг и сбыт.
План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего
инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов, выплата
займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также
убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).
Баланс отражает структуру активов и пассивов компании и соответствует
отчетной форме1.
Стратегия финансирования.
В разделе излагается план получения средств для создания или расширения
предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:
1.Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана
«Финансовый план».
2.Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить:
. собственные средства;
. кредиты банков;
. привлечение средств партнеров;
. привлечение средств акционеров и так далее.
3.Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения
инвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие
возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов
можно найти в соответствующих справочных пособиях.
Пример составления бизнес плана.
Резюме.
Жилищная проблема в Краснодарском крае остается напряженной. Сегодня только
состоятельные граждане имеют возможность купить квартиру или построить
загородный коттедж с использованием высококачественных материалов, включая
импортные.
В Указе Президента Российской Федерации «О новом этапе реализации
Государственной целевой программы «Жилище» от 29 марта 1996 года признана
необходимость обеспечения возможности улучшения жилищных условий для семей
со скромным и средним достатком путем внедрения долгосрочных жилищных
кредитов на приемлемых условиях, предоставляемых субсидий на строительство
и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального
строительства жилья и др. мер государственной поддержки граждан.
Одной из главных задач, обозначенных в Указе, является перестройка
производственной базы жилищного строительства на Современном техническом
уровне для развития производства новых видов строительных материалов и
конструкций.
Во исполнение Указа Президента от 23 марта 1996 г. № 420 Правительство РФ
утвердило Федеральную целевую программу «Свой дом».
В Перечне важнейших объектов но производству строительных материалов и
конструкций, подлежащих строительству в 1996-1998 годах включено
строительство цеха по производству керамической черепицы мощностью 5 млн.
штук в год на базе акционерного общества «Промышленно-стоительная компания»
СЛАВЯНСКИЙ КИРПИЧ х. Галицын, Краснодарского края.
Создание этих мощностей также предусмотрено в постановлении Правительства
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. 702 “О Федеральной целевой
программе по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского
края в 1996-2000 годах».
Повышение внимания развитию производства керамической черепицы вызвано
необходимостью обеспечения индивидуальных застройщиков экологически чистыми
и долговечными кровельными материалами.
Проектируемый продукт или вид услуг.
По сравнению с традиционными кровельными материалами (асбоцементный шифер,
рубероид, оцинкованный лист и др.) керамическая черепица обладает
наилучшими .показателями, в том числе по долговечности и архитектурной
выразительности. По морозостойкости, прочности и водопроницаемости она
превосходит и цементно-песчаную черепицу.
Современная штампованная керамическая черепица в отличие от ленточной имеет
двойное пазовое соединение по длине и ширине, что предотвращает занос влаги
ветром и обеспечивает более надежное кровельное покрытие.
Достаточно высокие продольные выступы этой черепицы и возникающая
вследствие этого игра света и теней на ее поверхности придает кровле особую
эстетическую привлекательность.
Перечисленные преимущества положительно сказываются при выборе
Страницы: 1, 2, 3
|