рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовное наказание

др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению

законодателя, назвали бы:

- учитывать, различая преступного поведения, личность преступника;

- выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

- обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и

порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной

справедливости.

Таким образом, «система наказаний должна отражать цели правовой и

уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации».

Свойства системы наказаний раскрывают на протяжении всей истории

существования уголовного наказания судебной практикой и осмысливаются

уголовно-правовой наукой. Следует выделить общие свойства, присущие любой

системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие

отдельным (национальным) системам видов наказания.

Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь

нормативные, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е

отражать уголовно-правовые и социальные основания системы наказаний.

Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные

факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в

системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, также назначенный

на практике «очевидно и занимает первенствующее положение в системе

наказаний как сочетаются на практике основные и дополнительные виды

наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при

этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные

недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности

системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть

социальный феномен, существующий реально можно стремиться совершенствовать

судебную практику, но вначале ее нужно изучать.

В науке уголовного права выделяются следующие общие нормативные

свойства системы наказаний:

1. Легалистический характер, т.е закрепленность в законе и в только в

законе; обязательно и принудительность;

2. Взаимодополняемость и зависимость отдельных видов наказаний;

3. Регламентированность выбора мер показания.

Существует также такие общие свойства системы как:

- направленность воздействия на различные элементы структуры личности, ее

интересы, мотивацию поведения;

- потенциальная возможность адаптации к различным социальным интересам и

типам правового сознания;

- потребность в особом социально-правовом механизме реализации, в который

входят: правоохранительная система, позиции общества, в частности

готовности, выделить необходимые ресурсы и др.

Таким образом, под системой наказаний понимается установленный в

уголовном законе исчерпывающий перечень видов показаний, расположенный в

определенном порядке.

Глава III. Классификация наказаний

Все наказания, предусмотренные уголовным законом, могут быть

классифицированы по определенным признакам:

- по порядку (способу) их назначения;

- по субъекту, к которому они применяются;

- по возможности определения срока;

- по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По порядку назначения наказания подразделяют на три группы:

1. Основные

2. Дополнительные

3. Такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в

качестве дополнительных.

Основными «считают такие виды наказания, которые не могут назначаться

как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не

могут назначаться, если они не указаны в санкции статьи,

предусматривающей ответственность за преступление, по которому

выносится приговор», т.е те наказания, которые назначаются только

самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям.

Согласно ч.1 ст. 45 УК РФ основными наказаниями являются: обязательные

работы, исправительные работы, ограничение по военной службе

«ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской

части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение

свободы, смертная казнь.

Дополнительные – это наказания, которые назначаются лишь в

дополнение к основным и самостоятельно назначаться не могут.

Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления,

позволяя максимально индивидуализировать наказание исхода из характера

и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его

совершившего. Согласно ч.3 ст.45 УК РФ дополнительными наказаниями

являются лишение специального, воинского или почетного звания,

классного типа и государственных наград, а также конфискация

имущества.

Наказаниями, которые могут выступать в качестве основных и

дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются

наряду только (исключительно) основными и рационально дополняют

потенциал воздействия основного наказания. Ст.45 УК РФ относит к ним

штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью.

По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются

на общие и специальные. Общие – это те наказания, которые могут быть

применены к любому лицу, признанному виновным в совершении

преступления. Специальными называются наказания, применяемые к строго

ограниченному законом кругу осужденных. Так, содержание в

дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим,

проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях

рядового и сержантского состава.

По возможности определения срока наказания классифицируется на

срочные и наказания, не связанные с установлением определенного срока

(одномоментные). Срочными являются наказания, в которых они могут быть

определены по приговору суда. Ряд наказаний по своему характеру

таковы, что на связаны с каким-либо сроком их отбытия. Ими являются

штраф, лишение специального воинского или почетного звания, классного

типа и государственных наград, конфискация имущества и смертная казнь.

По характеру воздействия, оказываемого на осужденного, наказания

могут быть подразделены на три группы

1. наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы;

2. наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы

3. смертная казнь

Таким образом, наказания классифицируются по порядку (способу)

назначения (основные, дополнительные; наказания, которые могут

назначаться как в качестве основных, так и в качестве

дополнительных), по возможности определения срока (срочные,

одномоментные), по субъекту, к которому они применяются (общие и

специальные), по характеру воздействия, оказываемого на

осужденного.

Глава IV. Отдельные виды наказаний

Штраф

Штраф находится на первом месте в перечне видов наказаний. Уже из

этого следует, что законодатель считает его эффективным видом

наказания, который может с учетом обстоятельств дела и личности

виновного найти широкое применение в судебной практике.

Воздействие штрафа, как вида наказания, направлено, в первую

очередь, против имущественного статуса осужденного. Это дает

возможность законодательно предусмотреть его в качестве, как

основного, так и дополнительного вида наказания, главным образом, в

статьях Особенной части УК РФ за корыстные преступления.

Весьма эффективным штраф может быть и в борьбе с другими

преступлениями, при совершении которых нет необходимости изолировать

виновного от прежней социальной среды.

В соответствии со ст. 46 УК РФ, штраф есть денежное взыскание,

назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в размере, соответствующем

определенному количеству минимальных размеров оплаты труда,

установленных законодательством РФ на момент назначения наказания,

либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

определенный период.

«Однако на практике может сложиться неоднозначная ситуация, когда

по истечении определенного времени штрафные санкции существовавшие на

момент совершения преступления, могут существенно измениться в сторону

ухудшения на время назначения наказания виновному. Это обстоятельство

расходится с требованиями ст. 10 УК РФ, т.к оно не позволяет усиливать

наказания, несмотря на существующий законодательный запрет: Кроме

того, окончательное наказание определяется уголовным законом,

действующим после совершения преступления, что также противоречит ст.

9 УК РФ, где говорится, что «преступность и наказуемость деяния

определяются уголовным законом, действовавшим на время совершения

этого деяния».

Поэтому правильным является предложение, высказанные рядом ученых,

что размера штрафа должны исчисляться исходя из минимальных размеров

оплаты труда, установленной законодательством РФ на момент совершения

преступления.

Необходимо также согласиться с высказанным в научной литературе

мнение о необходимости дополнения ст. 46 УК РФ о штрафе указаниями на

два вида этого наказания: на штраф, исчисляемый в кратком отношении к

величине причиняемого преступлением ущерба и штрафа, исчисляемый в

кратном отношении к величине незаконно полученного вследствие

совершенного преступления дохода, т.к особо важное значение подобные

меры имели бы именно в отношение преступлений, совершаемых в сфере

экономической деятельности.

Согласно ст. 31 УИК РФ, осужденный к штрафу связан, уплатить штраф

в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

Однако, как правило, лица, осужденные к данному виду наказания,

избегают добровольно выплачивать штраф. При этом они используют

различные способы уклонения: предоставляют медицинские и иные справки

удостоверяющие наличие нетрудоспособности, документы, подтверждающие

отсутствие имущества, подлежащего описи и т.д. Данные обстоятельства

служат препятствием к исполнению принятого судебного решения.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется на

обязательные работы, исправительные работы, арест согласно размеру

штрафа в пределах, предусмотренных УК РФ для этих видов наказания.

Лишения права занимать определенные должности или занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот

вид наказания состоит в запрещений занимать должности на

государственной службе, в органах местного самоуправления либо

заниматься определенной профессиональной, либо иной деятельностью.

Данный вид наказания оказывает существенное психологическое

воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и

возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов

деятельности от лиц, которые наносят серьезные ущерб обществу и

отдельным гражданам.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до 5

лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6-ти месяцев до

трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В приговоре суда должно быть только указано, какие должности

осужденному запрещено занимать ими, какой деятельностью ему запрещено

заниматься.

УК РФ определяет порядок исчисления сроков этого наказания. При

назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам,

исправительным работам, а также при условии осуждения срок этого

наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам,

исправительным работам, а также при условии осуждения срок этого

наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

При назначении в качестве дополнительного наказания к ограничению

свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению

свободы оно распространяется на все указанных основных видов

наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их объекта (ч. 4

ст. 47 УК РФ).

Лишение специального воинского или почетного звания, классного

чина и государственных наград. В соответствии со ст. 48 УК РФ при

осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с

учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского

или почетного звания, классного чина и государственных наград. Это

наказание применяется лишь в качестве дополнительного. Оно связано с

моральным воздействием на осужденного, а также лишением его

определенных преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальные,

воинские или почетные звания, классные чины и государственные награды.

Различают такие виды званий, как специальные, воинские, почетные,

ученые, спортивные и др.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних

дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и некоторых

других. Почетные звания присваиваются за особые заслуги. К ним

относятся: заслуженный или народный артист РФ, заслуженный юрист РФ,,

народный учитель РФ и др. Классные чины присваиваются государственными

служащими, занимающим государственные должности, сотрудникам

прокуратуры, судьям.

Под государственными наградами понимаются награды СССР, РСФСР ИРФ.

Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя

Российской Федерации, Ордена, медали.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в

свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно

полезных работ, вид которых определяется органами местного

самоуправления.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов не

свыше 4-х часов в день.

Обязательные работы – это основной вид наказания, который

исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства

осужденного по согласованно с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы могут успешно применяться в качестве

альтернативы краткосрочному лишению свободы т.к., по мнению А.Д

Чернова «способствуют достижению целей уголовного наказания и, кроме

того, менее дорогостоящи, чем лишение свободы». Определяющей

особенностью нового вида наказания состоит в том, что работы являются

неоплачиваемые, т.е. труд осужденного бесплатный. Карательное свойство

этого вида наказания состоит в том, что работы, к которым привлекается

осужденный, носят обязательный характер, и вид работ определяется

независимо от воли осужденного. Исполнение обязательных работ дает

возможность преступнику исправляться без изоляции от общества,

выполняя общественно полезные работы. Наряду с этим общество имеет

возможность активно принимать участие в реабилитации осужденного,

принимая его сотрудничество в труде. Обязательные работы необходимо

использовать в качестве альтернативы лишению свободы при назначении

наказания за преступления небольшой тяжести против личности,

конституционных прав и свобода человека и гражданина, некоторых

преступлений в сфере экономики, служебной деятельности и т.д.

Исправительные работы согласно ст. 50 УК РФ заключаются в том, что

из заработка, осужденного к исправительным работам производятся

удержания в доход государства в размере, установленном приговором

суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Исправительные работы

устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по

месту работы осужденного.

Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на

осужденного, воплощая в себе упрек государства; ограничивают права

осужденного на перемену места работы и, косвенно, возможности

профессиональной карьеры во многих сферах (государственная служба,

банковская деятельность, система образования и др.); порождают

имущественные последствия, уменьшая реальный заработок осужденного. В

то же время исправительные работы как вид наказания в целом

экономичны, не связаны с разрывом позитивных социальных связей

осужденного.

Исправительные работы – традиционная мера наказания в нашем праве.

На протяжении многих десятилетий к ней приговаривалось 17-20%

осужденных. Хотя в последнее время воспитательная работа с осужденными

ослаблена, в определенной мере, особенно с нарушителями режима она

проводится. Осужденный обязан работать; какое-то воздействие на него

оказывает трудовой коллектив. Ограничено его право на отпуск. Перемена

работы по собственному желанию возможно лишь с разрешения инспекции

исправительных работ. Наконец, удержание до 20% зарплаты тоже кое-что

значит. После упразднения условного осуждения с обязательным

привлечением к труду реальной единственной мерой, которая хоть как-то

дополняет вакуум между лишением свободы и штрафом является

исправительные работы. Их ликвидация привела бы к резкому росту

краткосрочного лишения свободы.

Вместе с тем исправительные работы нуждаются в модернизации. Изжил

себя один из видов этого наказания – исправительные работы в иных

местах. Необходимо дифференцировать порядок удержаний из заработка

осужденных, разрешив суду назначить их не только в процентах к

зарплате, но и в твердой сумме, эквивалентной минимальной месячной

оплате труда. Это необходимо в связи с тем, что у многих осужденных

нет фиксированного заработка, а точный учет дохода помесячно

невозможен.

Назначая подсудимому, исправительные работы или штраф, следует

выяснить его материальное положение, наличие на иждивении

несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п.

В случае злостно уклонения от отбывания наказания лицом,

осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое

наказание ограничением свободы, арестом или лишение свободы из расчета

один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один

день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения

свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается осужденным

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.