Уголовное наказание
Уголовное наказание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Уголовного права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Уголовное право»
На тему: Уголовное наказание
Автор работы Анчев А. А.
Специальность: «Юриспруденция»
Группа: ЮР-06
Руководитель работы:
Работа защищена: _______________оценка____________
Члены комиссии: ______________
______________
______________
Курск 2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Глава I. Понятия и признаки уголовного наказания
Глава II. Система наказаний
Глава III. Классификация наказаний
Глава IV. Отдельные виды наказаний
Заключение
Библиографический список
Введение
Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного
права, интерес к которому проявляют не только профессиональные
исследователи, но и широкие слои населения, материальные и процессуальные
вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих
отраслей права уголовного, уголовно-процессуального, судоустройственного,
гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного,
международного права и т.д.). Многие вопросы понимания самого института
наказания, принципов и процессуального порядка его назначения, права и
обязанности лиц, участвующих в сфере уголовного судопроизводства, получили
достаточно широкое освещение в современной литературе. Однако, вопросам
рассмотрения уголовного наказания как комплексного института,
затрачивающего различные отрасли права, уделялось незаслуженно мало
внимания. Чем более важным представляется этот вопрос в условиях действия
Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации,
которые значительно более гуманные и демократичные решают вопросы
назначения и отбывания наказания.
Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное
назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет
рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и
весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным
законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство
с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу
– защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные
социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его
применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен
нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред,
удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено
чувство страха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением
преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов
бороться с преступностью и надежно защищать интерес человека, общества или
государства.
Тема «Система и виды наказаний» достаточно актуально в настоящее время.
Эта тема очень широко обсуждается в трудах Красикова Ю. А., Игначова А. П.,
Кузнецова Н. Ф., статьях Т. Чернова, В. К. Дуюнова и другой литературе.
Глава I. Понятие и признаки уголовного наказания.
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная
реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасные
деяния не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.
Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления.
В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в
самых разных значениях: как правовое воздействие на виновного в совершении
преступления; как способ (форма) уголовной ответственности ; как средство
(орудие, инструмент) уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара
(воздаяние) виновному за содеянное; как форма (мера) государственного
принуждения, применяемого в отношении виновного; как боль (лишения,
страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора
виновному в совершении преступления и т.д.
Согласно ст. 43 УК наказание есть мера государственного принуждения
назначаемая по приговору суда. Другими словами наказание рассматривается
как ответ государства на совершение преступления и регламентируется… как
уголовно-правовой, специфический способ правового регулирования на
преступление.
Сущность наказания состоит в его свойстве быть материализованным
выражением (формой) реагирования государства на акт преступления поведения
виновного формой осуждения, порицания виновного и совершенного им
преступления, формой, содержанием которой являются установленные законом
правоограничения, возлагаемые по приговору суда на осужденного с целью
о4казать на него требуемое психологическое и иное предупредительное
воздействие и тем вызвать положительные изменения в его личности, чтобы в
дальнейшем это лицо не совершало преступлений.
Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и
образует понятие наказания.
1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, отличающаяся
от иных мер государственного принуждения, отличающаяся от иных мер
государственного принуждения как реакции государства на совершение
лицом правонарушения, не являющеюся преступлением (административное,
гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.).
Особый характер этой меры проявляется в следующем:
- наказание может быть назначено лишь за те действия, которые
предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч.с ст3, ст.14
УК РФ). Основанием применения к лицу наказания может быть только
совершение преступления. Если же лицо не совершало преступления, то
наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях.
- наказание назначается только по приговору суда и от имени государства.
Так, в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и
установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1
ст.118 Конституции РФ « правосудие в Российской Федерации осуществляется
только судом».
Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и
определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления,
означает официальную государственную оценку совершенного преступления и
самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное
порицание лица, совершившего преступление».
- наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет
за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или
может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе
(ст. 38 УК РФ).
2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в
отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может
быть переложена на других лиц (например, на родителей
несовершеннолетнего преступника).
3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица
совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно
причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его
определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.). То есть по
своему объективному содержанию «наказание является уголовной карой».
Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное
содержание.
Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного
преступления, а в связи с этим – и личности виновного. При этом лишения и
тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются
искуплением его вины «Без кары наказание – потеряло бы всякое
предупредительное значение.
Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер
государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с
принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также
выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном
порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не
связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или
личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно-
правовых последствий (например, судимости).
Содержание наказания (вид – размер) зависит от характера притупления и
степени его общественной опасности. Характер преступления – величина
постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-то считается, что
убийство является более тяжким преступлением, чем причинение тяжкого вреда
здоровью или изнасилование. Степень общественной опасности преступления
имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией. Она
зависит от размера причиненного вреда.
Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степень общественной
опасности и выражает это в санкции – части нормы, посвященной наказанию.
Кроме того, закон представляет суду право определять степень общественной
опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции с одним
наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума.
При учете характера и степени общественной опасности преступления
надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления
зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и
отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории
преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной опасности преступления
определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления
преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или
тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении
преступления в соучастии).
Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного
принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть
применена судом только к лицу признанному виновным в совершении
преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное
нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное
наказание является естественным последствием совершенного преступления и
должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной
опасности.
Наказание имеет следующие признаки:
1. Наказание есть особая мера государственного принуждения, которая:
- может быть назначена только за совершение лицом деяния,
предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;
- назначается только по приговору суда и от имени государства;
- влечет особое уголовно-правовое последствие судимость.
2. Наказание носит строго личный характер.
3. Наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего
преступление.
Глава II. Система наказаний
Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда
осуществляется с помощью предусмотренного уголовного закона перечня
наказаний, которые различают по своему содержанию характера оказываемого
ими воздействия, пределом и порядку применения. Наказания, предусмотренные
в Уголовном кодексе, образуют собой определенную систему.
Система наказаний – это установленный уголовным законом и обязательный
для суда исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном
порядке по степени их тяжести.
Систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности
составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется
следующими признаками:
1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые
предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного
принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к
уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни
одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры,
основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном
законе.
2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда.
Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан
системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно
изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных
наказаний.
3. Наказания, входящие в систему расположены в определенном порядке,
образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания
располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По
этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях
норм особенной части УК.
4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это
означает, что на каждый дынный может система наказаний представляет
собой заверенное единство. В действующем российском уголовном
законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в
ст. 44 УК.
Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт,
позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о
классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для
науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок , но
и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это
существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и
применения положений педагогики, психологии и экономической науки в
процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению,
действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой
классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот
вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания:
- по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные;
- по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицеем и
специальные, назначаемые определенному кругу лиц;
- по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым
воздействиям и не связанные с ним.
«Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в
соответствии с правовыми, психологическими критериями». В соответствии с
правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени
важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений,
которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенности
субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями
или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний,
возможности назначения их на определенных срок. С точки зрения
психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего
осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы,
гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или
на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения
педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное
воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с
государственным воздействием, и с общественным; наказания, за назначение
которых должно следовать общественное воздействие.
Существуют и другие предложения классификации, но большинству из них
либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом
плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая
градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни
просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида наказания.
Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере,
затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает
ее практическую ценность.
По мнению В. Ткаченко «оптимальна как в теоретическом, так и
практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объекту
карательного воздействия – на показания, связанные и не связанные с
лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания, связанные и не
связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и
их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые
как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация
существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и,
думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний
нашего законодательства.
Применительно к действующему законодательству наказаниям, связанные с
лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и
пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу
ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям,
резко отделят их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с
лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные
санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей
исправления без изоляции от общества, а значит, и разрыва социально-
полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых
случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с
лишением свободы.
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К
сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового
воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений,
следует заметить, что «под исправительно-трудовым воздействием следует
понимать особый процесс воздействия, сочетающие методы убеждения,
обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как
основа исправления.
К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках
приведенного определения), по действующему уголовному законодательству
относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы;
лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно
эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым
воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания
не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными,
либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к
осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих
труд.
Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-
правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и
Страницы: 1, 2, 3
|