рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовное наказание

Уголовное наказание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Уголовного права и процесса

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Уголовное право»

На тему: Уголовное наказание

Автор работы Анчев А. А.

Специальность: «Юриспруденция»

Группа: ЮР-06

Руководитель работы:

Работа защищена: _______________оценка____________

Члены комиссии: ______________

______________

______________

Курск 2003

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Глава I. Понятия и признаки уголовного наказания

Глава II. Система наказаний

Глава III. Классификация наказаний

Глава IV. Отдельные виды наказаний

Заключение

Библиографический список

Введение

Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного

права, интерес к которому проявляют не только профессиональные

исследователи, но и широкие слои населения, материальные и процессуальные

вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих

отраслей права уголовного, уголовно-процессуального, судоустройственного,

гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного,

международного права и т.д.). Многие вопросы понимания самого института

наказания, принципов и процессуального порядка его назначения, права и

обязанности лиц, участвующих в сфере уголовного судопроизводства, получили

достаточно широкое освещение в современной литературе. Однако, вопросам

рассмотрения уголовного наказания как комплексного института,

затрачивающего различные отрасли права, уделялось незаслуженно мало

внимания. Чем более важным представляется этот вопрос в условиях действия

Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации,

которые значительно более гуманные и демократичные решают вопросы

назначения и отбывания наказания.

Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное

назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет

рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и

весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным

законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство

с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу

– защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные

социальные ценности, охраняемые уголовным законом.

Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его

применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен

нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред,

удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено

чувство страха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением

преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов

бороться с преступностью и надежно защищать интерес человека, общества или

государства.

Тема «Система и виды наказаний» достаточно актуально в настоящее время.

Эта тема очень широко обсуждается в трудах Красикова Ю. А., Игначова А. П.,

Кузнецова Н. Ф., статьях Т. Чернова, В. К. Дуюнова и другой литературе.

Глава I. Понятие и признаки уголовного наказания.

Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная

реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасные

деяния не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.

Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления.

В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в

самых разных значениях: как правовое воздействие на виновного в совершении

преступления; как способ (форма) уголовной ответственности ; как средство

(орудие, инструмент) уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара

(воздаяние) виновному за содеянное; как форма (мера) государственного

принуждения, применяемого в отношении виновного; как боль (лишения,

страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора

виновному в совершении преступления и т.д.

Согласно ст. 43 УК наказание есть мера государственного принуждения

назначаемая по приговору суда. Другими словами наказание рассматривается

как ответ государства на совершение преступления и регламентируется… как

уголовно-правовой, специфический способ правового регулирования на

преступление.

Сущность наказания состоит в его свойстве быть материализованным

выражением (формой) реагирования государства на акт преступления поведения

виновного формой осуждения, порицания виновного и совершенного им

преступления, формой, содержанием которой являются установленные законом

правоограничения, возлагаемые по приговору суда на осужденного с целью

о4казать на него требуемое психологическое и иное предупредительное

воздействие и тем вызвать положительные изменения в его личности, чтобы в

дальнейшем это лицо не совершало преступлений.

Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и

образует понятие наказания.

1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, отличающаяся

от иных мер государственного принуждения, отличающаяся от иных мер

государственного принуждения как реакции государства на совершение

лицом правонарушения, не являющеюся преступлением (административное,

гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.).

Особый характер этой меры проявляется в следующем:

- наказание может быть назначено лишь за те действия, которые

предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч.с ст3, ст.14

УК РФ). Основанием применения к лицу наказания может быть только

совершение преступления. Если же лицо не совершало преступления, то

наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях.

- наказание назначается только по приговору суда и от имени государства.

Так, в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в

совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не

будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и

установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1

ст.118 Конституции РФ « правосудие в Российской Федерации осуществляется

только судом».

Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и

определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления,

означает официальную государственную оценку совершенного преступления и

самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное

порицание лица, совершившего преступление».

- наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет

за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или

может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе

(ст. 38 УК РФ).

2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в

отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может

быть переложена на других лиц (например, на родителей

несовершеннолетнего преступника).

3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица

совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно

причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его

определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.). То есть по

своему объективному содержанию «наказание является уголовной карой».

Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное

содержание.

Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного

преступления, а в связи с этим – и личности виновного. При этом лишения и

тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются

искуплением его вины «Без кары наказание – потеряло бы всякое

предупредительное значение.

Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер

государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с

принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также

выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном

порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не

связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или

личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно-

правовых последствий (например, судимости).

Содержание наказания (вид – размер) зависит от характера притупления и

степени его общественной опасности. Характер преступления – величина

постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-то считается, что

убийство является более тяжким преступлением, чем причинение тяжкого вреда

здоровью или изнасилование. Степень общественной опасности преступления

имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией. Она

зависит от размера причиненного вреда.

Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степень общественной

опасности и выражает это в санкции – части нормы, посвященной наказанию.

Кроме того, закон представляет суду право определять степень общественной

опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции с одним

наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума.

При учете характера и степени общественной опасности преступления

надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления

зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и

отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории

преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной опасности преступления

определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления

преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или

тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении

преступления в соучастии).

Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного

принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть

применена судом только к лицу признанному виновным в совершении

преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное

нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное

наказание является естественным последствием совершенного преступления и

должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной

опасности.

Наказание имеет следующие признаки:

1. Наказание есть особая мера государственного принуждения, которая:

- может быть назначена только за совершение лицом деяния,

предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;

- назначается только по приговору суда и от имени государства;

- влечет особое уголовно-правовое последствие судимость.

2. Наказание носит строго личный характер.

3. Наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего

преступление.

Глава II. Система наказаний

Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда

осуществляется с помощью предусмотренного уголовного закона перечня

наказаний, которые различают по своему содержанию характера оказываемого

ими воздействия, пределом и порядку применения. Наказания, предусмотренные

в Уголовном кодексе, образуют собой определенную систему.

Система наказаний – это установленный уголовным законом и обязательный

для суда исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном

порядке по степени их тяжести.

Систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности

составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется

следующими признаками:

1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые

предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного

принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к

уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни

одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры,

основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном

законе.

2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда.

Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан

системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно

изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных

наказаний.

3. Наказания, входящие в систему расположены в определенном порядке,

образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания

располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По

этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях

норм особенной части УК.

4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это

означает, что на каждый дынный может система наказаний представляет

собой заверенное единство. В действующем российском уголовном

законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в

ст. 44 УК.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт,

позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о

классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для

науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок , но

и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это

существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и

применения положений педагогики, психологии и экономической науки в

процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению,

действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой

классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот

вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания:

- по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные;

- по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицеем и

специальные, назначаемые определенному кругу лиц;

- по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым

воздействиям и не связанные с ним.

«Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в

соответствии с правовыми, психологическими критериями». В соответствии с

правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени

важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений,

которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенности

субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями

или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний,

возможности назначения их на определенных срок. С точки зрения

психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего

осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы,

гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или

на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения

педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное

воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с

государственным воздействием, и с общественным; наказания, за назначение

которых должно следовать общественное воздействие.

Существуют и другие предложения классификации, но большинству из них

либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом

плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая

градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни

просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида наказания.

Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере,

затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает

ее практическую ценность.

По мнению В. Ткаченко «оптимальна как в теоретическом, так и

практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объекту

карательного воздействия – на показания, связанные и не связанные с

лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания, связанные и не

связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и

их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые

как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация

существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и,

думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний

нашего законодательства.

Применительно к действующему законодательству наказаниям, связанные с

лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и

пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу

ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям,

резко отделят их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с

лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные

санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей

исправления без изоляции от общества, а значит, и разрыва социально-

полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых

случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с

лишением свободы.

Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К

сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового

воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений,

следует заметить, что «под исправительно-трудовым воздействием следует

понимать особый процесс воздействия, сочетающие методы убеждения,

обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как

основа исправления.

К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках

приведенного определения), по действующему уголовному законодательству

относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно

эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым

воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания

не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными,

либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к

осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих

труд.

Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-

правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.