рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

статьи 295-1 и соответствующей частью статьи 296-4 УК.

Беспрецедентная ситуация сложилась с квалификацией соединенного с

насилием сопротивления сотруднику милиции при исполнении им обязанностей по

охране общественного порядка. Ответственность за совершение таких действий

предусмотрена частью 2 статьи 295-1 УК. Используемый в диспозиции названной

нормы термин "насилие" всегда неоднозначно трактовался правоприменительной

практикой: в большинстве случаев понятием насилия охватывалось не только

совершение в отношении потерпевшего насильственных действий, но и отдельные

последствия таких действий. Однако на сегодняшний день насилие как элемент

состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 295-1 УК, остается,

в основном, бессодержательным.

Напомним, что санкция статьи 296-4, предусматривающая ответственность

за причинение телесных повреждений, нанесение ударов, совершение других

насильственных действий в отношении сотрудника правоохранительного органа

или судьи, была изменена на более строгую. Предусмотренное частью 1 этой

статьи наказание в виде лишения свободы до 3 лет было увеличено: нижнюю

границу подняли до 2 лет, а верхнюю - до 6 лет лишения свободы. В части 2

нижняя граница лишения свободы увеличена с 3 до 7 лет. Вместе с тем,

санкция части 2 статьи 295-1 УК не изменялась и определена от 1 до 5 лет

лишения свободы.

В связи с этим совершение при сопротивлении в отношении сотрудника

милиции или военнослужащего, который одновременно является сотрудником

правоохранительного органа (например, военнослужащего Службы безопасности),

любых насильственных действий не охватывается частью 2 статьи 317-1 и

требует дополнительной квалификации по соответствующей части статьи 318-4

УК. Разумеется, что такая ситуация не должна иметь место: при создании

санкций норм, предусматривающих ответственность за посягательство на два

объекта, необходимо учитывать возможность причинения вреда каждому из них.

Ученые-криминалисты и практики неоднократно отмечали необходимость

изменения санкции части 2 статьи 317-1 УК на более строгую.

По нашему мнению, лишней в рассматриваемой системе норм является статья

318-5 УК, которая предусматривает ответственность за уничтожение или

повреждение имущества, принадлежащего судье, сотруднику правоохранительного

органа, а также их близким родственникам. Если можно согласиться, что

личность сотрудника правоохранительного органа как субъекта

правоохранительной деятельности должна усиленно защищаться наряду с этой

деятельностью, то необходимость повышенной охраны имущества такого

сотрудника кажется нецелесообразной.

Несовершенными являются и отдельные составы преступлений. Так,

возражения вызывает конструкция состава преступления, предусмотренного

статьей 319-1 УК - посягательство на жизнь судьи, сотрудника

правоохранительного органа в связи с исполнением ими служебных

обязанностей. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ,

под посягательством нужно понимать как покушение на убийство, так и

законченное убийство потерпевшего. Использование такой конструкции вызывает

сложности при квалификации тех случаев, когда будет совершено лишение жизни

лица, ошибочно принятого за сотрудника правоохранительного органа. Кроме

того, такое использование не является оправданным, поскольку назначение

наказания хоть за законченное преступление, хоть за покушение на него

происходит в пределах санкций статей Особенной части. Мы считаем, что

данная статья должна предусматривать ответственность за умышленное убийство

судьи, сотрудника правоохранительного органа, их близких родственников в

связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Учитывая изложенное выше, хотелось бы отметить, что существование в УК

РФ значительного количества норм, предусматривающих ответственность за

посягательства на сотрудников правоохранительных органов, не означает

повышения эффективности уголовно-правовой защиты этих лиц и не делает эту

защиту действенной. Очевидно, при создании нового Уголовного кодекса

законодателю следует учесть позитивный опыт некоторых зарубежных стран.

Примером эффективной защиты федеральных должностных лиц и служащих, в

том числе сотрудников правоохранительных органов, может служить опыт США. В

своем рвении соблюсти права названных лиц американские суды доходят до

смешного. Так, в деле "Соединенные Штаты против Мура" смертельным оружием,

примененным в отношении федеральных служащих, были признаны рот и зубы

лица, инфицированного вирусом СПИДа.

В суде было доказано, что:

. обвиняемый знал, что он инфицирован и имеет возможность перенести

вирус;

. обвиняемый укусил двух служащих за ноги и заявил, что желает их

смерти;

. у обвиняемого были испорченные зубы, что увеличивало вероятность

нахождения в ротовой полости крови.

Между тем на уровне федерального законодательства существуют всего три

нормы, созданные специально для защиты федеральных служащих независимо от

рода их служебной деятельности. Еще несколько норм предусматривают

ответственность за совершение незаконных действий в отношении лиц,

выполняющих специфические служебные обязанности, например, пожарных или

лиц, принимающих участие в ликвидации гражданских беспорядков.

Уголовное законодательство большинства штатов предусматривает

специально квалифицированный состав нападения - нападение на полицейского.

Умышленное убийство полицейского, как правило, признается убийством первой

степени.

Во Франции, которая довольно близка РФ по правовой системе, новый

Уголовный кодекс в разделе "О посягательствах на государственную власть"

среди преступлений, совершаемых частными лицами, назвал угрозы,

насильственные действия, другие акты запугивания, а также оскорбления

должностных лиц независимо от рода их деятельности.

По нашему мнению, в РФ еще рано говорить об изменениях общего подхода,

воплощенного в разнообразных нормативных актах и предусматривающего особую

государственную защиту сотрудников правоохранительных органов. В

сегодняшних условиях это может вызвать уменьшение авторитета этих органов,

способствовать возникновению у их сотрудников чувства незащищённости и,

соответственно, нежелания отдаваться полностью интересам службы, что, в

конце концов, привело бы к росту преступности.

Исходя из того, что правовым основанием уголовно-правовой защиты судей

и сотрудников правоохранительных органов является единый нормативный акт -

посягательства на личностные интересы названных лиц в связи с исполнением

ими служебных обязанностей должны быть предусмотрены одними и теми же

статьями Уголовного кодекса. Мы считаем, что должна быть сохранена

уголовная ответственность за вмешательство в служебную деятельность судьи

или сотрудника правоохранительного органа, угрозу и оскорбление названных

лиц в связи с исполнением обязанностей, насилие и умышленное убийство их

или их близких родственников. Соответствующие нормы можно было бы поместить

в главу "Преступления против правосудия", изменив название главы на

"Преступления против правосудия и правоохранительной деятельности".

Глава 3. Преступления против порядка управления

3.1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

(статья 317)

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной

деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению

общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо

смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Статья 317 является специальной нормой по отношению к п. "6" ч, 2 ст.

105 Уголовного Кодекса.

Потерпевшими от вышеуказанного преступления могут быть:

1. Сотрудник правоохранительного органа — гражданин Российской

Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным

законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего

дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего

охрану общественного порядка и обеспечение общественной

безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений

судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов

расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки;

сотрудник органа налоговой полиции; судебного исполнителя;

сотрудника федеральных органов государственной охраны[30], а

также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка

согласно закону является основной из одной из основных задач.

2. Военнослужащий — гражданин Российской Федерации, проходящий

службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,

органах внешней разведки и федеральных органах государственной

безопасности в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности

и военной службе" от 11 февраля 1993 г.[31] и иными законами

Российской Федерации.

3. Близкие сотрудника правоохранительного органа либо

военнослужащего — лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка,

бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и

родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа

либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иные

лица, поддерживающие с последними тесное личное общение.

4. Деятельность по охране общественного порядка — законная

деятельность, направленная на предупреждение и пресечение

правонарушений; (в том числе преступлений), затрагивающих

интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на

улицах, площадях, в парках, на трапе портных магистралях,

вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах контроль за

соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление

обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.).

5. Деятельность по обеспечению общественной безопасности - законная

деятельность, направленная на поддержание необходимой степи;

защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц

о различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или

юга: состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за

соблюдение) стандартов безопасного дорожного движения, контроль

за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием,

боеприпасами к нему, взрывчаты ми материалами и т. п.).

6. С объективной, стороны преступление, ответственность за которое

установлена в данной статье, выражается в активных действиях,

непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного

сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а

равно близкого им лица любым способом.

7. Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного

органа, военнослужащего, а равно их близких следует понимать

убийство либо покушение на убийство любого из этих лиц.

8. Преступление является оконченным с момента начала действий,

непосредственно направленных па лишение жизни сотрудника

правоохранительного органа, военнослужащего или их близких,

независимо от наступившего результата. Покушение па убийство

любого из указанных лиц подлежит квалификации по ст. 317

уголовного Кодекса без ссылки на ч. 3 ст. 30 того же Кодекса.

9. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с

деятельностью первых не по охране общественного порядка или по

обеспечению общественной безопасности, а по выполнению иных

служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317, а по п. "6"

ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса (если наступила смерть

потерпевшего) либо по ч. 3 ст. 30 и п. "6" ч. 2 ст. 105 (если

смерть потерпевшего не наступила по не зависящим от виновного

обстоятельствам).

10. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с

исполнением первыми обязанностей по предварительному

расследованию преступлений (в том числе в форме дознания) либо по

исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта,

следует квалифицировать не по ст. 317, а по ст. 295 уголовного

Кодекса.

11. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно

их близких в связи с осуществлением первыми деятельности по

охране общественного порядка или обеспечению общественной

безопасности следует квалифицировать по п. "а" ч. 2 (в

необходимых случаях по ч. 3 и 4) ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112

уголовного Кодекса.

12. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в составе

устойчивой вооруженной группы (банды), следует квалифицировать

как совокупность преступлений, ответственность за которые

установлена ст. 317 и ч. 2 и 3 ст. 209 уголовного Кодекса.

13. Последовательное совершение причинно взаимосвязанных действий,

выражающихся в оскорблении, применении насилия и посягательстве

на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего,

а равно их близких, охватывается составом преступления,

ответственность за которое установлена ст. 317 и не требует

дополнительной квалификации по ст. 318 и 319 уголовного Кодекса.

14. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких может быть совершено лишь с

пряным умыслом.

15. Обязательными элементами субъективной стороны рассматриваемого

преступления являются либо специальная цель в виде

воспрепятствования законной деятельности сотрудника

правоохранительного органа или военнослужащего по охране

общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,

либо мотив мести за такую деятельность.

16. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте

14 и 15 лет, подлежит квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 либо по

ч. 3 ст. 30 и п. "6 ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса в зависимости

от наступления смерть потерпевшего.

Объектом преступления являются интересы порядка управления, нормальная

деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и

обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом преступления

является жизнь. Разъяснения по применению данной нормы содержатся в

Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22.09.89 № 9 "О применении

судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь,

здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также

военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране

общественного порядка" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от

24.09.91 № 3 "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь,

здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и

военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране

общественного порядка".

Объективная сторона преступления выражаются в действиях или

бездействии, направленном на лишение потерпевшего жизни.

Действия выражаются в различном воздействии на организм человека

(механическом, химическом, биологическом или психическом), физическом или

психическом насилии, посягающем на анатомическую целостность или функции

жизненно важных органов человека. Бездействие влечет уголовную

ответственность только при условии, что на виновном лежала юридическая

обязанность принимать меры по охране жизни потерпевшего [ст.105 УК РФ].

Под посягательством на жизнь понимается совершение деяния,

непосредственно направленного на причинение смерти (прицеливание или

выстрел, закладывание взрывчатки, нападение с холодным орудием, подсыпание

яда и т.п.), т.е. покушение на убийство. Уже с этого момента преступление

является оконченным (усеченный состав). В то же время, данной нормой

охватывается и фактическое причинение смерти потерпевшему (убийство), а

также причинение в результате неудавшегося посягательства с прямым умыслом

на лишение жизни вреда здоровью потерпевшего. Охватывается данной нормой и

причинение вреда 2 и более лицам из перечисленных категорий потерпевших.

Если же в результате посягательства причинен вред другим лицам, содеянное

подлежит дополнительной квалификации по нормам о преступлениях против жизни

и здоровья.[32]

Деяние, предусмотренное ст.317 УК РФ, поглощает совершение деяний,

предусмотренных ст.ст.318 и 319 УК РФ, если действия виновного представляют

собой единую цепь деяний, совершены, как правило, в одном месте, с

небольшим разрывом во времени, в отношении одного потерпевшего (или одной

группы потерпевших) [п.7 ППВС СССР от 22.09.89 № 9].

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.

При этом, если смерть фактически не наступила, речь может идти только о

прямом определенном умысле на лишение жизни (сознает неизбежность

наступления смерти или желает ее наступления); если же фактически причинена

смерть, то может быть как прямой, так и косвенный умысел (сознательно

допускает причинение смерти или относится к этому безразлично) [п.9 ППВС

РСФСР от 24.09.91 № 3, БВС. 1999, № 6, с.15].[33]

При этом, виновный обязательно сознает, что посягает на жизнь именно

сотрудника правоохранительного органа или иного специального потерпевшего

[п.3 ППВС СССР от 22.09.89 № 9]. Если виновный ошибочно принял иное лицо за

специального потерпевшего (ошибка в объекте), содеянное квалифицируется по

ч.3 ст.30, ст.317 УК РФ (при фактическом причинении смерти –с

дополнительной квалификацией по ст.109 УК РФ).

Необходим также признак специальных цели или мотива совершения

преступления, связанных с деятельностью перечисленных лиц:

. по охране общественного порядка – деятельность, направленная на

предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы

широкого круга лиц, по обеспечению порядка в общественных местах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.