рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

наделенных в установленном законом порядке:

V распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от

них в служебной зависимости;

V либо правом принимать решения, обязательные для исполнения

гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной

подчиненности.

В публикациях последних лет правильно отмечалось несовершенство

изложенных положений уголовного законодательства. Согласно п. 7 ст. 117 УПК

РСФСР «Органы дознания», их полномочия переданы капитанам морских судов,

находящихся в дальнем плавании, независимо от форм собственности,

принадлежности к коммерческим или иным организациям. Капитаны таких морских

судов при производстве дознания наделяются государственно-властными

полномочиями — от возбуждения уголовного дела, задержания подозреваемого,

предъявления обвинения и избрания меры пресечения до направления уголовного

дела прокурору с обвинительным заключением.

Кодексом РСФСР об административных правонарушениях функции

представителя власти возложены в некоторых случаях на служащих коммерческих

и иных организаций. В частности, они рассматривают дела об административных

правонарушениях на железнодорожном, речном, морском, воздушном и других

видах транспорта, начальствующие лица военизированной охраны коммерческих и

иных организаций вправе производить административное задержание, и т. п.

Следует признать, что после советского периода, когда к должностным

лицам относили чересчур широкий круг работников государственных и

общественных организаций, российские законодатели вновь оказались впереди

планеты всей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к уголовному

законодательству нами почитаемых правовых государств. Уголовный кодекс ФРГ

в параграфах 331—334 раздела 29 «Должностные преступные деяния»

устанавливает уголовную ответственность должностных лиц и лиц, специально

уполномоченных на выполнение публичных обязанностей, за получение выгоды,

взяточничество, предоставление выгоды и подкуп. Согласно понятиям лиц и

вещей в параграфе 11, его общей части, должностное лицо определяется через

государственно-правовые отношения по должности или через выполнение задач

государственного управления в органе власти или ином учреждении либо по их

поручению. Специально уполномоченным на выполнение публичных обязанностей

считается тот, кто, не будучи должностным лицом, в обществе или ином

объединении, предприятии или фирме, которые выполняют задачи

государственного управления за орган власти или иное учреждение,— занят или

для них действует и на основе закона формально обязан добросовестно

выполнять свои обязанности. Всё это относимо не только к частному

нотариусу, но и работникам нотариальных палат, призванным контролировать

исполнение профессиональных обязанностей ее членов, выполняя тем самым

публичные обязанности за государственные органы.

Можно сделать вывод, что в российском уголовном праве по существу не

придается должного внимания уголовно-правовому обеспечению добросовестного

выполнения публичных обязанностей.

Конституционный суд РФ в постановлении от 19.05.98 № 15 по делу о

проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства РФ

подчеркнул, что Конституция РФ не запрещает государству передавать

отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным

организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти[6].

Совершенно очевидно, что уголовно-правовые последствия от преступного

нарушения обязанностей публичной службы, связанной с защитой прав и

законных интересов граждан и юридических лиц от имени государства, не

меньше, чем от аналогичных нарушений по государственной или муниципальной

службе должностными лицами.

Еще Б. С. Утевский в капитальном труде о должностных преступлениях

заметил, что в государствах растет число лиц, которые, не являясь

должностными лицами или лицами, выполняющими должностные обязанности в той

или иной форме, в то же время принимают участие в деятельности

государственных учреждений. Эта тенденция характерна и для современных

правовых государств. Чем «социальное» государство, тем в большем числе

случаев оно делегирует часть своих функций и полномочий частным лицам и

организациям для наилучшего осуществления поставленных перед государством

задач и достижения всеобщего блага при действенном контроле и особой

ответственности наравне с должностными лицами.

Можно привести и законодательные акты Российской Федерации,

свидетельствующие о возможном делегировании властных полномочий

негосударственным органам. Так, в соответствии с указами Президента РФ

члены казачьих обществ могут привлекаться к несению государственной и иной

службы: к охране государственной границы в составе общественных

формирований, охране общественного порядка, объектов жизнедеятельности

населения, лесов, к участию в несении егерской, природоохранной и

экологической службы и т. д.

Следуя логике законодателя, придется в этом и других подобных случаях

устанавливать особую уголовную ответственность по примеру ответственности

частных нотариусов, частных аудиторов, частных охранников, частных

детективов и прочих частных лиц. И здесь можно говорить об отсутствии

универсального понятия не только должностного лица, но и лица, выполняющего

управленческие функции, в примечании к ст. 201 УК РФ.

1.2. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение прав

сотрудников Средств Массовой Информации

Как не может существовать демократическое государство без свободного

общества, так нет свободного общества без независимой прессы, а общество не

сможет иметь такую прессу без ее законодательной защиты. Но охрана и защита

не будет действенна без надлежащей ответственности лиц и просто граждан за

нарушение прав и свобод журналистов. Таким образом в уголовном

законодательстве РФ законодатель создал законодательную базу, которая может

практически в полной мере защитить журналистов и призвать нарушителей к

ответу.

Во-первых, журналист - это, прежде всего, гражданин, личность которого,

как и каждого из нас, защищает Конституция. За нарушение прав журналистов

законодательством РФ предусматривается административная, гражданско-

правовая и уголовно-правовая ответственности.

При посягательстве на одно из абсолютных прав человека - жизнь,

гарантируемое и охраняемое Конституцией РФ, наступает уголовная

ответственность по ст. 105 Уголовного Кодекса РФ («Убийство»). В случае,

если виновный осознает, что он действует против лица, выполняющего

общественный и профессиональный долг, и именно в связи с этим совершает

преступление - убийство, то он несет ответственность по пункту «б», ч. 2,

ст. 105 УК РФ. Следовательно, действия, направленные против журналиста,

выполняющего свои профессиональные обязанности, квалифицируются по этой

статье, предусматривающей наказание в виде лишения свободы до 20 лет либо

смертной казни.

Статья 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,

опасного для человека, его жизни и здоровья» предусматривает уголовную

ответственность и наказание, связанное с лишением свободы до 7 лет, те же

действия, совершенные в отношении лица, осуществляющего профессиональный

долг, наказываются лишением свободы до 8 лет. Это может относиться к

виновному как просто гражданину, так и должностному лицу.

В последнее время участились случаи, когда к журналистам применяются

меры физического воздействия. Самый показательный пример. В Республике

Казахстан на шеф-редактора газеты «Республика-2000» было совершено

нападение. Медицинская бригада «Скорой помощи» констатировала сотрясение

головного мозга, рассечение брови, кровоподтеки, повреждение челюсти.

Полицейская группа зафиксировала факт нападения и возбудила уголовное дело.

Здесь присутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, квалифицируемого

по ч. 2, ст. 111 УК РФ. Аналогичный случай произошел с фотокорреспондентом

еженедельника «Мегаполис».

Статья 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»

также предусматривает во второй части ответственность за деяния,

направленные против гражданина, выполняющего профессиональный долг. Среди

свежих примеров - нападения на журналистов газет «Диапазон».

Ответственность предусмотрена и в случаях угрозы убийством или

причинения тяжкого вреда [ст. 111 УК РФ], т.е. за определенное психическое

насилие, выражающееся в высказывании намерения убить, причинить вред

здоровью, покалечить. Причем не важен способ угрозы (устно, письменно, с

помощью жестов или третьих лиц), не важно и намерение виновного исполнить

это. Обязательным критерием станет только реальность исполнения угрозы, что

может быть решено только судом, он же и выносит наказание виновным вплоть

до лишения свободы.

Также были случаи определяемые ст. 126 УК РФ похищение человек, а в

частности журналистов, Россия не раз возбуждала уголовные дела по схожим

статьям, связанным с похищением журналистов в Чечне.

Как и для любого гражданина Российской Федерации, журналисту

гарантируется Конституцией право на честь и достоинство, а Уголовный кодекс

защищает посредством наказания виновных. Ответственность по ст. 129 УК РФ

«Клевета» и ст. 130 УК РФ «Оскорбление» могут нести как граждане, так и

должностные лица, «распространяющие заведомо ложные сведения, порочащие

честь и достоинство» журналиста. Диапазон наказания очень широк - от штрафа

до лишения свободы. Журналисты привыкли пассивно защищаться (обороняться)

по этим статьям, однако они имеют и право защиты - подчеркну: активной

защиты своих прав.

Уголовный кодекс содержит составы преступлений против конституционных

прав граждан, прав и свобод человека. Так, ст. 148 УК РФ и ст. 149 УК РФ

предусматривает наказание виновных лиц за «Воспрепятствование осуществлению

права на свободу совести и вероисповеданий» и «Воспрепятствование

проведению собрания, митинга демонстрации, шествия, пикетирование или

участию в них». Если эти действия совершены должностным лицом, то статья

предъявляет более жесткую ответственность, вплоть до лишения свободы и

лишения права занимать определенную должность. Значит, если за свои

убеждения журналиста преследуют в форме ограничения прав и свобод (обещания

всяческих неприятностей за непонравившиеся публикации или усугубляющие

действия), то здесь имеется состав преступления, предусмотренный ст. 144 УК

РФ.

Определенным образом защищает журналиста как гражданина России,

предусматривающая ответственность за нарушение неприкосновенности частной

жизни ст. 136 УК РФ и ст. 138 УК РФ «Незаконное нарушение тайны переписки»

и ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища». Общественная

опасность этих преступлений выражается в том, что в результате их

совершения нарушаются права, гарантированные Основным законом.

Помимо того, существуют три статьи Уголовного кодекса,

предусматривающие ответственность должностных лиц, напрямую связанную с

ограничением профессиональной деятельности журналиста.

Так, неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов

и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,

либо предоставление неполной либо заведомо ложной информации, если эти

деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влечет за собой

наказание должностных лиц по ст. 140 УК РФ от наложения штрафа до лишения

права занимать определенные должности. Имеется прецедент подачи газетой

«Вечерние новости» иска в суд на чиновника за непредоставление им

информации (завершился мировым соглашением).

За воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения

информации виновные наказываются штрафом, исправительными работами. Если же

эти действия совершены должностным лицом, т. е. с использованием своего

служебного положения, а равно с применением насилия либо угрозы насилия, то

ответственность повышается, и ст. 286 УК РФ предусматривает наказания в

виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности.

Вот пример: 5 сентября 2002 г. в 5 часов 35 минут на железнодорожной

станции «Медавники» произошел сход двух вагонов с боеприпасами. Они упали

на бок и раздавили путейский домик, где находились два человека. Район был

оцеплен, прибыли пожарные, сотрудники ФСБ. СМИ не допускали, комментариев

не давали. Съемки велись тайно, из-за кустов. Только в 11 часов вечера г-н

Павлов дал интервью представителям СМИ и разрешил провести съемки.

Воспрепятствование законной деятельности образует состав преступления,

предусмотренного ст. 144 УК РФ. Состав преступления относится к категории

дел публичного обвинения, т.е. уголовное преследование может осуществляться

компетентными органами независимо от жалобы потерпевших. Однако по

статистике Верховного суда возбуждения уголовных дел по ст. 144 не было (не

зафиксировано их, по нашим сведениям, и в низовых звеньях судебной

системы).

Общественная опасность деяния, предусмотренного ст. 144 УК РФ,

выражается в нарушении свободы слова и печати. При этом под

воспрепятствованием следует понимать создание помех или препятствий для

законной профессиональной деятельности журналиста, а принуждение означает

психологическое или физическое воздействие на волю журналиста.

Следовательно, если в отношении журналиста применяется физическое либо

психологическое насилие с целью заставить его, к примеру, обнародовать

информацию вопреки воле последнего либо отказаться это сделать, вопреки

тому, что он намеревался, то это подпадает под состав преступления,

предусмотренный ст. 144. Под нее вполне попадает «направляющая, указующая и

направляющая деятельность» пресс-служб всех рангов.

Должностные лица несут ответственность за незаконное использование

объектов права или смежных прав, а равно за присвоение авторства или

принуждения к авторству. Преступление направленное на интеллектуальную

собственность, под которой понимают результаты творческой деятельности.

Провозглашенная Конституцией РФ свобода творчества каждого обеспечивается

правовой защитой. Гражданский кодекс РФ признает исключительное право

граждан на результаты интеллектуальной и творческой деятельности. Но здесь

необходимо помнить, что согласно закону РФ «Об авторском праве и смежных

правах» за нарушение авторских и смежных прав наступает, помимо уголовной

ответственности ст. 146 УК РФ, также административная и гражданско-правовая

ответственность. Так вышеназванный закон предусматривает защиту авторских

прав путем:

. признания прав;

. восстановления положения, существовавшего до нарушения прав;

. пресечения действий, нарушающих авторские права;

. возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

. взыскания доходов, полученных нарушителем;

. выплаты компенсации в сумме от 20 до 50000 МОТ.

В исковом заявлении о защите своих авторских прав журналист вправе

требовать по выбору любые из предоставленных мер защиты авторства.

Закон РФ «О судебной системе и статусе судей» в ст. 1 конкретизирует

конституционное право на судебную защиту; п. 2 гласит: «каждому

гарантируется судебная защита от любых неправомерных действий, ущемляющих

права и свободы. Обращения в суд за защитой рассматриваются только судами и

не могут быть взяты на контроль никакими другими органами».

Поводом для возбуждения уголовного дела могут быть как заявления

журналиста, так и сообщения, обнародованные в СМИ.

Итак, мы рассмотрели ответственность должностных лиц и граждан по

отношению к журналисту как к гражданину РФ. Но журналист - это еще и

штатный сотрудник редакции, на которого распространяются нормы Закона о

труде, поэтому работодатель (директор, главный редактор и иной наниматель)

несет гражданско-правовую ответственность перед журналистом в случае

нарушения его прав, оговоренных в индивидуальном трудовом договоре. Как

члена трудового коллектива редакции и как гражданина вообще журналиста от

незаконного увольнения с работы защищает УК РФ.

В законодательстве есть и административная ответственность перед СМИ,

которая для должностных лиц наступает за дачу заведомо ложных сведений СМИ.

Наказание за подобное административное правонарушение - штраф на

должностное лицо в размере до 25 МОТ. Однако эта заведомо ложная информация

может обернуться для СМИ по гражданско-правовой ответственности иском в

очень больших размерах по возмещению морального вреда за недостоверную

информацию. Поэтому в подобных случаях есть резон требовать возбуждения

против должностных лиц уголовного дела за «предоставление заведомо ложной

информации».

За создание условий, препятствующих журналисту осуществлять

предусмотренные законодательством права и обязанности или полностью

лишающих его этой возможности, законодательством предусматривает наказание

должностных лиц штрафом в размере до 50 МОТ.

Глава 2. Преступления против правосудия

1. Правосудие как объект уголовно-правовой охраны

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется

только судом посредством конституционного, гражданского, административного

и уголовного судопроизводства. Данное конституционное положение не ново,

оно существовало в конституциях советского периода. И в законодательстве, и

в теории права общепризнанным является то, что в содержание понятия

«правосудие» включается только характеристика судебной деятельности по

рассмотрению и разрешению дел. Вместе с тем с 1946 г., когда в ходе

подготовки одного из проектов УК СССР появилась глава об ответственности за

«преступления против правосудия»[7], (вместе с тем следует отметить, что в

УК РСФСР 1922 и 1926 гг. правовые нормы, защищающие интересы правосудия,

были, но самостоятельная глава отсутствовала, а статьи располагались в

других главах уголовного Кодекса) в уголовном законодательстве данное

понятие получило более широкую интерпретацию. Уголовно-правовые нормы,

включенные в эту главу, не только защищали интересы собственно судебной

деятельности, но и охраняли законную деятельность должностных лиц и

граждан, содействующих отправлению правосудия, а также обязанных надлежащим

образом выполнять судебные решения. Таким образом, в уголовном праве термин

«правосудие» стал использоваться в более широком смысле.[8] В этой связи в

юридической литературе справедливо высказывалось мнение, что термин

«правосудие» не является присущим лишь процессуальному праву и его следует

рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. При этом

«правосудие» в собственном (узком) смысле слова означает конкретную сферу

реализации функций суда. Понятие правосудия в широком смысле характеризует

в уголовном законодательстве объект правовой охраны[9].

Преступления против правосудия были впервые закреплены законодательно в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.