рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

предприятия, имеющих развитые инфраструктуры, владеющие крупными объектами,

движимым и недвижимым имуществом. Определив сферу, где возможно получение

сверхприбылей, организованная преступность региона распространила свое

влияние на реализацию природных богатств, поскольку известно, что

рыбодобывавающая промышленность определяет на 50% экономику Приморского

края[?].

Следующей формой проявления организованной преступности, относимой

так же к экономической деятельности являются злоупотребления в валютно-

финансовой деятельности. В Дальневосточном регионе эта форма преступного

бизнеса, видо изменяясь и накладываясь на местные условия, является в

последнее время одним из приоритетных направлений. Например, должностные

лица акционерного общества «Рыбхоподфлот» Камчатской области в период 1993-

1994гг., не зачислили на валютный счет экспортной валютной выручки

предприятия на сумму 668,5 млрд. японских иен и 6,1 млн. долларов США.

Выручка оставалась на личных счетах руководителей за рубежом и

использовалась по их усмотрению. По данному факту возбуждено уголовное

дело[?].

Таким образом, организованная преступность Дальневосточного региона

имеет на своем вооружении весь спектр преступной деятельности: хищение,

вымогательство, наркобизнес, торговлю оружием, сексбизнес, контрабанду[?].

Организованная преступность проникла и закрепилась в экономике

региона, переподчиняя себе промышленность. Экономическая деятельность все

больше криминализируется. При общей стабилизации при общей стабилизации

уровня преступности, а в Приморском крае даже снижение, экономическая

преступность в Приморье возросла на 60%, а в Хабаровском крае на 30%[?].

Организованные преступные формирования Дальневосточного региона

представляют собой разветвленную систему, имеющую установившиеся связи друг

с другом, иерархическое построение, основанное на принципе «главное –

дочернее» формирование. Наиболее значимым из них является Дальневосточный

воровской общак, созданный «ворами в законе» и поддерживаемый ими[?].

| |Количество ОПФ, |Количество членов ДВ |

| |составляющих ДВ |«воровского общака» |

| |«воровской общак» | |

| |1995 |1996 |1995 |1996 |

|Хабаровский край |42 |46 |224 |390 |

|Приморский край |8 |7 |191 |286 |

|Амурская область |7 |5 |43 |51 |

|Еврейская авт. Обл. |10 |12 |271 |80 |

|Сахалинская обл. |44 |25 |209 |170 |

|Камчатская область |23 |30 |103 |128 |

|Всего |134 |125 |1061 |1105 |

Второй по значимости структуре организованной преступности Дальнего

Востока после «воровского общака» является структура в основе которой стоит

спортивная мафия. Например, в Хабаровске наибольшее значение имеют

организованные преступные формирования, производные от спортивных клубов

«Киокушинкай каратэ», Спортивного клуба армии, и «Россич». Деятельность

этих формирований менее структурирована, нежели «воровской общак», но их

мощь, в том числе и физическая, гораздо выше. Авторитетом пользуются Исаков

Е. и Пукас В.[?]

Следует отметить, что общее количество организованных преступных

формирований Дальнего Востока постоянно увеличевается, растет число

активных лидеров, расширяются их международные и межрегиональные связи,

сфера влияния, углубляется проникновение в экономику региона.

Специализированными региональными подразделениями МВД ежегодно

выявляется порядка 250-300 формирований и столько же ликвидируется[?].

|Дальневосточный регион |1994 |1995 |1996 |

|Выявлено ОПГ за текущий год |204 |305 |312 |

|Ликв. ОПГ за текущий год |117 |245 |339 |

|Состоит на учете орг. Прест. Групп |231 |291 |264 |

|Состоит на учете участников ОПГ |1668 |2152 |2277 |

Большая часть организованных преступных формирований находится в

Хабаровском и Приморских краях, наименьшее количество в Амурской и

Магаданской областях.

|Показатели |Хабаро|Примор|ЕАО |Амурск|Сахали|Камчат|Магада|По |

| |вский |ский | |ая |нская |ская |нская |регион|

| |край |край | |обл. |обл. |обл. |обл. |у |

|Выявлено ОПГ |87 |84 |26 |12 |38 |48 |17 |312 |

|в 1996г. | | | | | | | | |

|Ликвидировано|96 |97 |23 |9 |48 |26 |40 |339 |

|ОПГ | | | | | | | | |

|Состоит на |73 |60 |19 |13 |35 |48 |16 |264 |

|учете ОПГ | | | | | | | | |

|Кол-во |360 |129192|117 |54 |165 |178 |51 |2216/1|

|участников | |/144 | | | | | |069 |

Количество членов в организованных преступных группах различно и

зависит от направленности деятельности группы. Анализ уголовного дел

показал, что в 1994г. в среднем группы состояли из семи-восьми, в 1995г.

пяти человек, а в 1996г. организованную преступную группу составляло свыше

восьми участников.

Правоохранительными органами Дальневосточного региона ежегодно

раскрывается до двух тысяч преступлений, совершенных членами организованных

преступных формирований. В их числе наибольшие тенденции роста имеют

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, т.е.

такие преступления, которые характерны для организованной преступности не

только России, но и зарубежных стран[?].

| |1994 |1995 |1996 |

|Раскрыто преступлений |1271 |1581 |1802 |

|Умышленные убийства |31 |36 |34 |

|Вымогательства |140 |139 |140 |

|Взяточничество |42 |33 |39 |

|Прест., связанные с |99 |136 |137 |

|наркотиками | | | |

|Прест., связанные с оружием |127 |158 |239 |

|( 4. Криминологический прогноз развития |

|организованной преступности в России. |

Данный прогноз развития организованной преступной деятельности в

России основывается на исследованных нами криминальных процессах

протекающих под непосредственным воздействием организованных преступных

формирований. Необходимо добавить, что в случае продолжающейся низкой

эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося

экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной

власти непременно:

Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее

сильных и многочисленных преступных сообществ.

Продолжится борьба за главенствующее место в преступном мире.

Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику.

Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих

филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта

у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их

вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и

даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ

имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая

уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья

для черных услуг и рынка.

5. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в

стране организованная преступность объективно получает реальные возможности

контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии

контролировать правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не

случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная

преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не

в состоянии выполнять эти функции.

6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть

к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии,

что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность

будет использована экстремистскими и националистическими организациями в

террористических акциях.

7. Существует вероятность того, что организованная преступность

войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она

будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия

деньги, подавлять.

8. Организованная преступная деятельность насильственной

направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным

преступлениям.

В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа

зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным

показателем за 1995 год выглядит следующим образом[?].

Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени

эффективности принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и

Федеральным собранием РФ.

Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.

|( 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с |

|организованной преступностью. |

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих

организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано

специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с

организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая

исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает

устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности

страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены

полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной

службы безопасности РФ.

В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А

ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий,

которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с

организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать

информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров,

а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация

может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных

образований организованной преступности и лицах, действующих в этих

структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных

преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы

организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью

разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной

преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие

в преступной среде либо в конкретных организованных преступных

группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации

со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть

использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного

длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую

картину жизнедеятельности организованных преступных групп[?].

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих

оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с

целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной

деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет

правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия

по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем

предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены

организованными преступными группами и сообществами. А также установить и

изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним

словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет

существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-

опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и

конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также

вытеснению ее из сферы социальной практики.

Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных

специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с

организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных

представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных

сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной

преступности.

1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или

регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на

преступную активность антисоциального элемента.

1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной

среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для

организации преступной деятельности.

1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и

по региону.

1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в

нарушении преступных обычаев и традиций.

1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов

преступных сообществ.

1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп

и сообществ и решаемых на них вопросах.

1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных

должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.

1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных

сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.

1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных

групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими

представителями интеллигенции.

1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,

совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу

их лидеров.

1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными

уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.

2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью

организованной преступности:

2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также

дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их

взаимоотношений.

2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств

на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.

2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями

части прибыли уголовной среде.

2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во

взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.

2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и

предпринимателей и их предприятий.

2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,

совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых

дельцов и предпринимателей.

2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные

средства в легальную экономику.

2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц

с дельцами теневой экономики.

2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями

искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными

представителями интеллигенции.

2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными

уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между

предпринимателями.

3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной

преступности в местах лишения свободы:

3.1. Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной

идеологии в среде осужденных.

3.2. Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды,

находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.

3.3. Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся

в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их

противоправной деятельности.

3.4. Сведения об объединении осужденными материальных средств и

отчислении части этих средств на свободу.

3.6. Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.

3.7. Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения

свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.

3.8. Сведения о попытках организации противоправного противодействия

администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности

должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и

направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной

преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения

организованной преступности в общество и его социальную практику. Это

главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной

преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.

По данному направлению можно отнести следующие меры:

1. Общее управление, планирование и координация органов

правоохранительной деятельности по борьбе с организованной

преступностью.

2. Борьба с легализацией преступных капиталов.

3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной

преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию

и участие в противоправной деятельности организованной

преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности

предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц

в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение

предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных

органов, частных детективных агентств и охранных предприятий[?].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.