рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства

Самарская Государственная Экономическая Академия

Кафедра уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Уголовная ответственность за преступления

в сфере налогового законодательства

по дисциплине: Уголовное право

Преподаватель: Шубина Татьяна Борисовна

г. Самара, 2000 год.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Причины возникновения налоговых правонарушений.

Глава II. Ответственность за преступления в сфере налогового

законодательства

§ 1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового

взноса в государственные внебюджетные фонды.

§ 2. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в

государственные внебюджетные фонды с организации.

Глава III. Некоторые проблемы применения уголовного законодательства.

§ 1. Пробелы в законе.

§ 2. Уголовная ответственность за преступления в сфере

налогового законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вместо эпиграфа: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и

сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

Выбранная мной тема не случайна: наша страна находится на пути

формирования правового государства с рыночной экономикой. И, естественно,

этот путь не легкий. С формированием новых (рыночных) экономических

отношений требуется формирование полноценной правовой базы, то есть

принятие жизненно необходимых законов и подзаконных нормативно-правовых

актов, в том числе и в сфере уголовного законодательства, регулирующих эти

экономические отношения как между гражданами (физическими лицами),

организациями (юридическими лицами), так и в отношениях последних с

государством.

Налоговое законодательство является едва ли не одним из самых важных

частей формируемого сегодня нового правового поля. И это естественно, ибо

от поступления налогов (в цивилизованных странах налоги составляют от 50 %

до 90 % от всех поступлений в бюджет) зависит не только бюджет, но и

финансовая, а, следовательно, и государственная безопасность страны.

Несмотря на реформирование экономики страны, и замена старых законов

новыми – соответствующим духу времени, нельзя сказать, что наше

законодательство совершенно, кроме того, оно еще долго не будет

совершенным. Несовершенство налогового законодательства провоцирует

совершение преступлений в этой сфере, поэтому государство вынуждено ввести

жесткий контроль за уплатой налогов. Отсюда и появление таких новых

юридических понятий, как налоговое преступление и налоговое правонарушение.

Само понятие "налоговое преступление" означает наиболее опасное нарушение

налогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступают

денежные средства, необходимые государству для осуществления его

полномочий.

Непоступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды названных

средств причиняет существенный вред государству и обществу, поскольку

затрудняет реализацию государственных социально-экономических программ,

нарушает интересы граждан. Законодательство и другие нормативно-правовые

акты Российской Федерации регламентируют порядок поступления в бюджет и

государственные внебюджетные фонды указанных средств, их размеры, возлагают

на физических и юридических лиц обязанности вносить в бюджет и

государственные внебюджетные фонды соответствующие средства. Общественные

отношения, обеспечивающие формирование бюджета и государственных

внебюджетных фондов, охраняются уголовным законом.

На основании УК РФ 1996 г. подгруппа преступлений в сфере формирования

формирование бюджета и государственных внебюджетных фондов включает в себя

четыре вида деяний:

уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в

государственные внебюджетные фонды (ст. 198);

уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные

внебюджетные фонды с организации (ст.199);

уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или

физического лица (ст.194);

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных

камней (ст.192).

В настоящей курсовой работе я попытаюсь подробно рассмотреть первые два

из приведенного списка деяний, т.е. уклонение от уплаты налогов или

страховых взносов в государственные внебюджетные фонды физических лиц и

организаций.

Глава I.

Причины возникновения налоговых правонарушений.

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд

всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти

причины можно разделить на три условных категории:

- правовые;

- экономические;

- моральные;

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы

распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти

нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти

нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми

причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких

налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно

и полно платить налоги. Причина в том, что, законодатель, вводя такие

высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую

ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся

торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий

доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но

ведь есть и другие предприятия, предприятия – производители, зачастую

использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не

могущие реализовать свою продукцию из-за её НЕконкурентноспособности.

Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и

невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются, низкая правовая культура, неприязненное

отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть

налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим

фактором – существование института налогового права, в более или менее

цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это

время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой

культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов

насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью

монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался

институт парламента.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на

предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не

уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты

налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю

роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все

правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства

на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного

рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего

предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений

влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что

следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений -

уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в

неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей

обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой

данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика

уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп

причин:

политические;

экономические;

моральные;

технические.

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги

не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий

инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или

иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом

ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов,

оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на

налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает

экономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая им

сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении

от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии,

иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства,

постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих

законов.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с

несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии

контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех

бухгалтерских документов[1].

Глава II.

Ответственность за преступления в сфере налогового законодательства.

§ 1. Уклонение физического лица от уплаты налога

или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса

государственные внебюджетные фонды

Обязанность физических лиц платить подоходный налог возложена на

граждан Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991

г. № 1998-1[2] со всеми изменениями и дополнениями.

В этом Законе определены плательщики подоходного налога (ст. 1),

объекты налогообложения (ст. 2, 7, 10, 12), ставки налога (ст. 6), порядок

его исчисления и уплаты (ст. 8, 11, 13, 16), порядок представления

декларации о доходах (ст. 18) и другие положения, связанные с

налогообложением физических лиц и уплатой ими налогов.

Обязанность физических лиц, а также организаций платить страховые

взносы в государственные внебюджетные фонды возлагается на них Положением о

Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от

27 декабря 1991 г. № 2122-1[3]; Положением о Государственном фонде

занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ

от 8 июня 1993 № 5132-1[4]; Положением о Федеральном фонде обязательного

медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного

медицинского страхования и Положением о порядке уплаты страховых взносов в

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,

утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24

февраля 1993 г. № 4543-1[5]; другими нормативными правовыми актами об иных

фондах, например Фонде социального страхования Российской Федерации.

В этих нормативных актах предусматривается, что финансовые средства

фондов формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов

работодателей, предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих

субъектов. В числе последних физические лица.

Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

установлена ст. 198 УК РФ 1996 г.

Признаками, характеризующими элементы состава преступления уклонения

физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные

внебюджетные фонды, являются: непосредственный объект - общественные

отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере

финансов в части формирования бюджета от сбора налогов и государственных

внебюджетных фондов от сбора страховых взносов с физических лиц; предмет –

неуплаченный налог в крупном размере с дохода физического лица и

обязательная декларация о доходах или расходах, а также страховой взнос в

крупном размере в государственные внебюджетные фонды; объективную сторону:

альтернативно – непредставление обязательной декларации о доходах, либо

включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах,

либо уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные

внебюджетные фонды иным способом; субъект: физическое вменяемое лицо,

достигшее 16 лет, обязанное платить подоходный налог и страховые взносы в

государственные внебюджетные фонды; субъективную сторону – вина в форме

прямого умысла.

Рассматриваемое преступление причиняет вред государственному бюджету в

части его формирования от сбора налогов с физических лиц вследствие

неуплаты налогов гражданами, обязанными в соответствии с законодательством

платить налоги с полученных доходов, а также государственным внебюджетным

фондам в части их формирования за счет страховых взносов из-за их неуплаты

физическими лицами, на которых нормативными правовыми актами возложена

обязанность уплачивать такие взносы.

Предмет преступления уклонения физического лица от уплаты налога или

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – неуплаченный налог

в крупном размере, обязательная декларация о доходах и расходах и

неуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды. Он

альтернативен. Неуплаченный налог, декларация при ее непредставлении и

неуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды налицо

тогда, когда налог или страховой взнос не уплачены, а декларация не подана,

т.е. налог, страховой взнос и декларация имеют уголовно-правовое значение

предмета преступления при их отрицательном выражении. В случаях

представления декларации этот предмет характеризуется содержанием, не

соответствующим действительности, а именно включением в декларацию заведомо

искаженных данных о доходах или расходах.

В качестве предмета преступления уклонения физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды выступают

неуплаченный налог или указанный страховой взнос в крупном размере.

Неуплаченный налог или названный страховой взнос характеризуют предмет с

качественной стороны, а крупный размер с количественной. Согласно

примечанию 1 к ст. 198 УК РФ «уклонение физического лица от уплаты налога

или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается

совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или)

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести

минимальных размеров оплаты труда». Следовательно, предмет этого

преступления – неуплаченный налог и (или) неуплаченный страховой взнос в

государственные внебюджетные фонды, в сумме превышающий двести минимальных

размеров оплаты труда. Если сумма налога и (или) названного страхового

взноса, от уплаты которого гражданин уклоняется, меньше двухсот минимальных

размеров оплаты труда или равна двумстам минимальным размерам оплаты труда,

то такой неуплаченный налог и (или) указанный страховой взнос не являются

предметом преступления. В последнем случае неуплаченный налог представляет

собой предмет административного правонарушения и уклонение от уплаты такого

налога влечет не уголовную, а административную ответственность — по ст.

156' Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии с

п. 12 постановления № 8 Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых

вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов» «при определении в

денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для

квалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК РФ как уклонение

гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном или особо крупном

размере (соответственно свыше двухсот и свыше пятисот минимальных размеров

оплаты труда), либо по ч. 1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов с

организаций, совершенное в крупном размере (свыше одной тысячи минимальных

размеров оплаты труда), надлежит исходить из минимального размера оплаты

труда, действовавшего на момент окончания указанных преступлений.

По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть

признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма

неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты

труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта

сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов».

Выступая в качестве предмета преступления, обязательная декларация либо

вовсе не представляется, либо при ее представлении - характеризуется

содержанием, не соответствующим действительности, вследствие включения в

нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Форма обязательной декларации о доходах или расходах устанавливается

Министерством по налогам и сборам (МНС). Сведения, отражаемые в декларации,

порядок их учета, срок подачи декларации и т.д. регламентированы ст. 18 и

20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Объективная сторона состава преступления уклонения физического лица от

уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

характеризуется таким уклонением путем совершения, альтернативно, любого из

следующих деяний. Ими являются: 1) бездействие, выражающееся в

непредставлении декларации о доходах в случаях, когда подача декларации

является обязательной; 2) действие, состоящее во включении в декларацию

заведомо искаженных данных о доходах или расходах; или 3) действие или

бездействие, заключающееся в уклонении от уплаты налога или указанного

страхового взноса иным способом.

Непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача декларации

является обязательной, - это бездействие, выражающееся в обязанности лица

совершить действие - представить декларацию о доходах, при наличии

возможности это сделать.

Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или

расходах представляет собой действие состоящее во внесении в декларацию,

представленную в налоговый орган сведений, которые, во-первых, не

соответствуют действительности, во вторых, уменьшают размер доходов или

увеличивают размер расходов, и, в-третьих, искажаются заведомо т.е.

намеренно а не вследствие ошибки, неточности подсчета и т.п.

Согласно п. 3 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля

1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации

уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты

налогов» «под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.