рефераты скачать

МЕНЮ


Таможенные органы как органы дознания

уголовного дела органом дознания.

В истории дознанием назывались различные по своему содержанию явления.

Более того и сейчас, когда кажется споры по поводу понятиеобразующих

признаков дознания улеглись, в юридической литературе этим термином

пользуются двояко: с одной стороны, характеризуя специфический вид

деятельности[61], с другой - первоначальный этап стадии предварительного

расследования[62].

Часть процессуалистов вообще не видит различий между этапом и

деятельностью[63].

Этап - промежуток времени, отмеченный каким-либо событием[64].

Дознание как этап предварительного расследования характеризуется:

определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания,

а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя,

хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно

характеризует его.

Дознание - вид деятельности, как производство неотложных следственных

действий, осуществляемый во временной промежуток между возбуждением

уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако, его

специфика обусловлена не моментом начала и окончания. Между возбуждением

уголовного дела и направлением его по последственности, наряду с

процессуальной, может производиться оперативно-розыскная и другая

деятельность. Поэтому для деятельности, именуемой дознание, такой признак

не может быть признан понятиеобразующим.

Существенным для рассматриваемого понятия, в первую очередь, является

то, что это, регулируемая уголовно-процессуальным законом, преследующая

свои цели деятельность, осуществляемая специальным субъектом - органом

дознания (дознавателем) в строго определенной процессуальной форме

(следственные действия и процессуальные решения). Другие же признаки

являются лишь отражением требований, предъявленных к дознанию уголовно-

процессуальным законам. К ним относятся: ограниченный круг действий и

решений, образующих содержание дознания (неотложные следственные действия и

связанные с ними процессуальные решения); сроки производства; правовой

статус субъектов, его осуществляющих[65].

После возбуждения уголовного дела орган дознания начинает дознание

(часть 4 пункт 2 статьи 98 УПК Украины).

Дознаватель выполняет по делу неотложные следственные действия от

своего имени. После выполнения неотложных следственных действий орган

дознания обязан передать через прокурора уголовное дело о контрабанде по

подследственности следственному органу Службы безопасности Украины (часть 2

статьи 104, часть 1 статьи 112 УПК Украины).

Дознание производится в срок не более 10 дней с момента возбуждения

уголовного дела (часть 2 статьи 108 УПК Украины).

Необходимо подчеркнуть, что орган дознания не вправе приостановить

уголовное дело о контрабанде, так как по нему обязательно предварительное

следствие.

Дознание по делам о контрабанде заканчивается составлением

постановления о направлении дела для производства предварительного

следствия, которое утверждается прокурором.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 6 УПК Украины,

орган дознания прекращает дело мотивированным постановлением, копию

которого в суточный срок направляет прокурору (статья 109 УПК Украины) и в

Управление по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных

правил.

В постановлении о направлении дела следователю должен быть

зафиксирован итог проведенной деятельности. Постановление должно содержать

сведения о предметах, изъятых в процессе доказывания и их местонахождении;

о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступления и другие

сведения. Все материалы, документы должны быть подшиты, пронумерованы и

занесены в опись. Как постановление о направлении дела следователю –

элемент дознания, так постановление о возбуждении уголовного дела – элемент

рассмотрения, проверки, разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях,

так как в нем в сжатой форме запечатлен результат указанной

деятельности[66].

К настоящему времени институт дознания глубоко исследован и

регламентирован уголовно-процессуальным законом. Поэтому при дефинировании

дознания следует стремиться к формулированию не своего субъективного

мнения, а содержания того понятия, которое использовано законодателем. Для

того, чтобы отличать одно понятие от другого, представляется целесообразным

именовать их таким образом.

- промежуток времени между возбуждением уголовного дела и направлением его

по подследственности – этапом дознания;

- осуществляемая в этот период органом дознания деятельность – деятельность

органов дознания на этапе дознания;

- производство органом дознания неотложных следственных действий и принятие

соответствующих им процессуальных решений – дознанием[67].

Уголовно-процессуальная деятельность на этапе дознания кроме

неотложных следственных действий включает в свое содержание и

процессуальные решения. Под последними принято понимать единство принятия и

оформления (если таковое требуется) решений. Думается, такая позиция имеет

право на существование, несмотря на то, что часть процессуалистов в

содержание дознания включают только неотложные следственные действия, а о

применяемых при этом решениях умалчивают[68].

Любому следственному действию предшествует принятие органом дознания

решения о его производстве. Большинство из указанных в законе следственных

действий, производство которых в компетенции органа дознания, требует

вынесения мотивированного постановления, а некоторые еще и санкции

прокурора. Поэтому, несомненно, решения о проведении в процессе дознания

следственных действий являются неотъемлемым элементом этого вида действий.

Процессуальные решения, связанные со следственными действиями, не

ограничиваются лишь решениями о их производстве. Они могут приниматься до,

во время проведения следственных действий и по их окончании. Независимо от

того, выносилось ли по этому поводу отдельное постановление или же

указанный факт каким-либо иным образом отражен в материалах дела – все они

суть элементы дознания. К таким решениям можно отнести: вызов специалиста,

решение о производстве выемки принудительно и другие[69].

В настоящее время пока что остается открытым вопрос о самостоятельном

проведении таможенными органами оперативно-розыскных действий. Объясняется

это следующим. С одной стороны, в полном соответствии со статьей 103 УПК

Украины на органы дознания возлагается принятие оперативно-розыскных мер в

целях обнаружения признаков преступления. Уголовно-процессуальный закон,

хоть и предусматривает применение органом дознания оперативно-розыскных

мер, но не раскрывает их понятия, не регламентирует условия и порядок их

применения. Поэтому оперативно-розыскные действия не могут быть признаны

процессуальными[70].

На правильном понимании соотношения дознания как процессуальной

деятельности и оперативно-розыскной деятельности не должно отражаться то

обстоятельство, что и тот и другой вид деятельности может производить один

и тот же орган дознания.

Включение некоторыми авторами оперативно-розыскной деятельности в

понятие дознания происходит из-за смешения двух близких, но совершенно

разных понятий: "дознание как деятельность" и "орган дознания, действующий

соответствующим образом". Применение органом дознания оперативно-розыскных

мер составляет самостоятельную функцию этого органа. Умелое использование

результатов осуществления этой функции способствует эффективной реализации

процессуальной функции расследования преступлений. Сращивание же этих двух

функций недопустимо, поскольку это может отрицательно сказаться на оценке

собираемых доказательств, объективности расследования и формировании

выводов по уголовному делу[71].

С другой стороны, таможенные органы не входят в число органов, которые

осуществляют оперативно-розыскные действия и не имеют в своем составе

соответствующих оперативных подразделений, а проведение таких действий

другими министерствами, ведомствами, организациями и лицами не допускается

(статья 5 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92

г.)

Такое положение, конечно, ограничивает возможности таможенных органов

по борьбе с контрабандой и затрудняет их работу. Это обусловлено тем, что

даже идеально налаженное взаимодействие таможенных органов с оперативными

службами других ведомств в силу неизбежной ведомственной разобщенности не

позволяет в определенных случаях срочно получать и моментально использовать

необходимую оперативную информацию, постоянно и детально координировать

проведение следственных действий и напрямую подключать оперативных

работников к дознавателю таможни, расследующему дело о контрабанде[72].

В Российской Федерации законодатель пошел иным путем. В соответствии

с Федеральным законом, таможенные органы Российской Федерации получили

право на оперативно-розыскную деятельность[73].

Представляется возможным, что в случае предоставления в

законодательном порядке таможенным органам Украины права на оперативно-

розыскную деятельность, оперативными подразделениями, осуществляющими

данные мероприятия могут стать Отделения (службы) по борьбе с контрабандой

и нарушениями таможенных правил. В настоящее время в структуру Отделений

(служб) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил входят

подразделения таможенной стражи на правах отделов (секторов) (пункт 3.6

Приказа ГТС Украины № 400 от 08.07.98 г.)

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 698

утвердившем Положение о таможенной страже от 29.06.96, основной задачей

таможенной стражи является выявление, предупреждение и пресечение

контрабанды и нарушения таможенных правил вне пунктов расположения пропуска

через государственную границу или вне места и времени осуществления

таможенного оформления или производства подготовительных действий к таким

противоправным деяниям в приграничных районах во взаимодействии с

Госкомграницы, МВД, СБУ. Таможенная стража, в соответствии с возложенной на

нее задачей, выполняет следующие функции: организует и осуществляет

специальные мероприятия по предотвращению незаконного перемещения через

таможенную границу товаров и других предметов и транспортных средств. В

случае осуществления мероприятий по предотвращению незаконного перемещения

товаров и других предметов помимо таможенного контроля согласовывает свои

действия с соответствующими подразделениями Госкомграницы, МВД, СБУ,

Главным управлением государственной налоговой полиции; в соответствии с

требованиями законодательства осуществляют административное задержание лиц,

которые обосновано подозреваются в контрабанде или нарушении таможенных

правил, проводит соответствующее документирование их противоправной

деятельности.

7. ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Процессуальные действия органа дознания, независимо от их задачи, в

совокупности направлены на всестороннее, объективное, полное расследование

уголовного дела. В юридической литературе принято именовать следственными

действиями лишь те из процессуальных действий, которые в отличии от других

(вынесение постановления о направлении дела, избрание меры пресечения и

другие) направлены на обнаружение, проверку и закрепление

доказательств[74].

Понятие следственных действий можно определить как предусмотренная

уголовно-процессуальным законом и обеспеченная государственным принуждением

совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании

преступлений для обнаружения, фиксации и проверки фактических данных,

имеющих значение доказательств по уголовному делу[75].

Каждое из следственных действий "выступает как специфическая

совокупность познавательных приемов выявления и отображения

доказательственной информации определенного вида"[76].

Неотложные следственные действия являются одновременно и

первоначальными, так как орган дознания обязан выполнить их не позднее 10

суток со дня возбуждения уголовного дела. Неотложность следственных

действий обуславливается необходимостью действовать по горячим следам, то

есть в условиях, когда лицо, совершившее преступление может скрыться или

перейти на нелегальное положение, а доказательства могут быть уничтожены

или перепрятаны. Производство дознания работников таможни по делу о

контрабанде фактически является раскрытием преступления по горячим следам.

Следует подчеркнуть, что раскрытие преступления по горячим следам

происходит в условиях, затрудняющих деятельность дознавателя.

В число таких условий входят :

а) внезапность наступления события, по которому необходимо проводить

расследование;

б) недостаток времени, требующегося для принятия решений

процессуального и тактического характера и их реализации;

в) необходимость быстроты процесса расследования на этом этапе,

обусловленная быстрым изменением обстановки и следственных ситуаций;

г) недостаточный объем информации о событии преступления и лице,

совершившим преступление, необходимой для принятия процессуальных и

тактических решений по делу;

д) необходимость срочного использования всей вновь поступающей

информации для решения задач расследования.

Указанные обстоятельства обязательно необходимо учитывать, в связи с

чем на первое место выступает вопрос организации расследования[77].

Для обеспечения успеха расследования большое значение имеют общие

положения следственной тактики, связанные с методикой построения версий и

научным планированием. Планирование является организующим началом в

деятельности органов дознания по расследованию преступлений. План и

следственные версии определяют направление расследования, делают его

целеустремленным и обеспечивают быстрое и полное раскрытие

преступлений[78].

Тщательно проанализировав имеющиеся материалы и всю имеющуюся

информацию, дознаватель выдвигает общие и частные следственные версии как

основу плана расследования.

Следственная версия – «это обоснованное предположение относительно

отдельного факта или группы фактов, имеющих или могущих иметь значение для

дела, указывающее на наличие и объясняющее происхождение этих фактов, их

связь между собой и содержание, и служащее цели установления объективной

истины»[79].

Про выдвижение версий необходимо строго соблюдать следующие положения:

- каждая должна согласовываться со всеми выявленными фактами и

соответствующим образом объяснять их;

- выдвигаемые версии должны охватывать практически все возможные, при

данных обстоятельствах, объяснения исследуемых фактов[80].

Если выдвинутая версия является результатом глубоко продуманного и

логически правильного анализа имеющихся в деле данных, то она дает верное

направление расследованию и будет способствовать быстрому и полному

раскрытию преступлений.

План расследования по каждому конкретному делу должен быть

индивидуальным и динамичным. Если в процессе расследования поступают новые

сведения, орган дознания вносит изменения в составленный план

расследования, исключает неподтвердившиеся версии и намечает новые.

Следственная версия является организующим началом в процессе

собирания, исследования, оценки доказательств. Она помогает дознавателю

правильно определять направление расследования, правильно решить: где, как

искать доказательства, на что обратить внимание при их исследовании, что

наиболее существенно для установления истины по делу[81].

Версии представляют ядро процесса доказывания, логический центр

планирования, помогая решить, что именно, посредством каких действий, в

какой последовательности надо установить. План без версий превратился бы в

простой перечень следственных действий, не связанных единой целью.

Все действия и мероприятия по расследованию уголовных дел о

контрабанде обуславливаются спецификой этого преступления, характером и

объемом исходных данных, сложившейся исходной следственной ситуацией.

Следственная ситуация – совокупность условий, в которых в данный

момент осуществляется расследование - то есть та обстановка, в которой

протекает процесс доказывания[82].

Именно, исходные данные, имеющиеся в распоряжении дознавателя,

предопределяют последовательность проведения неотложных следственных

действий[83].

Исходя из выдвинутый версий дознаватель определяет основные линии, по

которым будет вестись расследование, тактические задачи расследования.

Одновременно по каждой версии намечаются вопросы, которые необходимо

выяснить, чтобы проверить версию и, в конечном счете, подтвердить её или

опровергнуть.

После определения круга вопросов (обстоятельств), подлежащих

выяснению, намечаются следственные действия (а также оперативные

мероприятия), требующееся для их выяснения. При этом необходимо избрать

правильную последовательность производства следственных действий, которая

бы обеспечивала скорейшее установление истины по делу. Это важно не только

в организационном, но и в тактическом отношении. Только своевременное

проведение необходимых следственных действий и оперативных мероприятий даст

возможность успешно произвести расследование. Какое из них и в каком объеме

необходимо провести определяется конкретными обстоятельствами расследуемого

дела.

Интересы быстрого и полного раскрытия преступления обязывают

дознавателя при планировании расследования правильно определять

последовательность и сроки выполнения следственных действий и оперативных

мероприятий, чтобы обеспечить параллельную проверку всех выдвинутых версий

и окончание расследования в установленные сроки.

При определении сроков производства следственных действий и

оперативных мероприятий следует также учитывать время необходимое для

подготовки.

В качестве первоначальных неотложных следственных действий по

рассматриваемой категории дел на первоначальном этапе расследования (при

производстве дознания) могут проводиться :

1) следственный осмотр;

2) задержание подозреваемого;

3) допрос подозреваемого;

4) допрос свидетеля;

5) обыск;

6) выемка;

7) назначение экспертизы;

8) освидетельствование;

9) наложение ареста на имущество подозреваемого;

10) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию

подозреваемого[84].

Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок поведения

следственного действия. Дознаватель, руководствуясь положениями закона,

намечает тактические приемы, обеспечивающие наиболее эффективный результат

следственного действия. Тактический прием – это способ действия

дознавателя, который он избирает, исходя из складывающейся следственной

ситуации, особенностей расследования преступления, личности

преступника[85].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.