рефераты скачать

МЕНЮ


Таможенные органы как органы дознания

борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, структурными

подразделениями которых являются отделы (секторы) дознания, работники

которых осуществляют дознание по делам о контрабанде (Приказ ГТС Украины №

400 от 08.07.98 г.)

Руководители подразделений дознания таможен назначаются Председателем

Службы по согласованию с руководством Управления по борьбе с контрабандой и

нарушениями таможенных правил (пункт 1.9. Приказа ГТС Украины № 587 от

19.09.98 г.)

Должностные лица таможенных органов Украины являются представителями

органа государства. Законные требования работников таможенных органов

Украины обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Работники таможенных органов Украины при исполнении возложенных на них

обязанностей руководствуются только законом, действуют в его рамках и

подчиняются только своим непосредственному и прямому начальникам. Никто

иной, за исключением уполномоченных должностных лиц, в случаях,

предусмотренных законом, не вправе вмешиваться в законную деятельность

работников таможенных органов Украины. Вмешательство в деятельность

работников таможенных органов Украины влечет ответственность по законам

Украины (статья 156 ТК Украины).

Таможенные органы и их должностные лица, допустившие неправомерные

действия несут ответственность в соответствии с действующим

законодательством. Должностные лица таможенных органов, которые нарушили

действующее законодательство при производстве по делам о контрабанде, несут

уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц

таможенных органов Украины при исполнении служебных обязанностей,

возмещается на общих основаниях (статья 150 ТК Украины).

5. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Возбуждение уголовного дела - акт применения процессуального права,

охватывающий общую возможность производства всех без исключения

следственных и других процессуальных действий и применения мер принуждения.

Стадия возбуждения уголовного дела - это начальная стадия уголовного

процесса, содержание которой образует деятельность по приему, рассмотрению,

проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, выяснению

наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела.

Для возбуждения уголовного дела о контрабанде, дознание по которому

отнесено к компетенции таможенных органов необходимы законные поводы и

достаточные основания.

Достаточные основания - фактические данные, указывающие на наличие

признаков преступления.

Законные поводы - источники информации о преступлении[49].

Статья 94 УПК Украины дает исчерпывающий перечень поводов к

возбуждению уголовного дела:

1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций,

должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных

граждан;

2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных

граждан, задержавших подозреваемого на месте совершения преступления или с

поличным (с вещественными доказательствами);

3) явка с повинной;

4) сообщения, опубликованные в печати;

5) непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления.

Заявления или сообщения представителей власти, общественности или

отдельных граждан могут быть устными или письменными. Устные заявления

заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом,

принявшим заявление. При этом заявитель предупреждается об ответственности

за ложный донос, о чем отмечается в протоколе. Письменное заявление должно

быть подписано лицом, от которого оно исходит. До возбуждения дела следует

удостовериться в личности заявителя, предупредить его об ответственности за

ложный донос и отобрать от него соответствующую подписку.

Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц

должны быть изложены в письменной форме.

Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан,

задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с

поличным, могут быть устными или письменными (ст. 95 УПК Украины).

Сообщения граждан по телефону, анонимные заявления и иная информация о

преступлениях, которая не носит характера официальных сообщений и заявлений

о преступлениях, не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и

не порождает уголовно-процессуальных правоотношений. Однако она подлежит

проверке в административном порядке и может служить основанием для выезда

на место происшествия, назначения ревизии, производства других проверочных

действий.

Поводом к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное

обнаружение признаков преступления самим органом дознания, которому

поручена проверка.

Если в процессе проверочных действий будут обнаружены признаки

преступления, составляется рапорт (документ) о непосредственном обнаружении

признаков преступления.

Сообщения, опубликованные в печати - это статьи, заметки, письма и

т.п., опубликованные в периодической печати[50].

Явка с повинной - добровольное заявление гражданина органу дознания об

осуществлении им или с его участием преступления. В случае явки с повинной

устанавливается личность явившегося, после чего составляется протокол, в

котором подробно излагается сделанное заявление. Также устанавливается

причина явки, соучастники преступления и круг лиц, могущих подтвердить

обстоятельства преступления. Явка с повинной является смягчающим

обстоятельством и поэтому от ее процессуального оформления зависит ее

дальнейшее значение (статья 96 УПК Украины)[51].

Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления,

как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что эти органы сами, без

чьего-либо сообщения, обнаруживают преступление и возбуждают дело,

используя предоставленные им полномочия.

Применительно к деятельности таможенных органов Украины, среди

предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела, особое место

занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления. Так, абсолютное большинство фактов контрабанды (как при ввоза

в Украину, так и при вывозе из Украины) обнаруживается работниками таможни

в ходе осуществления таможенного контроля и специальных мероприятий по

пресечению незаконного перемещения через таможенную границу предметов

контрабанды помимо таможенного контроля.

Таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения

государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также

гражданами порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и

иных предметов.

Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможни путем

проверки документов, необходимых для такого контроля, таможенного досмотра

(досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного

досмотра), передосмотра, учета предметов, перемещаемых через таможенную

границу Украины, а также в других формах (статьи 21, 22 ТК Украины ).

Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного

органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в

соответствии с требованиями статьи 122 ТК Украины. Протокол, а также

изъятые на основании статьи 128 ТК Украины предметы и документы (предметы,

являющиеся непосредственными объектами контрабанды; предметы со специально

изготовленными тайниками, для перемещения через таможенную границу Украины

с сокрытием таких предметов; а также документы, необходимые для

рассмотрения дела о контрабанде) передается начальнику таможни или его

заместителю, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Также орган дознания непосредственно обнаруживает признаки

преступления в результате проверки собранных оперативных материалов;

выявления признаков контрабанды при производстве по делам о нарушении

таможенных правил (пункт 3 статьи 140 ТК Украины).

В соответствии со статьей 97 УПК Украины орган дознания обязан

принимать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых

преступлениях, в том числе и по делам не подлежащим их ведению.

Деятельность органа дознания по проверке заявлений и сообщений о

преступлениях является деятельностью уголовно-процессуальной. Она подробно

регламентируется законом и в силу этого носит процессуально-правовую

природу. Основное содержание этой деятельности заключается в установлении

наличия или отсутствия в исследуемом событии признаков преступления. Т.е.

такая деятельность носит познавательный характер. Познание в уголовном

процессе может осуществляться не иначе как в форме доказывания.

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие

средства получения доказательств в стадии возбуждения уголовного дела:

а) собственно получение заявлений и сообщений о преступлениях;

б) явка с повинной;

в) получение объяснений от граждан;

г) истребование или получение представленных предметов и документов;

д) производство осмотра места происшествия[52].

По заявлению или сообщению о преступлении орган дознания обязан не

позднее трехдневного срока принять одно из таких решений:

1) возбудить уголовное дело;

2) отказать в возбуждении уголовного дела;

3) направить заявление или сообщение по принадлежности.

Одновременно принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить

преступление или пресечь его.

Если же в заявлении или сообщении содержится недостаточно данных для

решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то орган дознания в течении

10 дней производит их проверку, по результатам которой решается вопрос о

возбуждении уголовного дела (статья 97 УПК Украины).

Начальник органа дознания (начальник таможни или его заместители)

рассматривает переданные ему материалы и при наличии поводов и оснований,

указанных в статье 94 УПК Украины и отсутствия обстоятельств, исключающих

его возбуждение (ст. 6 УПК Украины), выносит постановление о возбуждении

уголовного дела, а также поручает дознавателю производство дознания по

уголовному делу.

При составлении постановления о возбуждении уголовного дела необходимо

исходить из общих требований, которым должно отвечать постановление органа

дознания (дознавателя), изложенных в статье 130 УПК Украины.

О решениях, принятых органом дознания (дознавателем) в случае

указанных в уголовно-процессуальном законе, а также в случаях когда это

признает необходимым орган дознания (дознаватель), составляется

мотивированное постановление. В постановлении указывается место и время его

составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, дело,

по которому производится расследование, и обоснование принятого решения, а

также статья уголовно-процессуального закона, на основании которой принято

решение.

Любые процессуальные документы должны соответствовать требованиям

закона: составляться уполномоченным на то лицом, при наличии

предусмотренных законом оснований, выполняться и удостоверяться в

соответствии с требованиями закона. Документы должны соответствовать

требованиям закона как по форме, так и по содержанию. Каждый документ

должен соответствовать по своему содержанию фактическим обстоятельствам,

установленным материалами дела, основываться на установленных фактах.

Формулируемые выводы должны соответствовать объективной действительности.

В процессуальных документах все суждения должны быть доказаны, а

выводы - мотивированы и логически состоятельны; должны соблюдаться

официально деловой стиль юридических документов, а также свойственные

юридическому документу краткость, грамотность, ясность изложения и культура

оформления[53].

Процессуальные документы, которые подлежат утверждению начальником

органа дознания, приобретает юридическую силу с момента их утверждения

последним[54].

Постановления органа дознания (дознавателя) состоит из трех частей:

вступительной (вводной), описательно-мотивировочной и резолютивной

(постановляющей)[55].

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при

наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 6 УПК

Украины), орган дознания своим постановлением отказывает в возбуждении

уголовного дела.

Орган дознания вправе, отказав в возбуждении уголовного дела, передать

материалы для применения в установленном порядке мер административного

взыскания (статья 99 УПК Украины).

О возбуждении уголовного дела о контрабанде орган дознания

безотлагательно информирует прокурора, Управление по борьбе с контрабандой

и нарушениями таможенных правил Государственной таможенной службы Украины,

следственное управление областного управления Службы безопасности Украины,

куда направляются копии постановления о возбуждении уголовного дела (пункт

1.10 приказа ГТС Украины № 587 ГТС от 19.09.98 г.).

В соответствии со статьей 101 ТК Украины с целью пресечения

международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных

веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы

Украины в каждом отдельном случае по договоренности с таможенными и иными

соответствующими органами иностранных государств или на основе

международных договоров Украины используют метод "контролируемой поставки",

то есть допускают под своим контролем ввоз в Украину, вывоз из Украины или

транзит через ее территорию наркотических средств или психотропных веществ,

включенный в незаконный оборот. В случае принятия решения об использовании

метода "контролируемой поставки" уголовное дел в отношении лица,

осуществляющего незаконный оборот наркотических средств и психотропных

веществ, не возбуждается.

"Контролируемая поставка" проводится в соответствии с требованиями

Инструкции о порядке поведения контролируемой поставки наркотических

средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденной совместным

Приказом Государственной таможенной службы Украины, Службы безопасности

Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета

границы Украины № 383Д/547/142/242 для секретного пользования от 14.08.95

г. по согласованию с Генеральной Прокуратурой Украины и зарегистрированной

в Минюсте 31.08.95 г. № 318/854.

6. ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ

Предварительное расследование - осуществляемая в соответствии с

требованиями уголовно-процессуального закона деятельность органа дознания и

следователя, направленная на собирание, исследование, оценку, проверку и

использование доказательств, предупреждение, пресечение и раскрытие

преступлений, установление объективной истины, обеспечение правильного

применения закона.

Юридическим основанием для осуществления предварительного

расследования является постановление о возбуждении уголовного дела.

Предварительное расследование может производиться только по возбужденному

уголовному делу[56].

Предварительное расследование включает в себя две формы: дознание и

предварительное следствие. В уголовном процессе дознание и предварительное

следствие как формы предварительного расследования имеют общие черты и

определенные различия. К общим чертам относятся: единые задачи борьбы с

преступностью; равная обязанность возбуждения уголовного дела в пределах

своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществление

деятельности на основе единого уголовного и уголовно-процессуального

законодательства; соблюдение единой процессуальной формы при производстве

следственных действий; равное доказательственное значение установленных

сведений и другие.

Различия между дознанием и предварительным следствием касаются

полномочий органов, ведущих расследование; сроков, отведенных для

производства расследования; процессуального режима расследования[57].

Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по

сравнению с органами дознания обусловлена рядом обстоятельств. В первую

очередь, необходимо отметить, что расследование преступлений есть

специальное назначение следователя. Для органов дознания функция

расследования - не единственная и далеко не основная. Кроме того,

следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для

расследования преступлений, обладает большей процессуальной

самостоятельностью. При предварительном следствии предусмотрены большие

возможности для обеспечения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в

орбиту уголовного судопроизводства[58].

Следователь, не согласившись с указаниями прокурора по наиболее

принципиальным вопросам следствия, касающимся привлечения лица в качестве

обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, прекращения дела,

а также итогового решения о направлении дела, вправе не выполняя указаний,

обжаловать их вышестоящему прокурору (часть 2 статьи 114 УПК Украины).

Орган дознания обязан выполнить любое указание прокурора. Обжалование

этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения

(часть 3 статьи 227 УПК Украины).

Постановления следователя не нуждаются ни в чьем утверждении (кроме

случаев, когда по уголовно-процессуальному закону необходима санкция

прокурора). Дознаватель же обращается к начальнику органа дознания за

утверждением ряда основных процессуальных документов, в которых отражается

решение органа дознания (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного

дела; о прекращении производства по делу; о производстве обыска, выемки,

освидетельствования; о наложении ареста на имущество; об избрании,

изменении или отмене меры пресечения; о направлении уголовного дела по

подследственности и другие). Начальник органа дознания вправе не утвердить

решение дознавателя и предложить ему иное. Указания начальника органа

дознания о выполнении процессуальных действий по уголовному делу

обязательны для дознавателя[59].

Предварительное следствие есть высшая и более сложная форма

предварительного расследования.

Дознание - форма предварительного расследования, вспомогательная по

отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов

преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий

с тем, чтобы полное и всестороннее расследование дела было произведено на

предварительном следствии[60].

В соответствии с частью 2 статьи 104 УПК Украины дознание по делам о

контрабанде является дознанием, по которому предварительное следствие

обязательно. в этом случае дознание представляет собой первоначальный этап

стадии предварительного расследования, за которым обязательно наступает

второй и окончательный его этап - предварительное следствие. При этом

дознание может и не производиться, если следователь сам возбудит уголовное

дело либо примет его к своему производству сразу же после возбуждения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.