рефераты скачать

МЕНЮ


Таможенные органы как органы дознания

Таможенные органы как органы дознания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

| |Факультет государственного управления |

| |и международно-правовых отношений |

| |Кафедра таможенного и морского права |

| |Научный руководитель |

| |преподаватель |

| |Допущена к защите |

| |"_____" ____________________1999 г. |

| |Заведующий кафедрой |

| |профессор |

| | Одесса 1999 г. | |

Тема:

"Таможенные органы – как органы дознания"

ПЛАН

| |Введение |стр. 2 |

| |Борьба с контрабандой. Формирование института "дознания" в | |

| |таможенных органах Украины. |стр. 4 |

| |Понятие контрабанды как преступления. |стр. 9 |

| |Доказывание по уголовным делам о контрабанде. |стр. 18|

| |Орган дознания (дознаватель), его правовое положение. |стр. 30|

| |Возбуждение уголовного дела. |стр. 40|

| |Понятие дознания. |стр. 46|

| |Производство неотложных следственных действий. |стр. 53|

| |Взаимодействие органов дознания с органами предварительного | |

| |следствия и с оперативно-розыскными органами. |стр. 79|

| |Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания. |стр. 88|

| |Заключение |стр. 91|

ВВЕДЕНИЕ

С принятием Декларации о государственном суверенитете Украины 16.06.90

г. и Акта провозглашения независимости Украины 24.08.91 г., на картах мира

появилось новое государство Украина, осуществляющее верховенство,

самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее

территории, независимость и равноправие во внешних сношениях.

Как перед любым суверенным государством, перед Украиной стала задача

определения своей самостоятельной таможенной политики, создания собственной

таможенной системы и осуществление таможенного регулирования на своей

территории, укрепления таможенной границы.

Для охраны таможенной границы Украины, защиты экономических интересов

страны, Законом Украины "О таможенном деле в Украине" от 25.06.91 были

созданы таможенные органы Республики, и начало бурно развиваться таможенное

законодательство. В конце 1991 года был принят Таможенный кодекс Украины,

за которым последовал целый ряд актов, регулирующих таможенное дело в

Украине, что дает возможность говорить о возникновении в системе права

Украины самостоятельной отрасли – таможенного права.

Эта отрасль права должна обеспечить осуществление проведения Украиной

своей самостоятельной таможенной политики, направленной как на интеграцию в

мировое экономическое сообщество, так и на защиту отечественных

экономических интересов.

Таможенное право Украины все больше и больше играет роль в борьбе с

организованной международной преступностью, в предупреждении наркобизнеса,

незаконной торговли оружием, в защите культурно-исторического достояния

Украины.

Переход к рыночной экономике, изменение внутренних и внешних форм

экономического оборота, значительный рост преступлений в сфере экономики в

Украине требует в настоящее время особого внимания к вопросам экономической

безопасности страны в условиях либерализации внешнеэкономических связей.

О важности борьбы с контрабандой свидетельствует тот факт, что Указом

Президента Украины от 30.12.94 председатель Государственного таможенного

комитета Украины был введен в состав Координационного комитета по борьбе с

коррупцией и организованной преступностью.

Успех борьбы с контрабандой во многом зависит от хорошего знания

уголовного и уголовно-процессуального права, таможенного и

внешнеэкономического законодательства Украины, умелого применения положений

криминалистики в процессе расследования.

Анализ рассмотренных судами уголовных дел о контрабанде показывает,

что расследование по такого рода делам в значительной степени специфично,

что объясняется характером и особенностями преступных действий

контрабандистов. В то же время при проведении дознания по этим делам

работниками таможенных органов допускается еще ряд недостатков, что крайне

негативно влияет на процесс расследования и судебного рассмотрения дела.

Задача настоящей работы заключается в том, чтобы на основании анализа

законодательного и другого нормативного материала, юридической литературы и

конкретных уголовных и административных дел, осветить основные вопросы

правового положения таможенных органов - как органов дознания, а также

проведения дознания по делам о контрабанде.

1. БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА

"ДОЗНАНИЯ" В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ УКРАИНЫ

Контрабанда – явление очень старое. Упоминание о контрабанде, т.е.

незаконном нелегальном провозе товаров из одной страны в другую имеется у

древнегреческих и древнеримских историков[1].

Само слово "контрабанда", заимствованное из итальянского языка и

вошедшее во многие современные языки мира (contrabando, от contra – против

и bando – правительственный указ) включает понятие нарушения закона

государства или правительственного распоряжения. Слово "контрабанда" также

означает товар или какой-либо запрещенный к ввозу и вывозу предмет, тайно

провезенный или пронесенный через государственную границу.

Понятие "контрабанда" как правонарушение появилось в 14 веке в период

зарождения капитализма и бурного развития товарно-денежных отношений, когда

страны признали для себя невыгодным беспрепятственный ввоз и вывоз товаров.

Позднее в законодательном порядке были установлены правила провоза товаров

через государственную границу. Для осуществления контроля над провозом

товаров и взимания пошлин и других сборов, установленных государством, на

сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные

учреждения – таможни.

Всякое нарушение правил, установленных законом и другими нормативными

актами, провоза или проноса товаров и ценностей через границу с сокрытием

их от контроля со стороны таможен, получило название контрабанды, а

виновные в совершении таких действий подлежали наказанию[2].

С конца 18 века до начала 20 века Украина находилась в составе

Российской империи. Поэтому история развития Украины тесно переплетается с

историей развития Российской империи. Это касается как экономической

политики, так и таможенной политики, как ее составного элемента.

Самодержавие, сложившееся в России в середине 17 века ввело в 1653

Таможенный устав, содержавший в себе таможенный тариф – свод таможенных

пошлин, установленный для обложения товаров, пропускаемых через границу.

Мероприятия российского государства в таможенном законодательстве были

подкреплены соответствующими мерами, направленными на усиление таможенной

охраны в целях пресечения контрабандного ввоза и вывоза товаров.

Контрабандным путем переправлялись, главным образом, те товары, которые

облагались высокими ввозными пошлинами или производство и продажа которых

составляли исключительное право государства (табак, водка и другие).

Важнейшим мероприятием по усилению борьбы с контрабандой было учреждение в

России в 1754 году пограничной стражи, как особого корпуса войск для охраны

государственной границы в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже

была создана специальная таможенная стража[3].

В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной

границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения

потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей,

которые несли дозоры на участке. Если надзиратель или находившиеся под его

началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они

должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за

помощью к местным властям[4].

В целях усиления охраны сухопутной государственной границы и

пресечения контрабанды в 1828 году вступило в действие новое Положение об

устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта

стража по своей организации стала походить на воинское подразделение

регулярной армии[5].

Таможенный устав 1904 года давал право пограничной страже и

таможенному надзору в наиболее опасном в контрабандном отношении районе – в

пограничных губерниях Царства Польского – производить в пограничной полосе

шириной в 875 саженей от границы (около 2 км) обыски и выемки в домах и

других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для

полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве

следственных действий.

Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы борьбы с

контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно

проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров

в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и

от морских берегов с участием полиции, а за пределами 100-верстной полосы –

с помощью мировых судей, судебных заседателей и полиции. Этим уставом

детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования,

исполнения дел о контрабанде[6].

Термин "дознание" возник давно, он известен русскому дореволюционному

процессу. В дореволюционной России дознание представляло собой

непроцессуальную деятельность, осуществляемую, в основном, чинами

полиции[7].

"В деловом порядке дознание разнится от следствия тем, что делается

для предварительного удостоверения, есть ли основание приступить к

следствию; посему строгий порядок последнего и не соблюдается при дознании,

а делают одни расспросы без присяги. - …происходит от слов "дознавать,

дознать что", которые означают: "допытываться, узнавать, разузнавать,

разведовать, доведываться, разыскивать, доходить розыском, осведомляться,

удостоверяться в чем, узнавать подробно и верно"[8].

Основным органом дознания в дореволюционной России являлась полиция,

на которую возлагалось обнаружение противозаконных деяний и лиц, виновных в

их совершении. Эта обязанность осуществлялась путем дознания – т.е.

негласного разведывания. Именно розыск являлся основной функцией дознания.

Особый порядок производства расследований устанавливался в случаях

нарушения уставов казенного управления (таможенного, лесного и других).

Дознание в этих случаях проводилось должностным лицом соответствующего

ведомства и оформлялось протоколом, в который вносились данные, позволяющие

разрешить вопрос о том, необходимо или нет возбуждение уголовного дела[9].

После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством –

Советом народных комиссаров – СНК были приняты решительные меры для

пресечения контрабанды. Так, в частности, был издан Декрет СНК от 03.01.21

г. "О реквизициях и конфискациях". Таможенное учреждение было вправе

конфисковывать "товары, признаваемые контрабандными". Наряду с этим, Декрет

допускал возможность совершения таможенными службами оперативных и

следственных действий. Для обнаружения контрабандных товаров, тайно

ввезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу за границу,

таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной полосы,

производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в

сокрытии контрабанды. Вне пределов пограничной полосы таможенные служащие

могли осуществлять эти действия с участием уголовной или общей милиции.

Задержанные в процессе обысков, выемок товары доставлялись в таможню, где

им делали досмотр и опись с последующей (при необходимости) конфискацией.

Порядок реквизиций и конфискаций устанавливался Декретом СНК от 17.10.21

г[10].

Также необходимо упомянуть об учреждении Центральной комиссии по

борьбе с контрабандой при Всероссийской чрезвычайной Комиссии – ВЧК -

согласно Декрета СНК от 08.12.21 г. Комиссии по борьбе с контрабандой

создавались при местных особых отделах ВЧК с участием представителей

военного ведомства и таможенного контроля[11].

Принятый в 1922 г. Уголовно-процессуальный закон четко определил

задачи дознания и число органов дознания, а также круг следственных

действий, которые могли проводить органы дознания. К числу органов дознания

были отнесены: органы милиции и уголовного розыска, органы Главного

политического управления, органы инспекций (податной, продовольственной,

санитарной, технической, торговой, труда), которые могли проводить дознание

по делам, отнесенным к их ведению[12].

Таким образом, уголовно-процессуальные действия по борьбе с

контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты и в полном

объеме (как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия)

были переданы органам государственной безопасности.

Многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее

часто обнаруживаются факты контрабандного ввоза и вывоза предметов в

процессе осуществления таможенного контроля. Вместе с тем невозможность до

недавнего времени своевременного проведения неотложных следственных

действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение

лиц, совершающих контрабанду. Для устранения отмеченных недостатков

законодатель еще в Таможенном кодексе СССР 1991 года придал таможенным

органам государства функцию производства дознания по уголовным делам о

контрабанде[13].

В соответствии с пунктом 3, статьи 6 Закона Украины "О таможенном деле

в Украине" от 25.06.91 г. к компетенции таможенных органов Украины была

отнесена функция борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

12.12.91 г. Верховным Советом Украины был принят Таможенный кодекс

Украины, который введен в действие с 01.01.92 года. В соответствии со

статьей 102 ТК Украины таможенные органы Украины являются органами дознания

по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде ведется таможенными

органами Украины в соответствии с законодательством Украины.

Процесс становления и развития таможенного дела в Российской империи,

в дальнейшем в СССР носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом

за этот период был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и

использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать

современное таможенное законодательство Украины. Статус таможенной службы,

как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная

структура не оставались неизменными, они видоизменялись, приспосабливались

в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и

потребностями государства.

2. ПОНЯТИЕ КОНТРАБАНДЫ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Украины – УК Украины

контрабандой признается перемещение товаров, валюты, ценностей и иных

предметов через таможенную границу Украины, с сокрытием от таможенного

контроля или помимо таможенного контроля, совершенное в крупных размерах

либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое

же незаконное перемещение исторических и культурных ценностей,

сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов

(кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему).

Совершение этого преступления наказывается лишением свободы на срок от 3 до

10 лет с конфискацией имущества.

В соответствии со статьей 701 УК Украины (Закон Украины "Об обращении

в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и

прекурсоров" от 15.02.95 г.) предусматривается уголовная ответственность за

контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров,

т.е. за их перемещение через таможенную границу Украины, с сокрытием или

помимо таможенного контроля, что наказывается лишением свободы на срок от 3

до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору

группой лиц, а равно если предметом этих действий были особо опасные

наркотические средства или психотропные вещества в крупных размерах, -

наказывается лишением свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ или

прекурсоров, совершенная особоопасным рецидивистом либо организованной

группой, а равно если предметом контрабанды были наркотические средства или

психотропные вещества в особо крупных размерах, наказывается лишением

свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.

Контрабанда относится к преступлениям против государства. В

соответствии с частью 2 статьи 71 УК Украины контрабанда является тяжким

преступлением - т.е. представляющим повышенную общественную опасность.

Непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок

перемещения материальных ценностей, а также отдельных предметов и веществ,

изъятых из свободного оборота, через таможенную границу Украины[14].

В зависимости от предмета контрабанды, дополнительными объектами

контрабанды могут быть:

1. общественная безопасность (если предмет контрабанды – оружие,

боеприпасы, взрывчатые вещества);

2. здоровье населения (если предмет контрабанды – наркотические средства,

ядовитые сильнодействующие, радиоактивные, психотропные вещества);

3. политические интересы (если предмет контрабанды – литература, вредная в

идеологическом плане)[15].

Не всякое перемещение предметов через таможенную границу Украины

признается контрабандой, что следует из анализа содержания статьи 70 УК

Украины и статей 115, 116 ТК Украины. Для состава преступления контрабанды

обязательным признаком является перемещение предметов контрабанды,

совершенное в крупных размерах или группой лиц, организовавшихся для

занятия контрабандой.

Примечание: Под крупным размером следует понимать контрабанду, если

общая стоимость ее предметов составляет 200 и более установленных

минимальных размеров заработной платы (статья 70 УК Украины).

Под группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, следует

понимать 2 и более лиц, специально объединившихся с целью с целью

совместного и неоднократного перемещения через таможенную границу товаров.

Для наличия этого признака необходимо, чтобы имела место определенная

устойчивость группы и чтобы ее участники действовали как соисполнители

преступления. Поэтому лица, лишь способствовавшие совершению контрабанды,

должны нести уголовную ответственность за соучастие в данном

преступлении[16].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.