рефераты скачать

МЕНЮ


Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД

наконец , как и доказательственная, оперативная информация имеет своими

источниками людей и вещественные образования - предметы и документы,

необходимые для процесса доказывания.

Тем не менее, между добыванием и собиранием, документированием и

доказыванием, и между оперативной и процессуальной информацией нет знака

тождества. Основная причина отсутствие указанных выше категорий оперативно-

розыскной деятельности в нормах уголовно-процессуального закона. И во-

вторых, низкое качество оформления результатов оперативно-розыскной

деятельности. Достаточному числу из них присуща серия типичных недостатков,

наличие которых не способствует положительному влиянию на решение вопроса

об их доказательственном значении.

Если взглянуть на процесс документирования с содержательной

стороны и сравнить с уголовно – процессуальным доказыванием, то становится

очевидным, что, во-первых, при оперативном документировании используются те

же общенаучные методы исследования различных вещественных объектов с

использованием специалистов. С другой стороны, документирование тоже

является определённым информационным процессом, состоящим из собирания,

проверки и оценки, но уже оперативной информации.

В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни было,

предполагает использование субъектами этой деятельности определённых

средств, в связи с чем встаёт задача отыскания различий прежде всего этих

элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания, поскольку

именно они обуславливают последующие отличие их результатов.

Учитывая специфику познания в области уголовного

судопроизводства, можно утверждать, что интересующая органы расследования

информация будет поступать к ним в основном в результате их активного

воздействия на материальные и идеальные “следы”.

Основными способами собирания доказательств и оперативных данных

являются, как известно, следственные и оперативно-розыскные действия

соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать в качестве основных

средств доказывания и документирования.

Правда, для расширения познавательных возможностей названных выше

действий правоохранительных органов закон разрешает им использовать

различные технические и иные средства. Для следователя это всевозможные

предметы и приспособления, предназначенные для обнаружения и сохранения

выявленных следов. Для оперативных подразделений органов дознания -

соответствующие оперативно-технические средства. Сюда же следует, по всей

видимости, включить ещё представителей общественности, специалистов,

привлекаемых для проведения следственных и оперативно-розыскных действий,

конфиденциальных помощников органов дознания, служебно-розыскных собак, а

также методы использования всех перечисленных лиц, предметов и животных,

поскольку все они тоже стоят "между" субъектами и предметом познания, а в

конечном счёте способствуют достижению истины.

Несмотря на несомненную важность всех перечисленных средств, главное

место в их ряду всё же занимают следственные и оперативные действия,

поскольку все иные средства применяются в ходе этих действий и

самостоятельного значения не имеют.

В свете сказанного встаёт задача отыскания наиболее существенных

различий упомянутых действий органов следствия и оперативных подразделений.

По всей видимости, ключевым моментом которые уже заложены законодателем в

их определении. Так, в соответствии со ст.74 УПК РФ любые сведения,

являющиеся информационным ядром доказательств, должны добываться только в

установленном законом порядке ( ч.1 ст.74) и из определённых источников

(ч.2 ст.74).

При этом выражение "в установленном законом порядке" означает, что

действия, допустимые для сбора доказательств, порядок и условия их

проведения четко регулируются УПК РФ.

В связи с изложенным можно говорить, что доказательства и

оперативная информация имеют разный уровень достоверности содержащегося в

них знания в силу различия формы результатов оперативно – розыскной

деятельности и доказательств.

Сведения, заключённые в доказательствах, предназначены, как

известно, для всех заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества

в целом. Оперативная же информация, тоже будучи "знанием не только для

себя", поначалу адресована в основном субъектам, олицетворяющим в

уголовном процессе функцию обвинения, что позволяет сделать вывод о менее

высокой степени её удостоверенности.

Сказанное не означает, что оперативная информация должна быть

менее объективной, чем доказательства. Напротив, она тоже должна содержать

полноценное и истинное знание, но временно предназначенное только для

узкого круга специалистов. При этом специализированность оперативных

данных обеспечивается их особой формой, квалифицированно дешифровать

которую может только профессионал. Наличие у оперативной информации такой

формы объективно обусловлено необходимостью быстрейшего обнаружения

сведений о готовящемся или совершенном преступлении и надёжного их

сохранения в интересах расследования. Последнее из названных обстоятельств

обеспечивает возможность последующего физического контакта следователя со

"следами преступления", что не всегда бывает возможным при проведении

только следственных (судебных) действий в силу ограниченности их

поискового компонента.

Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого

перечисления тех источников, в которых может содержаться оперативная

информация, они сравнительно легко угадываются "между строк" закона об

оперативно – розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня

разрешённых оперативно-розыскных действий и мероприятий.

Таковыми являются:

- оформленные соответствующим образом сообщения конфидентов;

- рапорта, справки, иные документы, составленные должностными лицами

органов, непосредственно проводившими оперативно – розыскные мероприятия;

- результаты применения оперативной техники;

- вещественные объекты, добытые в ходе оперативно – розыскных

мероприятий , и т.д.

Как видим, в приведенном перечне усматривается некоторая

аналогия с соответствующими процессуальными источниками, названными ст.74

УПК РФ, однако главная особенность носителей оперативной информации

состоит, очевидно, в том, что при известности перечня возможных источников

оперативной информации в принципе конкретный источник ее получения в том

или ином случае не всегда может выть раскрыт всем участникам уголовного

судопроизводства.

Ведя речь о критериях разграничения оперативной и

доказательственной информации, на мой взгляд, следует исходить также и из

того, что добывание оперативных данных вообще-то не является самоцелью.

Цель, поставленная перед сыском в ст. 1 закона об оперативно – розыскной

деятельности будет реализована лишь в том случае, если его результаты так

или иначе будут использованы в уголовно-процессуальном доказывании или иной

сфере.

На основании сказанного, видимо, можно говорить о том, что

доказательства и оперативная информация имеют различные возможности для их

реализации в ходе доказывания. Первые могут напрямую использоваться для

обоснования любых решении по делу. Вторые в этом отношении выглядят менее

предпочтительно, хотя тоже "работают" на конечную цель судопроизводства.

Таким образом, различные возможности использования доказательств

и оперативной информации в процессе доказывания является еще одним

критерием для их разграничения.

Кроме оперативного сопровождения уже возбужденных уголовных дел

одной из промежуточных задач сыска является разведывательное проникновение

в криминогенную среду в целях добывания упреждающей информации о ещё только

готовящихся преступлениях и их предотвращение на указанной основе. Решение

такой задачи становится возможным потому, что начало осуществления

некоторых оперативно – розыскных мероприятий не связывается жёстко с

моментом совершения преступления или возбуждением уголовного дела, как при

уголовно-процессуальном доказывании.

Следовательно, ещё одним возможным критерием для разграничения

оперативной информации и доказательств является превентивный по отношению к

факту совершения преступления характер первой и ретроспективный - во втором

случае. При этом особая ценность оперативно – розыскной деятельности

состоит в том, что в принципе она может вестись синхронно, в одном

временном масштабе с процессом совершения преступления, а то и опережать

его, в то время как доказывание возможно лишь после совершения

преступления. Соответственно, оперативная информация может содержать знание

о ещё только замышляемом или готовящемся преступлении. Доказательства же -

в основном сведения о прошлом событии.

Наличие у оперативных подразделений органов дознания

разведывательных позиций в преступной среде даёт им возможность не только

добывать упреждающую информацию, но и фиксировать с помощью различных

средств caм процесс подготовки и совершения преступления (если предупредить

его не представляется возможным), активно влиять при этом в выгодном для

правоохранительных органов направлении на процесс отражения обстоятельств,

связанных с преступлением, в окружающем мире.

С одной стороны, это создаёт благоприятные условия для последующего

обнаружения, изъятия и фиксации в соответствии с УПК РФ указанных следов. С

другой - позволяет запечатлевать исследуемый процесс в его естественном

развитии, минуя промежуточные стадии отражения, что обеспечивает меньшее

искажение искомой информации. Более того, по ряду преступлений оперативно –

розыскная деятельность, образно выражаясь, может быть вообще единственным

"материалом", единственной "средой", в которой запечатлевается подготовка,

совершение преступления и иные связанные с ним факты.

При всей противоречивости и неоднозначности такого варианта

"отражения" криминала его несомненное преимущество по сравнению с другими

состоит в том, что здесь оно идёт не стихийно, а управляемо,

целенаправленно в том смысле, что при этом ,могут быть обеспечены

соответствующие условия для наиболее полного запечатления следов

преступления, своевременно предприняты меры по их сохранению до получения

доступа к ним следователя или дознавателя. Сказанное позволяет, с одной

стороны, согласиться с теми исследователями, которые обоснованно ведут речь

о том, что оперативно – розыскная деятельность, "работая" на доказывание,

не столько ориентирует его в нужном направлении, сколько "обеспечивает

доказательства", т.е. делает процесс доказывания "вполне реальным и

выполнимым"[13]. С другой - даёт возможность утверждать, что для субъекта

доказывания результаты оперативно – розыскной деятельности могут являться

одним из возможных "первоисточников" информации об исследуемых

обстоятельствах. Следовательно, содержащееся в них информационное ядро для

перехода в сферу собственно доказывания должно быть извлечено с помощью

следственных и иных урегулированных УПК РФ действий, способных, ко всему

прочему, устранить coмнение в истинности фактических данных, добытых

оперативным путём.

Проведенное сопоставление оперативной информации и доказательств

позволяет констатировать, что между ними нет непреодолимой стены,

поскольку они имеют единый первоисточник - отражённые

во вне обстоятельства преступления.

Одновременно каждый из названных видов информации имеет в сравнении

с другим определенные особенности. Оперативные данные в принципе должны

быть более насыщенными с содержательной стороны, поскольку в идеальном

варианте оперативно – розыскная деятельность может вестись параллельно с

развитием события преступления или даже опережая его. Доказывание - это

всегда ретросказание, связанное с промежуточными стадиями отражения,

искажением информации и т.д. Зато доказательства, благодаря особой форме

сосредоточенной в них информации, отличает более высокий уровень

достоверности, что позволяет на их основе принимать ключевые решения по

делу.

Отмеченные качества интересующих нас видов информации объективно

требуют комплексного осуществления оперативно-розыскных и следственных

действий по конкретным уголовным делам. Или, иными словами, предопределяют

необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений органов

дознания и следователя.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной

деятельности в уголовном процессе

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются по

инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо

при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя,

указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в

их производстве. Последующее их использование осуществляется в зависимости

от особенности отражения в данных материалах обстоятельств и фактов,

имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных

нормативных актов, регулирующих эти отношения. Результаты оперативно-

розыскной деятельности могут использоваться в следующих направлениях (ст.11

закона об оперативно-розыскной деятельности):

а) для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и

установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска

лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от

исполнения наказания и без вести пропавших;

б) для осуществления следственных и судебных действий;

в) в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;

г) в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-

процессуального законодательства РФ, регламентирующего собирание, проверку

и оценку доказательств.

Первое из обозначенных направлений использование результатов

оперативно-розыскной деятельности в зависимости от значимости информации,

поступающей в оперативные аппараты, может быть реализовано в ходе любого

оперативно- розыскного мероприятия, указанного в ч.1 ст.6 закона об

оперативно-розыскной деятельности. Наиболее часто оно применяется в

следующих ситуациях:

- при осмотре места происшествия и установлении потенциальных

очевидцев, предметов и документов, могущих быть доказательствами;

- при поиске лиц и фактов, представляющих оперативный интерес;

- при выборе эффективных организационных и тактических приемов

проведения мероприятий в рамках оперативной проверки;

- при подборе и привлечении граждан к конфиденциальному

сотрудничеству, их проверке;

- при проверке надежности конспирации оперативно-розыскных

мероприятий;

- при определении времени и условий, необходимых для проведения

оперативно-розыскных мероприятий;

- при обеспечении собственной безопасности оперативных сотрудников;

- при обеспечении легализации материалов, полученных с использованием

негласных средств и методов, при невозможности их легализовать другим

путем.

В процессе розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбывания

наказания, а также без вести пропавших, результаты оперативно-розыскной

деятельности могут способствовать установлению мест возможного нахождения

разыскиваемых и выявлению лиц, располагающих информацией о разыскиваемом.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при

осуществлении следственных и судебных действий и возможные пределы такого

использования определяются уголовно-процессуальным законом, поскольку

именно в нем регламентированы основания производства этих действий. На

стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения использование

оперативно-розыскных данных допустимо лишь при их соответствующем

оформлении и установлении источника получения информации, а также

возможности доказать ее истинность, объективность, достоверность и

перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных действий.

При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности

для подготовки и проведения следственных действий речь идет об оптимизации

криминалистической тактики различных следственных и судебных действий,

осуществление которых порой невозможно или практически затруднительно без

присутствия оперативно-розыскной информации[14].

Кроме того, сложившаяся процессуальная практика применения ряда

статей оценивается учеными как правомерная, в соответствии с которой

отдельные следственные и процессуальные действия осуществляются на

основании результатов оперативно-розыскной деятельности [15]. Это

обусловлено тем, что сбор первичной информации традиционно считается одним

из наиболее сложных этапов раскрытия преступлений и от правильного

использования всех ее источников зависит успешное расследование уголовного

дела.

В следственной деятельности результаты оперативно-розыскной

деятельности могут использоваться:

- для планирования расследования уголовного дела при выдвижении и проверке

следственных версий;

- для раскрытия преступлений по горячим следам;

- для подготовки и проведения следственных действий;

- для использования эффективных тактических приемов и средств по

расследуемым уголовным делам.

При возбуждении уголовного дела по материалам оперативных

подразделений следователь планирует дальнейшее расследование и

предусматривает возможность взаимодействия с оперативным сотрудником. В

процессе взаимодействия предусматривается проведение комплекса оперативно-

розыскных мероприятий и следственных действий, рассматриваются вопросы

привлечения подразделения технического обеспечения, специалистов и др.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться

как для установления оснований проведения отдельных следственных действий,

так и для подготовки и определения наиболее целесообразных тактических

приемов их проведения. Использование результатов оперативно-розыскной

деятельности при подготовке и проведении следственных действий во многом

обеспечивают их успех. Например, оперативные данные дают представление о

месте производства обыска, личности обыскиваемого, его связях в преступной

среде и т.п. Это помогает правильно определить время проведения данного

следственного действия, подготовить состав оперативно-следственной группы,

необходимые технические средства, наметить последовательность и тактику

действий.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в

качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела обусловлено

уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающим в качестве

повода для возбуждения уголовного дела и такой, как сообщение о совершенном

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.