Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД
наконец , как и доказательственная, оперативная информация имеет своими
источниками людей и вещественные образования - предметы и документы,
необходимые для процесса доказывания.
Тем не менее, между добыванием и собиранием, документированием и
доказыванием, и между оперативной и процессуальной информацией нет знака
тождества. Основная причина отсутствие указанных выше категорий оперативно-
розыскной деятельности в нормах уголовно-процессуального закона. И во-
вторых, низкое качество оформления результатов оперативно-розыскной
деятельности. Достаточному числу из них присуща серия типичных недостатков,
наличие которых не способствует положительному влиянию на решение вопроса
об их доказательственном значении.
Если взглянуть на процесс документирования с содержательной
стороны и сравнить с уголовно – процессуальным доказыванием, то становится
очевидным, что, во-первых, при оперативном документировании используются те
же общенаучные методы исследования различных вещественных объектов с
использованием специалистов. С другой стороны, документирование тоже
является определённым информационным процессом, состоящим из собирания,
проверки и оценки, но уже оперативной информации.
В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни было,
предполагает использование субъектами этой деятельности определённых
средств, в связи с чем встаёт задача отыскания различий прежде всего этих
элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания, поскольку
именно они обуславливают последующие отличие их результатов.
Учитывая специфику познания в области уголовного
судопроизводства, можно утверждать, что интересующая органы расследования
информация будет поступать к ним в основном в результате их активного
воздействия на материальные и идеальные “следы”.
Основными способами собирания доказательств и оперативных данных
являются, как известно, следственные и оперативно-розыскные действия
соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать в качестве основных
средств доказывания и документирования.
Правда, для расширения познавательных возможностей названных выше
действий правоохранительных органов закон разрешает им использовать
различные технические и иные средства. Для следователя это всевозможные
предметы и приспособления, предназначенные для обнаружения и сохранения
выявленных следов. Для оперативных подразделений органов дознания -
соответствующие оперативно-технические средства. Сюда же следует, по всей
видимости, включить ещё представителей общественности, специалистов,
привлекаемых для проведения следственных и оперативно-розыскных действий,
конфиденциальных помощников органов дознания, служебно-розыскных собак, а
также методы использования всех перечисленных лиц, предметов и животных,
поскольку все они тоже стоят "между" субъектами и предметом познания, а в
конечном счёте способствуют достижению истины.
Несмотря на несомненную важность всех перечисленных средств, главное
место в их ряду всё же занимают следственные и оперативные действия,
поскольку все иные средства применяются в ходе этих действий и
самостоятельного значения не имеют.
В свете сказанного встаёт задача отыскания наиболее существенных
различий упомянутых действий органов следствия и оперативных подразделений.
По всей видимости, ключевым моментом которые уже заложены законодателем в
их определении. Так, в соответствии со ст.74 УПК РФ любые сведения,
являющиеся информационным ядром доказательств, должны добываться только в
установленном законом порядке ( ч.1 ст.74) и из определённых источников
(ч.2 ст.74).
При этом выражение "в установленном законом порядке" означает, что
действия, допустимые для сбора доказательств, порядок и условия их
проведения четко регулируются УПК РФ.
В связи с изложенным можно говорить, что доказательства и
оперативная информация имеют разный уровень достоверности содержащегося в
них знания в силу различия формы результатов оперативно – розыскной
деятельности и доказательств.
Сведения, заключённые в доказательствах, предназначены, как
известно, для всех заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества
в целом. Оперативная же информация, тоже будучи "знанием не только для
себя", поначалу адресована в основном субъектам, олицетворяющим в
уголовном процессе функцию обвинения, что позволяет сделать вывод о менее
высокой степени её удостоверенности.
Сказанное не означает, что оперативная информация должна быть
менее объективной, чем доказательства. Напротив, она тоже должна содержать
полноценное и истинное знание, но временно предназначенное только для
узкого круга специалистов. При этом специализированность оперативных
данных обеспечивается их особой формой, квалифицированно дешифровать
которую может только профессионал. Наличие у оперативной информации такой
формы объективно обусловлено необходимостью быстрейшего обнаружения
сведений о готовящемся или совершенном преступлении и надёжного их
сохранения в интересах расследования. Последнее из названных обстоятельств
обеспечивает возможность последующего физического контакта следователя со
"следами преступления", что не всегда бывает возможным при проведении
только следственных (судебных) действий в силу ограниченности их
поискового компонента.
Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого
перечисления тех источников, в которых может содержаться оперативная
информация, они сравнительно легко угадываются "между строк" закона об
оперативно – розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня
разрешённых оперативно-розыскных действий и мероприятий.
Таковыми являются:
- оформленные соответствующим образом сообщения конфидентов;
- рапорта, справки, иные документы, составленные должностными лицами
органов, непосредственно проводившими оперативно – розыскные мероприятия;
- результаты применения оперативной техники;
- вещественные объекты, добытые в ходе оперативно – розыскных
мероприятий , и т.д.
Как видим, в приведенном перечне усматривается некоторая
аналогия с соответствующими процессуальными источниками, названными ст.74
УПК РФ, однако главная особенность носителей оперативной информации
состоит, очевидно, в том, что при известности перечня возможных источников
оперативной информации в принципе конкретный источник ее получения в том
или ином случае не всегда может выть раскрыт всем участникам уголовного
судопроизводства.
Ведя речь о критериях разграничения оперативной и
доказательственной информации, на мой взгляд, следует исходить также и из
того, что добывание оперативных данных вообще-то не является самоцелью.
Цель, поставленная перед сыском в ст. 1 закона об оперативно – розыскной
деятельности будет реализована лишь в том случае, если его результаты так
или иначе будут использованы в уголовно-процессуальном доказывании или иной
сфере.
На основании сказанного, видимо, можно говорить о том, что
доказательства и оперативная информация имеют различные возможности для их
реализации в ходе доказывания. Первые могут напрямую использоваться для
обоснования любых решении по делу. Вторые в этом отношении выглядят менее
предпочтительно, хотя тоже "работают" на конечную цель судопроизводства.
Таким образом, различные возможности использования доказательств
и оперативной информации в процессе доказывания является еще одним
критерием для их разграничения.
Кроме оперативного сопровождения уже возбужденных уголовных дел
одной из промежуточных задач сыска является разведывательное проникновение
в криминогенную среду в целях добывания упреждающей информации о ещё только
готовящихся преступлениях и их предотвращение на указанной основе. Решение
такой задачи становится возможным потому, что начало осуществления
некоторых оперативно – розыскных мероприятий не связывается жёстко с
моментом совершения преступления или возбуждением уголовного дела, как при
уголовно-процессуальном доказывании.
Следовательно, ещё одним возможным критерием для разграничения
оперативной информации и доказательств является превентивный по отношению к
факту совершения преступления характер первой и ретроспективный - во втором
случае. При этом особая ценность оперативно – розыскной деятельности
состоит в том, что в принципе она может вестись синхронно, в одном
временном масштабе с процессом совершения преступления, а то и опережать
его, в то время как доказывание возможно лишь после совершения
преступления. Соответственно, оперативная информация может содержать знание
о ещё только замышляемом или готовящемся преступлении. Доказательства же -
в основном сведения о прошлом событии.
Наличие у оперативных подразделений органов дознания
разведывательных позиций в преступной среде даёт им возможность не только
добывать упреждающую информацию, но и фиксировать с помощью различных
средств caм процесс подготовки и совершения преступления (если предупредить
его не представляется возможным), активно влиять при этом в выгодном для
правоохранительных органов направлении на процесс отражения обстоятельств,
связанных с преступлением, в окружающем мире.
С одной стороны, это создаёт благоприятные условия для последующего
обнаружения, изъятия и фиксации в соответствии с УПК РФ указанных следов. С
другой - позволяет запечатлевать исследуемый процесс в его естественном
развитии, минуя промежуточные стадии отражения, что обеспечивает меньшее
искажение искомой информации. Более того, по ряду преступлений оперативно –
розыскная деятельность, образно выражаясь, может быть вообще единственным
"материалом", единственной "средой", в которой запечатлевается подготовка,
совершение преступления и иные связанные с ним факты.
При всей противоречивости и неоднозначности такого варианта
"отражения" криминала его несомненное преимущество по сравнению с другими
состоит в том, что здесь оно идёт не стихийно, а управляемо,
целенаправленно в том смысле, что при этом ,могут быть обеспечены
соответствующие условия для наиболее полного запечатления следов
преступления, своевременно предприняты меры по их сохранению до получения
доступа к ним следователя или дознавателя. Сказанное позволяет, с одной
стороны, согласиться с теми исследователями, которые обоснованно ведут речь
о том, что оперативно – розыскная деятельность, "работая" на доказывание,
не столько ориентирует его в нужном направлении, сколько "обеспечивает
доказательства", т.е. делает процесс доказывания "вполне реальным и
выполнимым"[13]. С другой - даёт возможность утверждать, что для субъекта
доказывания результаты оперативно – розыскной деятельности могут являться
одним из возможных "первоисточников" информации об исследуемых
обстоятельствах. Следовательно, содержащееся в них информационное ядро для
перехода в сферу собственно доказывания должно быть извлечено с помощью
следственных и иных урегулированных УПК РФ действий, способных, ко всему
прочему, устранить coмнение в истинности фактических данных, добытых
оперативным путём.
Проведенное сопоставление оперативной информации и доказательств
позволяет констатировать, что между ними нет непреодолимой стены,
поскольку они имеют единый первоисточник - отражённые
во вне обстоятельства преступления.
Одновременно каждый из названных видов информации имеет в сравнении
с другим определенные особенности. Оперативные данные в принципе должны
быть более насыщенными с содержательной стороны, поскольку в идеальном
варианте оперативно – розыскная деятельность может вестись параллельно с
развитием события преступления или даже опережая его. Доказывание - это
всегда ретросказание, связанное с промежуточными стадиями отражения,
искажением информации и т.д. Зато доказательства, благодаря особой форме
сосредоточенной в них информации, отличает более высокий уровень
достоверности, что позволяет на их основе принимать ключевые решения по
делу.
Отмеченные качества интересующих нас видов информации объективно
требуют комплексного осуществления оперативно-розыскных и следственных
действий по конкретным уголовным делам. Или, иными словами, предопределяют
необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений органов
дознания и следователя.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной
деятельности в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются по
инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо
при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя,
указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в
их производстве. Последующее их использование осуществляется в зависимости
от особенности отражения в данных материалах обстоятельств и фактов,
имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных
нормативных актов, регулирующих эти отношения. Результаты оперативно-
розыскной деятельности могут использоваться в следующих направлениях (ст.11
закона об оперативно-розыскной деятельности):
а) для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и
установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска
лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от
исполнения наказания и без вести пропавших;
б) для осуществления следственных и судебных действий;
в) в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;
г) в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-
процессуального законодательства РФ, регламентирующего собирание, проверку
и оценку доказательств.
Первое из обозначенных направлений использование результатов
оперативно-розыскной деятельности в зависимости от значимости информации,
поступающей в оперативные аппараты, может быть реализовано в ходе любого
оперативно- розыскного мероприятия, указанного в ч.1 ст.6 закона об
оперативно-розыскной деятельности. Наиболее часто оно применяется в
следующих ситуациях:
- при осмотре места происшествия и установлении потенциальных
очевидцев, предметов и документов, могущих быть доказательствами;
- при поиске лиц и фактов, представляющих оперативный интерес;
- при выборе эффективных организационных и тактических приемов
проведения мероприятий в рамках оперативной проверки;
- при подборе и привлечении граждан к конфиденциальному
сотрудничеству, их проверке;
- при проверке надежности конспирации оперативно-розыскных
мероприятий;
- при определении времени и условий, необходимых для проведения
оперативно-розыскных мероприятий;
- при обеспечении собственной безопасности оперативных сотрудников;
- при обеспечении легализации материалов, полученных с использованием
негласных средств и методов, при невозможности их легализовать другим
путем.
В процессе розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбывания
наказания, а также без вести пропавших, результаты оперативно-розыскной
деятельности могут способствовать установлению мест возможного нахождения
разыскиваемых и выявлению лиц, располагающих информацией о разыскиваемом.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при
осуществлении следственных и судебных действий и возможные пределы такого
использования определяются уголовно-процессуальным законом, поскольку
именно в нем регламентированы основания производства этих действий. На
стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения использование
оперативно-розыскных данных допустимо лишь при их соответствующем
оформлении и установлении источника получения информации, а также
возможности доказать ее истинность, объективность, достоверность и
перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных действий.
При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности
для подготовки и проведения следственных действий речь идет об оптимизации
криминалистической тактики различных следственных и судебных действий,
осуществление которых порой невозможно или практически затруднительно без
присутствия оперативно-розыскной информации[14].
Кроме того, сложившаяся процессуальная практика применения ряда
статей оценивается учеными как правомерная, в соответствии с которой
отдельные следственные и процессуальные действия осуществляются на
основании результатов оперативно-розыскной деятельности [15]. Это
обусловлено тем, что сбор первичной информации традиционно считается одним
из наиболее сложных этапов раскрытия преступлений и от правильного
использования всех ее источников зависит успешное расследование уголовного
дела.
В следственной деятельности результаты оперативно-розыскной
деятельности могут использоваться:
- для планирования расследования уголовного дела при выдвижении и проверке
следственных версий;
- для раскрытия преступлений по горячим следам;
- для подготовки и проведения следственных действий;
- для использования эффективных тактических приемов и средств по
расследуемым уголовным делам.
При возбуждении уголовного дела по материалам оперативных
подразделений следователь планирует дальнейшее расследование и
предусматривает возможность взаимодействия с оперативным сотрудником. В
процессе взаимодействия предусматривается проведение комплекса оперативно-
розыскных мероприятий и следственных действий, рассматриваются вопросы
привлечения подразделения технического обеспечения, специалистов и др.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться
как для установления оснований проведения отдельных следственных действий,
так и для подготовки и определения наиболее целесообразных тактических
приемов их проведения. Использование результатов оперативно-розыскной
деятельности при подготовке и проведении следственных действий во многом
обеспечивают их успех. Например, оперативные данные дают представление о
месте производства обыска, личности обыскиваемого, его связях в преступной
среде и т.п. Это помогает правильно определить время проведения данного
следственного действия, подготовить состав оперативно-следственной группы,
необходимые технические средства, наметить последовательность и тактику
действий.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в
качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела обусловлено
уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающим в качестве
повода для возбуждения уголовного дела и такой, как сообщение о совершенном
Страницы: 1, 2, 3, 4
|