рефераты скачать

МЕНЮ


Система наказания в новом УК

Система наказания в новом УК

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уфимский юридический институт

Кафедра уголовного права и криминологии

Курсовая работа

«Система и виды наказания».

Выполнил: курсант 202 уч. взвода

мл. с-нт вн. службы

Шаповалов В.Е.

Научный руководитель:

лейтенант вн. службы

Диваева И.Р.

Уфа 1999 г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и система наказаний

ГЛАВА 2. Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы:

- ограничение свободы

- арест

- содержание в дисциплинарной воинской части

- лишение свободы на определенный срок

- пожизненное заключение

- смертная казнь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема системы видов наказания является составной частью более

общей проблемы реформирования российского уголовного законодательства. С

принятием Конституции РФ и других основополагающих актов стало возможным

проведение реформы уголовно-исполнительной системы на принципах приоритета

защиты прав личности.

Реформа в области системы и видов наказания необходима в целях

повышения действенности мер уголовного наказания, обеспечение максимальной

индивидуализации наказания с учетом личности виновного и общественной

опасности совершенного деяния. Контуры проводимой в РФ реформы в области

наказания стали просматриваться достаточно отчетливо после принятия в июне

1991 года Основ Уголовного Законодательства Союза ССР и республик и

принятием таких важнейших законодательных актов как Уголовный и Уголовно-

исполнительный Кодексы РФ.[1]

Проблема воздействия на преступность посредством уголовного наказания

была и остается одной из наименее изученных, хотя сентенция: «Дабы другим

неповадно было», - лежала в основе соответствующей законодательной и

правоприменительной практики на протяжении ряда столетий. Разумеется, ни

уголовный закон в целом, ни его отдельные институты не являются основными

мерами предупреждений преступлений, что, однако не может быть основанием

для пренебрежения ими. Место общепредупредительного воздействия наказания в

теоретической концепции мер борьбы с преступностью зависит от социально-

экономических условий, правовых и иных воззрений конкретного общества.[2]

Судебно-правовая реформа, проводимая в РФ в условиях отказа от старой

идеологии и перехода к новой системе ценностей, может быть успешно

осуществлена при надлежащем теоретическом обеспечении правотворческого и

правоприменительного процессов.

Проблема различных видов наказаний, применяемых уголовным

законодательством, будучи актуальной для большинства стран, особенно резко

обострилась в связи с ростом преступности в России и других стран бывшего

СССР, что объективно подталкивает государство к усилению уголовной

ответственности. Вместе с тем, вступление России в Совет Европы обусловило

принятие нашей страной стандартов и норм ООН в области предупреждения

преступности и отправлении правосудия, многие из которых непосредственно

относятся к уголовно-правовым санкциям.

Тот факт, что значительный объем подготовленных ООН документов

касается проблемы уголовно-правовых санкций[3], говорит о большей

значимости и актуальности проблемы.

Действующий уголовный кодекс РФ закладывает основы реформирования

всего уголовно-правового комплекса, всей системы уголовного правосудия.

Обсуждение уголовного кодекса РФ, характер замечаний и поправок,

показали, что в вопросе о построении применения уголовно-правовых санкций

нет единого мнения. Явно преобладали карательная направленность и

ведомственный уклон.[4] Объективно это противоречит принятым международно-

правовым актам в области предупреждения преступности и принципам,

содержащимся в Конституции РФ.[5] В этих условиях юридическая наука, на

основе накопленных знаний о преступности, должна помогать поиску

компромисса между ведомственными интересами, требующим ужесточения

наказания, и системным подходом, позволяющим учитывать возможности

некарательного воздействия на правонарушителя с помощью системы уголовно-

правовых, административных, гражданско-правовых и иных санкций. Именно

таких подходов всегда придерживалась передовая отечественная наука

уголовного права.[6] В работах С.В. Познышева, А.Д. Калмыкова, Н.А.

Неклюдова, Н.Д. Сергеевского, В.А. Спасовича, Н.С. Таганцева с этих позиций

активно обсуждались вопросы о сущности, содержании и границах карательной

деятельности государства, отличий наказания от других последователей

противоправного деяния, субъекта, свойствах и лестнице наказания. В

Советский период эти идеи проводились в работах А.А. Пионтковского, М.Д.

Шаргородского, Н.Д. Дурманова, Н.А. Стучкова, И.Н. Карпеца, И.М. Гальперина

и других авторов. Таким образом, проблема уголовно-правовых санкций

продолжает оставаться актуальной и в теоретическом и в практическом

прикладном значении.

Объектом исследования является отечественное уголовное право, уголовно-

исполнительное право.

Предметом исследования является система наказаний, закрепленных в

Уголовном Кодексе РФ. Научному анализу были подвергнуты санкции

действующего уголовного законодательства, как связанные с лишением свободы,

так и не связанные с таковым.

Методологические основы и методы исследования.

Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический

метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические

положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В

качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения

наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.Н. Костырева, Б.В.

Здравомыслова, А.И. Рарога, М.Ф. Костюка, М.П. Мелентьева, С.Н. Пономарева

и других видных ученых занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и

проблемами их исполнения.

В качестве методов познания использовались логический, историко-

правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной

базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции Российской

Федерации, действующее законодательство, международные нормативно-правовые

акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. В своей работе я уделил

вниманию анализ норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ,

определяющих систему и виды наказаний, а также порядок их исполнения.

Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда и

Уголовно-исполнительной системы осуществляется с помощью предусмотренного

уголовным законодательством перечня наказаний, которые различаются по

своему содержанию, характеру оказывающего ими воздействия, пределу

применения и порядку исполнения.

Вопросы, связанные с понятием уголовно-правовые санкции чаще всего

анализировались различными исследователями в рамках учения о наказании,

поскольку уголовное право рассматривалось как наказательное право.

В настоящей работе о системе наказаний и проблемам их исполнения нашли

свое отражение взгляды таких ученых занимавшихся этими вопросами, как М.Д.

Шаргородский, Н.А. Стучков, И.С. Ной, В.Н. Костырев, Б.В. Здравосмыслов,

П.Г. Мищенков. Эти и другие авторы исследовали как общетеоретические так и

практически-прикладные вопросы построения системы наказаний и проблемы их

исполнения (по некоторым данным исследователей общепредупредительного

воздействия наказания было проведено в нашей стране и за рубежом свыше

пятьсот).

Происшедшим за последние годы изменения в нашей стране изменили

систему социальных и личностных ценностей и, соответственно, конкретный

механизм воздействия уголовно-правовых санкций на поведение людей, а тем

более лиц, осужденных за преступления и отбывающих наказания.

Идущие нарастающим темпом реформы в сфере политике, права, экономики и

других отраслей государственного устройства в РФ ставит на одну из первых

проблему борьбы с преступностью (в основном связанных с хищениями,

коррупцией, взяточничеством, наркоманией, мошенничеством и др.) и проблему

исполнения наказаний. Как пишет В.И. Костырев в своей диссертации: -

«лишение личного, имущественного характера, которые содержат в себе санкции

воспринимаются в настоящее время иначе, нежели несколько лет назад»[7] и

это обуславливает необходимость проведения исследований по указанной

проблематике.

Цели и задачи работы.

Основная цель исследования в самой общей формулировке заключается в

том, чтобы рассмотреть место отдельных видов уголовно-правовых санкций и

проблем, связанных с их исполнением в новом механизме уголовно-правового

регулирования.

В соответствии с поставленной целью, задачами моей работы являются:

- анализ отдельных уголовно-правовых санкций по действующему Уголовному

Кодексу РФ;

- исследование некоторых вопросов исполнения наказаний связанных с

введением в действие нового УК РФ и УИК РФ.

ГЛАВА 1.

Понятие и системы наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение

преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в УК в

определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.[8]

Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным

государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-

политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему

наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое

значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их

виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно-

политической, экономической и идеологических сферах. Так, например, в

дореволюционном уголовном праве России наказаний получила нормативное

оформление в таких законодательных актах, как Уложение о наказаниях

уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми

судьями, Уголовное уложение 1903 г.[9] Так, в Уложении 1845 г.

предусматривалась довольно громоздкая лестница наказаний, расположенных в

порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести. Наиболее тяжкими из

них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на

Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример сословного

подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что

представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и

некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем

телесных наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены

для дворян и чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с

содержанием в помещении ведомства, где они служат.[10]

Уголовное уложение 1903 г. все наказания делило на главные,

дополнительные и заменяющие. К главным наказаниям относились: смертная

казнь, каторга без срока и от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и некоторые

другие. Дополнительными наказаниями являлись разного рода поражения в

правах: ограничение в праве избрания и перемены жительства; отобрание

имущества: денежное взыскание; опубликование приговоров; удаление от

должности; заключение в работном доме. Что касается заменяющих наказание,

были известны: замена одиночного заключения общим при недостатке в тюрьмах

одиночных камер: одиночного заключения в исправительном доме или в тюрьме

общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения для здоровья

заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет –

ссылкой на поселение, а также и другие.[11]

Для начального периода послереволюционного уголовного права

характерен отказ от сложившейся системы наказаний и осуществление

правосудия на основе революционного правотворчества. Это привело к

расширению круга органов, применяющих уголовное наказание (народные,

окружные суды, революционные трибуналы и др.), а также к появлению

чрезвычайно обширного не предусмотренного законом перечня наказаний,

которые применялись на основании «революционной совести». Это перечень

включая в себя свыше тридцати видов наказаний: от предупреждения,

общественного порицания и выговора до высшей меры наказания –

расстрела.[12]

Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена

в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали

примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение

общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности,

лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др.

В последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г.,

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик

1958 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и

союзных республик 1991 г.) система наказаний совершенствовалась,

освобождаясь от излишней громоздкости и классовой направленности

карательных мер.

Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала

коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую

систему наказаний:

- лишение свободы;

- ссылка;

- высылка;

- исправительные работы без лишения свободы;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью;

- штраф;

- общественное порицание;

- конфискация имущества;

- лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных

званий и Почетных грамот.[13]

Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по

степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение

званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по

существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и

предусмотренная этим УК высшая мера наказания – смертная казнь.

В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен

новый вид наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным

привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого

наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и

низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с

этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.[14]

По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам

совершившим преступления, могут применяться:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать

определенную должность;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и

государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Правоприменительная практика органов правосудия по реализации

уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой

ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее

все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип

законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти

за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это

возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести»

оригинальное наказание.[15]

В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и

обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим

законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их

сравнительной тяжести.[16]

Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В

ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед

законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не включается такие

меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние

физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система

наказаний по новому российскому Уголовному праву не знает мучительных

калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в

частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная

казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение

такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без лишения

свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других

государств.[17]

Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их

виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система

наказаний характеризуется следующими признаками:

- Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены

уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения,

сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию,

если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом –

nulla poena sine lege ни одно наказание не может определяться

произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть

указаны только в законе.

- Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя

правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и

не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или

порядок назначения тех или иных наказаний.

- Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке,

образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном

праве России располагались по принципу от более строгого к менее

строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от более

строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по

принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу

располагаются и в альтернативных санкциях норм Особенной части УК.

- Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это

означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет

собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве

этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.[18]

Все выше перечисленные принципы и признаки системы наказаний должны

базироваться на философском представлении и системе. В философской

литературе под системой принято понимать «Совокупность элементов, в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.