Производство по делам несовершеннолетних
это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией
по делам несовершеннолетних.
В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его
связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на
подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно
знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого
времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он
добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.
Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.
Существенное значение имеют следующие обстоятельства:
> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;
> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был
осужден;
> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;
> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько
времени;
> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
> привлекался ли к административной ответственности.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению
преступления, собираются данные относительно:
> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек
(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное
нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и
т.д.);
> обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и
непосредственно толкнули на преступление;
> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и
совершения преступления, а также способствовавшие к формированию
преступных групп и их антиобщественной деятельности.
> устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков,
других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их
употреблением;
> источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;
> выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные
мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или
мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.
Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие
рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и
общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное
преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия
наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы
были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры
по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали
результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен
своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него
обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего
осуществления контроля»[10].
Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под
отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же
причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.
При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой
инстанции проверяются:
> выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;
> что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению
преступления.
ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих
доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность
подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в
вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную
деятельность.
В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних
проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также
выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:
> заранее не обещанное укрывательство;
> приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем;
> вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией,
азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;
> небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при
совершении преступления;
> формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их
развращения;
> содержание притонов, распространение предметов порнографического
характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от
содержания детей и т.п.
«Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами
расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,
что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с
качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних
в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота
предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном
заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на
дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]
При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых
необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или
психического воздействия, направленного на возбуждение у
несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления.
Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему
условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и
совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных
обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной
ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной
ответственности.
ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
В ходе производства по делам несовершеннолетних органы
предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392
УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у
несовершеннолетнего.
«Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с
психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для
данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,
запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и
т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости
необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;
истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие
документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального
и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо
выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог
ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.
При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать
значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела
психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую
экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:
1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего
обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и
физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки
отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной
отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно
опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие
вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они
характеризуются?
6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском
наблюдении?
7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого,
зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья
несовершеннолетнего?
Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с
олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом,
астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает,
прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если
да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о
наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину
этого.
«Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего,
его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных
особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к
фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют
существенное значение для индивидуализации его ответственности и
наказания»[13].
В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от
уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении
принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной
ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как
несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению
по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР.
В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при
утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и
рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение
органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае
установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и
невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для
производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований
ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все
возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР.
В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные
действия:
1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:
> обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного
руководителя, воспитателей;
> соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;
> в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия
или бездействие которых способствовали совершению преступления;
> допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных
представителей ст. 72 УПК РСФСР.
2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного
учреждения, с мест работы и жительства.
3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного
подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних,
материалы комиссии по делам несовершеннолетних.
4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с
указанием источника сведений и копия поручения о производстве
обследования приобщается к делу.
5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и
отражение в процессуальных документах характера и степени участия
каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные
действия.
АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения
мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и
заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к
несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается
тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч.
2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие
обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла,
последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное
поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных
занятий, прочные связи с преступной средой и т.д.
Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК
РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих
содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности
личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест
представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения.
«Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что
содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях
изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их
лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки
уведомляться о произведенном аресте»[14].
Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте
или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они
уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве
которого находится дело.
При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор
обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание
для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний,
подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут
обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении
несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК
РСФСР.
«Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на
предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры
пресечения»[15].
ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР
В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер
пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача
под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним,
воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор
администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр
рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива
аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его
поведением с составлением в семейной или заменяющей среде.
Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц,
перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя,
прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под
присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться
от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к
воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья,
характера работы осуществлять присмотр.
Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в
деле в качестве законного представителя не исключает возможности его
принятия.
Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или
уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе
принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку
учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за
подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с
посторонними и т.п.).
В постановлении об отдаче под присмотр указываются основания избрания
этой меры, связанные с личностью несовершеннолетнего, условиями его жизни и
воспитания, характером преступления, в котором он обвиняется. Приводятся и
данные, обосновывающие возможность возложить присмотр на определенных лиц.
Несовершеннолетнему разъясняется, в чем состоит данная мера и
ответственность, принятая лицом, которому он отдан под присмотр.
О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на
себя присмотр, обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний
не скроется, не будет препятствовать установлению истины, не будут
заниматься преступной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в
быту, по месту работы или учебы.
Лицу, которое берет на себя присмотр, разъясняется характер преступления, в
котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за
невыполнение обязательств, т.е. к родителям, опекунам, попечителям, которым
был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого
обязательства применяются меры, предусмотренные частью второй статьи 94 УПК
РСФСР. Об этом также указывается в подписке.
Представители администрации "закрытых детских учреждений" являются
должностными лицами и могут в зависимости от характера нарушения принятого
обязательства и последствий нести дисциплинарную или уголовную
ответственность. Меры, предусмотренные ч.4 ст.393 УПК РСФСР, к ним не
применяются.
Лицо, принявшее обязательство, вправе заявить мотивированный отказ от
дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера
пресечения.
Лицу, принявшему обязательство, сообщаются обстоятельства, на которые
следует в том или ином случае обратить особое внимание (например, не
допускать нахождения подростка на улице вечером, прервать некоторые
знакомства). Об отдаче под присмотр следователь немедленно сообщает в
специализированное подразделение милиции по профилактике правонарушений
несовершеннолетних, которое оказывает содействие лицу, принявшему
обязательство о присмотре, информирует следователя о необходимости изменить
меру пресечения.
Мера пресечения считается примененной с момента получения подписки о
принятии под присмотр.
Обязательство о присмотре считается нарушением при следующих
обстоятельствах:
> неявке обвиняемого по вызову без уважительной причины;
> его попытке воздействовать на других обвиняемых, свидетелей или иным
путем помешать установлению истины;
> попытке скрыться; совершении правонарушения.
Об этом составляется протокол, который приобщается к делу (суд
отмечает это в протоколе судебного заседания). По месту работы или
проживания лица, принявшего на себя обязательство о присмотре, направляется
Страницы: 1, 2, 3, 4
|