рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места

происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и

задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает

поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных

мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев

преступления и т.п.).

Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на

оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно

ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия

осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и

задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных

дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует

розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит

следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с

дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника.

Он должен сообщить в дежурную часть сведения

___________________________________________________________________________

________________

40 Там же. -С. 226.

41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27.

31

о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также

другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников42 .

Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной

частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое

практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре

места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной

взаимодействия43.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по

органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых,

сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на

транспорте и при необходимости информируются дежурные части других

горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах

преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует

перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы

немедленного реагирования44.

Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-

оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск

преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На

место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую

входили следователь, инспектор уголовного розыска, а также эксперт и

кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она

привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о

похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников

вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи-

___________________________________________________________________________

__________________________

42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,

тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.

43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.

44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.

32

билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник

немедленно информировал дежурную часть РОВД, а дежурный ориентировал

железнодорожную милицию о характере преступления и о приметах преступников.

Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и

Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными

товарами45 .

В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист

и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных,

имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств

совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на

место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает

необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных

как с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из

результатов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных

действий. Большое значение приобретает оперативность использования

информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам.

Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При

осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник

находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной46.

Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной

стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии

работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При

дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий

количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает

необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и

систематизации. К окон-

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________

45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №

1-538/98.

46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 30.

33

чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план

первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при

раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.

В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-

оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом

обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два

рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой

информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами

принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых

розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не

изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы

обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР

показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.

Какова же роль следователя и оперативного работника в построении

первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который

каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при

осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об

изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые

появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,

его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от

потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени

условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в

осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать

сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него

может устно опросить потерпевших, свидетелей.

34

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного

работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший

группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и

оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать

результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные

следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник

самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-

розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно

возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный

действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию

преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная

организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя

и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и

активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о

совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда

следственно-оперативной группы на место происшествия и его

квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов

следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для

установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из

следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или

сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в

книгах учета делается соответствующая запись.

35

глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе

предварительного расследования.

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного

процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно

выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель

и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно

проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями

необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на

степень и характер ответственности, определение размера причиненного

ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов

дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и

организационной47.

Процессуальными формами являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер

по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4

ст. 127 УПК РСФСР).

Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных

действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия

при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном

использовании оперативно-розыскных возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.

36

этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея

взаимодействия48.

В практической деятельности следователи часто прибегают к

поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве

отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.

Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98

г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен

труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти

(огнестрельными ранениями).

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.

показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.

Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин

занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по

имени Сергей.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным

сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи

2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных

лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым

Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству

Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех

этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от

характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,

конкретной следственной и оперативной си-

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98

36

туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных

мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а

преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же

является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,

то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-

розыскных возможностей органов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии

с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения

оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения

криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или

совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике

или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1

ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,

-1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98

38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-

розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие

следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи

материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,

следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,

противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-

розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по

уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений

разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых

остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения

пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а

также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для

значительного повышения эффективности следственный действий, направленных

на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением

уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план

оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,

совершивших преступление, за счет максимального использования различных

источников информации при помощи которых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39

можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по

обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного

неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании

собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим

расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему

приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию

преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным

начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право

давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует

представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает

постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших

мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-

розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить

разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации

о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности

действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти

противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и

безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы

разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать

органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,

имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или

замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать

последние еще на ранних стадиях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.