Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места
происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и
задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает
поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев
преступления и т.п.).
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на
оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует
розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с
дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника.
Он должен сообщить в дежурную часть сведения
___________________________________________________________________________
________________
40 Там же. -С. 226.
41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27.
31
о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также
другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников42 .
Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной
частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое
практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре
места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной
взаимодействия43.
В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по
органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых,
сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на
транспорте и при необходимости информируются дежурные части других
горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах
преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует
перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы
немедленного реагирования44.
Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-
оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск
преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На
место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую
входили следователь, инспектор уголовного розыска, а также эксперт и
кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она
привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о
похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников
вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи-
___________________________________________________________________________
__________________________
42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.
43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.
44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.
32
билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник
немедленно информировал дежурную часть РОВД, а дежурный ориентировал
железнодорожную милицию о характере преступления и о приметах преступников.
Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и
Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными
товарами45 .
В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист
и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных,
имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств
совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на
место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает
необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных
как с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из
результатов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных
действий. Большое значение приобретает оперативность использования
информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам.
Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При
осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник
находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной46.
Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной
стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии
работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При
дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий
количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает
необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и
систематизации. К окон-
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________
45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №
1-538/98.
46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 30.
33
чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план
первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.
Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при
раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.
В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-
оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом
обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не
изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы
обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР
показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.
Какова же роль следователя и оперативного работника в построении
первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который
каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые
появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,
его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от
потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.
Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени
условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в
осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать
сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него
может устно опросить потерпевших, свидетелей.
34
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и
оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать
результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные
следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник
самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-
розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно
возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный
действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию
преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы.
В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и
активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о
совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда
следственно-оперативной группы на место происшествия и его
квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов
следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для
установления преступника.
Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из
следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или
сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в
книгах учета делается соответствующая запись.
35
глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе
предварительного расследования.
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного
процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно
выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель
и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно
проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями
необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на
степень и характер ответственности, определение размера причиненного
ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной47.
Процессуальными формами являются:
1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер
по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4
ст. 127 УПК РСФСР).
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных
действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия
при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном
использовании оперативно-розыскных возможностей
_________________________________________________________________
47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.
36
этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея
взаимодействия48.
В практической деятельности следователи часто прибегают к
поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве
отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры
Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.
Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98
г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен
труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти
(огнестрельными ранениями).
Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.
показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.
Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин
занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по
имени Сергей.
В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным
сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи
2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных
лиц на причастность к убийству;
3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым
Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству
Левшина49.
Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех
этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от
характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,
конкретной следственной и оперативной си-
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
48 Там же. -С. 14.
49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98
36
туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных
мер.
Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а
преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же
является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,
то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-
розыскных возможностей органов дознания50.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии
с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от
12.08.95. является
1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения
оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения
криминальных задач;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или
совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике
или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1
ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,
-1995. -№ 33. -Ст. 3349;
_________________________________________________________________
50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98
38
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-
розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-
розыскным путем.
Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по
уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.
С учетом этого в деятельности оперативных подразделений
разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:
1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых
остались не установленными.
В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения
пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а
также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.
Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для
значительного повышения эффективности следственный действий, направленных
на собирание документов по возбужденному уголовному делу.
Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением
уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план
оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,
совершивших преступление, за счет максимального использования различных
источников информации при помощи которых
_________________________________________________________________
51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-
розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.
39
можно узнать, кто совершил преступление.
В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по
обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного
неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании
собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим
расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему
приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию
преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным
начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право
давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует
представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает
постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших
мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-
розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить
разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации
о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности
действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти
противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и
безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы
разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать
органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,
имеющими:
1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или
замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать
последние еще на ранних стадиях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|